Петербургские маршруты. Музейная педагогика.
консультация (старшая группа)

Болдовская Татьяна Николаевна

С помощью музейной педагогики формируются и расширяются ценностные ориентиры, решаются задачи патриотического, исторического и художественно-эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzeynaya_pedagogika.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

     Петербургские маршруты.  Музейная педагогика.

     Материал подготовила методист ГБДОУ детский сад № 6 Адмиралтейского района СПб  Болдовская Т.Н.

 Наш предыдущий маршрут был посвящен музеям Санкт-Петербурга, куда можно пойти с детьми любого возраста, даже с самыми маленькими. Сегодня мы  поговорим о некоторых экспозициях и экскурсиях, которые предлагают главные музеи города детям среднего и старшего дошкольного возраста. Но, прежде чем мы перейдем непосредственно к описанию маршрутов, хотелось бы остановиться на том, почему так важно использовать педагогический потенциал музеев.

     Современная музейная педагогика развивается в русле проблем музейной коммуникации и направлена, в первую очередь, на расширение задач активизации творческих способностей дошкольника. С ее помощью формируются и расширяются ценностные ориентиры, решаются задачи патриотического, исторического и художественно-эстетического воспитания. Кроме этого, музейная педагогика широко использует краеведческий материал, воспитывая особое отношение к городу у юного петербуржца. К сожалению, практика показывает, что потенциал музейной педагогики недостаточно используется не только в семье, но и в дошкольных учреждениях. Музей часто воспринимается исключительно как хранилище ценностей, а не как важный элемент педагогической системы, который будет способствовать формированию интереса к культуре и истории страны и города у детей среднего и старшего дошкольного возраста.

     Ситуацию усугубляет и то, что часто у родителей, и. как следствие, у детей не сформирован интерес к посещению музеев. Так, исследования показывают, что большинство детей редко или вообще не посещают музеи,  обладают весьма неглубокими представлениями о музейных экспонатах, их свойствах и функциях, недостаточно воспринимают эстетическое качество, не в полной мере осознают ценностное значение экспозиционного материала. При этом, даже при посещении музея, родители без профессионального сопровождения не могут обратить внимание детей на такие особенности музейных предметов, как подлинность, типичность, редкость, наглядность, связь с общественно-историческими явлениями, событиями. Исходя из уникальности каждого музея,  можно сказать, что опыт личного соприкосновения с реальностью истории и культуры – тот фундамент, без которого нельзя обеспечить другие институты цивилизации. Музей – не только символ культуры, но и образовательное учреждение, призванное исполнить важную роль в формировании целостной личности, развитии ее общекультурной компетентности.

     Именно такую функцию выполняют музеи Санкт-Петербурга, о чем говорят специально подготовленные в них программы для детей дошкольного возраста.

     Начнем с Российского Этнографического музея (ул. Инженерная, д,4/1), где уже много лет ведется работа с семьей и детьми по специальным маршрутам. Днем рождения Российского этнографического музея (РЭМ) принято считать 10(23) января 1902 года. Он был основан как этнографический отдел Русского музея императора Александра III, учреждённого 13 апреля 1895 года указом императора Николая II. Основная задача Этнографического отдела формулировалась так: "Представить картину этнографического протяжения нашего отечества, картину народов, обитающих в России и в непосредственном соседстве с нею".  

   Сегодняшние программы для детей и их родителей   помогают открыть удивительный музейный мир, познакомиться с традиционной культурой разных народов, научиться слушать и слышать, смотреть и видеть, сравнивать и делать выводы. Богатый и образный фольклорный материал обогащает словарный запас, способствует развитию речи и образного мышления юных гостей музея. Многие занятия включают творческие задания, работу с различными художественными материалами.

    В ходе игровых экскурсий семейные посетители познают своеобразие народного быта, праздников, обычаев и традиций через фольклор, игры и работу с тактильным фондом, что дарит незабываемые впечатления. Примером может служить цикл игровых экскурсий для детей и их родителей – «Крошка-этнограф». На каждой встрече программы раскрывается одно событие народного календаря или традиционного жизненного уклада. Дети узнают о том, как проходили будни и праздники русской крестьянской семьи.  Занятия включают знакомство с русским фольклором, старинными играми и танцами, сопровождаются игрой на традиционных музыкальных инструментах. «Крошка-этнограф» поможет любознательным малышам и их родителям больше узнать о культуре родного края и стать настоящими этнографами.

     Пройдя буквально 100 метров от Этнографического музея, мы окажемся в одном из главных музеев нашего города.

     Русский музей – крупнейший в мире музей русского искусства, уникальный архитектурно-художественный комплекс в историческом центре Санкт-Петербурга. Это первый в стране государственный музей русского изобразительного искусства. Решение о его основании было принято Александром III. Позднее, в   1895 г. Николай II подписал указ «Об учреждении особого установления под названием «Русского Музея Императора Александра III» и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом». Торжественное открытие Русского музея для посетителей состоялось 19 (7) марта 1898г. Основой собрания Русского музея служили предметы и произведения искусства, переданные из Зимнего, Гатчинского и Александровского дворцов, из Эрмитажа и Академии художеств, а также коллекции частных собирателей, переданные музею в дар.

      Русский музей (ул.Инженерная,д.4) уже много лет является  ведущим центром музейной педагогики в стране, планомерно осуществляя работу с детьми и подростками от 4 до 17 лет.  Отдел экскурсионно-лекционной работы приглашает детей на абонементы в Клуб юных любителей искусств и в Студию творческого развития. В музее работает Сектор эстетического воспитания, который проводит занятия с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по специально разработанной программе «Диалоги в музее», направленной на развитие способности чувствовать и понимать произведения изобразительного искусства. Основу программы составляет комплексный подход - изучение изобразительного, музыкального, литературно-поэтического материала в сочетании с самостоятельным детским творчеством. На занятиях дети знакомятся с произведениями русских художников, скульпторов, мастеров декоративно-прикладного и народного искусства; им открывается мир античной мифологии, библейских сказаний. В процессе такого разностороннего эстетического развития ребята получают систематические знания по искусству в соответствии со своими возрастными особенностями. Программа способствует развитию и обогащению духовно-нравственного потенциала, воображения, фантазии, ассоциативного мышления, творческих начал в жизни ребенка. Занятия проводятся преимущественно в форме диалогов, бесед, обсуждений, поэтому программа получила название «Диалоги в музее».

     Мы перечислили лишь немногие программы, которые предлагают детям и их родителям эти замечательные музеи. Разнообразие предложений позволяет выбрать то, что будет интересно именно Вам и Вашему ребенку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интеграция педагогики и инженерной методологии творчества Зачем ТРИЗ современной педагогике?

Поиск ответа на поставленный вопрос заставил обра­титься к творческому наследию философа, психолога Э.В. Ильенкова, потому что в центре его исследований была проблема универсальности человека как субъ...

Коррекционная педагогика как составная часть педагогики.

История становления человеческого общества свидетельствует, что на ранних этапах своего развития, в силу неразвитости производительных сил, низкого уровня культуры, нравственных и духовных ценностей, ...

Методическая разработка «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.

Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...

Игра – путешествие «Петербургские фонари». Рисование на тему «Петербургские фонари». Подготовительная к школе группа.

Расширяем представления детей о родном городе - Санкт-Петербург, о его достопримечательностях. Знакомство детей с историческим прошлом, с историей появления "Волшебных фонарей" любимого горо...