Консультация для родителей
консультация (средняя группа)
Как заинтересовать ребенка этим миром?
Что делать родителям?
Задаться вопросом: что мы делаем вместе с ребенком, какое совместное пространство у нас существует, чем оно заполнено в тот момент, когда мы отобрали у него гаджет?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 16.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Почему развлечения не лечат скуку?
Многие мамы жалуются, что их дети постоянно скучают. Может, они просто мало уделяют им времени, плохо стараются, чтобы было интересно?
Может быть совсем наоборот – мама перетрудилась. Все чаще развлечение детей воспринимается родителем как обязанность. Эти обязанности растут не по дням, а по часам. Система неформальных ожиданий от родителей меняется с каждым поколением. Именно она влияет на наше родительское самочувствие и исподволь управляет нашим поведением.
Примерно до конца прошлого столетия предполагалось, что в обязанности папы и мамы входит ребенка кормить, лечить и воспитывать. Учила школа. Развивал и развлекал двор. Сейчас ответственность целиком лежит на родителях. Родитель должен не только кормить, одевать и обувать, помогать с уроками, но еще и водить на всевозможные развивающие занятия, мастер-классы, научные шоу для детей. Все это – непременно в развлекательной форме, чтобы ребеночка там заинтересовали, растормошили.
Этот стереотип проникает в головы родителей через социальные сети, разговоры на детских площадках, в гостях, через статьи психологов в интернете. Детское развитие и образование постепенно становится развлекательным. Вроде неплохо, что дети учатся в игровой форме, но если такой активности вокруг ребенка много, он привыкает, что взрослые организуют что-то для него. Он сам не является ее источником, а только принимает участие в чужих сюжетах, не зная, откуда они берутся и куда исчезают.
Добавляет жару индустрия детских развлечений: аквапарки, лазертаги, батутные центры. Родители часто изо всех сил стараются, чтобы у ребенка было качественное веселье. Открыли рядом парк развлечений – нужно сводить ребенка в ближайшие выходные. Ему нравится, он просится еще, почему бы не сводить? Но если таких развлечений становится много, родителю потом сложно будет с ними конкурировать, предлагая что-то домашнего производства. Непросто будет вызвать восторг диафильмами и вечерним чтением книжки. Нервная система ребенка восприимчива и подвижна. Яркое и броское в детстве нравится больше, чувство вкуса воспитывается постепенно, дать задний ход всегда сложнее.
Получается, что заскучать может ребенок очень старательных родителей, которые хотят обеспечить его всем самым лучшим.
Выходит, скука возникает от избытка развлечений?
От избытка развлечений, связанных с внешней стимуляцией. Яркое, веселое, то, чем я могу быстро управлять без сложных умственных, координационных и моторных усилий, без воображения, что само по себе переливается и взрывается огнями – дарит нехитрые эмоции. Завораживает. Ребенку становится трудно понудить себя делать что-то сложное, зависящее от него. Не забываем и о взрослых, которые нон-стоп водят хороводы вокруг своего дитяти. Человек привыкает к определенному уровню потребления, заставить себя сделать что-то другое ему довольно сложно.
Так рождается скука.
Как заинтересовать ребенка этим миром?
Что делать родителям?
Задаться вопросом: что мы делаем вместе с ребенком, какое совместное пространство у нас существует, чем оно заполнено в тот момент, когда мы отобрали у него гаджет?
Задача взрослого – найти способ наполнить «резервуар» внутреннего мира ребенка. У нас нет для этого прямого пути, для этого нужна совместная деятельность, совместное пространство с ребенком.
Изменить жизнь ребенка и свою собственную, выстроить взаимодействие – это создать условия, чтобы что-то в ребенке взросло. Это не просто. Развитие личности ребенка требует от взрослого, прежде всего, труда отношений с ним.
Кроме того, нужно предварительно заглянуть в себя, задуматься, что интересно мне, что бы я хотел ему передать, найти форму, адекватную возрасту ребенка.
Второе направление – отбор достойных культурных образцов: детской литературы, мультипликации, театральных постановок. Кстати, театр – прекрасный источник переживаний для ребенка, который качественно наполняет его внутренний мир.
Личностное значение приобретается в процессе взаимоотношений со взрослым, разделения с ним переживания, озвучивания.
При определенной включенности взрослых мир любого ребенка способен меняться.
Вообще, важна не скука, а то, что мы с ней делаем. Если удается перетерпеть скуку, то она способна стать источником развития.
Многие начинали творить: сочинять сказки, музыку, изобретать именно потому, что им в какой-то момент стало скучно. Часто скука – это двигатель, источник творчества, преодоления каких-то внутренних сложностей.
– Да, но со всех сторон только и слышно: «Вы уделяете мало внимания ребенку», «У вас слишком много запросов», «У ребенка много развлечений», «У него мало свободного времени» – сплошь диагнозы.
– Увы, родители находятся в ситуации взаимоисключающих требований. Это не может не вызывать фрустрацию. Одни кричат: «Дайте много свободного времени и пустое пространство», другие – «Вы обязаны наполнить жизнь ребенка интересными занятиями».
Но главный вопрос остается прежним: как заинтересовать ребенка ЭТИМ миром? Как показать, что мир большой и интересный, что его можно осваивать и получать от этого удовольствие?
Повторюсь, добиться этого невозможно, если в жизни ребенка нет значимого взрослого, для которого мир устроен именно так: он интересен, увлекателен, разнообразен. Ребенка должны окружать взрослые, готовые взять его за руку и часть пути по освоению мира пройти вместе. Начало должно быть проложено вместе! Потом ребенку можно даже скучать без взрослых – одному или с ровесниками, тогда их скука не будет токсичной.
Вопросы стимулируют исследовательскую деятельность ребенка. В них радость совместного открытия, радость познания. Если что-то читаете вместе, разыгрывайте сюжеты, даже из подручных материалов и предметов-заместителей. Это простой способ преобразовывать реальность ребенка, наполняя ее качественным содержанием. Первые книги могут читаться по многу раз, важно, чтобы сюжет уложился в голове и сердце ребенка, чтобы он мог его присвоить, сделать частью своего внутреннего мира, строительным материалом для собственного творчества. Сказку можно нарисовать, можно слепить, можно придумать продолжение, в нее можно поиграть. Наградой взрослого за труд может быть соучастие в открытии ребенком жизни как чуда пожалуй, это одно из главных родительских удовольствий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...
Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....
1.Консультация для родителей «Использование театральной деятельности в работе с неуверенными детьми» 2.Консультация для родителей «Развитие детей в театрализованной деятельности».
Как привлечь детей к театральным играм.Игры....
Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...
Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...