Консультация для родителей "Обучение чтению детей старшего дошкольного возраста".
консультация (старшая группа)

Консультация для родителей "Обучение чтению. С чего начать?" для детей старшего дошкольного возраста содержит методические рекомендации по подготовке ребенка к чтению.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                      Консультация для родителей

Обучение чтению. С чего начать?

Ваш ребенок уже спрашивает название той или иной буквы,  берет в руку карандаш и, подражая Вам начинает писать? Восторженно произносит: “Мама, я пишу!”. Можно начинать ненавязчиво, по две-три минуты, развивать в ребенке умение трудиться умственно: учиться слушать и произносить слова и  звуки, учиться наблюдать за положением губ, язычка и  делать выводы, почему одна и та же буква “Л” обозначает разные звуки, то мягкий звук, то твердый.

Знакомство со звуками имеет прямое отношение к чтению.  Развивайте его слух, артикуляционный аппарат  в совместных мини-занятиях.  Учиться слышать слова и звуки, наблюдая при этом положение  губ, ребенку лучше перед зеркалом.

Подготовка ребенка к обучению чтению “Знакомство со звуками”

  • Пропойте гласную а-а-а-а-а-а-а-а-а, широко открывая рот, а потом гласную у-у-у-у-у-у-у, вытягивая губы трубочкой, а потом гласную ы-ы-ы-ы-ы-ы и так далее. Каждый раз сравнивайте положение губ.
  • Прорычите согласную р-р-р-р-р (заводим  мотор в грузовом автомобиле), рь-рь-рь-рь (заводим мотор в легковом автомобиле), просвистите согласную с-с-с-с, прошипите ш-ш-ш-ш-ш. Наблюдайте с ребенком над положением губ и язычка.
  • Попробуйте с ребенком безотрывно пропеть, наблюдая за положением губ:      а – о – у – ы – э;     я – е – ю – и – е. 
  • Помогите ребенку найти разницу в произношении слов :  сам и сом, дым и дом,  мышка и мишка,  парта и карта и так далее.

  Словесные игры и упражнения

  • Играем “Скажи как я”. Вы бросаете мяч ребенку, называя слова с интонационным выделением любого из согласных звуков (горка, машинка, краски, кубик) Ребенок, бросая мяч назад, должен повторить слово так, как вы его произнесли.
  • Играем в “Магазин”. Пусть ребенок представит, что пошел в магазин за покупками. Купить он должен только те покупки, в названиях которых есть звук [с]. Ребенок называет покупки: сметана, совок, сыр, краски… .

Обучение ребенка приему слияния согласных с гласными

После того как научились читать буквы, (согласные и гласные) можно приступить к строению слогов-слияний, пока открытых (му, мы, ми, мо, рэ, ти).  Приведу примерный алгоритм технологии обучения слиянию гласного и согласного звуков.

Обучающий

Как мычит корова?

Ребенок

МУУУ

Обучающий

Сколько звуков в слове МУУ ?

Ребенок

Два

Обучающий

Как мы говорим МУ: сразу или два звука отдельно – М, У ?  Посмотри в зеркало.

Ребенок

Тянет ММУУУ и смотрит в зеркало. МУ – сразу.

Обучающий

Как интересно: звука два, а говорим сразу.
Давай только приготовимся говорить
 МУ и помолчим. (Перед зеркалом оба вытягивают сжатые губы трубочкой, рот закрыт).

Смотри, ничего не сказали, а губы показывают МУ.
Для
 М губы сжаты, для У – вытянуты трубочкой, держи МУ. (Ребенок молча держит позицию МУ, глядя в зеркало).

Мы приготовились для произношения двух звуков, скажем вслух вместе МУУУ!

Посмотри, что я хочу сказать.
(Приготовимся  молча на слог 
МИ перед зеркалом: губы сжаты, рот растянут в “улыбочку” неподвижно. Ребенок подражает. 

Теперь ты приготовься произнести МИ (ребенок готовится перед зеркалом). Скажем вместе сразу МИ -  МЫ.

Вот так и нужно читать: смотри на буквы (ставит буквы М,У), приготовь губы и читай сразу МУ.
Читай (ставит 
МИ). Ребенок читает МИ.

Таким  же образом с помощью обучающего ребенок читает МО, МЫ, МИ, затем по аналогии – НУ, НИ, НО…  Обучающий следит, чтобы ребенок читал сразу слог, а не по буквам. Надо помнить: «Смотри на две буквы и читай сразу слог».

Чтение слогов-слияний

  • Строим слоги-слияния (открытые) с помощью подстановки согласной Н к гласным и делаем вывод, как произносится согласная перед гласной ряда (а, о, у, ы, э) и как перед гласной II ряда (я, е, ю, и, е).
  • Читаем открытые слоги-слияния:  ШУ, ТО, ДЫ, ЗЮ… .
  • Читаем закрытые слоги-слияния: НОС, ШАР, ХОР, СОР… .
  • Читаем слоги с сочетанием согласных: СНУ, ГРО,СТО… . 
  • Читаем слоги с разделительным мягким знаком: ЛЬЮ, ПЬЮ, МЬЯ… .  

 Только важно не торопить, не подгонять ребенка. Каждый идет по жизни со своей скоростью. И у каждого свой срок дорастания до понимания и умения. Один пусть и старше,  а схватывает медленнее, зато усваивает все прочно и надолго. Другой младше, а сообразительнее, бойчее (хотя бывает: в одно ухо влетело, из другого вылетело).

Никогда не сердитесь и не упрекайте ребенка за неправильно выполненное задание. Не заставляйте заниматься ребенка насильно. Лучше отложите на время, подождите, пока у него возникнет интерес или постарайтесь его вызвать.

Учите с охотой и желанием, умело используя при этом любую ситуацию. Что бы вы ни делали, не забывайте беседовать с ним, старайтесь, чтобы привычное общение стало целенаправленнее и глубже, чем обычно.

Желаю успехов Вам и Вашему ребенку!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...

Консультация для родителей воспитанников старшего дошкольного возраста.«Повышение компетенции родителей в развитии у детей старшего дошкольного возраста с ОНР навыков письма».

В настоящее время большое количество выпускников детских садов, в анамнезе которых присутствуют различные речевые расстройства, сталкиваются с рядом трудностей при обучении письму и чтению в школе. Ко...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Благодаря речи дети познают окружающий мир, накапливают знания, расширяют круг представлений о предметах. При помощи речи выражают свои потребности, рассказывают о своих чувствах и переживаниях....

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста. "Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"

Консультация для родителейдетей старшего дошкольного возраста."Возрастные особенности детей старшего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»

Консультация для родителей детей старшего дошкольного возраста «Развитие речевой активности детей старшего дошкольного возраста посредством развивающих игр»...