Проект «Весна идёт, весне дорогу» как условие формирования изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста
проект (младшая группа)

Дунаева Наталья Владимировна

Изобразительные умения - это навыки, опыт, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.

В зависимости от конкретного вида изобразительной деятельности, изобразительные умения приобретают свою специфику, потому что своеобразие образа определяет способ изображения.       Под умением, понимается промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо знании. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определённого рода задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т. е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение -

детский сад комбинированного вида № 144

620072, г. Екатеринбург, ул. Сиреневый бульвар, 21 а; тел./факс: 347-59-40

Проект «Весна идёт, весне дорогу» как условие формирования изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста

                                                                             

                                          Воспитатель:

Дунаева Наталья Владимировна

Екатеринбург 2023

        Важным средством эстетического воспитания детей является изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Она позволяет детям выразить в рисунках, лепке, аппликациях свое представление об окружающем мире, понимание его и отношение к нему.

          Изобразительная деятельность тесно связана с познанием окружающей жизни. Вначале это непосредственное знакомство со свойствами материалов (бумага, карандаш, краски, мелки и т.д.), познание связи действий с полученным результатом.

          Изобразительная деятельность содействует развитию творческих способностей детей, которое возможно лишь в процессе усвоения и практического применения знаний, умений и навыков.

           Возраст от трех до четырёх лет – это младший дошкольный период. Три года — очень важный этап в жизни ребенка. Именно в возрасте 3-4 лет формируются основы будущей личности, закладывается «фундамент» физического, умственного, нравственного развития ребенка.

          Происходит дальнейшее развитие всех психических процессов. Внимание остается непроизвольным. Ребенок 3-4 лет может удерживать его 10-15 минут, но если занятие, которым увлечен малыш, достаточно интересное для него, он может уделить ему гораздо больше времени.

         Память в младшем дошкольном возрасте также непроизвольная. Ребенок запоминает только то, что имеет яркую эмоциональную окраску, причем как положительных, так и отрицательных моментов.

         Мышление в начале четвертого года жизни остается наглядно-действенным, но к четырем годам начинает формироваться наглядно-образное мышление. Ребенок уже пытается анализировать, сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, находить отличия между предметами, делать простейшие выводы.

          К четырехлетнему возрасту велика потребность ребенка в общении со сверстниками. В этом возрасте ребенок уже может вести непринужденную беседу, рассказывать о простых событиях, пересказывать короткие тексты.

         Начинает развиваться воображение. Ребенок способен заменить недостающий предмет предметами-заменителями, например, ложку может заменить палочкой, тарелку — баночкой.

         Изобразительная деятельность ребёнка зависит от его представлений о предмете. В 3-4 года они только начинают формироваться.  

         Графические образы бедны, предметны, схематичны. У одних дошкольников в изображении отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Замысел меняется по ходу изображения. Дети уже могут использовать цвет.

         Большее значение для развития моторики в этом возрасте имеет лепка. Ребёнок может вылепить под руководством взрослого простые предметы.

          Известно, что аппликация оказывает положительное влияние на развитие восприятия. В этом возрасте детям доступны простейшие виды аппликации. В 3 – 4 года из – за недостаточного развития мелких мышц руки, дети не работают с ножницами, аппликацию делают из готовых геометрических фигур. Ребёнок способен выкладывать и наклеивать элементы декоративного узора и предметного схематичного изображения из 2-4 основных частей.

          По мнению таких исследователей, как Флёрина Е.А, Григорьева Г.Г, Комарова Т.С, Казакова Т.Г, Бабаева В.В. изобразительная деятельность способствует целостному психическому развитию ребёнка, развитие его как личности.

          Овладение изобразительной деятельностью - процесс сложный и многогранный.  Происходит развитие всех структур личности: разума, чувств, воли, способностей, характера, т.е. это процесс целостного психического развития ребенка.

Изобразительные умения - это навыки, опыт, наглядной деятельности, сформированные в результате регулярных упражнений.

В зависимости от конкретного вида изобразительной деятельности, изобразительные умения приобретают свою специфику, потому что своеобразие образа определяет способ изображения.       Под умением, понимается промежуточный этап овладения новым способом действия, основанном на каком-либо знании. На этапе умения усвоенный способ действия регулируется знанием и применяется при решении определённого рода задач. По мере тренировки, включающей решение задач в новых условиях, достигается преобразование умения в навык, т. е. действие выполняется полуавтоматически правильно без соотнесения с правилом.

Исходя из вышесказанного, нами был разработан проект «Весна идёт, весне дорогу» направленный на формирования изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста.

Паспорт педагогического проекта «Весна идёт, весне дорогу»

Тема проекта

«Весна идёт, весне дорогу»

Вид проекта

Педагогический

Возраст детей

Дети младшего дошкольного возраста (3-4)

Актуальность проекта

Была проведена педагогическая диагностика по формированию изобразительных умений у детей младшего дошкольного возраста по парциальной программе И.А. Лыковой "Цветные ладошки".

В ходе диагностического инструмента были определены следующие изобразительные умения:

40% -сформированы умения

43,3%- частично сформированы

16,7%- не сформированы.

Тогда для того чтобы сформировать изобразительные  умений  у всех детей было решено провести педагогический проект «Весна идёт, весне дорогу», для этого  воспитатель решила  создать сборник технологических карт.

Цель проекта

Проектирование сборника технологических карт непрерывно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, направленных на формирование изобразительных умений детей младшего дошкольного возраста  в процессе реализации мероприятий проекта.

Проблема

Частично или не сформированы изобразительные умения.

Проблемный вопрос

Как с помощью изобразительной деятельности показать приход весны?

Задачи проекта

Задачи для детей:

1.Принять участие в беседах: «Весна пришла», «Мы проснулись ото сна, в гости к вам летим, друзья!», «Птицы весной»;

2. Принять участие в дидактических играх;

3.Прослушать аудиозаписи звуки весны;

4.Нарисовать: «Божью коровку», «Ветка с почками»;

5.Сделать сюжетную аппликацию «Птицы - наши друзья»; «Цветущая яблоня»;

6. Принять участие в лепке «Весна. Пора сажать деревья»;

7.Принять участие в игре «Шифоновая радуга»  на тему: «Ручеёк и кораблик».

Задачи для родителей:

1.Ознакомиться с планом работы по проекту на сайте детского сада;

2.Обсудить с детьми признаки весны;

3.Ознакомится с буклетами по теме проекта «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей»; «Развитие творческих способностей»;

5.Ознакомится с презентацией по теме проекта.        

Задачи для воспитателей:

1. Подобрать материал по теме проекта;

2.Опубликовать план работы по проекту на сайте детского сада;

3.Провести беседы с детьми: «Весна пришла», «Мы проснулись ото сна, в гости к вам летим, друзья!», «Птицы – наши друзья»;

4. Разработать буклеты для родителей по теме проекта;

5. Провести дидактические игры;

6.Используя игровую технологию «Шифоновая радуга»  нарисовать с детьми тканью «Ручеёк и кораблик».

7.Создать сборник технологических карт непрерывно-образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, направленных на формирование изобразительных умений детей младшего дошкольного возраста;

8. Создать презентацию по теме проекта.

Продукт проекта

Сборник технологических карт непрерывной образовательной деятельности.

Сроки реализации

Краткосрочный  (2 недели) (с 17.04-28.04)

Ресурсы проекта

-Материально-технические (ИТК, ноутбук, альбомы, краски, карандаши);

-Человеческие: педагог, дети младшей группы, родители

-Информационные: интернет, литература; (Т.С. Комарова, Е.К. Брыгина, С.М. Вайнерман, И.А. Лыкова, Н.П. Сакулина).

-Финансовый: финансирование ДОО.

Практическая значимость проекта

Содержание проекта (методические разработки) могут быть полезны воспитателям дошкольной организации и родителям.

Подготовительный этап:

Дата

Мероприятия, инициированные воспитателем

Материально-техническое и дидактическое обеспечение проекта

Риски

Результаты

17.04

1.Изучение методической литературы.

2.Проведение беседы с детьми о весне.

3.Публикация плана работы по проекту на сайте д/с.

4.Подготовка материалов для проекта.

5.Провести диагностику (приложение 1).

Ноутбук, книги

Иллюстрации по теме: «Весна», «Насекомые», «Птицы».

Ноутбук

Смарт-панель, ноутбук, наглядные материалы для беседы, клеёнка, бумага, цветные карандаши, фломастеры, кисти, краски гуашь.

Бумага, краски, карандаши, пластилин.

Отсутствие или недостаток информации (подключить к поиску родителей).

Некоторые дети могут не присутствовать в детском саду (скинуть информацию родителям беседы с детьми дома).

Некоторые родители могут отказаться от участия (предложить участие удалёно).

Выход из строя электронного оборудования (иметь запасное оборудование).

Некоторые дети могут не присутствовать в детском саду (провести диагностику, когда тети придут).

Изучена и выбрана методология организации проекта.

Узнали о насекомых, о птицах.

Все участники проекта ознакомились с планом работы.

Собраны материалы для работы над проектом.

Диагностика проведена.

Основной этап:

Дорожная карта основного этапа проекта:

Дата

Место в режиме дня

Мероприятия

Участники образовательного процесса, участвующие в мероприятии

Промежуточные результаты

18.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Организационно-мотивационная беседа «Весна пришла» (Приложения 2).

Чтение произведения Л.Н. Толстова «Пришла весна» (приложение3). Стихотворения А. Плещеева «Весна» (приложение 3).

Беседа с родителями. Предложить родителям сходить с детьми в парк и посмотреть признаки весны.

Самостоятельная деятельность: раскрашивание раскрасок на тему «Весна».

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Воспитатель, родители

Дети

Дети обобщили имеющие представления  об изменениях, происходящих в природе с приходом весны.

Дети ознакомились с произведениями о весне.

Родители с детьми посетили парк и обсудили признаки весны.

Дети приняли участие в раскрашивании раскрасок.

19.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Используя игровую технологию «Шифоновая радуга»  

(Приложение 4).

Дидактическая игра «Необыкновенные рисунки» (приложение 5).

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Дети научились передавать образ «Ручейка с корабликом» с помощью ткани.

Дети развивают воображение, фантазию и творческое восприятие .

20.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Познавательное развитие на тему: «Птицы весной» (Приложение 6).

Дидактическая игра  «Дорисуй картинку» (приложение 7).

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Дети сформировали

преставление о перелётных птицах весной.

Дети развили  внимание, зрительное восприятие.

21.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Аппликация «Птицы – наши друзья» (приложение 8)

Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок» (приложение 9).

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Дети сформировали  изобразительные умения, создавая предметную аппликацию «Птицы наши друзья».

Чтение сказки К. Чуковского «Цыпленок».

24.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Рисование «Ветка с почками» (приложение 10).

Аппликация «Цветущая яблоня» (приложение 11)

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Дети сформировали изобразительные умения передавать образ  ветки с почками.

Дети сформировали изобразительные умения создавать предметную аппликацию «Цветущая яблоня».

25.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Развитие речи на тему: «Мы проснулись ото сна, в гости к вам летим, друзья!» (Приложение 12).

Дидактическая игра «Колобок» (приложение 13).

Воспитатель, дети

Воспитатель, дети

Дети обогатили активный словарь на тему «Насекомые».

Дети закрепили умение скатывать из комочка пластилина шар и полоску.

26.07

Первая  половина дня

Вторая половина дня

Рисование «Божья коровка» (приложение14)

Дидактическая игра «Фигурки» (приложение 15).

Воспитатель, дети.

Воспитатель, дети.

Дети сформировали изобразительные умения  передавать образ  насекомого «Божья коровка».

Дети научились различать цвета, развили восприятие цвета и формы.

27.04

Первая половина дня

Вторая половина дня

Лепка «Весна. Пора сажать деревья» (приложение 16).

Дидактическая игра «Такие разные платочки» (приложение 17).

Воспитатель, дети.

Воспитатель, дети.

Дети сформировали изобразительные умения передавать образ весеннего дерева в  технике пластилинография.

Дети закрепили умение рисовать прямые линии в разных направлениях.

Заключительный этап:

Дата

Итоговые мероприятия

Оценка эффективности реализации проекта

Степень достижения поставленных целей

Обобщение педагогического опыта

28.04

1.Подведение итогов (мониторинг, анализ результатов) (приложение 18).

2.Презентация проектной деятельности, отчет

Впечатления детей о проделанной работе, отзывы родителей, анализ методиста ДОУ

В ходе диагностического инструмента были определены следующие изобразительные умения:

73,3% -сформированы умения

26,7%- частично сформированы

0%- не сформированы.

Показ презентации по теме проекта

на собрании.

Размещение на сайте ДОО

Список литературы

1.Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Текст]: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от17октября 2013г., №1155/ Министерство образования и науки Российской Федерации - Москва: 2019Г.

2.Общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» [Текст] / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. – 368 с.

3.Детство: Примерная Д38 образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.:ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2017 .

4.Баранова Е.Б. От навыков к творчеству. Обучение детей 2-7 лет технике рисования: учебно-методическое пособие / Е. В. Баранова, А. М. Савельева. - Москва: Мозаика-Синтез, 2009.

5.Брыкина, Е. К.Творчество детей в работе с различными материалами : Е. К. Брыкина; Под науч. ред. д-ра пед. наук проф. Т. С. Комаровой. - Москва : Пед. о-во России, 1998. - 146 с. : ил.; 21 см. - (Дет. творчество).; URL:https://urait.ru/book/osnovy-estampa-520325  Дата обращения: 21.12.2022г.

6.Вайнерман С.М. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству [Текст]/ С.М. Вайнерман. –М., 2001.

7.Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М., 2017

8.Косминская В.Б. и др. Теория и методика изобразительной деятельности в детском саду: Учеб. Пособие для студентов пед. ин-тов / В.Б.Косминская, Е.И.Васильева, Н.Б.Халезова и др. –– М.: Просвещение, 1977. - URL: https://pedlib.ru/Books/5/0035/ Дата обращения: 17.05.2023 г.

9.Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду Ранний возраст. - М.: «КАРАПУЗ», 2009 .

10. Сакулина Н. П. Рисование в дошкольном детстве. - Рисование в дошкольном детстве. - М.: Просвещение, 2009.

11.Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду./Сакулина Н. П., Комарова Т. С. -М.: Педагогика. -(Профессиональное образование). - URL:http://bookre.org/reader?file=386199. Дата обращения: 17.01.2023г.

12. Флерина, Е.А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста [Текст] / Е.А. Флерина. - М.: Педагогика. URL:https://search.rsl.ru/ru/record/01005916948 . Дата обращения: 16.01.2023г.

13 Шацкая, В.Н. Пути эстетического воспитания [Текст] // Дошкольное воспитание. – 2004.

14.Шайдурова Н. В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам. — «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012. – 64URL:https://urait.ru/book/osnovy-izobrazitelnogo-iskusstva-518306  Дата обращения: 20.02.2023г.

20230522_125504.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Презентация к дипломной работе на тему: : «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

«Важнейшие условия формирования правильной речи у детей младшего дошкольного возраста»

Родительское собрание«Важнейшие условия формирования правильной речи у детей младшего дошкольного возраста» Цель: • Ознакомление родителей с важнейшими условиями формирования правильной речи...

Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Процесс формирования использования изобразительных умений и навыков для всесторонне развитой личности детей младшего дошкольного возраста на занятиях рисования....

Формирование изобразительных навыков у детей младшего дошкольного возраста

Младший дошкольник в своих рисунках выделяет лишь несколько наиболее ярких признаков, являющая иногда не существенными. Например, рисуя человека, дети иногда изображают очки, пуговицы на несуществующе...

Программно - методический материал: «ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ДЕКОРАТИВНОМ РИСОВАНИИ ПО МОТИВАМ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИ"...

Проект «Русская матрешка» По формированию изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста посредством знакомства с разными видами матрешек, и их сравнения.

Изобразительная деятельность - это одна из любимых деятельностей детей дошкольного возраста, в которой заложен огромный развивающий и воспитывающий потенциал. Потребность в рисовании заложена у детей ...

Образовательные ситуации как средство и условие формирования конструктивных умений у детей младшего дошкольного возраста.

Сегодня особое внимание в требованиях  Федерального Государственного образовательного стандарта по дошкольному образованию приобретают требования, связанные с  гуманизацией  образовател...