консультация для родителей " Как воспитать навыки самообслуживания у ребенка в семье"
консультация

для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_za_aprel.docx20.75 КБ

Предварительный просмотр:

  Консультация для родителей на тему: «Как воспитать навыки самообслуживания у ребенка

                                                                в семье»                    

                                                                                                         Подготовила воспитатель  высшей    

                                                                                                         квалицикационной категории

                                                                                                          Уварова В.Д.   апрель 2023г.

Семья - первое общество, где формируется характер ребенка, его нравственные качества, привычки, жизненно необходимые качества, навыки самообслуживания.

Что такое навыки самообслуживания?

Самообслуживание - это начало трудового воспитания дошкольника,

умение выполнять элементарные бытовые действия: самостоятельно

одеться, раздеться, помыть руки, сходить в туалет, самостоятельно есть, прибирать игрушки.

К сожалению, в последнее время все больше родителей чересчур опекают своего ребенка. Они спешат прийти на помощь или сделать всё за ребёнка сами, считая, что он ещё маленький или просто торопясь куда-либо (утром на работу, вечером – домой или по делам). Это приводит к тому, что у ребёнка не развивается самостоятельность, и он всё время будет надеяться на других. У родителей, чрезмерно опекающих своих детей и делающих за них то, что они должны учиться делать сами, дети вырастают беспомощными, неподготовленными для жизни в коллективе.


Самообслуживание играет важную роль в развитии ребёнка:

  • Является важным средством всестороннего развития личности ребенка;
  • Оказывает существенное влияние и на умственное развитие ребенка:
  • развивает мышление, сообразительность, любознательность, инициативу, активное восприятие, наблюдательность, внимание, сосредоточенность, тренирует память;
  • Чем раньше и лучше у ребенка сформируются навыки самообслуживания, тем более приспособленным к жизни он вырастет; От уровня самостоятельности ребенка, будет зависеть то, насколько полноценно он может адаптироваться к различным житейским ситуациям;
  • Обслуживая себя самостоятельно, ребенок научается, таким образом, проявлять заботу к своим близким. Начинает ценить проявленную к нему заботу;
  • Ребенок становится не только более самостоятельным, уверенным в себе, но и тренирует стремление к достижению цели, активность, упорство, также идет формирование волевых качеств;
  • Постоянство требований родителя к детям, а также повторяемость, обеспечивают прочность в закреплении полученных навыков;
  • Формирование правильных привычек у ребенка: потребности в чистоте и опрятности.
  • Труд по самообслуживанию развивает ловкость, координацию движений, доставляет эстетическое удовлетворение.

В целом, навыкам трудового воспитания можно обучать ребенка с самого раннего детства. Но основы навыков самообслуживания закладываются именно в возрасте 3 - 4 лет.

У детей  3-4 х летнего возраста должны быть сформированы:

Навыки культуры еды, включающие в себя:

  • умение правильно ложку;
  • умение не крошить хлеб;
  • умение благодарить;
  • умение пользоваться салфеткой;
  • умение не разговаривать за столом, не крутиться, не играть.

Навыки мытья рук и умывания, включающие в себя:

  • умение мыть руки, засучивая рукава;
  • умение мыть лицо, не разбрызгивая воду;
  • умение правильно пользоваться мылом; зубной щеткой;
  • умение не мочить одежду во время умывания;
  • умение сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место.

Навыки одевания и раздевания в определенном в порядке, включающие в себя:

  • умение расстегнуть (застегнуть) пуговицы;
  • умение снять (одеть) одежду;
  • умение аккуратно складывать и вешать одежду;
  • умение вывертывать одежду на лицевую сторону;

Иные навыки, включающие в себя:

  • умение пользоваться туалетом (умение проситься в туалет);
  • умение мыть руки после туалета;
  • умение убирать игрушки, книжки, канцелярские принадлежности, строительные материалы на определенное место.

Все, что должен уметь ребенок в 4 года в плане бытовых навыков, прививается исключительно близкими людьми. Невыполнение тех или иных критериев не является несоответствием возрасту или отставанием в развитии, скорее, это упущение родителей.

А дети пятого года жизни уже почти самостоятельны  в самообслуживании. Ведь навыки, приобретенные ими в 4—5лет, становятся более прочными, осознанными.

Советы для обучения самостоятельности:

1. Хвалите ребенка. Если вы довольны поступком ребенка, лучше сказать

ему не просто, что он хороший, а, что очень довольны тем, как сегодня он

сделал то-то и то-то.

2. Не делайте за ребенка то, что он способен выполнить сам.

3. Любое обучение не терпит спешки. Поэтому, если вы действительно

торопитесь, займитесь обучением в другое, более спокойное время.

Атмосфера должна быть доброжелательной.

4. Постарайтесь избегать оценок и сравнений с другими детьми. Сравнивать можно только с его собственными достижениями.

5. Дети ведут себя так, как мы им внушаем. Поэтому если малышу говорить, что, у тебя всё получится, ты справишься - ребенок будет настроен на успех.

6. Единство требований взрослых (и дома и в саду).

7. Личный пример – имеет громадное значение в обучении

самостоятельности!

8. Работа должна быть по силам малыша!

Помните, что труд должен приносить радость ребёнку. 

Поэтому не надо упрекать ребёнка в медлительности и небрежности. Это может вызвать отрицательное эмоциональное состояние, и повлечь за собой нежелание принять участие в труде в следующий раз.

Важно, чтобы с раннего детства ребёнок усвоил, что работать трудно, но необходимо.

И только от нас с Вами, взрослых, зависит, станет ли ребёнок умелым, самостоятельным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"

Консультация для родителей "Развитие навыков самообслуживания и культурно-гигиенических навыков у детей третьего года жизни"...

Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)» Воспитатель: Титус Л. И. МАДОУ ЦРР –д/с №14 г. Кропоткин

Консультация для родителей«РАЗВИТИЕ НАВЫКОВ САМООБСЛУЖИВАНИЯ И КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (2-3 ГОДА)»Воспитатель: Титус Л. И.МАДОУ ЦРР –д/с №14 г....

Консультация для родителей «Формирование навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста"

В настоящее время многие родители и педагоги уделяют больше внимание обучению детей чтению, математики и языкам чем самообслуживанию, часто не учитывая, что для многих из них гораздо актуальнее научит...

Анкета для родителей «Формирование навыков самообслуживания у детей в семье».

Вашему вниманию представляю Анкету для родителей, которые интересуются достижениями своих детей «Формирование навыков самообслуживания у детей в семье»....

Консультация для родителей "Формируем навыки самообслуживания у ребенка".

Формируем навыки самообслуживания у детей 2 – 3 лет  В три  года  у ребенка  должны  быть  сформированы  культурно-гигиеничесие  навыки (самостоятель...

Консультация для родителей «Развитие навыков самообслуживания у ребенка раннего возраста»

Данная консультация поможет родителям  при развитии у детей раннего возраста навыков самообслуживания...