«Работа с родителями по воспитанию у детей раннего возраста навыков самообслуживания»
материал (младшая группа)

Рафеенко Надежда Владимировна

 «Работа с родителями по воспитанию у детей раннего возраста навыков самообслуживания».

       В настоящее время все больше становится актуальным вопрос воспитания самостоятельности детей. Как вы знаете самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности.  

  Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

  В этот период активно развивается все, что связанно не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому очень важно то, как будет ребенок в этот период воспитываться.

Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию. Уже в раннем возрасте можно развивать у ребенка такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность.

Ребенок приходит в детский сад и становится равноправным членом социальной группы, а в семье – он объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье зачастую – стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Воспитатели групп раннего возраста, стоя у истоков формирования личностных качеств человека не по- наслышке знают,  как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться, чем обучение  их чтению, математике, раннему  освоению компьютерных технологий. Почему это так важно? В первую очередь потому, что «самостоятельный» - это прежде всего уверенный в себе ребенок.  Овладение  таковыми навыками  (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка. Это еще и интеллектуально развитый ребенок. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий, что в дальнейшей, школьной жизни, несомненно,  пригодится. Самостоятельный ребенок, уверенно владеющий всеми  навыками самообслуживания это еще и независимый ребенок, и как правило – трудолюбивый. 

   Организация самообслуживания  и его воспитательные результаты зависят напрямую от правильного педагогического руководства и, что особенно важно,  от тесного взаимодействия и взаимопонимания с семьёй.

  Основная цель в работе с семьёй дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребёнка. И поэтому самая первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании ребёнка возможен только при условии единства в подходе к решению задач создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.  

  В нашем  детском саду работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

  • параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
  • взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения  и семьи на детей;
  • организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье.

Выделено три этапа работы с родителями.

 I этап – Диагностический.

       II этап.  Теоретический.

  III этап.  Практический. 

Рассмотрим каждый из них.

I этап – Диагностический.      Цель : изучение специфики семьи, установление доверительных с ней отношений.

  • Личное знакомство  с родителями и детьми.
  • Анкетирование родителей «Давайте знакомится!».
  • Консультации.

II этап.  Теоретический.  Цель этого этапа -  создание заинтересованности у родителей. Он включает:

  • Обсуждение актуальности проблемы.
  • Осознание родителями необходимости специальной работы в этом направлении.
  • Расширение знаний родителей о возрастных особенностях дошкольников.
  • Выявление  сформированности  навыков самообслуживания детей.

III этап.  Практический, его цель:  реализация обучения детей.

   • определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка ;

  • инструктирование по отработке дома данного шага;  

 • практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

 • обсуждение результатов работы совместно с родителями;

• обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков;

  • оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка;
  • закрепление навыка в игровой деятельности.

.

Так как, родители являются главными нашими союзниками в работе, то без их помощи нам не добиться хороших результатов. Чтобы помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию навыков самообслуживания в домашних условиях, мы используем такие формы как:

- познавательные;

- информационно – аналитические;

- наглядные и д.р.

 

Познавательные формы работы нацелены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков воспитания.

 

Это направление включает в себя:

1. Беседы (проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способность достижению единой точки зрения по этим вопросам. По данному направлению мы провели следующие беседы: «Семейный климат», «Насколько самостоятелен ребенок в самообслуживании?», «Как в семье приучают ребенка к самостоятельности», «Самообслуживание и его значимость для ребенка», «Первые трудовые поручения детям».

 

2. Консультации (консультации близки к беседам, но главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию стремиться дать родителям квалифицированный совет). По данному вопросу мы подготовили следующие консультации: « Формирование навыков самообслуживания в семье», «Как приучить ребенка к горшку», «Как привить ребенку правила личной гигиены», «Как приучить ребенка убирать игрушки», «Как приучить ребенка правильно обуваться», «Как научить ребенка одеваться».

 

3.Родительские собрания (эта форма работы педагога, родителей воспитанников,  объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей).

4. Мастер – классы – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с воспитателем они осваивают определенные формы обучения.

 

5. «Школа молодых родителей» -  это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это – университет педагогической информации.

Целью «Школы молодых родителей »  является повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, оказание консультативно-методической помощи молодым родителям.
Основные направления деятельности школы:

  • Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения города. 

 

Информационно- аналитическое формы работы нацелены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми. Это направление помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. По данному направлению мы провели анкетирование «Что умеет делать ваш ребенок?»

 

Наглядно –информационные формы дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. В уголке для родителей мы разместили:

  • Папки-передвижки: «Как научить ребенка пользоваться носовым платком», «Как приучить ребенка к горшку», «Как научить ребенка кушать самостоятельно», «Как научить ребенка пользоваться расческой», «Как научить ребенка мыть руки»;
  • Методические советы и рекомендации: «Одевание и игра, или как одеваться интересно», «Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании», «Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании».
  • Памятки: «Что дети должны научиться делать самостоятельно», «О гигиене детей», «Значение самообслуживания в воспитании детей»;
  • Стенгазета: «Я сам!» (включает фотографии детей  с изображением их  в процессе самообслуживания: мытье рук, прием пищи и т.д.).
  • Оформили наглядно – тематический уголок в группе, включающий в себя выставку художественной литературы на данную тему, выставку настольно – развивающих игр,  алгоритмы последовательности действий в самообслуживании, дидактические игры: «Шнуровка»  (развитие координации мелких движений рук и зрительного контроля), «Поможем кукле Даше одеться на прогулку» (учить запоминать названия одежды, обуви; последовательности одевания на прогулку и т.д. Также мы предложили создать в группе фотоальбом «Я САМ», где родители  будут делиться семейными результатами по отработанным навыкам у детей.

 

Использование разнообразных форм работы с родителями, красиво оформленная информация, дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в группе создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в группе, эмоционально поддерживать своего ребенка.

 Используя данную систему взаимодействия семьи и ДОУ по формированию навыков самообслуживания мы способствуем:

  • повышению самостоятельности у детей в освоении различных навыков самообслуживания;
  • повышению родительской компетентности в вопросе воспитания их детей;
  • достижению единства  семьи  и ДОУ в создании достаточных условий для приобщения их к самообслуживанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx25.02 КБ

Предварительный просмотр:

 «Работа с родителями по воспитанию у детей раннего возраста навыков самообслуживания».

       В настоящее время все больше становится актуальным вопрос воспитания самостоятельности детей. Как вы знаете самостоятельность – важнейшее качество личности. Успешность ее формирования на самых ранних этапах развития во многом определяет направленность личности.  

  Ранний возраст – чрезвычайно важный и ответственный период в развитии ребёнка. Это возраст, когда всё впервые, всё только начинается – речь, игра, общение со сверстниками, первые представления о себе, о других, о мире. В первые три года жизни закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности – познавательная активность, любознательность, уверенность в себе и доверие к другим людям, целенаправленность и настойчивость, воображение, творческая позиция и многое другое. Все эти способности не возникают сами по себе, как следствие маленького возраста ребёнка, но требуют непременного участия взрослого и соответствующих возрасту форм деятельности.

  В этот период активно развивается все, что связанно не только с физиологией, но и с эмоциями, интеллектом, поведением. Поэтому очень важно то, как будет ребенок в этот период воспитываться.

Воспитание самостоятельности у ребенка тесно связано, прежде всего, с привлечением его к самообслуживанию. Уже в раннем возрасте можно развивать у ребенка такие качества, как аккуратность, ответственность, дисциплинированность.

Ребенок приходит в детский сад и становится равноправным членом социальной группы, а в семье – он объект обожания, всепрощения; в детском саду характер воспитания целенаправленный, в семье зачастую – стихийный. В этой непохожести заложен главный смысл сотрудничества и взаимодействия семьи и детского сада. Многие родители достаточно хорошо осознают недостатки своего воспитания, но очень часто не хватает элементарной психологической грамотности, чтобы решить свои проблемы.

Воспитатели групп раннего возраста, стоя у истоков формирования личностных качеств человека не по- наслышке знают,  как порой трудно убедить родителей своих воспитанников в том, что для многих малышей более важно научиться самостоятельно пить, есть, одеваться, умываться, чем обучение  их чтению, математике, раннему  освоению компьютерных технологий. Почему это так важно? В первую очередь потому, что «самостоятельный» - это прежде всего уверенный в себе ребенок.  Овладение  таковыми навыками  (умение одеваться и раздеваться, ухаживать за собой, пользоваться туалетом, самостоятельно принимать пищу, купаться, умываться и т.п.) напрямую влияет на самооценку ребенка. Это еще и интеллектуально развитый ребенок. Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-моторной координации, а также умения выполнять действия по подражанию и словесной инструкции, ориентироваться на образец, соблюдать определенную последовательность действий, что в дальнейшей, школьной жизни, несомненно,  пригодится. Самостоятельный ребенок, уверенно владеющий всеми  навыками самообслуживания это еще и независимый ребенок, и как правило – трудолюбивый. 

   Организация самообслуживания  и его воспитательные результаты зависят напрямую от правильного педагогического руководства и, что особенно важно,  от тесного взаимодействия и взаимопонимания с семьёй.

  Основная цель в работе с семьёй дошкольника – достижение единства в трудовом воспитании ребёнка. И поэтому самая первая задача педагога – убедить родителей в том, что успех в воспитании ребёнка возможен только при условии единства в подходе к решению задач создании достаточных условий для приобщения детей к самообслуживанию.  

  В нашем  детском саду работа с семьями дошкольников организуется на основе принципов:

  • параллельности воздействия дошкольного учреждения и семьи на детей;
  • взаимодополнения воздействия дошкольного учреждения  и семьи на детей;
  • организация совместной деятельности взрослых и детей в дошкольном учреждении и семье.

Выделено три этапа работы с родителями.

 I этап – Диагностический.

       II этап.  Теоретический.

  III этап.  Практический. 

Рассмотрим каждый из них.

I этап – Диагностический.      Цель : изучение специфики семьи, установление доверительных с ней отношений.

  • Личное знакомство  с родителями и детьми.
  • Анкетирование родителей «Давайте знакомится!».
  • Консультации.

II этап.  Теоретический.  Цель этого этапа -  создание заинтересованности у родителей. Он включает:

  • Обсуждение актуальности проблемы.
  • Осознание родителями необходимости специальной работы в этом направлении.
  • Расширение знаний родителей о возрастных особенностях дошкольников.
  • Выявление  сформированности  навыков самообслуживания детей.

III этап.  Практический, его цель:  реализация обучения детей.

   • определение вместе с родителями следующего шага в формировании навыка ;

  • инструктирование по отработке дома данного шага;  

 • практическое занятие в присутствии родителей по обучению ребенка данному навыку;

 • обсуждение результатов работы совместно с родителями;

• обсуждение на родительских группах проблем и трудностей, возникающих при формировании навыков;

  • оценка успешного продвижения по программе на примере конкретного ребенка;
  • закрепление навыка в игровой деятельности.

.

Так как, родители являются главными нашими союзниками в работе, то без их помощи нам не добиться хороших результатов. Чтобы помочь родителям с минимальными затратами сил и времени осуществлять целенаправленную работу по развитию навыков самообслуживания в домашних условиях, мы используем такие формы как:

- познавательные;

- информационно – аналитические;

- наглядные и д.р.

Познавательные формы работы нацелены на ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей, формирование у родителей практических навыков воспитания.

Это направление включает в себя:

1. Беседы (проводятся как индивидуальные, так и групповые. И в том и в другом случае четко определяется цель: оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способность достижению единой точки зрения по этим вопросам. По данному направлению мы провели следующие беседы: «Семейный климат», «Насколько самостоятелен ребенок в самообслуживании?», «Как в семье приучают ребенка к самостоятельности», «Самообслуживание и его значимость для ребенка», «Первые трудовые поручения детям».

2. Консультации (консультации близки к беседам, но главное их отличие в том, что педагог, проводя консультацию стремиться дать родителям квалифицированный совет). По данному вопросу мы подготовили следующие консультации: « Формирование навыков самообслуживания в семье», «Как приучить ребенка к горшку», «Как привить ребенку правила личной гигиены», «Как приучить ребенка убирать игрушки», «Как приучить ребенка правильно обуваться», «Как научить ребенка одеваться».

3.Родительские собрания (эта форма работы педагога, родителей воспитанников,  объединенных для совместного с ДОУ решения задач адаптации, воспитания, обучения и развития детей).

4. Мастер – классы – это партнерская форма работы, которая помогает решать задачи ФГОС, а именно непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность. На мастер-классе родители выступают не в роли пассивных наблюдателей, а становятся активными участниками в образовательной деятельности, совместно с воспитателем они осваивают определенные формы обучения.

5. «Школа молодых родителей» -  это не просто форма связи семьи и дошкольного учреждения, это – университет педагогической информации.

Целью «Школы молодых родителей »  является повышение педагогической культуры родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста, оказание консультативно-методической помощи молодым родителям.
Основные направления деятельности школы:

  • Пропаганда положительного опыта семейного воспитания.
  • Повышение педагогической компетентности родителей.
  • Популяризация деятельности ДОУ среди населения города. 

Информационно- аналитическое формы работы нацелены на выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности, установления эмоционального контакта между педагогом, родителями и детьми. Это направление помогает лучше ориентироваться в педагогических потребностях каждой семьи и учесть индивидуальные особенности. По данному направлению мы провели анкетирование «Что умеет делать ваш ребенок?»

Наглядно –информационные формы дают возможность донести до родителей любую информацию в доступной форме, напомнить тактично о родительских обязанностях и ответственности. В уголке для родителей мы разместили:

  • Папки-передвижки: «Как научить ребенка пользоваться носовым платком», «Как приучить ребенка к горшку», «Как научить ребенка кушать самостоятельно», «Как научить ребенка пользоваться расческой», «Как научить ребенка мыть руки»;
  • Методические советы и рекомендации: «Одевание и игра, или как одеваться интересно», «Художественные произведения для детей, которые используются для воспитания у них самостоятельности в самообслуживании», «Условия, необходимые для развития самостоятельности ребенка в самообслуживании».
  • Памятки: «Что дети должны научиться делать самостоятельно», «О гигиене детей», «Значение самообслуживания в воспитании детей»;
  • Стенгазета: «Я сам!» (включает фотографии детей  с изображением их  в процессе самообслуживания: мытье рук, прием пищи и т.д.).
  • Оформили наглядно – тематический уголок в группе, включающий в себя выставку художественной литературы на данную тему, выставку настольно – развивающих игр,  алгоритмы последовательности действий в самообслуживании, дидактические игры: «Шнуровка»  (развитие координации мелких движений рук и зрительного контроля), «Поможем кукле Даше одеться на прогулку» (учить запоминать названия одежды, обуви; последовательности одевания на прогулку и т.д. Также мы предложили создать в группе фотоальбом «Я САМ», где родители  будут делиться семейными результатами по отработанным навыкам у детей.

Использование разнообразных форм работы с родителями, красиво оформленная информация, дало определенные результаты: родители из «зрителей» и «наблюдателей» стали активными участниками встреч и помощниками воспитателя, в группе создана атмосфера взаимоуважения. Родители стали проявлять искренний интерес к жизни детей в группе, эмоционально поддерживать своего ребенка.

 Используя данную систему взаимодействия семьи и ДОУ по формированию навыков самообслуживания мы способствуем:

  • повышению самостоятельности у детей в освоении различных навыков самообслуживания;
  • повышению родительской компетентности в вопросе воспитания их детей;
  • достижению единства  семьи  и ДОУ в создании достаточных условий для приобщения их к самообслуживанию.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие ДОУ и семьи по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания.

Обучение навыкам самообслуживания позволяет эффективно решать задачи расширения представлений и знаний детей об окружающих вещах, сенсорного воспитания, развития речи, тонкой моторики и зрительно-мото...

Работа с родителями по развитию речи детей раннего возраста

Информационные материалы для родителей по развитию речи детей раннего возраста с использованием малых средств фольклора...

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОУ

Аннотация: на сегодняшний день тема сотрудничества воспитателей и родителей в период адаптации ребёнка к дошкольному учреждению действительно актуальна. В данной статье рассказывается об опыте работы ...

Консультация "Воспитание у детей раннего возраста предпосылок самообслуживания"

Консультация для родителей как приучить ребенка к самостоятельности...

Лэпбук по развитию у детей раннего возраста навыков самообслуживания «Мойдодыр в гостях у ребят»

Лэпбук по развитию у детей раннего возраста навыков самообслуживания «Мойдодыр в гостях у ребят»    Выполнила: Афанасьева Светлана Сергеевна воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 ...

Педагогические рекомендации по формированию у детей раннего возраста навыков самообслуживания в ходе режимных процессов

Представление опыта работы  в рамках  городского педагогического объединения воспитателей групп раннего возраста Орджоникидзевского района города Магнитогорска.Воспитатель: Яруллина Алина Ви...