Консультация для родителей "Любовь к родному краю".
консультация (подготовительная группа)

Покусай Галина Юрьевна

Задачи:

  1. Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
  2. Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
  3. Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
  4. Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

      Как объединить педагогов, обучающихся и их родителей в единое образовательное пространство, как приобщить детей к общечеловеческим ценностям? Это не менее сложная задача….

Мы не первый год работаем в этом направлении и у нас наработана неплохая методическая база. Педагогами сада был создан детский календарь национальных праздников «Мы разные, но мы вместе!» Тематическое планирование календаря разработано с учетом календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.

И мы решили отталкиваться от нашего тематического календаря.

     Национальные праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. В них сконцентрирована история этноса, система его ценностей, мировоззрение, сформированное столетиями. Они играют важную роль в сохранении исторической памяти и культуры своего народа, несут в себе эстетическую, духовную и воспитательную миссию, формируют у населения чувство любви к России, своей исторической Родине, а также уважения к себе и окружающим людям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_lyubov_k_rodnomu_krayu.docx27.3 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области основная общеобразовательная школа № 9 имени Героя Советского Союза И.Д. Ваничкина города Новокуйбышевска городского округа Новокуйбышевск Самарской области

Консультация для родителей

«Любовь к родному краю»

                                                                                   

                                                                                  Подготовила  воспитатель 1 категории:

Покусай Г.Ю.

                                                г. о. Новокуйбышевск 2023 г.

                                                                                          В ком нет любви к стране родной,

Те сердцем нищие калеки.

Шевченко Т. Г.

Нравственное  воспитание дошкольников - это не только воспитание любви к родному дому, семье, детскому саду, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.

Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы.

С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования.

Нравственная основа - это главное, что определяет жизнеспособность общества экономическую, государственную, творческую"

Так одним из приоритетных направлений образования стало знакомство детей дошкольного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края.

Возникла проблема:

  • Отсутствие у детей познавательного интереса к истории своих предков и культурному наследию города, области, страны.
  • Недостаточная компетентность родителей в воспитании у детей нравственно-патриотических чувств.
  • Изменение качества взаимодействия детского сада и семьи с целью повышения эффективности воспитания нравственно-патриотических чувств у детей.
  • Отсутствие эффективной системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию в ДОУ.

Для решения данной проблемы в нашем детском саду была создана временная творческая группа с целью:

  • Решение актуальных проблем совершенствования и развития образовательной деятельности;
  • Активизации деятельности педагогических работников;
  • Мобилизации педагогических сил для повышения качества образования;
  • Организации учебно-познавательной деятельности обучающихся;
  • Мобилизации творческого потенциала педагога, поддержка творческой самореализации личности в поисках новых эффективных форм повышения профессионального мастерства.

Направление работы нашей ВТГ – Духовно -нравственное  воспитание в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО.

Содержание и деятельность ВТГ организованно в соответствии с планом.

Цель проекта:

Осуществление комплексного подхода формирование духовно – нравственной культуры дошкольников через приобщение к истокам культуры народов населяющих Самарскую область (ознакомление со старинными традициями, с бытом русских людей, промыслами, с календарно-обрядовыми праздниками), приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитание любви и привязанности к Родине.

Задачи:

  • Создать оптимальные условия для приобщения взрослых и детей к истокам культуры родного края;
  • Воспитать чувства любви к своей семье, к своему роду, развитие интереса к истории семьи, семейным традициям;
  • Вовлечь взрослых и детей в активно-познавательную, исследовательскую деятельность по изучению и сохранению истории, природы и культуры своего края, города;
  • Сформировать у детей и взрослых систему знаний о родном городе, крае на основе историко-художественно-краеведческого материала.

      Как объединить педагогов, обучающихся и их родителей в единое образовательное пространство, как приобщить детей к общечеловеческим ценностям? Это не менее сложная задача….

Мы не первый год работаем в этом направлении и у нас наработана неплохая методическая база. Педагогами сада был создан детский календарь национальных праздников «Мы разные, но мы вместе!» Тематическое планирование календаря разработано с учетом календаря образовательных событий, приуроченных к государственным и национальным праздникам Российской Федерации, памятным датам и событиям российской истории и культуры.

И мы решили отталкиваться от нашего тематического календаря.

     Национальные праздники являются неотъемлемой частью культуры любого народа. В них сконцентрирована история этноса, система его ценностей, мировоззрение, сформированное столетиями. Они играют важную роль в сохранении исторической памяти и культуры своего народа, несут в себе эстетическую, духовную и воспитательную миссию, формируют у населения чувство любви к России, своей исторической Родине, а также уважения к себе и окружающим людям.

     Содержание Календаря национальных праздников основано на интеграции задач и содержании патриотического, интернационального и нравственного воспитания. В его основу вошли главные национальные, государственные праздники, памятные даты народов России, т. е. те праздники, которые в основе своей объединяют нас.

  • Международный день мультфильмов 28 октября
  • День народного единства 4 ноября
  • Международный день толерантности 16 ноября
  • День защитника отечества 23 февраля
  • Международный женский день
  • Международный день детской книги 2 апреля
  • День победы 9 мая
  • Международный день семьи 15 мая
  • День памяти и скорби 22 июня
  • День России 12 июня

День государственного флага 22 августа

Работу с воспитанниками начали  с началом  учебного года

Согласно календарю первый праздник - Международный день мультфильмов

    Когда мы знакомим малышей с культурой и традициями других стран, мы расширяем их кругозор и воспитываем в них толерантность.

Нашими помощниками в этом деле могут стать познавательные мультфильмы, в которых информация подается в легкой и увлекательной форме.

Педагоги подобрали насколько мультфильмов и видеороликов направленных на ознакомление с народными традициями.

Совместно с родителям ко Дню народного единства была организованна выставка музейных экспозиций - «Сундучок народных предметов».

Наша экспозиция направлена на социально – эмоциональное развитие дошкольников через активное вхождение ребёнка в национальную культуру, присвоение доступного содержания культурно – исторического опыта в субъектной роли в разных видах детской деятельности, общения и познания в условиях реализации ФГОС ДО. Выставка формирует понимание взаимосвязи исторических эпох и своей причастности к иному времени, другой культуре.  

Так же в преддверии этого праздника в саду прошла выставка народных костюмов «Народы Самарской губернии».

Народный костюм – это бесценное неотъемлемое достояние культуры народа, накопленное веками. Одежда, прошедшая в своём развитии долгий путь, тесно связана с историей и эстетическими взглядами создателей. Традиции народного костюма складывались веками, бережно сохранялись и передавались из поколения в поколение, оставаясь неиссякаемым источником для творческого вдохновения. Колорит народного костюма, его декоративность, оригинальность и сейчас заставляют нас восхищаться. Торжественность, праздничность, умение тонко оперировать контрастными и тональными сочетаниями красок свидетельствует о присущем народу качестве видеть красоту в жизни и эстетически оформлять свой быт. Принципы композиционного построения народного костюма, четкость форм, линий, продуманная конструкция, взаимосвязь декора с конструкцией и формой, соответствие материала и формы назначению костюма являются для современных специалистов примером дизайнерского подхода к созданию новых образцов. Все эти черты костюма составляют содержание понятия “народные мотивы”.

 Эта выставка вдохновила нас на создание каталогов «Национальные костюмы»,  

Воспитывать у детей патриотические чувства, вызывать чувство гордости за нашу армию, ее историю. Тема «Защитники Отечества» особенно актуальна в наше время, когда дети черпают не всегда положительную информацию из телевизионных передач. Издавна славится наша страна своими защитниками, которые охраняли и оберегали нашу Родину. Знакомя воспитанников с историей праздника «День Защитников Отечества», мы зарождаем в них чувства гордости и любви к Родине.

Мама — самое нежное, самое понятное слово на земле. Сколько доброты таит оно в себе! Мамина любовь согревает нас всю жизнь.

Международный женский день,- один из самых душевных праздников, он вызывает трепетное чувство не только в детских сердцах, но и взрослые относятся к нему с теплотой.

Первый шаг, первое слово, первая игрушка  - это все мама. Кукла это первая среди игрушек, с которой ребенок начинает играть, так как  она близка и понятна ребенку. Рукотворная народная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает  историю своего народа. Кукла не рождалась сама, ее создает мама. Кукла зримый посредник между миром детства и миром взрослых. Матерчатых кукол делали с незапамятных времен. С ней играли и в царских дворцах, и в крестьянских избах. Благодаря своей популярности она бытовала во всех губерниях и была очень разнообразной.  Членами творческой группы создается каталог: «Куколка тряпичная - игрушка отличная».

Благодаря  работе в данном направлении,  у детей повышается интерес к народной культуре, расширились представления о традиционной народной кукле, народных женских эстетических и духовно-нравственных идеалах, что, в свою очередь, отразилось на эмоциональном состоянии детей,

Международный день детской книги 2 апреля

В преддверии Международного дня детской книги мы создали волшебную книгу национальных сказок «Дети мира» - это объект историко-культурного наследия, который соединяет в себе реалии нашего многонационального государства с историей земли, на которой мы живем. Данный сборник может быть полезен тем, кто интересуется прошлым своей родины. В книге собраны сказки  различных народов. Главная цель создания «Книги национальных сказок» - воспитывать уважительное отношение к национальным ценностям.

Педагогами также были созданы каталоги дидактических и сюжетно-ролевых игр и бесед «Лучше нет Родного края»

 «День победы!» Выбор этого праздника не случаен, нас объединила победа, которая сплотила все народы благодаря подвигам наших предков, которые останутся в памяти потомков навечно.

Уже много лет в детском саду мы приобщаем наших воспитанников и их родителей к всероссийской акции «Бессмертный полк».

Наш коллектив учувствовал в смотре конкурсе музеев боевой славы «Герои отечества». Педагогами с помощью родителей воспитанников был создан музей «Войны священные страницы навеки в памяти людей».

Этапами подготовки музея стали:

  • Выставка творческих работ «Мы наследники победы»;
  • Мини проект  «Звезда героя»;
  • Участие в конкурсе патриотической песни среди молодежи г. о. Новокуйбышевск Самарской области «Я люблю тебя, Россия!»;
  • Посещение воспитанников музея истории города Новокуйбышевска;
  • Участие в школьном концерте для ветеранов ВОВ
    «Поклонимся, великим тем годам»

С того времени традицией детского сада стало:

  • Ежегодное участие в областном конкурсе «Песни Победы»
  • Проведение музыкально-литературного салона: «Песни, с которыми мы победили»
  • Ежегодный конкурс чтецов: «Строки, опаленные войной»

Итогом работы – стало создание «Книги памяти» - собранная информация о погибших и без вести пропавших участниках Великой Отечественной войны,  послевоенного периода на основе имеющихся воспоминаний семей.

Главная цель - дать возможность воспитанникам и родителям рассказать о своих близких. Установить тесное сотрудничество: родители-педагоги, родители-дети-педагоги; организовать работу по изучению истории Великой Отечественной Войны. Память о павших воинах защитников Отечества будет жить вечно, от поколения к поколению.

День памяти и скорби

22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Эта трагическая дата навсегда останется в памяти граждан нашего Отечества. В День памяти и скорби, по всей России и в других странах проходит торжественная акция, во время которой активисты молодёжных и других общественных объединений выходят на площади и воинские мемориалы и зажигают вместе с ветеранами «свечи памяти».

В нашем детском саду акция стала доброй традицией, которая объединяет людей разных поколений.

Семья — не ячейка государства. Семья — это государство и есть. В преддверии этого праздника совместно с родителями наши воспитанники создали «Книгу семейных традиций», в которой они рассказывают о своих национальных  обычаях, своей культуре.

Государственный флаг России символ государства, в триаду государственных символов входят государственные герб, флаг и гимн, которые отображают историю государства, показывают настоящее и ведут в будущее.

Для знакомства с символикой нашей страны мною была создана интерактивная игра  «Государственная символика России».

Рефлексия:  Нравственное воспитание дошкольников – проблема архисложная в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. Мы гораздо больше, нежели раньше, знаем о себе и своей стране, больше видим, над большим задумываемся. Возможно, именно в этом заключается главная причина столь радикального переосмысления содержания, целей и задач патриотического воспитания. Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущерблен, не ощущает своих корней. А почувствует ли человек привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: Природа родного края, как средство нравственно-патриотического воспитания

Самое нужное и самое трудное для семьи и для страны – это воспитать человека.Нравственно - патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения. Чув...

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ».

Родной край! Что можно сказать о тебе?  Овеянный  преданиями, стариной, усеянный легендами, окутанный тайнами древних событий.Ставропольская земля богата своей историей, она в...

Консультация для родителей «Природа родного края в стихах С. А. Есенина»

С. А. Есенин – русский поэт. Он родился на Рязанщине в селе Константиново. Край, где он вырос, прекрасен, плюс его талант, сотворили великое чудо – родили такого великого поэта Есенина. По...

Консультация «Воспитание любви к родному краю»

Вопрос воспитания любви к родному краю, городу был и остается важным....

Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"

Консультация для педагогов "Природа родного края как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников"...

Консультация для воспитателей: «Природа родного края, как средство нравственно – патриотического воспитания»

Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности. Именно в этот период закладываются основы личностной культуры, соизмеримой с общечеловеческими духовными ценностями, основы...