"Читайте вместе с детьми" -
консультация (старшая группа)

Материал подготовлен для родителей ,как вызвать у детей интерес к книге и желание слушать , а вдальнейшем читать самостоятельно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_chitayte_vmeste_s_detmi.docx16 КБ

Предварительный просмотр:

Читайте вместе с детьми

Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет важную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и все человечество, мир в целом. Заложенные в дошкольном детстве образовательные, мировоззренческие, нравственные, культурные приоритеты определяют жизненный путь поколений, воздействуют на развитие и состояние всей цивилизации.

        В.А. Сухомлинский говорил: «Чтобы подготовить человека духовно к самостоятельной жизни, надо ввести его в мир книг». Воспитать у каждого ребёнка интерес к чтению, научить его бережно относиться к книге – одна из задач педагога.

        Через чтение художественной литературы ребенок познает прошлое, настоящее и будущее мира, учится анализировать, в нем закладываются нравственные и культурные ценности.

        Современные дети все больше времени проводят за компьютерными играми, телевизором. Социологические исследования в нашей стране и за рубежом выявили негативные тенденции: заметно снижен интерес к чтению у младших дошкольников и подростков; резко сокращена доля чтения в структуре свободного времени детей.

        На сегодняшний день чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать ее роль в жизни человека, знать книги, рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь интересно беседовать с малышами и помогать при анализе произведения. 

        Подготовив детей к восприятию, взрослый выразительно читает текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна - здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением.

        Следующий этап - беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить об услышанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства.

        Взрослый задаёт детям вопросы после прослушивания литературного произведения.

        1. Вопросы, позволяющие узнать эмоциональное отношение детей к явлениям, событиям, героям:

- что больше всего понравилось в произведении?

- кто больше всех понравился?

- нравится или не нравится тот или иной герой?

        Эти вопросы задают, как правило, в начале беседы, они оживляют и обогащают первые, непосредственные впечатления, возникшие у детей при слушании произведения.

        2. Вопросы, направленные на то, чтобы выявить основной замысел произведения, его проблему. Постановка таких вопросов поможет взрослому увидеть, насколько правильно понято детьми содержание произведения. Например, после прочтения сказки «Хаврошечка», детям можно задать следующие вопросы: Почему помогала коровушка Хаврошечке? А яблонька разрешила сорвать с себя яблочки? Эти вопросы помогают дошкольникам понять основное содержание сказки, определить характер героев. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста.

        3. Вопросы проблемно-следственного характера, обращающие внимание детей на мотивы поступков персонажей, например: почему Маша не разрешала медведю отдыхать и говорила: «Не садись на пенёк, не ешь пирожок» (русская народная сказка «Маша и медведь»)? Почему все засмеялись, а Ваня заплакал (рассказ Л. Н. Толстого «Косточка»)? Проблемные вопросы заставляют ребёнка размышлять о причинах и следствиях поступков героев, выявить внутренние побуждения персонажей, замечать логическую закономерность событий.

        4. Вопросы, обращающие внимание детей на языковые средства выразительности. Эти вопросы привлекают ребенка к наблюдению над языком художественной литературы, над его образным эмоциональным строем. Какими словами автор говорит о березе? (белоствольная, кудрявая) С чем её сравнивает? (белая, как снег). Как можно сказать по – другому? (смотреть – видеть). Необходимо давать детям творческие задания на придумывание сравнений, эпитетов, синонимов; повторять наиболее интересные сравнения, описания.

        5. Вопросы, направленные на воспроизведение содержания. Вспомните, как начинается сказка и как заканчивается. Кто запомнил разговор Хаврошечки с коровушкой и может повторить его? Отвечая на эти вопросы, ребенок припоминает отдельные эпизоды и факты, логически выстраивая их. Использование вопросов зависит от возрастных возможностей детей.

        6. Вопросы, побуждающие детей к элементарным обобщениям и выводам. Обычно ими заканчивают беседу. Назначение таких вопросов - вызвать у ребенка потребность ещё раз вспомнить и осмыслить произведение в целом, выделить наиболее существенное, главное. Зачем писатель рассказал нам эту историю? Как бы вы назвали этот рассказ (сказку)? Почему писатель так назвал произведение?

        Таким образом, вопросы, которые предлагаются детям в процессе беседы после чтения, побуждают их не только запомнить литературный материал, но и обдумать, осознать его, выразить словом возникающие при слушании мысли и впечатления.

        В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывают любовь и интерес к книге и иллюстрации, умение сосредоточивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально окликаться на него. У малышей формируется навык совместного слушания, бережное отношение к книге, умение отвечать на вопросы. Взрослый называет жанр художественной литературы: «расскажу сказку, прочитаю стихотворение». помогает детям вспомнить интересные места, повторить характеристики персонажей, назвать повторяющиеся обращения, действия и переживания персонажей. Помогает запомнить этот материал и научится повторять его с разными интонациями.

        Художественная литература служит могучим, действенным средством умственного, нравственного и эстетического воспитания детей, она оказывает огромное влияние на развитие и обогащение детской речи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Читаем детям, читаем вместе с детьми.

Читаем детям, читаем вместе с детьми....

Консультация для родителей “Читаем детям, читаем вместе с детьми»

Детская литература – это богатейший фонд отечественных и зарубежных стихов, сказок, рассказов и повестей, рассчитанных на разные возрастные группы. Нередко на концевой странице книги можно найти помет...

Читаем детям, читаем вместе с детьми!

Консультативный материал для родителей...

Статья "Читаем детям,читаем вместе с детьми"

Роль книги в воспитании детей незаменима. Ребёнок раннего возраста пока ещё только слушатель, порой пассивный, чтобы ребёнок стал активным слушателем, взрослому необходимо приложить много усилий,эмоци...

Читаем для детей, читаем вместе с детьми.

Консультация для родителей, в которй даны советы  и правила чтения художественной литературы для детей....

"Читаем для детей, читаем вместе с детьми!"

  ​Книга-добрый и мудрый советчик, друг и учитель, и для того, чтобы дети дошкольного возраста желали общаться с книгой, черпать из неё знания, необходимо, чтобы книга присутствовала в раз...