Консультация для родителей «Правила грамотной речи в общении с детьми»
консультация

Абибулла Екатерина Сергеевна

В настоящее время культуре общения детей уделяется большое внимание, но, несмотря на это, проблема воспитания культуры речи у детей  дошкольного возраста остается актуальной. В современном мире выдвигаются все новые и новые методы воспитания детей дошкольного возраста, и, конечно же, огромное значение занимает воспитание культуры общения у детей, главным в которой является формирование коммуникативных функций речи, как основное звено развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx20.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №25»

Консультация для родителей

«Правила грамотной речи в общении с детьми»

Выполнила воспитатель:

Абибулла Е.С.        

г. Верхний Тагил

2023г

Консультация для родителей

«Правила грамотной речи в общении с детьми»

Нужна ли хорошая речь в жизни, ответа не требует – она всегда нужна нам для решения самых насущных жизненных задач! Экология языка – это составляющая экологии культуры, и задача сохранения и воспитания речевой культуры у ребенка по значимости не менее важна, чем задача сохранения природы.
Культура речи взрослого, постоянно общающегося с ребенком, имеет две стороны

 (Г.О. Винокур):
1) правильная речь, т.е. речь без ошибок,
2) умелая и искусная речь – то есть уместное употребление фраз, или оптимальное использование языковых средств для решения своих жизненных задач.

Правило 1. В речи надо избегать постоянного употребления присловий: «как бы», «на самом деле», «так сказать», «типа», «значит», «это», «ну» — они делают речь смешной, разорванной, несвязной. Л.В. Щерба называл такие слова «упаковочным материалом», совершенно ненужным для передачи смысла.

Правило 2. Взрослым в своей речи желательно очень четко и точно называть все предметы, которые окружают ребенка и которыми он пользуется. Например, не говорить безликое «штаны», а называть конкретно: «брюки», «рейтузы», «колготки», «шорты», «джинсы». Вместо того чтобы говорить «не забудь шапку», назвать конкретный головной убор: берет, ушанка, кепка, шлем, панама, шляпка, бейсболка и т.д.
Когда Вы правильно и точно называете предметы, у ребенка начинают появляться вопросы к Вам – почему так называется? Это отличный повод поговорить с малышом, попробовать обсудить чем похожи и чем отличаются разные предметы. И это будет жизненное занятие, которое полезно и для интеллекта, и для речи ребенка и которое не потребует ни специальных книжек или картинок, ни Вашего времени. Такие обсуждения делаются «по пути» — при сборе на прогулку, подготовке к обеду и так далее.
Ребенок, который привык к точной речи взрослых, даже начнет Вас потом исправлять: «Мама!!!! Это не штаны: это рейтузы, а это брюки!» И это отлично!

Правило 3. В своей речи желательно не злоупотреблять уменьшительно-ласкательными словами и не сюсюкать: ножка, дорожка, машинка, ротик, кашка, ложечка, вилочка, карандашик и т.д. Ласковые слова очень нужны, но Ваша речь не должна состоять преимущественно из них!

Правило 4. Правило употребления глаголов в обращении к ребенку/детям. Очень часто родители и педагоги обращаются к детям в прошедшем времени: «Так, встал и пошёл умываться!», «Встали, плечи расправили. Делаем зарядку». Это недопустимо – это грубая речевая ошибка. Представьте, что кто-нибудь скажет Вам в автобусе: «Так, встала и уступила место!» — что Вы почувствуете? То же чувствуют и дети, когда им говорят в такой манере. К детям нужно обращаться с просьбой в настоящем времени: «Давайте встанем. Поднимите руки вверх. Сделаем зарядку». Или: «Встань, пожалуйста, и иди умываться»
Правило 5. Грамматическая и орфоэпическая правильность речи.
Приведу пример часто встречающихся ошибок. Правильное ударение выделено заглавной буквой.
ЗвонИм (звонИт), баловАть (балУет, балУешь, балОванный, баловАться, балУюсь, балУется, но бАловень), досУг, предложИть (предложЕние), красИвее, месяцАми (по месяцАм), ремЕнь, алфавИт, ворОта (к ворОтам, но в поэзии, песенка воротА), нет грибА, возьму дОску (дополнительный вариант – доскУ), давнИшний, задОлго, завИдно, яичница (произносится «яишница»), началсЯ, началАсь, началОсь (неправильно нАчался), повторИт (неправильно – повтОрит), арбУз, кУхонный, мЕльком, партЕр, шофЁр (неправильно – шОфер).

Правило 6. Не нужно употреблять в речи «мертвые» вопросы и фразы! Привожу пример типичного диалога: «Какое сейчас время года наступило?» — «Осень» — «Скажите полным ответом» — «Сейчас наступило время года осень».
Вы когда-нибудь сами так говорили в жизни: «Сейчас приду на постоянное место жительства в свой дом» или «Сегодня наступило день недели воскресенье»? Или «сегодня у нас на обед первое блюдо борщ в столовой посуде, а третье блюдо компот в чайной посуде» Нет? Так и детям так не нужно говорить! Зачем нужен полный ответ? Это всё равно, что ехать из Петербурга в Москву через Камчатку!
Если нужно, чтобы малыши стали делиться с Вами впечатлениями, так и спросить их надо по-человечески: «Какие признаки осени Вы увидели по дороге в детский сад» (или «Какие признаки осени вы видите за окном»)? Кто больше найдет признаков осени, кто у нас самый внимательный?» И Вы услышите столько развернутых живых ответов детей, сколько Вы никогда не получите «мёртвыми вопросами», которые убивают интерес к беседе у детей!

Правило 7. Не задавайте ребенку вопросов, в которых изначально заложено отрицание с частицей НЕ, например, «Ты не знаешь, почему птицы улетают на юг?». Вместо этого спрашивайте: «Почему птицы улетают на юг осенью?». Не надо сомневаться в способностях ребенка!

Правило 8. Избегайте многословия. Вместо того, чтобы спросить: «Сейчас я задам тебе сложный вопрос, и мне интересно ответишь ли ты на него или не ответишь и как ответишь – почему люди придумали разный транспорт?». Спросите просто: «Как ты думаешь, зачем люди придумали так много разных видов транспорта?»

Правило 9. Вопросы к ребенку стройте в логической последовательности с постепенным усложнением:
• сначала простые вопросы (что видит, что знает, что слышит)
• затем вопросы, требующие размышления анализа
• в конце вопросы творческие, требующие выхода из проблемной ситуации.
Например,
1) какие ты знаешь виды транспорта;
2) зачем нужен транспорт людям? Зачем люди придумали так много разных видов транспорта: водный, воздушный, подземный, наземный?
3) Что было бы, если бы транспорт перестал существовать? Какие виды транспорта люди придумают в будущем?
Если Вы сразу же зададите сложный, проблемный вопрос, то не сможете получить развернутый ответ от ребенка. Ему нужно «подойти» к высокой планке, «разогнавшись» на простых вопросах.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми».

1. Дайте понять ребенку, что вы его принимаете таким, какой он есть. Старайтесь употреблять такие выражения: «Ты самый любимый», «Я тебя люблю любого».2. Помните, что каждое ваше слово, мимика, жесты,...

консультация учителя - логопеда "Правила грамотной речи дошкольников"

Уже с малых лет нужно приучать ребенка говорить не только на языке быта, но и  использовать в своей речи все богатство русского языка. Необходимо повышать речевую мотивацию детей, создавать непри...

Методические рекомендации родителям Правила поведения в процессе общения с детьми

laquo;Воспитывать не значит говорить детям хорошие слова, наставлять и назидать их, а прежде всего самому жить по-человечески. Кто хочет исполнить свой долг относительно детей, тот должен начать восп...

Консультация для родителей. «Правила поведения в процессе общения с детьми».

Консультация для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми»....

Памятка для родителей «Правила поведения в процессе общения с детьми»

1. Старайтесь, устанавливая контакт с собеседником, приветливо ему улыбнуться.Не забывайте:- искренняя улыбка не может испортить ни одно лицо;- улыбка ничего не стоит, но много дает. Она обогащает тех...