Консультация для родителей "Адаптация ребенка в детском саду"
консультация

Аникина Елена Викторовна

Успешное, быстрое завершение адаптационного периода напрямую зависит от взаимодействия воспитателя и родителей. Только командная работа, совместная воспитательная деятельность в дошкольном учреждении и в стенах дома могут привести к хорошему результату, а именно за короткий срок подготовить малыша к садику, оказать ему помощь в процессе социализации в новой незнакомой ему группе людей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл adaptatsiya.docx18.18 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптация ребенка в садике.

Существует несколько уровней процесса адаптации детей к посещению детского сада:

Легкая степень адаптации. Данная степень характеризуется следующими особенностями: ребенок с интересом посещает детский сад с первых дней, пребывание там доставляет ему удовольствие. Быстро находит общий язык с ровесниками, практически не пропускает занятия по болезни, воспитатель является для него авторитетом, малыш может занять себя каким-либо делом. Кратковременные истерики быстро проходят. Время адаптации: 7-14 дней.

Средняя степень адаптации. Малыш пребывает в стрессовом состоянии в течение нескольких минут после разлуки с мамой и папой, а дальше с интересом начинает играть. Он подчиняется воспитательнице, положительно отзывается на ее просьбу о чем-либо, хотя время от времени может и игнорировать их. В связи с постоянным нахождением в коллективе детей подвержен частым заболеваниям. Но болеет, как правило, без осложнений, легко выздоравливает. Время адаптации: 14-21 день.

Тяжелая степень адаптации. Ребенок не хочет в садик, сильно плачет, закатывает истерику. Он совершенно отрицает детский сад, каждое упоминание о нем вызывает стресс, в группу его приходится затаскивать, невозможно оторвать от мамы. Постоянное пребывание в стрессовой ситуации вызывает частые болезни, а иногда потерю уже усвоенных знаний, например малыш не может вспомнить буквы, цифры. Данный тяжелый вид адаптации требует большого внимания взрослых. Продолжительность адаптации: до 60 дней.

Малыш не способен находиться в напряженном состоянии в течение длительного времени. В конечном счете либо ребенок войдет в привычное русло, либо заболеет. Сколько по времени будет продолжаться адаптационный период, зависит от многих факторов: возраст ребенка, количество окружающих его людей, тип темперамента, эмоциональная зрелость и уровень зависимости от родителей. Широкий круг общения малыша, неоднократное его пребывание в различных коллективах, наличие у него большой семьи позволяет ему адаптироваться в садике в течение двух дней. При отсутствии одного из вышеназванных условий процесс привыкания потребует больше времени (недели, месяцы). Даже после завершения процесса адаптации нельзя с уверенностью сказать, что малыш полюбил детский сад и будет посещать его с удовольствием. Часто от родителей можно услышать, что ребенок и в 6 лет не хочет идти в садик, основной причиной подобных капризов психологи называют кризис шестилеток. Процессу адаптации ребенка к садику может помощь объединение усилий родителей и воспитателя.

Алгоритм правильной адаптации ребенка к детскому саду. Процесс привыкания к детскому саду носит постепенный характер. Одной из функций воспитателя является контроль этапов адаптации и своевременное инструктирование родителей. Если ребенок не хочет в садик, разберем подробнее, что делать родителям, чтобы их усилия увенчались успехом и малыш с радостью зашагал в детский сад. Посещение дошкольного образовательного учреждения необходимо начать с утренних и послеобеденных прогулок с группой, мама ребенка в это время находится рядом с ним. На протяжении первой недели рекомендуется оставлять малыша в группе на пару часов в первой половине дня. При наличии возможности родитель остается со своим ребенком в группе, в противном случае – забирает его после дневной прогулки. На протяжении второй недели время нахождения малыша в группе возрастает до середины дня. Ребенок обедает вместе с другими детьми, после чего мама уводит его домой. В течение третьей и четвертой недели малыша рекомендуется забирать домой только после дневного сна или полдника. Спустя месяц ребенок вполне способен пребывать в садике в течение всего дня. В период адаптации нужно стараться приводить малыша одним из первых или самым последним во избежание наблюдения им истерик других детей. Завтракать ребенку следует дома, так как в незнакомом помещении большинство детей прием пищи игнорируют, тем более новую для них еду. Задача воспитателя – регулярно контролировать эмоциональное и физическое состояние крохи. Адаптационный период считается завершенным, если ребенок не пребывает в очевидной стрессовой обстановке и в течение семи дней:

  • отсутствует беспричинный плач и постоянное упоминание о маме;
  • вовлечен в игру, беседует с воспитателем;
  • хорошо спит в тихий час, питается, не болеет.

Успешное, быстрое завершение адаптационного периода напрямую зависит от взаимодействия воспитателя и родителей. Только командная работа, совместная воспитательная деятельность в дошкольном учреждении и в стенах дома могут привести к хорошему результату, а именно за короткий срок подготовить малыша к садику, оказать ему помощь в процессе социализации в новой незнакомой ему группе людей.

Как воспитатель может помочь ребенку. Ключевая роль в процессе привыкания ребенка к садику принадлежит воспитателю. От его компетентности, конструктивного сотрудничества с родителями зависит процесс адаптации, скорость его завершения.

Работа воспитателя с родителями. Для эффективной адаптации воспитателю прежде всего необходимо наладить взаимодействие с родителями ребенка. Одним из результативных приемов работы является организация экскурсии по детскому саду для родителей, в ходе которой они ближе познакомятся с дошкольным учреждением. Увидят спальню, где будут отдыхать их дети, места для игр, приема пищи и проведения занятий. Можно познакомить их с режимом дня в садике. Если родители будут спокойны, это непременно скажется на их детях, спровоцирует у них положительное отношение к садику. А любое беспокойство мамы и папы обязательно отразится на их ребенке. Воспитателю необходимо создать чат для родителей в одном из распространенных сервисов обмена мгновенными сообщениями. Проявляйте активность, беседуйте в мессенджере, давайте обратную связь, публикуйте новости, анонсы мероприятий, объявления. Подобный чат позволит родителям чувствовать контроль, спокойствие, так как они при необходимости могут мгновенно узнать любые сведения о своем ребенке. Воспитателю следует обговорить с родителями возможность приводить детей в дошкольное учреждение с небольшим промежутком (5-10 минут). Таким образом, он сможет уделить внимание каждому ребенку при приеме его в группу, наладить с ним контакт, чтобы облегчить переживание разлуки малыша с мамой или папой.

Работа воспитателя с детьми. Для воспитателя одной из главных задач является установление гармоничных, доверительных отношений с детьми, способствующих тому, что ребята будут чувствовать себя в безопасности рядом с педагогом. Когда впервые знакомитесь с ребенком, нужно быть приветливым с ним. Проявите доброжелательность, желание оказать помощь, улыбайтесь, поинтересуйтесь его делами, пообщайтесь с ним на тему его настроения и состояния здоровья. Ребенок должен почувствовать ваше дружелюбное, доверительное отношение, сопереживание к нему. Знакомство с ребенком должно произойти в неофициальной обстановке, например во время прогулки малыша с мамой. Встретившись снова в детском саду, кроха уже не будет воспринимать вас как чужого. Нужно постараться создать в коллективе атмосферу доверия, комфорта, безопасности, чтобы дети ощущали себя как дома. Можно украсить группу, например, комнатными растениями, игрушечными домами, оборудовать место для уединения. Положительный эффект создадут игрушки, принесенные детьми из дома, у них будет частичка родного и знакомого в новой обстановке. Как правило, дети сильно скучают по родителям. Снизить переживания дошкольников позволяет «семейный альбом», в который помещены фотографии пап и мам. Просто необходимо разместить альбом в доступном для детей месте, чтобы ребенок мог беспрепятственно подойти и рассмотреть его. Включайте детей в деятельность, проводите коллективные и индивидуальные игры. Заинтересованным, увлеченным детям не будет времени на переживания, они просто забудутся. Кроме того, игры способствуют формированию авторитета воспитателя, готового всегда прийти на помощь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Как адаптировать ребенка к детскому саду"

Уважаемые родители предлагаю вашему вниманию консультацию на тему "Как адаптировать ребенка к детскому саду"...

Консультация:" Как помочь ребенку в детском саду"

Как помочь ребенку привыкнуть к детскому саду.Возможно советы психолога облегчат родителям и детям период привыкания к детскому саду.·  Хотя в детский сад теперь принимают детей и более младшего ...

Консультация "Как подготовить ребенка к детскому саду"

Консультация создана для родителей...

Консультация для родителей "Ребенок в детском саду"

Что надо знать родителям, отправляя ребенка в детский сад...

Консультация "Преимущества пребывания ребенка в детском саду"

Консультация для родителей "Преимущества пребывания ребенка в детском саду"...