Характеристика раннего развития.
консультация (младшая группа)

Осечкина Елена Вазыховна

Консультация для родителей.

Характеристика ребенка раннего возраста

 

Воспитатель Осечкина Елена Вазыховна

 

Согласно методическим рекомендациям «Оценки физического развития детей и подростков» (1) норма по весу и росту для мальчика и девочки разная.  Показатели, которые будут меньше или больше этой нормы требуют наблюдения у педиатра.

Для мальчиков вес:

•        с 1 г до 2 лет от 8,8кг до 13,6 кг 

•        с 2 лет до 3 лет от 11,00кг до 16,2 кг.

Для девочек вес:

•        с 1 г до 2 лет от 8,1кг до 13,00 кг

•        с 2 лет до 3 лет от 10,3кг до 15,8 кг.

Для мальчиков рост:

•        с 1 г до 2 лет от 74,5см до 90,9 см 

•        с 2 лет до 3 лет от 84,9см до 99,8 см.

Для девочек рост:

•        с 1 г до 2 лет от 72,6см до 89,6 см 

•        с 2 лет до 3 лет от 83,3см до 98,9 см.

Итог первой стадии развития ребенка до 1 года «являются потребность в общении, эмоциональное отношение к людям; акт хватания как основа человеческих действий с предметами; ходьба и появление первого слова. Именно они с необходимостью вызывают построение новой стадии развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на следующую стадию развития.»2

Рассмотрим дальнейшее психологическое развитие ребенка, в период раннего развития.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsltatsiya._harakteristika_ranego_razvitiya.docx539.21 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей.

Характеристика ребенка раннего возраста

Воспитатель Осечкина Елена Вазыховна

Согласно методическим рекомендациям «Оценки физического развития детей и подростков» (1) норма по весу и росту для мальчика и девочки разная.  Показатели, которые будут меньше или больше этой нормы требуют наблюдения у педиатра.

Для мальчиков вес:

•        с 1 г до 2 лет от 8,8кг до 13,6 кг  

•        с 2 лет до 3 лет от 11,00кг до 16,2 кг.

Для девочек вес:

•        с 1 г до 2 лет от 8,1кг до 13,00 кг

•        с 2 лет до 3 лет от 10,3кг до 15,8 кг.

Для мальчиков рост:

•        с 1 г до 2 лет от 74,5см до 90,9 см  

•        с 2 лет до 3 лет от 84,9см до 99,8 см.

Для девочек рост:

•        с 1 г до 2 лет от 72,6см до 89,6 см  

•        с 2 лет до 3 лет от 83,3см до 98,9 см.

Итог первой стадии развития ребенка до 1 года «являются потребность в общении, эмоциональное отношение к людям; акт хватания как основа человеческих действий с предметами; ходьба и появление первого слова. Именно они с необходимостью вызывают построение новой стадии развития – ситуации совместной деятельности со взрослым человеком, что означает переход на следующую стадию развития.»2 

Рассмотрим дальнейшее психологическое развитие ребенка, в период раннего развития.

Развитие предметной и орудийной деятельности.

Переход от младенчества к раннему детству связан с развитием нового отношения к миру предметов — они начинают выступать для ребенка непросто как объекты, удобные для манипулирования, а как вещи, имеющие определенное назначение и определенный способ употребления, т. е. в той функции, которая закреплена за ними в общественном опыте. Основные интересы ребенка переносятся в область овладения все новыми и новыми действиями с предметами, и взрослый приобретает роль наставника, сотрудника и помощника в этом овладении. В период раннего детства осуществляется переход к предметной деятельности, которая становится ведущим видом деятельности на протяжении всего периода. Специфика предметной деятельности заключается в том, что в ней ребенку впервые открываются функции предметов. Функция, назначение вещей является их скрытым свойством. Оно не может быть выявлено путем простого манипулирования. Так, ребенок может бесконечное число раз открывать и закрывать дверцу шкафа, долго стучать ложкой об пол, но этим ни на шаг не продвинется в познании функции предметов. Только взрослый способен в той или иной форме раскрыть ребенку, для чего служит шкаф или ложка». (3;76)

Из числа действий, которыми овладевает ребенок в раннем детстве, особенно значимыми для его психического развития оказываются соотносящие и орудийные действия. Соотносящими являются действия, цель которых состоит в приведении двух или нескольких предметов (или их частей) в определенные пространственные взаимоотношения. (3;78)

«Четкое различение двух видов предметных действий — ручных и орудийных — было введено П. Я. Гальпериным. В первом случае предметом действуют так, как самой рукой; предмет становится как бы простым удлинением или просто придатком руки. Во втором случае рука подчиняется требованиям орудийных приемов, как бы подстраивается под предмет-орудие. Именно при усвоении орудийных операций для ребенка само орудие возникает как новая реальность, которой можно овладеть. Он начинает действовать одним предметом для получения другого, использовать специфическое движение не для простого функционального удовольствия, а для получения какого-то другого результата.»(4; 151)

Развитие восприятия в раннем возрасте

Среди всех психических процессов главная роль в раннем возрасте принадлежит восприятию. Поведение и сознание детей этого возраста целиком определяются восприятием. Так, память в раннем возрасте существует в форме узнавания, т. е. восприятия знакомых предметов. Мышление ребенка до 3 лет носит преимущественно непосредственный характер — ребенок устанавливает связи между воспринимаемыми предметами. Он может быть внимателен только к тому, что находится в поле его восприятия. Все переживания ребенка также сосредоточены на воспринимаемых предметах и явлениях. По словам Л. С. Выготского, «...все функции этого возраста идут вокруг восприятия, через восприятие и с помощью восприятия ... ни одна функция не переживает такого пышного расцвета в раннем возрасте, как функция восприятия». Это ставит восприятие в чрезвычайно благоприятные условия развития...."(4; 159)

Развитие речи в раннем детстве.

Раннее детство является сензитивным периодом для усвоения речи. Интенсивная подготовка к такому усвоению происходит, как мы видели, уже в младенчестве: у ребенка формируются основы фонематического слуха, отрабатывается произнесение речевых звуков, наконец, возникает понимание и произнесение первых слов, что расширяет возможности его общения со взрослыми. Решающее значение для развития речи в раннем детстве имеет изменение форм общения ребенка со взрослыми, происходящее в связи с овладением предметной деятельностью (3; 90).  До полутора лет ребенок усваивает от 30-40 до 100 слов и употребляет их очень редко. После полутора лет наблюдается обычно резкое изменение. Ребенок становится инициативным. Он начинает не только постоянно требовать названий предметов, но и делает попытки произносить слова, обозначающие эти предметы. К концу второго года ребенок употребляет до 300, а к концу третьего года — до 1500 слов. (3; 92-93)

Развитие мышления.

Мы видели, что на пороге раннего детства у ребенка впервые появляются действия, которые можно считать проявлением мышления,— использование "связи между предметами для достижения цели (например, притягивание подушки, на которой лежат часы, для того чтобы их достать). Но подобные догадки возникают лишь в самых простейших случаях, когда предметы уже связаны между собой (часы лежат на подушке) и остается только воспользоваться этой готовой связью. На протяжении раннего детства ребенок все шире использует подобного рода готовые связи.(3;101)

Особенностью развития мышления в раннем детстве является то, что разные его стороны — развитие наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, формирование обобщений, с одной стороны, и усвоение знаковой функции сознания,— с другой,— пока еще разобщены, не связаны между собой. Лишь впоследствии, в дошкольном возрасте, эти стороны сольются, создавая основу для овладения более сложными формами мышления.(3; 106)

Предпосылки формирования личности в раннем детстве

Ребенок начинает знакомиться с собой с конца второго года жизни. Это знакомство относится сначала к внешнему облику, а потом и к внутреннему миру. На втором году жизни дети обычно не узнают себя в зеркале, на фотографии или в кино, сосредоточивая внимание на изображениях других людей, которых они знают. Узнавание себя на фотографии и в кинофильме затрудняет детей больше, чем узнавание в зеркале. В два года они хорошо узнают других людей и обстановку, в которой производилась съемка, но себя начинают узнавать только с середины третьего года жизни, причем в течение некоторого времени ребенок говорит о своем изображении в кино так, как будто это второй он («тот Саша»). В этом проявляется трудность осознания неизменности самого себя в разной обстановке.(3;112). На втором году жизни ребенок уже знает своё имя, но пока называют себя в 3-м лице.

Осознание себя как постоянного источника разнообразных желаний и действий, отделенного от других людей, происходит к концу третьего года жизни под влиянием возрастающей практической самостоятельности ребенка. Ребенок овладевает возможностью выполнять без помощи взрослого разнообразные предметные действия, усваивает простейшие навыки самообслуживания. В результате этого он начинает понимать, что то или иное действие выполняет именно он. Внешне это понимание выражается в том, что ребенок начинает говорить о себе не в третьем, а в первом лице: «Я бегаю»; «Дай мне куклу»; «Возьми меня с собой».

1 рис. Нормативные развития здорового ребенка в 3года. (информационный стенд для родителей в ГБУЗ «Научно-практический центр психического здоровья детей и подростков им. Г.Е. Сухаревой ДЗ г. Москвы»)

Список литературы

  1. Методическим рекомендациям «Оценки физического развития детей и подростков», 2017г.
  2. Психология.: Учебник для педагогических вузов / Под ред. Б.А. Сосновского. – М.: 2005г.
  3. Мухина В. С. М92 Детская психология: Учеб. для студентов пед. ин-тов/ Под ред. Л. А. Венгера.—2-е изд., перераб. и доп.— М.: Просвещение, 1985г.
  4. Смирнова Е. О.   С50 Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений, обучающихся по специальности «Дошкольная педагогика и психология» / Е. О. Смирнова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006. — 366 с. — (Учебник для вузов). ISBN 5-691-00893-5...." [Источник: http://psychlib.ru/mgppu/sdp/SDP-001-.HTM#hid99]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста...

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст (3—4 года). На рубеже трех лет любимым выражением ребенка становится «Я сам!» Отделение себя ...

Характеристики особенностей развития детей раннего дошкольного возраста

Характеристики особенностей развития  детей раннего и дошкольного возраста...

Памятка для родителей «Характеристика особенностей развития бытовых навыков у детей раннего возраста»

Памятка для родителей«Характеристика особенностей развития бытовых навыков у детей раннего возраста»...

Консультация для родителей "Характеристика особенностей развития бытовых навыков у детей раннего возраста"

О развитии вашего малыша, поступившего в дошкольную образовательную организацию, можно судить по основным навыкам:В два года:-ест аккуратно, не обливаясь;-самостоятельно одевается (натя...