Пальчики играют - развивается речь ребенка
план-конспект занятия

Баздрева Римма Валентиновна

Пальчики играют - развивается речь ребенка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл palchiki_igrayut_-_razvivaetsya_rech_rebenka.docx18.62 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей

                                    «Пальчики играют - развивается речь ребенка»

Цель мастер-класса: повышение профессиональной компетентности родителей по использованию пальчиковой гимнастики в работе с детьми, пропаганда и распространение разновидности форм работы.

Задачи:

  1. Познакомить участников мастер –класса с эффективными методами использования пальчиковой гимнастики в жизни ребенка.
  2. Обучить участников мастер-класса этапам разучивания пальчиковых игр, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного.
  3. Закрепить умения участников мастер-класса применять полученные знания в практике.

Ход мастер-класса.

Уважаемые, родители! Сегодня мы с Вами являемся участниками мастер –класса на тему:  «Пальчики играют – развивается речь ребенка».

Девиз нашего мастер- класса: «Никогда ничему не научишься, если будешь говорить: «Я не умею, не научусь!»

1 часть. Теоритическое обоснование темы.

     Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т. д.), тряпочки, предметы для исследования, то он получает необходимый стимул для развития.

Начинать работу по развитию мелкой моторики над с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом. Не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно обратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

«Истоки способностей и дарований детей- на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря. Идут тончайшие нити – ручейки, которые питают ум ребенка. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок.» В. А. Сухомлинский.

Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается речевое развитие, хотя общая моторика может быть при этом нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее от пальцев. Поэтому, если вы хотите, чтобы ребенок хорошо говорил, развивайте его ручки!

  Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма ребенка.

     Влияние руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.

Пальчиковая гимнастика. Пальчиковые игры – это инсценировка каких – либо рифмованных историй, сказок при по мощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

     Пальчиковая гимнастика решает множество задач в развитии ребенка:

  • способствует овладению навыками мелкой моторики;
  • помогает развивать речь;
  • повышает работоспособность головного мозга;
  • развивает психические процессы: внимание, память, воображение, мышление;
  • развивает тактильную чувствительность;
  • снимает тревожность.

Дети с удовольствием принимают участие в таких играх. Самый известный вариант такой игры - «Сорока, сорока», но есть и более сложные для проговаривания и показа.

Используя пальчиковые игры в своей работе с детьми мы заметили, что детям они нравятся, они эмоционально реагируют на предложение поиграть пальчиками. Замкнутые дети начинают раскрываться, адаптация проходит на много легче, даже те, кто плакал, забывают про слезы.

Активизация участников мастер-класса:

- Крикнете громко и хором, друзья,

Деток Вы любите? Нет или да?

Пришли на собрание, сил совсем нет,

Вам лекции хочется слушать здесь? (Нет).

Я Вас понимаю. Как быть, господа?

Проблемы детей решать нужно нам? (Да).

Дайте мне тогда ответ:

Помочь откажетесь мне? (Нет).

Последнее спрошу Вас я:

«активными все будем? (Да).

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму!»

Действительно, пальчиковая гимнастика полностью отвечает этим трем принципам: «Слышу. Вижу. Делаю». Дети слышат объяснение взрослого, видят последовательность выполнения различных действий и затем выполняют задание сами.

 Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находятся около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма ребенка.

     Влияние руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии. Именно поэтому, начиная с раннего возраста во всех дошкольных учреждениях Китая, применяется пальчиковая гимнастика.

Вы хотите, чтобы Ваша нервная система была спокойной, чтобы улучшилось настроение, тогда эта китайская пальчиковая гимнастика для Вас!

  1. Найти глазами центральную точку ладони, нажать на нее 20 раз большим пальцем. Поменять руку (20 раз).
  2. Поочередно начиная с указательного пальца, соединяем все пальцы с большим, образуя «круг». Начинаем с левой руки.

Работа рук способствует:

* психическому успокоению;

*предотвращает развитие утомления в мозговых центрах (китайский обычай перебирать в руках грецкие орехи);

*способствует возникновению успокаивающего эффекта (китайские купцы потирают руки при обслуживании докучливых клиентов).

Совет взрослым:

Если дети волнуются при речи и вертят в руках предметы, не следует их выхватывать из рук – так организм ребенка сбрасывает возбуждение.

Уважаемые родители, если хотя бы раз в день Вы будите выполнять эти упражнения, то ваша нервная система станет спокойной, ведь давно подмечено, что все болезни от нервов. Берегите их! Здоровья Вам и Вашим детям!

Пальчиковых игр очень много – это:

  • Пальчиковые игры с предметами;
  • Пальчиковые игры на основе сказок;
  • Пальчиковые игры с элементами массажа;
  • Пальчиковые игры с музыкальным сопровождением.

Сейчас мы остановимся на пальчиковых играх с предметами. Они развивают мышление, повышают эластичность мышц, вызывают положительные эмоции и стойкий интерес к деятельности. В качестве предметов можно использовать прищепки. Предлагаю поиграть Вам в одну из таких игр.

Игры с прищепками.

1.Бельевой прищепкой поочередно «кусаем» ногтевые фаланги (от указательного к мизинцу и обратно):

Сильно кусает котенок – глупыш,

Он думает, что это не палец, а мышь. (смена рук)

Но я же играю с тобою малыш,

А будешь кусаться, скажу тебе: «Кыш!».

2. Очень интересно детям «приделывать иголки» ежу, вырезанному из картона, «лучики» солнышку, «дождинки» тучке, «иголочки» елочке.

3. Ну, конечно, развешивание носовых платочков после стирки и закрепление их прищепками. Это не сложное задание для ребенка, который не раз играл с прищепками, возможно, окажется не таким уж простым.

3 часть. Рефлексия. На заключительном этапе мастер-класса нам бы хотелось, чтобы все участники поделились своими впечатлениями. Высказали свое мнение – что Вам понравилось, что не понравилось, почему не понравилось, было ли Вам интересно или нет.

Две руки.

Нам две руки природою даны,

И обе драгоценны и нужны.

Одна дары от жизни принимает,

Другая их с поклоном возвращает.

А что же остается у того,

Кто не жалеет в жизни ничего?

В его руках богатство остается.

Оно любовью к ближнему зовется.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для родителей «Играя, развиваем речь ребенка».

Помощь в создании условий для речевого развития дошкольников в семье, повышение педагогической культуры родителей....

Пальчиковые игры. Развиваем речь ребенка

Консультация для родителей...

«Играя развиваем речь ребенка»

Сила речи состоит в умении выразить многое в немногих словах.                                      ...

Играя развиваем речь ребенка

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно родители. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют ...

Родительское собрание в подготовительной группе «Как игры развивают речь ребенка»

Родительское собрание в подготовительной группе «Как игры развивают речь ребенка»  Форма проведения: Игра-путешествие Острова развития речи!»  Цель: Привлечение родителей в...

Консультация для педагогов "Учимся играя, развиваем речь ребенка"

Цель повысить компетентность и успешность педагогов в развитии речи детей  дошкольного возраста; познакомить с современными методами и приемами стимулирования речевой деятельности у детей  д...

Консультация для родителей «Играем, развиваем речь ребенка»

Все начинается с детства. Период детства бывает только однажды, и именно в это время ребенок открывает для себя мир вещей, окружающих предметов, звуков, эмоций.  Дошкольный возраст – э...