Моя деятельность по закаливанию детей
статья (подготовительная группа)

Зельцер Татьяна Геннадиевна

Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементами творчества, что помогает ребенку удовлетворять свой познавательный интерес.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya_deyatelnost_po_zakalivaniyu_detey.docx52.17 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность всегда связана с проявлением активности, инициативы, элементов творчества, что помогает ребенку удовлетворять свой познавательный интерес, формирует способность к исследовательскому творческому поиску. Самостоятельность позволяет ребенку не зависеть от окружающих, принимать и реализовывать свои решения наличием имеющихся у него знаний и умений, позволяет использовать свои интеллектуальные и духовные резервы.

Показателями самостоятельности старшего дошкольника выступают: стремление к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умение поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.

Сегодня особое внимание должно уделяться развитию самостоятельной деятельности у детей по оздоровлению ими своего организма, формированию здорового образа жизни, так как констатируется ухудшение здоровья детского населения.

Основная роль в физическом развитии детей, сохранения их здоровья, принадлежит закаливанию.

Проведенное мною исследование ставило цель: разработать и апробировать педагогические условия развития самостоятельности у детей 7 года жизни в процессе закаливания.

Актуальность проблемы моего исследования обусловлена значимостью самостоятельной организации детьми закаливания для сохранения здоровья. Данная проблема мною обозначена на основе противоречий, которые сложились в современной образовательной ситуации. С одной стороны, в дошкольном возрасте очень важным является развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе закаливания. С другой стороны, в дошкольных образовательных организациях не всегда уделяется внимание созданию педагогических условий для развития самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе закаливания.

Одним из способов оздоровления организма и является закаливание. При реализации закаливающих мероприятиях в ДОО происходит благоприятное становление аппарата физической терморегуляции ребенка, который плохо функционирует в периодах раннего и дошкольного детства. Действенными средствами закаливания считаются естественные силы природы: солнце, воздух и вода. Наибольший эффект наблюдается от контрастного закаливания, которое включает ножные ванны, обтирание, душ, босохождение.

На констатирующем этапе исследования были мною изучены особенности развития самостоятельности у детей 7 года жизни. Дошкольники проявили разный уровень развития самостоятельности.

Показатели и уровни развития самостоятельности у детей 7 года жизни.

1 уровень – высокий, ребенок самостоятельно выбирает себе деятельность и партнеров для ее осуществления, уверенно решает задачу деятельности без помощи со стороны взрослых, умеет поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, оценивает себя, радуется хорошим результатам, проявляет автономность в деятельности, в общении, в решении конфликтов, в новой ситуации пробует решить задачу, а также способен к проявлять инициативу и творчество в решении возникающих задач.

2 уровень – средний, к нему мы отнесли такие показатели самостоятельности детей, как желание ребенка решить поставленную задачу без помощи взрослых, стремление активно включиться в поиск решения, умение поставить цель. Но детям не доставало умения самостоятельно определить средства решения задачи, они вынуждены были частично прибегать к помощи взрослого.

3 уровень – ниже среднего, дети не проявляли желания принимать участие в игре, ждали дальнейшего разъяснения действий, не пытались сформулировать цель деятельности. Постоянно нуждались в помощи взрослого.

Я использовала тестовые игровые задания и наблюдения за детьми. Наблюдение за детьми осуществлялось в их самостоятельной деятельности. Результаты наблюдения заносились в Карту проявлений самостоятельности.

Методика констатирующего эксперимента была следующей. Всем детям, участвующим в констатирующем эксперименте, были предложены 3 задания, которые представляли собой знакомые по занятиям, но несколько усложненные дидактические игры:

«Переложи палочки» – изменение геометрической фигуры средствами перекладывания палочек;

«Сложи фигуру» - составление из 6-8 элементов силуэтов предметов, животных, строений.

«Продолжи ряд» – выполнение последовательных действий.

Небольшая группа детей проявила большой интерес, активность, творчество и самостоятельность к предложенному заданию. Время их сосредоточенной работы составило 10 -15минут. В игре «Переложи палочки» эти дети справились с заданием. В игре «Составь фигуру» – они же самостоятельно составили интересные фигуры-силуэты, композиции, проявив большое творчество, передали разнообразный характер движений фигур-силуэтов. Показатели действий этой немногочисленной группы детей отнесены к 1 уровню развития самостоятельности.

В группе были дети, которые также пытались самостоятельно находить способы выполнения заданий.

Задание дети следующей подгруппы выполняли без практической помощи взрослого, но с наводящими вопросами. Проявления творчества не наблюдалось. Самостоятельность этих детей характеризовалась показателями II уровня развития. Время их сосредоточенной работы составило 8 - 10 минут. Большинство детей проявили неустойчивый интерес к дидактическим играм. Задание они выполняли с практической помощью взрослого, с наводящими вопросами и только по представленным образцам. Они сразу приступали к перекладыванию палочек, составлению фигур без всякого хотя бы элементарного анализа образца, не обдумывая ход своих действий. Большинство детей передвигали фигуры и путем проб и ошибок приходили к результату. Быстро терялся интерес, игра была короткой (5-7 мин.). Задание выполняли частично, не до конца.

В игре «Переложи палочки» дети нашли 2-3 варианта. В игре «Составь фигуру» – сложили по одной фигуре по образцу. В игре «Продолжи ряд» – не выполнили последовательную периодичность. Показатели этой группы детей отнесены к Ш уровню развития самостоятельности.

Анализируя результаты констатирующего эксперимента, я столкнулась с тем, что большинство детей проявляют низкий и средний уровень развития самостоятельности.

На этом этапе была проведена оценка условий среды для организации закаливания, которая показала недостаточную ее оснащенность для закаливания.

На формирующем этапе исследования были разработаны и апробированы педагогические условия развития самостоятельности у детей 7 года жизни. Эффективными оказались:

- ознакомление детей, педагогов и родителей с авторскими методиками закаливания;

- включение детей, педагогов и родителей в проектную деятельность по организации закаливания с использованием нетрадиционных методов;

- реорганизация предметно – пространственной среды группы, способствующей развитию самостоятельности в процессе закаливания.

Была поставлена задача ознакомление детей, педагогов и родителей с авторскими методиками закаливания. Мною были разработаны консультации для педагогов и родителей для эффективного и интересного понимания данных методик. В дошкольной образовательной организации важно осуществлять работу с педагогами по повышению их компетентности в вопросе закаливания детей. Проблемы укрепления здоровья детей рассматриваться также и на совещаниях по проблемам, связанным с оздоровлением детей. Был разработан план работы с педагогами и родителями по повышению их компетенции в вопросах закаливания.

Анкетирование педагогов с целью изучения представлений педагогов о технологиях закаливания, и способах включения детей в самостоятельную оздоровительную деятельность

Анкетирование родителей с целью изучения их представлений о технологиях закаливания, и способах включения детей в самостоятельную оздоровительную деятельность        сентябрь        Аналитическая справка

Наблюдение за работой педагога.

Цель: определить технологии закаливания, которые использует педагог, как развивает самостоятельность детей в процессе закаливания         сентябрь        Аналитическая справка

Анализ календарных планов педагогов с целью определения системы работы педагога по развитию самостоятельности в процессе закаливания        

Педагогический совет на тему: «Развитие самостоятельности детей в процессе оздоровительной деятельности»        

Панорама педагогических идей (педагоги, родители)

Тема «проектная деятельность как условие развития самостоятельности детей в процессе закаливания».        

Семинар практикум «Совместная оздоровительная деятельность взрослых и детей»                 

Работа творческой группы по разработке проекта «Если хочешь быть здоров, закаляйся!»                

Проект Если хочешь быть здоров, закаляйся!»

Родителями была выбрана программа Ю.Ф. Змановского «Здоровый дошкольник» интересна и эффективна тем, что оздоровление детей происходить не медикаментозными средствами, а силами природы, что способствует не только физическому по и психоэмоциональному развитию детей.

После консультации с родителями была осуществлена беседа по заданной тематике, в которой обсуждались способы закаливания и формы реализации проекта.

Мы разрабатывали и реализовывали проект «Если хочешь быть здоров, закаляйся!». Проектная деятельность для детей старшего дошкольного возраста является наиболее интересной, она наполнена разнообразными видами детской деятельности, но главное дети могут проявить свою самостоятельность и в выборе темы и планировании хода проекта, самостоятельно принимают решение о начале и окончании проекта и др.

До внедрения проекта закаливание в группе осуществлялось под контролем воспитателя, перед этим важно, чтобы медицинская сестра оценила состояние здоровья каждого ребенка в группе. При организации закаливающих процедур важно взаимодействие и сотрудничество с семьей — одно из условий эффективного оздоровления. Знакомя родителей с закаливанием, прежде всего сообщаю, как и чем будем заниматься в ДОО, и чем они могут помочь своему ребенку в данном мероприятии.

Проект предполагал этапы: выбор темы, реализация проекта и презентация результатов. На первом этапе осуществлялся выбор темы проекта. На утреннем совете предложила детям обсудить изменения, которые произошли у нас в группе, принять решение как будем использовать новое оборудование, его назначение. Поговорили с детьми о пользе закаливания, обсудили что знаем, что не знаем и хотим узнать о закаливании организма. В результате совместного обсуждения мы пришли к выводу, что мало знаем о способах закаливания. Принимаем с детьми решение с помощью голосования о теме проекта «Если хочешь быть здоров, закаляйся!». Готовим и размещаем на нашей доске информацию о теме проекта. Обсуждаем, кого пригласим в проект.

На этом этапе основная деятельность по реализации проекта разворачивается вокруг его планирования. Мы организовали дискуссию с детьми, в ходе которой они высказывали свои пожелания, что они хотят узнать по этой теме. Протоколировали все детские вопросы и высказывания. Таким образом мы выяснили чем мы хотим заниматься определили кто что и где хочет делать. Главное где будем искать информацию. Вечером вместе с родителями, которых дети решили обязательно включить в проект обсудили план проекта, пути его реализации. Родители активно обсуждали предложенную тему, предлагали помощь в создании «центра закаливания».

На втором этапе приступили к реализации проекта. С детьми были выбраны такие методы закаливания как обливание или водные процедуры, обтирание, босохождение и полоскание рта, воздушные ванны. На этом этапе были проведено экспериментирование на тему «реакции моего организма на закаливание», в ходе которого расширились представления о результатах воздействия закаливающих процедур на организм человека.

Осуществлялся просмотр мультфильмов, в которых раскрывалась польза купания, прогулок на свежем воздухе, дети обсуждали способы закаливания. Были выбраны несколько сериальных мультипликационных фильмов, но детям понравились смешарики.

В течение реализации проекта проводилось его документирование, еженедельно выходил журнал, а также в конце недели проходило обсуждение с детьми что они изучили, как и почему они этому научились. Сложнее всего нам было организовывать метакогнитивный диалог с детьми.

На третьем этапе проекта мы организовали и провели презентацию итогов нашего проекта. Презентация прошла в форме праздника «Закаляться и смеяться». Праздник создал бодрое, радостное настроение, способствовал снятию напряжения и позволил детям продемонстрировать свои знания в вопросах закаливания и умения самостоятельно организовывать закаливающие процедуры.

Была проведена работа по оснащению и реорганизации предметно-пространственной среды для развития у детей самостоятельности в процессе закаливания, проведены консультация для педагогов и родителей, реализован проект «Если хочешь быть здоров, закаляйся». Решение поставленных задач осуществлялось в совместной с детьми деятельности (гимнастика после сна, физкультурные занятия, подвижные игры и др.), что обогатило самостоятельную деятельность детей.

На контрольном этапе исследования была выявлена положительная динамика показателей уровня развития самостоятельности в процессе закаливания. Больше чем в три с половиной раза увеличилось количество детей, находящихся на высоком уровне. Рост всех показателей самостоятельности детей подтверждает эффективность разработанных нами условий.

Методика контрольного этапа исследования состояла из наблюдения за детьми в их самостоятельной деятельности.

Анализ данных полученных в ходе контрольного эксперимента позволил сделать следующе выводы:

- низкий уровень развития самостоятельности проявился у 1 ребенка, что составило 5%. Я наблюдала, что ребенок не проявляет самостоятельность, в закаливании нарушается последовательность действий, проявляет негативные реакции (отказ, протест и др.);

- средний уровень выявлен у 4 детей, что составило 20%. Эти дети самостоятельно выбирают способ закаливания, последовательно проводят процедуру, но не рассказывают без предварительного планирования, не могут рассказать о своих ощущениях, прибегают к помощи взрослого, если задача новая.

- высокий уровень выявлен у 15 детей, что составило 75%. Дети этой группы самостоятельно выбирают способ закаливания, планируют последовательность выполнения процедуры, самостоятельно выполняют, рассказывают о своих впечатлениях, обсуждают с товарищами выполненные действия.

В моей деятельности произошли изменения, появилась совместная с детьми физкультурно-оздоровительная деятельность. Активно использовала разнообразные формы организации физкультурно-оздоровительной работы, привлекла к работе в данном направлении родителей, грамотно применила в своей работе здоровьесберегающие технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Цель проекта: представить систему работы воспитателя по закаливанию, выявления методик и средств закаливания....

Проект по закаливанию детей в ДОУ по теме:"Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей"

Тема проекта: "Содержание деятельности воспитателя по закаливанию детей в ДОУ"Цель работы:представить систему работы воспитателя по закаливанию детей в ДОУ, выявление методик и средств закаливания....

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Закаливание детей является процедурой, которую применяют люди на протяжении многих веков. Такие процедуры способны укрепить здоровье, укрепить иммунитет, поднять выносливость ребенка.Но, как и другие ...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Статья "ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТ "

ЗАКАЛИВАНИЕ РЕБЕНКА 3 4 ЛЕТ. ДОКТОР КОМАРОВСКИЙ О ЗАКАЛИВАНИИ ДЕТЕЙ. КАКИЕ ВИДЫ ЗАКАЛИВАНИЯ СУЩЕСТВУЮТЗимой дети болеют особенно часто. Помочь поддержать их организм могут простые процедуры закаливани...

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»

Консультация для родителей: «Закаливание детей: традиционные и нетрадиционные методы закаливания детей. Закаливание детей солнцем и воздухом»...