Консультации для родителей
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Марчук Людмила Николаевна

Предварительный просмотр:

«В пустых стенах ребёнок не заговорит»…- заметила в своё время Е.И. Тихеева

Дошкольное детство является уникальным и решающим периодом развития ребенка, когда «закладываются основы личности, вырабатываются воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность». В период дошкольного возраста очень важно развить основные психические процессы: память, восприятие, мышление, речь.

В процессе своего развития ребенок должен овладеть языком, на котором говорят окружающие его взрослые, научиться пользоваться сначала устной, а затем письменной речью. Наиболее продуктивное развитие речи происходит именно в дошкольном возрасте. У детей увеличивается словарный запас, происходит развитие смысловой стороны речи.

На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

- Почему дети говорят неправильно?

Потому что мы, взрослые говорим неправильно, потому что слышат вокруг себя неправильную речь.

 Происходит цепная реакция: мы слышим неправильную речь, мы автоматически начинаем ее повторять, за нами повторяют другие люди, в том числе, дети, и т. д. получается замкнутый круг.

 -Что можно и нужно сделать, чтобы разорвать это круг?  С кого мы начнем работу по формированию пространства красивой и грамотной речи? (с себя).

Окружение, которое формирует речь ребенка – это в первую очередь люди, , находящиеся радом с человеком, а также пространство (среда)которое специально организовано для воздействия на разные речевые стороны развития дошкольника.

Это пространство организуется с определенной целью: наполнить окружающее предметное окружение,  теми компонентами, которые бы позитивно воздействовали на формирование детской речи.

Задачи речевой среды

Существуют следующие задачи организации речевой среды:

  • дать возможность детям воспринимать чужую грамотную речь и наблюдать за ней;
  • развитие представлений сенсорного характера;
  • самостоятельная речевая активность дошкольника;
  • комфортное эмоциональное состояние детей в процессе речевых коммуникаций;
  • возможность у ребенка экспериментировать и наблюдать за языковой системой.


Предварительный просмотр:

Консультация «Как развивать речевое дыхание»

 Чтобы научить ребенка правильно и четко говорить, владеть голосом, нужно, прежде всего, научить его правильно дышать.

C:\Users\Людмила\Desktop\78114_d6008bc8b386db41a85e22a4c64f6874.jpg.jpg

Источником образования звуков речи является воздушная струя, выходящая из легких через гортань, глотку, полость рта или носа наружу.
Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания нормальной громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности.
Качество речи, ее громкость, плавность во многом зависят от речевого дыхания.
Проявляя изобретательность, выдумку, вы сможете помочь своему ребенку выработать правильное речевое дыхание и быстрее освоить труднопроизносимые звуки. 

Рекомендую начать с забавных для ребенка игровых упражнений:
1. «Снег». Ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки, пушинки и тем самым превратить обычную комнату в заснеженный лес. Губы ребёнка должны быть округлены и слегка вытянуты вперёд..

2. «Кораблики». Наполните таз водой и научите ребёнка дуть на лёгкие предметы, находящиеся в тазу, например, кораблики. Вы можете устроить соревнование: чей кораблик дальше уплыл. Очень хорошо для этих целей использовать пластмассовые яйца от «киндер-сюрпризов» или упаковки от бахил, выдаваемых автоматами.

3. «Футбол». Соорудите из конструктора или другого материала ворота, возьмите шарик от пинг-понга или любой другой легкий шарик. И поиграйте с ребенком в футбол. Ребенок должен дуть на шарик, стараясь загнать его в ворота. Можно взять два шарика и поиграть в игру: «Кто быстрее».

4. «Бульбульки». Возьмите два пластмассовых прозрачных стаканчика. В один налейте много воды, почти до краев, а в другой налейте чуть-чуть. Предложите ребенку поиграть в «бульбульки» с помощью трубочек для коктейля. Для этого в стаканчик, где много воды нужно дуть через трубочку слабо, а в стаканчик, где мало воды – можно дуть сильно. Задача ребенка так играть в «бульбульки», чтобы не пролить воду. Обязательно обратите внимание ребенка на слова: слабо, сильно, много, мало.

5. «Волшебные пузырьки». Предложите ребенку поиграть с мыльными пузырями. Он может сам выдувать мыльные пузыри, если же у него не получается дуть или он не хочет заниматься, то выдувайте пузыри, направляя их в ребенка. Это стимулирует ребенка дуть на пузыри, чтобы они не попали в него.

6. «Дудочка». Предложите ребенку высунуть узкий язык вперед, слегка касаясь кончиком языка стеклянного пузырька. Выдувать воздух на кончик языка так, чтобы пузырек засвистел, как дудочка.

7. «Цветочный магазин». Предложите ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Вы можете использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

8. «Свеча». Купите большие разноцветные свечи и поиграйте с ними. Вы зажигаете свечи и просите ребенка подуть на синюю свечу, затем на желтую и т. д. Дуть нужно медленно, вдох не должен быть шумным, нельзя надувать щеки. Сначала свечу можно поднести поближе к ребенку, затем постепенно удалять ее.

При выполнении этих упражнений необходимо соблюдать следующие правила:
1. Воздух набирать через нос, плечи не поднимать.
2. Выдох должен быть длительным, плавным.
3. Необходимо следить, чтобы ребенок не надувал щеки (на начальном этапе можно прижимать их ладошками).
4. Не переусердствуйте! Достаточно 3-5 повторений (нельзя много раз подряд повторять упражнения, так как это может привести кголовокружению).

Помните, пожалуйста, что в развитии ребенка не бывает мелочей. Дарите ему свое постоянное внимание и участие.
Играйте и развивайте!



Предварительный просмотр:

1285109_1.jpeg«Артикуляционная гимнастика. Играем дома»

   

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Произношение звуков речи - это сложный двигательный навык.    Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо.    Артикуляционная гимнастика — это комплекс упражнений, одни из которых помогают улучшить подвижность органов артикуляции, другие — увеличить объём и силу движений, третьи вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука. Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений артикуляционных органов, необходимых для правильного произношения звуков и объединение простых движений в сложные артикуляционные уклады. Необходимо вырабатывать следующие качества у детей: точность, чистоту, плавность, силу, темп, переключаемость движений. Постановка звуков – искусственный процесс, с физиологической точки зрения – это создание нового речевого рефлекса. Работу по автоматизации звука следует рассматривать как торможение старых стереотипов и выработку новых. Эта работа трудна для детской нервной системы, поэтому необходимо соблюдать следующие принципы: - постепенность - доступность - систематичность

Причины, по которым необходимо                                                               заниматься артикуляционной гимнастикой:          

   1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста. 

   2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены.

   3. Очень часто ребенок не может произнести звук из-за слабых мышц губ, щек и языка. Тогда нужны укрепляющие упражнения.

   4. Некоторые дети не могут быстро перейти с одного звука на другой. Для них тоже есть специальные упражнения на переключения.

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики.

   1. Артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как в таком положении у ребенка прямая спина, тело не напряжено, руки и ноги находятся в спокойном положении.

   2. Из выполняемых двух-трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления.

   3. Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль.

   4. Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости ребёнка.

   5. Занимаясь с ребенком 3-4 летнего возраста, следите, чтобы ребенок усвоил основные движения.

   6. К ребенку 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.

  7. В 6-7 лет ребенок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

   9. Ребенок должен хорошо видеть лицо взрослого, а также свое лицо, чтобы самостоятельно контролировать правильность выполнения упражнений.

Артикуляционная гимнастика.

1. «Построить забор» - Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. (Надо про себя произносить звук и) Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

  2. «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от1 до 5 – 10.

   3. «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

   4. «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

  5. «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

   6. «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.

   7. «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх «выбросим мусор»; так же верхние.

   8. «Приклей конфетку» - Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к нёбу за верхними зубами.

   9. «Грибок» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

   10. «Вкусное варенье» - Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение сверху вниз, но не из стороны в сторону.

   11. «Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

   12. «Фокус» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

   13. «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

   14. «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл(как индюк болбочет).

   15. «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

   16. «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

   17. «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад. 18. «Барабанщик» -    

   Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

    ПОМНИТЕ! Артикуляционная гимнастика только подготовит речевой аппарат вашего ребёнка к правильному произношению,                       но не сможет заменить собой специалиста логопеда.



Предварительный просмотр:

Мастер-класс для родителей

«Коррекционная работа с детьми с общим недоразвитием речи»

Цель:  Расширение и систематизация опыта  педагогов с методами коррекции речевых нарушений  детей дошкольного возраста в рамках организации воспитательно-образовательного процесса.

 

Задачи:

  1. Уточнить представления участников мастер-класса о методах проведения артикуляционной гимнастики.
  2. Активизировать представления воспитателей о развитии  лексико-грамматического строя дошкольниками.

     3. Способствовать повышению уровня мотивации и профессиональной компетентности педагогов в области применения коррекционно-развивающих методов.

Участники: учитель-логопед, воспитатели ДОУ.

Ход мастер-класса:

I часть: Обоснование необходимости проведение коррекционно-развивающей работы.

Работа по коррекции и профилактике звукопроизношения включает:

  1. Развитие речевого дыхания,
  2. Развитие  просодического компонента речи,
  3. Развитие артикуляционной моторики:

Методические рекомендации к проведению артикуляционной гимнастики:

 

 сидя, прямая спина, руки и ноги находятся в спокойном положении, тело не напряжено.

в игровой форме, эмоционально.  Артикуляционное упражнение  свой образ и название. от простых к сложным. Стихи и картинки, игрушки

видеть лицо педагога и свое лицо. тогда педагог находится напротив ребенка лицом к нему.

 Предлагаем  детям 2-3 упражнения. Два из выполняемых – это повторение и закрепление, одно новое.

Лучше запланировать комплекс упражнений на неделю.   В связи с повышенной истощаемостью упражняемой мышцы, на первых занятиях упражнение повторяется 2-3 раза, в дальнейшем каждое упражнение выполняется до 10-15 раз.

2-3 статических упражнения  и 2-3 динамических упражнения. Начинают гимнастику со статических упражнений, они выполняются по 10-15 секунд

II часть. Практическая.

«Назови ласково»

«Какая мебель»

«Один-много»

Скажи-наоборот» «Что лишнее»



Предварительный просмотр:

                                                               

 ХХХ

Упражнения на дыхание: сдуй снежок  носа, Холодный ветер

Игра «Оди-много»  кот – коты, канат – канаты, комета – кометы,

 конфета – конфеты, команда – команды, комната – комнаты.

 Придумайте по 2 слова, чтобы звук   К был в начале, и в конце.  Подберите картинки, вклейте их в тетрадь. 

 Назовите какая:

Мебель для школы - школьная мебель.

Мебель для кукол - кукольная мебель.

Полка для книг - книжная полка.

Шкаф для книг - книжный шкаф.

Стол для кухни - кухонный стол.

Стол для обедов – обеденный стол.

Стоик для журналов – журнальный столик.

Столик для детей - детский столик.

Кровать для детей – детская кровать. 

Назовите, что лишнее и почему:

слива - груша – стул;

помидор - стол – огурец;

кукла – юла – кровать;

грузовик – табуретка- автобус;

кроссовки- сапоги – шкаф;

диван – синица – снегирь;

ХХХ

Назовите слова в которых есть звук Ж

 Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука.

Придумайте 2 слова начинающиеся на звук Ш и два слова начинающиеся на звук Ж .  Подберите картинки, вклейте их в тетрадь. 

Мебель для школы - школьная мебель.

Мебель для кукол - кукольная мебель.

Полка для книг - книжная полка.

Шкаф для книг - книжный шкаф.

Стол для кухни - кухонный стол.

Стол для обедов – обеденный стол.

Стоик для журналов – журнальный столик.

Столик для детей - детский столик.

Кровать для детей – детская кровать

ХХХ

 1.Дыхательное упражнение  «Холодный ветерок»  артикуляционная гимнастика

Повторите слоги: АС-АС-АС, ЭС-ЭС-ЭС,

Назови ласково: Диван-диванчик…, стул, кресло, стол, тумбы, шкаф, кровать, полка

ХХХ

  1. Дыхательное упражнение  «Холодный ветерок»  артикуляционная гимнастика
  2. Назови ласково: Диван-диванчик…, стул, кресло, стол, тумбы, шкаф, кровать, полка

C:\Users\Людмила\Desktop\мебель вблог2.pdf.png

  1. Какой предмет лишний? Раскрасьте «лишний» предмет в ряду

Описание: C:\Users\Владелец\Pictures\93276909_large_c13.jpg 

слива - груша – стул;

помидор - стол – огурец;

кукла – юла – кровать;

грузовик – табуретка- автобус;

кроссовки- сапоги – шкаф;

диван – синица – снегирь;

тополь- берёза- тумбочка;

тарелка – половник- кресло;

полка-свитер - пальто;

роза – мак – кушетка . 

слива - груша – стул;

помидор - стол – огурец;

кукла – юла – кровать;

грузовик – табуретка- автобус;

кроссовки- сапоги – шкаф;

диван – синица – снегирь;

тополь- берёза- тумбочка;

тарелка – половник- кресло;

полка-свитер - пальто;

роза – мак – кушетка . 

слива - груша – стул;

помидор - стол – огурец;

кукла – юла – кровать;

грузовик – табуретка- автобус;

кроссовки- сапоги – шкаф;

диван – синица – снегирь;

тополь- берёза- тумбочка;

тарелка – половник- кресло;

полка-свитер - пальто;

роза – мак – кушетка . 

В нашей комнате столовой          

Есть отличный стол дубовый,     

Стулья- спинка все резные,

Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет.

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати,

С одеялами на вате

И берёзовый комод,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.

В нашей комнате столовой          

Есть отличный стол дубовый,     

Стулья- спинка все резные,

Ножки гнутые, витые,

И ореховый буфет.

Для варенья и конфет.

В комнате для взрослых спальне

Есть для платьев шкаф зеркальный,

Две широкие кровати,

С одеялами на вате

И берёзовый комод,

Мама там бельё берёт.

А в гостиной кресла есть,

Телевизор смотрят здесь.



Предварительный просмотр:

                                                                Декабрь 30.12.22

ХХХ

Упражнения на дыхание

Повторите, слоги выделяя звук С

 АСА – АСА – АСА

ОСА – ОСА – ОСА

ИСА – ИСА – ИСА

УСА – УСА – УСА

 Повторите слова Бак, мак, , паук, , тук, бук внук, бык, табак, , веник, ботинок, дубок, моток, , тюбик, финик, путник, маяк

Придумайте 3 слова начинающиеся на звук К  Подберите картинки, вклейте их в тетрадь.

ХХХ

 1.Упражнения на дыхание «Дразнилка»  «Холодный ветерок»  

2. Назовите животных на верхней картинке. Как их назвать одним словом?(дикие животные) Найдите внизу таких же маленьких, соедините линиями.

ХХХ

 Д\игра «Посчитай…» Один подарок, два подарка, …., пять подарков. Один шар, пять шаров. итд 

Д/и«Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Взрослый просит ребенка показать и назвать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги,  выделять голосом.

ХХХ

   Уважаемые родители!

Обратие внимание на правильное произношение слов (шапка, шубка, шарфик) в новогоднем стихотворении.

 Повторяем чистоговорки.

Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Шу-шу-шу - помогите малышу.

Ши-ши-ши - кашу ешьте, малыши. 

Д\игра «Посчитай…» Один подарок, два подарка, …., пять подарков. Один шар, пять шаров. итд 

Д/и«Что на елке, а что (кто) пол елкой?»

Взрослый просит ребенка показать и назвать, что он видит на елке, а что или кого под елкой. Предлоги,  выделять голосом.

ХХХ

Моторчик,

Следите за правильным произношением звука Ш, Ч  в новогоднем стихотворении. 

Повторить слова: Мишура, гирлянда,  снежинка, снегопад, снеговик, снегоход, новогодний

ХХХ

Моторчик, Следите за правильным произношением звука Ш,   в новогоднем стихотворении.

 Повторить слова: Мишура, гирлянда,  снежинка, снегопад, снеговик, снегоход, новогодний

ХХХ

Следить за употреблением звуков В, С. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш Шаг, шайба, шапка, шик, шило, шина, шип, шить, дыши, ерши, пиши, ношу, пишу, тушу, прошу, парашют, шея, мишень.

Повторить слова: Мишура, гирлянда,  снежинка, снегопад, снеговик, снегоход, новогодний, все

ХХХ

Следить за употреблением звуков В, С. Проговаривать слова, выделяя звук [Ш Шаг, шайба, шапка, шик, шило, шина, шип, шить, дыши, ерши, пиши, ношу, пишу, тушу, прошу, парашют, шея, мишень.

Повторить слова: Мишура, гирлянда,  снежинка, снегопад, снеговик, снегоход, новогодний, все

C:\Users\Людмила\Desktop\02lab0s4s1259436705.jpgC:\Users\Людмила\Desktop\02lab5vph1222167253.jpg



Предварительный просмотр:

                                          Уважаемые мамы и папы!

Наверное, вы не раз замечали, что ваш ребенок в речи  допускает множество ошибок: не проговаривает, коверкает слова, предложения выстраивает не правильно, этим самым искажая суть высказывания. А порой и вообще не может выразить свою мысль, как мы говорим (не может связать два слова)

Причиной этому  очень часто служит неразвитый грамматический строй речи.

-Можете ли вы помочь своему ребенку!

-Безусловно! 

Очень важный момент! Постоянно выслушивайте своего ребенка, что он говорит вам, исправляйте неправильно сказанное слово, словосочетание, предложение.

Представляю  несколько игр и игровых упражнений, которые помогу сделать речь, вашего ребенка более понятной и правильной.

1. Игра «Чьи хвосты?»  

Взрослый рассказывает сказку «Хвосты».  – Однажды проснулись животные в лесу и не нашли у себя хвостов. Они решили, что ночью ветер оторвал хвосты и разнес их по лесу. Вот и пошли звери по лесу искать свои хвосты. (Давай мы поможем им.) Но хвосты спрятались в лесу, и, чтобы найти их, надо уметь их правильно называть и отвечать на вопрос: «Чей это хвост?» Например, хвост зайца надо назвать «заячий хвост». Вот на дереве, на сосне, висит серенький, пушистенький хвост белки. Чей это хвост? (Беличий.) Белка нашла свой хвост. А под дубом лежит коричневый хвост медведя. Чей это хвост? (Медвежий.) Дадим медведю его хвост. В чаще леса нашелся хвост волка. Чей это хвост? (Волчий.) А вот во мху виднеется рыжий, пушистый хвост лисы. Чей это хвост? Лисий. А на пенечке – тоненький, маленький хвостик мышки. Чей это хвостик? (Мышиный.) Все животные нашли свои хвосты и были очень рады. – А теперь вспомни, как называются хвосты у домашних животных. Хвост собаки – собачий. Хвост кошки – кошачий. Хвост коровы – коровий. Хвост лошади – лошадиный. Хвост быка – бычий. Хвост козы – козий. Хвост барана – бараний. Хвост овцы – овечий.                                        

2.Игра «Правильно назови листья»

 Лист дуба – дубовый лист

 лист осины - …

лист березы - …

лист клена - …

лист липы - …

лист яблони - …

лист рябины - …

лист смородины - …

шишка сосны - …

шишка ели - …

сережка ольхи - …                          

3. Игра  «Что из чего сделано?»

Стакан из стекла – стеклянный, сковорода из чугуна – чугунная, ложка из дерева – деревянная, нож из металла – металлический, ведро из железа – железное, ваза из хрусталя – хрустальная, чашка из фарфора – фарфоровая, платье из шелка – шелковое, коробка из картона – картонная, шарф из шерсти – шерстяной, булка из пшеницы – пшеничная,

4. Игра «Сравни предметы и закончи предложения».

 Апельсин большой, а арбуз еще больше. Клубника маленькая, а смородина еще… Дыня сладкая, а арбуз еще… Персик мягкий, а вишня еще… Яблоко твердое, а айва еще… Груша вкусная, а ананас еще… Дерево высокое, а башня еще… Куст низкий, а трава еще… Клен толстый, а дуб еще…

5. Игра «Охотник и пастух»

 На столе 2картинки: слева – «охотник», справа – «пастух». Внизу под этими картинками изображения диких и домашних животных.  - Кто изображен на картинках вверху? (Охотник, пастух.) - Что делает пастух? (Пастух пасет домашних животных.) - Что делает охотник? (Охотник охотиться на диких животных.)

Взрослый предлагает поставить картинки с изображением домашних и диких животных под соответствующим картинками пастуха и охотника.  Затем задает вопросы, указывая на картинку с изображением животных.

- Пастух пасет кого? (Корову, козу, овцу, свинью…Коров, коз, овец, свиней…)  

- Охотник охотиться на кого? (На медведя, зайца, лису, волка…На медведя, зайцев, лис, волков...)  

6.Игра «Что без чего?

 На столе картинки с изображением предметов, которые надо прочитать. Вопрос: «Что без чего?» Стул без ножки.                  Машина без колеса. Стул без спинки.                 Шуба без воротника. Кастрюля без ручки.           Чайник без носика. Платье без рукава.               Расческа без зубчиков. Кофта без пуговиц.              Грузовик без фары. Ботинки без шнурков.  

7. Игра «Кого мы видели?»  

На столе картинки с изображением различных животных. Взрослый дает задание отобрать только тех животных, которые живут в жарких странах.    - А кто из сказочных героев ездил в Африку лечить животных? (Айболит).  Представим себе, что мы с Айболитом поехали в Африку, и увидела там много разных животных. Мы видели много … (Львов, тигров, носорогов, слонов, верблюдов, бегемотов, леопардов, крокодилов, кенгуру, обезьян .      

 8.Игра«Два и пять».

Взрослый показывает карточки с изображением цифр два или пять, карточки с изображением предмета (помидор, огурец,  яблоко, карандаш, шарф, кукла, машина и т. д.)  

 Взрослый называет предмет, ребенок отвечает словосочетанием числительного с существительным.

 9.Игра «Кто чем работает?»

 Ребенку предлагается картинки с изображением людей различных профессий (парикмахер, маляр, плотник, портниха, дворник, садовник и др.)

 Взрослый просит ответить на вопрос: «кто, чем работает?» Парикмахер – ножницами, Маляр – кистью, Плотник – топором, Дворик – метлой, Лесоруб – пилой,

Садовник – лопатой.  

10. Игра  «Кто где живет?»

 На столе картинки с изображением жилищ животных. Взрослый предлагает ответить на вопрос: «Где кто живет (или зимуют)?» Собака живет в конуре. Белка живет в дупле. Лиса живет в норе. Ежик живет в гнезде. Медведь зимует в берлоге. Мышка живет в норе. Волк живет в логове. Лошади живут в конюшне. Корова живет в коровнике. Свиньи живут в свинарнике. Телята живут в телятнике. Кролики живут в крольчатнике.  

11. игра «Исправь ошибки»

Взрослый: Жил один человек рассеянный на улице Бассейной…кто написал про этого рассеянного человека?   Один такой рассеянный человек читал эту книгу и перепутал все слова. Помогите ему правильно прочитать и правильно понять предложения. Вот как он прочитал: «Дед в печи, дрова на печи». Исправьте его. «На столе сапожки, под столом лепешки». А как надо сказать? «Овечки в речке, караси у печки». А как правильно? «Под столом портрет, над столом табурет». Исправь его.  

12. Игра «Игра в поезд»

 Взрослый: Пассажиры везут разные вещи в поезде. В первом вагоне везут вещи, про которые можно составить предложение со словом в. Во втором вагоне – вещи, про которые можно придумать предложение со словами на, а в третьем – со словом под.  Взрослый показывает картинки. Ребенок придумывает предложение и помещает картинку в один из вагонов. (На вагончиках можно сделать надписи из слов в, на, под).   Например, картинка «Мяч лежит под стулом» помещается в третий вагон, картинка «Цветы стоят в вазе» - в первый вагон. А картинка «Девочка сидит на стуле» - во второй вагон.  

Примерные картинки, которые требуются для проведения игр, вы можете самостоятельно найти в интернете.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...