Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»
консультация

Познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.docx18.28 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей на тему:

«Формирование грамматического строя речи»

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр).

  1. Вводная беседа.

Дошкольный возраст – это наиболее сензитивный период для овладения родным языком, который является не только средством и способом общения, но и играет важную роль в развитии мышления, внимание, памяти.

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними.

При формировании грамматического строя речи ребенок должен освоить сложную систему грамматических закономерностей путем анализа речи окружающих, выделяя общие правила грамматики на практическом уровне, обобщая эти правила и закрепляя их в своей речи.

  1. Особенности формирования грамматического строя речи.

Работа по формированию грамматического строя речи содержит несколько направлений:

  • словоизменение – число, род, падежи;
  • словообразование – образование новых слов при помощи приставок, суффиксов, образование новых слов с помощью различных частей речи, образование сложных слов;
  • согласование различных частей речи между собой;
  • фраза – использование в речи сложных распространенных предложений с союзами, предлогами.

Нарушения грамматического строя речи могут быть причиной многочисленных ошибок на письме и при чтении, помешают усвоению правил русского языка.

Несмотря на сложность, грамматический строй ребенок должен усвоить в дошкольном детстве для подготовки к школе, полноценного общения, правильного познания окружающего мира. Без достаточного овладения грамматическим строем невозможно развернутое рассуждение, развитие монолога, связной речи.

  1. Игры для формирования грамматического строя речи.

Игра «Мой, моя, мое, мои»

Цель: закрепление согласования притяжательных местоимений с существительными.

Ход: Назовите предметы, про которые можно сказать «это мой» (мой карандаш), «это моя» (моя кукла), «это мое» (мое платье).

Игра «Найди по цвету»

Цель: закрепление согласования прилагательного и существительного в роде и числе.

Ход: Детям предлагаются картинки или предметы разного цвета. Взрослый называет цвет. Дети находят предметы данного цвета, которые подходят к данной форме прилагательного. (Красное – яблоко, платье, пальто.)

Игра «Правильно назови листья».

Лист дуба — дубовый лист, лист осины — … лист березы — … лист клена — … лист липы — … лист яблони— …

Игра «Каким карандашом ты будешь раскрашивать?»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным.

Ход: Детям даются нераскрашенные картинки. Дети определяют, каким цветом и что они будут раскрашивать. Например: «Зеленым карандашом я буду раскрашивать траву, листья на деревьях, желтым карандашом я буду раскрашивать подсолнух, солнце и т.д.».

Игра «Назови ласково»

Цель: закрепление согласования прилагательного с существительным, образования уменьшительных форм прилагательных.

Ход: взрослый произносит часть фразы, а дети ее заканчивают, добавляя слово.

Цветок красный, а цветочек красненький

Ведро синее, а ведерко …

Яблоко сладкое, а яблочко …

Солнце теплое, а солнышко …

Чашка синяя, а чашечка …

Цыпленок пушистый, а цыпленочек …

Игра «Что из чего сделано?»

Цель: образование относительных прилагательных

Ход: Взрослый говорит: «Стакан из стекла»

Дети должны ответить на вопрос: «Какой?», «Какая?» или «Какое?» (стеклянный стакан) Стакан из стекла — стеклянный, сковорода из чугуна — чугунная, ложка из дерева — деревянная и т.д.

  1. Заключение.

Родителям необходимо внимательно относиться к речи ребенка, своевременно обращаться к специалистам при наличии стойких нарушений в речи ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация Тема: «Формирование грамматического строя речи у дошкольников»

Грамматика (от греч. γράμμα — «запись»), грамматический строй (грамматическая система) — совокупность закономерностей какого-либо языка, регулирующих правильность построения значимых речевых отрезков ...

Консультация для родителей на тему: "Формирование грамматического строя речи у детей с 2 до 3 лет"

К двум годам ребёнок не только подражает речи взрослого, используя готовые образцы, но и активно осваивает правильные грамматические формы. Впрочем, в речи малыша часто появляются аграмматизмы, что го...

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совмест...

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»

Цель: познакомить родителей с принципами и способами формирования грамматического строя речи (на примере дидактических игр)....

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»

Грамматический строй речи — это взаимодействие слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Основой для его формирования является повседневное общение ребенка с близкими взр...

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»

Консультация для родителей на тему: «Формирование грамматического строя речи»Дошкольный возраст – это наиболее благоприятный период для овладения родным языком, который является не т...

Консультация для воспитателей на тему «Формирование грамматического строя речи во всех возрастных группах»

Консультация для воспитателей на тему«Формирование грамматического строя речи во всех возрастных группах»Развитие речи дошкольников в детском саду осуществляется во всех видах деятель...