Консультация для родителей Трудовое воспитание дошкольников
консультация (старшая группа)

Кудревская Ирина Николаевна

Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:  «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Трудовое воспитание дошкольников»

Цель: формирование компетенции родителей в вопросе трудового воспитания.
Задачи: Привлечь внимание родителей к осознанию важности трудового воспитания в жизни ребенка.
Вызвать интерес родителей к совместной трудовой деятельности с ребенком дома.

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности ребенка. Трудолюбие и способность к труду не дается от природы, но воспитывается с самого раннего детства. Труд должен быть творческим, потому что именно творческий труд, делает человека богато духовно.

Главная цель труда – в его влиянии на личность ребенка.

«Детство не должно быть постоянным праздником - если нет трудового напряжения,  посильного для  детей,  для  ребенка  останется  недоступным  и счастье   труда.   Высшая  педагогическая  мудрость   трудового   воспитания заключается в  том, чтобы  утвердить в детском сердце народное  отношение  к труду.  Труд  для  народа является не только  жизненной  необходимостью, без которой  немыслимо человеческое  существование,  но  и  сферой  многогранных проявлений   духовной  жизни,  духовного   богатства   личности.  

В   труде раскрывается богатство  человеческих  отношений».

Сухомлинский В.А.

В дошкольном возрасте детям посильны четыре вида труда.

Самообслуживание – формирование навыков еды, умывания, раздевания и одевания; развитие умений пользоваться предметами гигиены (туалетом, носовым платком, полотенцем, зубной щеткой, расческой, щеткой для одежды и обуви и пр.); воспитание бережного отношения к своим вещам и предметам быта.

В детсаду — дежурство по столовой, в зеленом уголке т.д. И важно не заставлять, а приучать ребенка к трудовому усилию. Терпеливо, напористо, постепенно. Принуждение к труду может вызвать у него протест. Овладев навыками самообслуживания, ребенок не только может обслужить себя, но и приучается к аккуратности.

Хозяйственно-бытовой труд – Именно бытовой труд закладывает основу трудового воспитания. Развитие у детей хозяйственных трудовых навыков в быту (протирание и мытье игрушек, детской и кукольной мебели, стирка кукольного и детского (носочки, платочки и т.д.) белья, уборка игрушек и наведение порядка в комнате, помощь родителям по кухне.

Привычка и умение делать что-то своими руками пригодятся ребенку, какую бы профессию он не выбрал, и, кроме того, они в значительной степени способствуют его умственному развитию.

Труд в природе – Труд в природе способствует развитию наблюдательности, любознательности детей, воспитывает у них интерес сельскохозяйственному труду и уважение к людям, которые им занимаются. Труд в природе помогает воспитать любовь к ней. Любить природу — это значит воссоздавать и приумножать богатство нашей Родины, бережно относиться к живому, к результатам труда.

Большое значение имеет труд в природе для умственного и сенсорного развития детей.

Систематическая коллективная работа объединяет ребят, воспитывает у них трудолюбие и ответственность за порученное дело, доставляет им удовольствие и радость.

Ручной труд – «Мастерство рук — это материальное воплощение любопытного ума, сообразительности, творческого воображения. Очень важно, чтобы в детские годы каждый ребенок осуществлял руками свой замысел». «Источник способностей и дарований детей — на кончиках их пальчиков. Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». (В. Сухомлинский)

Какую бы работу мы не организовывали с детьми, главная наша цель — заинтересовать детей, показать посильность ее выполнения, постепенность действий, эстетическую и практическую ценность изготовленной собственноручно вещи. Должны формировать чувство ответственности за качество своей работы и желание порадовать ею других (например, подарить кому-нибудь изделие).

Уважаемые родители помните основные правила:

1.Не запрещайте ребенку помогать вам.

2. Стремитесь привлекать малыша не только к личному самообслуживанию, но и к совместной работе с взрослыми по дому, которая идет на общую пользу всей семье.                                                   Что же может делать ваш малыш дома?

- помыть посуду, вытереть ее, накрыть и убрать со стола;

- навести порядок на своем столе, протереть пыль;

- подмести пол в комнате, вместе с взрослым почистить ковры пылесосом;

- подмести дорожки на улице, очистить их от снега;

- включить стиральную машину в присутствии взрослого;

- помочь развешивать белье (мелкие вещи);

- гладить носовые платки;

- поливать растения;

- лепить пирожки, прокручивать через мясорубку вареное мясо, чистить      ягоды, мыть фрукты     (вместе со взрослым);

- помочь нести покупки из магазина;

- ухаживать за братьями и сестрами;

- заботиться о животных и растениях.

3. Доверьте ребенку выполнять определенные вещи.

4. Превратите домашнюю работу в игру.

5. Объясняйте ребенку, что вы от него хотите:

- сообщите цель поручения, объясните его необходимость;

- помогите приготовить орудия труда;
- напомните или, если необходимо покажите трудовые действия.
6.Познакомьте ребѐнка с правилами:
 - Всё что можешь, делай сам;
- Не забывай убирать за собой;
- Уважай труд других людей;
- Прежде чем трудится, приготовь все необходимое;
- Делай все аккуратно, не торопясь;
- Не отвлекайся, когда трудишься;
- Не оставляй работу незаконченной;
- Если трудишься не один, работай дружно;
- Если окончил дело раньше, помоги другим.

7. Учитывайте здоровье ребенка, его самочувствие при выполнении трудового поручения.

8.В процессе работы, если необходимо, помогите ребѐнку, но
помните: все что ребѐнок может сделать, он должен делать сам!

9. Знакомьте с профессиями взрослых.

10. Поощряйте самостоятельную и совместную деятельность детей.

.Ребѐнок полюбит труд, если:
Приобщать его к труду как можно раньше;
Трудится вместе с ним;
Давать ему постоянные поручения;
Показывать общественную значимость труда;
Показать важность его труда для других.

Нельзя:
Наказывать трудом;
Торопить ребѐнка в ходе трудовой деятельности;
Давать непосильные поручения;
Забывать благодарить за помощь.

Необходимо помнить: для того, чтобы привить детям какую-то полезную привычку, в первую очередь, необходимо самим быть для них примером. 

Желательно полностью выполнять советы педагогов детского сада. Только вместе мы сможем воспитать трудолюбивого человека.

Известный педагог нашего времени В. А. Сухомлинский глубоко верил в облагораживающую силу труда:  «Если ребенок вложил частицу своей души в труд для людей и нашел в этом труде личную радость, он уже не может стать злым, недобрым человеком».

Поговорки о труде:   

C:\пед коллежд\Казак Н.М. МДК02.01\поливаем.png

1. Доброе начало – половина дела.                                                                                               2. Какие труды, такие и плоды.                                                                                                                                                                                                    3. Каков мастер – такова и работа.                                                                                                                                                                                                                                                                                          4. Семь раз примерь – один раз отрежь.                                                                                       5. Глаза страшатся, а руки делают.                                                                                                    

Пословицы о труде:                                                                                         1.Поспешишь - людей насмешишь.                                                                                      2.Не спеши языком - торопись делом.                                                                         3.Умелые руки не знают скуки.                                                                               4.Сделал дело - гуляй смело.                                                                                  5. Дерево ценят по плодам, а человека по делам. C:\пед коллежд\Казак Н.М. МДК02.01\illyustratsi-chukovsky-stikhi-4.jpg

Произведения о трудовом воспитании детей:

М. Зощенко «Показательный ребенок».

С. Георгиев «Бабушкин садик».

В. Маяковский «Кем быть?».

М. Познанская «Пойдем на работу».

В Лифшиц «И мы трудиться будем».

Б. Житков «Железная дорога».

С. Баруздин «Кто построил новый дом».

 С. Михалков «Бабушкины руки».

Н. Носов «Заплатка», «Приключения Незнайки».

В. Осеева «Волшебная иголочка».

К. Чуковский «Федорино горе».

Л.И.Толстой «О дружбе, честности и труде».

И.Карпова «Портной».

Т.А.Шорыгина «Профессии. Какие они?»

Е.Благинина «Не мешайте мне трудиться»

 Сказки:

«Морозко»

«Маша и медведь» 

 «Двенадцать месяцев» (народная сказка, а не её обработка Маршаком) 

«Мужик и медведь» (другое название – «Вершки и корешки»)

 «Репка»  

 «Дочь и падчерица» 

 «Кривая уточка» 

«Лиса и журавль» 

 «По щучьему веленью» 

«Крошечка - Хаврошечка» 

Англ. сказка «Три поросенка»

                                                

    Таким образом, трудовая деятельность является одним из важных факторов воспитания личности. Главная развивающая функция труда – это переход от самооценки к самопознанию. Кроме этого в процессе труда развиваются способности, умение и навыки. В трудовой деятельности формируются новые виды мышления. Вследствие коллективного труда ребенок получает навыки работы, общения, сотрудничества, что улучшает адаптацию ребенка в обществе.

                                                  Данный консультационный материал оформила:

                                          Кудревская И.Н. воспитатель


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье"

Через труд для других, через добрые дела для окружающих формируется сознание ребёнка, понимание того, что каждый человек должен трудиться....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье и детском саду"

Консультация для родителей о четырех видах трудового воспитания дошкольников. Рекомендации родителям о трудовом воспитании детей в семье....

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников"

Трудовое воспитание – важное средство всестороннего развития личности дошкольника. Разумеется, трудовая деятельность маленьких детей своеобразна. Не всегда он ведет к материальным р...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников в семье"...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников"

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников"...

Консультация для родителей "Трудовое воспитание дошкольников"

Консультация для родителей дошкольников....