Консультация для родителей «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»
консультация (средняя группа)

Калинина Светлана Борисовна

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                               Консультация для родителей

«Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_1.jpeg

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_2.jpeg

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».

К.Д. Ушинский


Уважаемые родители! Попробуйте хотя бы на пару минут представить ситуацию, когда вы получаете огромные объёмы новой информации, которую требуется запомнить, а вам никак не удаётся связать её со своим предыдущим жизненным опытом. Мороз по коже пробежал? А ведь ваш малыш КАЖДЫЙ день попадает в такую ситуацию…

И вот тогда на помощь приходит мнемотехника. 

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации и, конечно, развитие речи.

Мнемотехника позволяет организовать учебный процесс в виде игры.

Мнемотехника очень древняя наука, которая имеет свою историю. Термин был введён Пифагором ещё в 6 веке до нашей эры. А феноменальная память, которой владел Юлий Цезарь – это результат применения мнемотехники.

Мнемотехника помогает развивать:

  • ассоциативное мышление
  • зрительную и слуховую память
  • зрительное и слуховое внимание
  • воображение

Начинать занятия с использованием мнемотехнических приёмов следует как можно раньше, так как у детей дошкольного и младшего школьного возраста ведущий вид памяти — зрительно-образный. То есть можно сто раз повторить карапузу стихотворение, но он всё равно будет путать слова и предложения. Однако, нарисовав сюжет или представив схему из картинок, знаков и слов, ребенок быстро сообразит, что к чему. Кроме того, мнемотехника помогает запомнить последовательность действий (например, что за чем надевать перед выходом на улицу); привыкнуть к распорядку дня (обозначив на часах режимные моменты, можно без труда приучить ребёнка выполнять то или иное действие в положенное время); постичь азы чтения (картинки или условные знаки могут сопровождаться словами, буквами, что вызывает у малыша ассоциативную связь между понятием и буквенным образом); повысить внимательность (схемы и таблицы требуют сосредоточенного рассмотрения для полного понимания тех или иных действий); развивать образное мышление (наглядность помогает находить связи между образом и словом).

Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «лист», его символическое обозначение. https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_3.jpeg

Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_4.jpeg

И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_5.jpeg

Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы.

Для изготовления необходимых картинок-схем не требуются художественные способности, любой в состоянии нарисовать подобные символические изображения предметов и объектов к выбранному стихотворению.

Важно, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений.

Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему (в картинках).

Например,https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_6.png

Илиhttps://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_7.png

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_8.jpeg

По мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Например,https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_9.png

Для занятий с ребенком у вас обоих должно быть подходящее настроение. Как известно, дети быстро теряют интерес к той или иной деятельности. Но мнемотехника требует регулярных занятий. Поэтому старайтесь придерживаться следующих правил: предлагайте поиграть только тогда, когда ребёнок не голоден и не хочет спать; не прерывайте его, если он чем-то уже занят – лучше подождите более удобного случая; сделайте занятия традиционными, желательно в одно и то же время; не торопите ребёнка, дайте ему время осмыслить задание; помогайте найти решение, если видите, что ваше чадо испытывает затруднения.

Помимо детского сада приёмы наглядности активно используются и на уроках в начальной школе. Поэтому будет лучше, если ребёнок с раннего детства познакомится с мнемотехникой. Тогда большие объёмы информации точно не вызовут в нём растерянности и ужаса. А всё новое запомнится быстрее и будет ассоциироваться с удовольствием от игры.

https://fsd.multiurok.ru/html/2021/02/01/s_60185ecb3cda1/1627205_10.jpeg

УСПЕХОВ!



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

"Учите ребенка каким - нибудь

неизвестным ему пяти словам -

он будет долго и напрасно мучиться,

но свяжите двадцать таких слов с

картинками, и он их усвоит на лету".

К. Д. Ушинский

Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Мнемотехника - это система методов и приемов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание структуры рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Мнемотаблицы эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка - символ, изображающая действие или предмет, таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

-развитие основных психических процессов - памяти, внимания, образного мышления;

-развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение. Использование опорных рисунков для обучения заучивания стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Детям младшего дощкольного возраста трудно сразу уловить информацию через мнемотаблицу, поэтому с ними удобно работать через мнемодорожкиМнемодорожка несет информацию в небольшом количестве, что очень важно на первых порах обучения.

В более старшем возрасте для заучивания каждого стихотворения совместно с детьми разрабатываем и составляем мнемотаблицу.

Этапы работы над стихотворением :

1. Мама или папа выразительно читает стихотворение.

2. Сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть. Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Задает вопросы по содержанию стихотворенияпомогая ребенку уяснить основную мысль.

4. Выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в доступной для ребенка форме.

5. Читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

Приемы мнемотехники приводят к обогащению словарного запаса и формированию связной речи.

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-404797-1472385499.jpg

  

+ В Мои закладки

Консультация для родителей «Разучивание стихотворений с помощью мнемотехники»

https://www.maam.ru/upload/blogs/detsad-404797-1472385515.jpg



Предварительный просмотр:

                             Консультация для родителей

«Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста.»

 «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»  

Ушинский К.Д.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомление и отрицательные эмоции.

Какие проблемы могут возникнуть при заучивании стихотворений?

  • Потеря слова,  искажение смысла стихотворения.
  • Изменение порядка слов, что нарушает художественную форму.
  • Длительность процесса заучивания (запоминания).
  • Припоминание, а при припоминании текста, теряется интонационная выразительность.

Существует множество методов и приемов способствующих заучиванию стихотворений.

Одной из актуальных, высоко эффективных методик для запоминания, сохранения и воспроизведения информации является мнемотехника.

Мнемоника, или мнемотехника - система различных приёмов, которая облегчает запоминание и увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, позволяет организовывать учебный процесс в виде игры. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

     

 Мнемотехника помогает развивать:

- ассоциативное мышление;

- зрительную и слуховую память;

- зрительное и слуховое внимание;

- воображение.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с простейших мнемоквадратов. C:\Users\Юлия\Desktop\в.PNG

   

Мнемоквадрат – это одиночное изображение, которое обозначает одно слово, словосочетание или простое предложение.  Например, для слова «зима», «выпал снег» дается его символическое обозначение.

   Затем задание усложняется, демонстрируя детям мнемодорожку – ряд картинок (3-5), по которым можно составить небольшой рассказ в 2-4 предложения.  «Наступила зима. Деревья и дома укрыло снегом.  Дети тепло оделись и вышли на прогулку. Они слепили снеговика». C:\Users\Юлия\Pictures\Снимока.PNG

 

И, наконец, самая сложная структура мнемотаблица – это целая схема, в которую заложен текст (рассказ, стих, сказка и т.п.). В данном случае представлено стихотворение А. Барто «Я знаю, что надо придумать»

C:\Users\666\Desktop\Снимок.JPG

Я знаю, что надо придумать,                           Смотрю я в стекляшку
Чтоб не было больше зимы,                            Зеленого цвета,
Чтоб вместо высоких сугробов                       И сразу зима
Вокруг зеленели холмы.                                  Превращается в лето.

   Для детей 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, трава - зеленая. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы, цветом выделяются только сложные или важные моменты. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка. Первоначально таблицы составляют воспитатели, родители, потом к этому процессу можно подключить и ребенка, таким образом, мнемотехника повлияет не только на развитие памяти, но и на фантазию, визуализацию образов ребенком. Основные приемы запоминания мнемотехники основаны на ассоциациях, логическом мышлении, наблюдательности.

Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста, но рациональнее вводить её в занятия с 4-5 лет, когда у детей накоплен основной словарный запас.

Мнемосхемы можно использовать для обогащения словарного запаса, при пересказе художественной литературы, обучении составления рассказов, отгадывании и загадывании загадок, заучивания стихотворений.

.

Описание методики

1.    Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2.    Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3.    Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово), Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4.    Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5.   Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

В овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь, и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Приятно, когда ребенок с удовольствием сначала учит и потом декламирует стихи перед любой аудиторией. Но что делать, когда надо выучить стихотворение обязательно, а ребенок не соглашается на это «ни з...

Мастер-класс для родителей " Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста".

Все родители знают и понимают, что учить стихи с детьми дошкольного возраста необходимо. Заучивание стихотворений играют большую роль в жизни ребенка. Ведь благодаря этому у малышей развивается память...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает большие трудности, быстрое утомле...

Консультация для родителей ”Использование приёмов мнемотехники при разучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста”.

Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.      ...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Заучивание стихотворений – одно из средств умственного, нравственного и эстетического воспитания детей. Не все дети любят учить стихи, у кого-то заучивание стихотворений вызывает ...

Консультация для родителей "Использование мнемотехники при заучивании стихотворений с детьми дошкольного возраста"

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений....

Консультация для родителей: «Использование мнемотехники для заучивания стихотворений с детьми дошкольного возраста»

laquo;Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит на лету».К.Д. Ушинский...