Консультация для родителей «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_4dlya_roditeley.docx | 845.92 КБ |
konsultatsiya2_dlya_roditeley.docx | 432.08 КБ |
konsultatsiya_dlya_roditeley.docx | 51.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».
К.Д. Ушинский
Уважаемые родители! Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию…
И вот тогда на помощь приходит мнемотехника.
Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.
Мнемотехника позволяет организовать учебный процесс в виде игры.
Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление
- зрительную и слуховую память
- зрительное и слуховое внимание
- воображение
Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако, нарисовав сюжет или представив схему из картинок, знаков и слов, ребенок быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).
Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение.
Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.
И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.
Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.
Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.
Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.
Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.
Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.
На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему (в картинках).
Например,
Или
По мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.
Например,
Для занятий с ребенком у вас обоих должно быть подходящее настроение. Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил: предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать; не прерывайте его, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая; сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время; не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание; помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо испытывает затруднения.
Помимо детского сада приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с мнемотехникой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое запомнится быстрее и будет ассоциироваться с удовольствием от игры.
УСПЕХОВ!
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»
"Учите ребенка каким - нибудь
неизвестным ему пяти словам -
он будет долго и напрасно мучиться,
но свяжите двадцать таких слов с
картинками, и он их усвоит на лету".
К. Д. Ушинский
Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.
Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.
Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:
-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;
-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.
Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.
Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожки. Мнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.
В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.
Этапы работы над стихотворением :
1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.
2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
3. Задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку уяснить основную мысль.
4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.
5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.
Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.
+❤ В Мои закладки
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.»
«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»
Ушинский К.Д.
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.
Какие проблемы могут возникнуть при заучивании стихотворений?
- Потеря слова, искажение смысла стихотворения.
- Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
- Длительность процесса заучивания (запоминания).
- Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.
Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.
Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.
Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление;
- зрительную и слуховую память;
- зрительное и слуховое внимание;
- воображение.
Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов.
Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение. Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.
Затем задание усложняется, демонстрируя детям мнемодорожку – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения. «Наступила зима. Деревья и дома укрыло снегом. Дети тепло оделись и вышли на прогулку. Они слепили снеговика».
И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.). В данном случае представлено стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»
Я знаю, что надо придумать, Смотрю я в стекляшку
Чтоб не было больше зимы, Зеленого цвета,
Чтоб вместо высоких сугробов И сразу зима
Вокруг зеленели холмы. Превращается в лето.
Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, трава - зеленая. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.
Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.
Мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, обучении составления рассказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихотворений.
.
Описание методики
1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;
2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;
3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).
4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы
5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.
В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...
Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".
Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...
Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.
Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”. ...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает ...
Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"
Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений....
Консультация для родителей: «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»
laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К.Д. Ушинский...