ПДД
статья по обж (старшая группа)

Власова Людмила Вадимовна

 

«Ключевые факторы успеха формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в образовательных организациях»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_pdd.docx139.33 КБ
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_roditeley_pdd.doc43 КБ
Файл esse_pdd.docx121.12 КБ

Предварительный просмотр:

Педсовет выступление

«Формирование у детей навыков безопасного поведения на дороге».

Воспитатель: Власова Людмила Вадимовна

 

В наше время мы видим, как увеличивается поток автомобилей, а вместе с ними растёт число дорожно – транспортных происшествий. На дорогах гибнут дети, получают серъёзные травмы. Часто это происходит потому, что дети не знают элементарных правил дорожного движения или нарушают их, не осознавая трагических последствий. Избежать этих опасностей можно  лишь путём соответствующего воспитания и обучения ребёнка с дошкольного возраста.

Наш детский сад расположен на очень оживлённой улице с двухсторонним движением машин. Рядом располагается школа, магазин. Часто мы наблюдаем безучастное отношение родителей к поведению детей на проезжей части по дороге в детский сад и обратно. В этом году моя группа выпускается в школу и детям предстоит самостоятельно добираться в школу.

Поэтому я поставила перед собой цель сформировать у детей представления о безопасном поведении на дороге, так как жизнь ребёнка безусловная ценность для каждого из нас.

Работая по этой теме, я учитываю, что большую часть времени дети находятся в детском саду, поэтому я поставила цель: учить детей сознательно защищать свою жизнь и здоровье; вооружить знаниями о правилах безопасного поведения на улице.

Для достижения цели я определила следующие задачи:

  • Формировать у детей навыки безопасного поведения на улице  и дороге;
  • Знакомить с правилами дорожного движения, учить правильно действовать в сложившейся ситуации на дороге;
  • Учить соблюдать меры предосторожности во время игр во дворе дома;
  • Учить различать и понимать, что обозначают дорожные знаки для водителей и пешеходов;
  • Закрепить правила этичного и безопасного поведения в общественном транспорте;
  • Воспитывать самоконтроль, дисциплинированность, внимание, умение принимать решение, анализировать ситуацию.

Для решения поставленных задач в группе и ДОУ имеется предметно –развивающая среда: атрибуты с изображением машин, дорожные знаки, жезл, светофор, флажки для перехода через улицу, оформлен уголок по безопасности дорожного движения, плакаты с изображением ситуаций на дороге, книги «Умный светофор», «Правила дорожного движения на дороге», раскраски с наклейками, машины разного вида: грузовые, легковые, специализированные (скорая помощь, пожарная машина, машина ГИБДД, для перевозки продуктов и т.д.). На территории ДОУ имеется разметка «Пешеходный переход», деревянная машина, непосредственно около детского сада имеется знак «Пешеходный переход», разметка «зебра», «лежачий полицейский».

Для того, чтобы сформировать устойчивые знания и прочные навыки поведения на дороге и в транспорте, учитываю как возрастные , так и индивидуальные особенности детей. В процессе общения с детьми, в игровой деятельности, на прогулке,  использую каждый подходящий момент для закрепления знаний о безопасном поведении на улице. Использую разнообразные формы работы: наблюдение за движение машин, поведением пешеходов; обсуждение ситуаций на дороге; просмотр видео фильмов и презентаций, конкурсы, викторины, ежедневно провожу занятия «Минутка», реализую проектную деятельность.

Обучение правилам дорожного движения тесно связано со всеми образовательными областями. Интеграция образовательных областей способствует развитию творческих способностей, коммуникативных навыков, возможность экспериментировать. Взаимосвязь разнообразных видов деятельности (интеграция) способствует развитию наглядно – образного и логического мышления, повышает мотивацию, формирует у детей более глубокие, разносторонние знания и целостное представление о мире, о взаимосвязи всех его составляющих.

Интеграция образовательных областей:

Физическая культура: утренняя гимнастика «Водители и пешеходы»; эстафета «Автогонщики», игры на ориентирование «Что, где, когда?», физические упражнения, соревнования, весёлые старты, физкультурный досуг «Путешествие в страну дорожных знаков».

Познание:

В образовательной области «Познание» организую наблюдение за  движущимся мимо детского сад транспортом, за работой автоинспектора . Очень нравятся детям экскурсии на автобусную остановку, к светофору, дети бурно обсуждают увиденное, вспоминают эпизоды из личного опыта. Провожу обсуждение проблемных ситуаций: «Приключения на дороге», «Улица полна неожиданностей»,  просмотр видео, организую конкурсы «Лучший пешеход», развлечение «Мой друг светофор», «Знатоки дорожных правил», «Азбука дороги», «Знаки разные нужны, знаки разные важны», «Правила движенья достойны уважения».

Проводим с детьми познавательно –исследовательскую деятельность «Безопасность на дороге»,  «Зелёный огонёк на дороге», провели акцию «У дороги не играй!» для детей среднего и старшего возраста, в ходе которой каждый ребёнок получил плакат с изображением ситуаций на дороге с участием детей. Рассматриваем иллюстрации, плакаты, тематические альбомы «Виды транспорта».

Успешно был реализован проект «Водитель! Будь осторожен!». В ходе этого проекта дети решали проблему соблюдения водителями правил на пешеходном переходе.

Однажды, гуляя с детьми на прогулке, обратили внимание, что не все водители пропускают пешеходов на пешеходном переходе. Я предложила детям подумать, как можно решить эту проблему. Посовещавшись, дети решили, что они могут сделать листовки и раздать их водителям, что бы обратить их внимание на соблюдение правил на пешеходном переходе. В этот же день проект был реализован. Дети оформили листовки и вечером на прогулке я с помощью флажка останавливала проезжающие машины, мотоциклы, и дети вручали листовки водителям , которые в свою очередь благодарили детей. Это проект был отмечен грамотой за 3 место в районном конкурсе проектов, направленных на формирование социальных компетенций у детей.

Коммуникация:

 В процессе ознакомления с правилами дорожного движения у детей развиваются все стороны речи: обогащается словарь, дети учатся общаться со взрослыми и  сверстниками.

Я провожу беседы на темы: «Безопасность на наших дорогах»,  ситуативный разговор «Как правильно перейти дорогу», «Я еду в автобусе»; игровой тренинг «101; 102; 103;   - быстро помощь позови»,  словесные игры «Будь внимателен», «Поездка по городу». Вместе с детьми отгадываем и сами составляем загадки о светофоре, машинах, тротуаре.

Чтение художественной литературы

Много полезного и интересного узнавали дети из литературных произведений: рассказов, стихотворных произведений, имеется подборка загадок, знакомлю детей с содержанием газеты «Добрая дорога детства». Чтение произведений обязательно сопровождается обсуждением содержания, наиболее интересные эпизоды драматизируем. Систематически оформляю в книжном уголке выставку книг по теме безопасного поведения на улице.

Социализация:

Возможно, правила ребёнок выучил, но насколько грамотно он будет вести себя на улице? Чтобы обезопасить ребёнка, необходимо научить его пользоваться правилами в реальной ситуации. Поэтому я провожу игровые ситуации с использованием сказочных персонажей «Выбирай безопасный маршрут», «Помоги Красной шапочке перейти улицу».

В игровой деятельности дети  используют полученные знания, закрепляют их,  учатся применять навыки в непосредственной обстановке.

Способствую развитию сюжетно – ролевых игр «Мы водители», «Поездка на автобусе», «Инспектор ГИБДД»; организую дидактические игры «Красный, жёлтый, зелёный», «Найди свой цвет», «Хорошо- плохо»,

 Труд:

И конечно, в подготовительной группе дети самостоятельно мастерят атрибуты к сюжетно – ролевым играм,  с удовольствием делают макеты города, улицы, светофора.

Художественное творчество

Насколько дети усвоили те или иные знания,  можно пронаблюдать через изобразительную деятельность. В приёмной группы и в интерьере ДОУ систематически оформляю выставки творческих работ детей, где дети отражают свои впечатления : изображают ситуации на дороге, различные виды машин, дорожные знаки и т.д.

Оформление альбома «Дорожные знаки», выставка творческих работ детей «Дорога и дети», «Мой папа водитель», изготовление писем – посланий, листовок водителям, аппликация «Машины разные важны и нужны».

Музыка

Развитию эмоционального восприятия способствуют музыкальные произведения: песни для детей о светофоре, пешеходах, машинах. Дети с удовольствием слушают и поют эти песенки.

Закрепить у детей знания правил дорожного движения помогает совместная работа ДОУ и семьи. Когда родители заходят в здание детского сада, они попадают в атмосферу улицы города. Коридоры ДОУ оформлены в виде улицы, на которой располагаются здания, светофор, дорожные разметки, дорожные знаки, на зданиях расположены памятки для родителей о причинах детского дорожного травматизма, весёлые стихи о ситуациях на дороге, загадки и т.д. В приёмной группы так же имеется информационный стенд с советами и рекомендациями по проблеме безопасного поведения на дороге. Систематически консультирую родителей о том, что необходимо ежедневно тренировать внимание ребёнка, подавать позитивный личный пример.

На игровом занятии, проведённом совместно с инспектором ГИБДД Севериным С.А., дети показали прекрасные знания о правилах поведения на дороге; в итоге инспектор вручил каждому ребёнку удостоверение пешехода. К концу года у детей

  • Сформированы навыки безопасного поведения на улице и дороге, имеют представления о дороге, пешеходном переходе ,светофоре, тротуаре.
  • Дети знакомы с правилами дорожного движения, могут правильно действовать в сложившейся на улице ситуации.
  • Соблюдают меры предосторожности во время игр во дворе дома.
  • Различают и понимают, что обозначают дорожные знаки для водителей и пешеходов.
  • Знакомы с правилами этичного и безопасного поведения в общественном транспорте.



Предварительный просмотр:

__________________________________________________________________

Консультация для родителей

«Учет возрастных особенностей  при формировании у детей

навыков безопасного поведения на дороге»

Цель:

- дать родителям представление о том, как возрастные особенности влияют на обучение детей безопасному поведению на дороге;

- выработать методические рекомендации для каждой возрастной группы, которые помогут родителям компетентно подойти к вопросу воспитания маленького пешехода.

Форма проведения: консультация на стенде.

Ответственный: старший воспитатель.

Уважаемые родители! Вы часто становитесь участниками мероприятий, которые проводятся в детском саду с целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма. Ни для кого  не секрет, что родители - это пример для подражания для своего ребенка. От того каким участником дорожного движения Вы являетесь, дисциплинированным или как сложатся обстоятельства, зависит как на дороге себя поведет маленький пешеход. И как бы воспитатели ни старались прививать детям навыки безопасного поведения, родители могут всю работу перечеркнуть одним простым поступком. Убедительная просьба, соблюдайте правила дорожного движения, будьте дисциплинированными пешеходами и водителями, уважайте друг друга. Мы в свою очередь, хотели бы обратить ваше внимание на то, что для каждого возраста характерны свои особенности, при обучении детей навыкам безопасного поведения на дороге и просим обратить на них внимание.

В младшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения;
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекрёсток);
  • транспортные средства (трамвай, автобус, троллейбус, легковой автомобиль, грузовой автомобиль, мотоцикл, велосипед);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • красный, жёлтый и зелёный сигналы светофора;
  • правила движения по обочинам и тротуарам;
  • правила перехода проезжей части;
  • без взрослых выходить на дорогу нельзя;
  • правила посадки, поведения и высадки в общественном транспорте.

Методические приёмы обучения навыкам безопасного поведения ребёнка на дороге:

  • своими словами, систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • для ознакомления использовать дорожные ситуации при прогулках во дворе, на дороге;
  • объяснять, что происходит на дороге, какие транспортные средства он видит;
  • когда и где можно переходить проезжую часть, когда и где нельзя;
  • указывать на нарушителей правил, как пешеходов, так и водителей;
  • закреплять зрительную память (где транспортное средство, элементы дороги, магазины, школы, детские сады, аптеки, пешеходные переходы, светофоры, пути безопасного и опасного движения в детский сад);
  • развивать пространственное представление (близко, далеко, слева, справа, по ходу движения, сзади);
  • развивать представление о скорости движения транспортных средств пешеходов (быстро едет, медленно, поворачивает);
  • не запугивать ребёнка улицей: страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность;
  • читать ребёнку стихи, загадки, детские книжки на тему безопасности движения.

В среднем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир, регулировщик);
  • элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
  • транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
  • средства регулирования дорожного движения;
  • основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
  • пять мест, где разрешается ходить по дороге;
  • шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
  • правила движения пешеходов в установленных местах;
  • правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
  • без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
  • обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
  • использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
  • объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя.

В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:

  • кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
  • основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
  • обязанности пешеходов;
  • обязанности пассажиров;
  • регулирование дорожного движения;
  • сигналы светофора и регулировщика;
  • предупредительные сигналы;
  • движение через железнодорожные пути;
  • движение в жилых зонах;
  • перевозка людей;
  • особенности движения на велосипеде.

Своими словами, систематически и ненавязчиво знакомьте с правилами, которые должен знать ребёнок.

Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:

  • в дорожной обстановке обучайте ориентироваться и оценивать дорожную ситуацию;
  • разъясняйте необходимость быть внимательным, осторожным и осмотрительным на дороге;
  • воспитывайте у ребёнка потребность быть дисциплинированным, вырабатывайте у него положительные привычки в безопасном поведении на дороге;
  • разъясняйте необходимость быть постоянно бдительным, на дороге, ноне запугивайте транспортной ситуацией;
  • указывайте на ошибки пешеходов и водителей;
  • разъясняйте, что такое дорожно-транспортное происшествие (ДТП) и причины их;
  • закрепляйте знания безопасного поведения с помощью игр, диафильмов, читайте книги, стихи, загадки с использованием дорожно-транспортных ситуаций;
  • используйте прогулки для закрепления и объяснения правил работы светофоров, показывайте дорожные знаки и дорожную разметку, а если регулировщик будет регулировать движение, то поясните его сигналы, чаще обращайтесь к ребёнку с вопросами по дорожной обстановке.

Помните!

Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых.

Не жалейте времени на обучение детей поведению на дороге.

Берегите своих детей!



Предварительный просмотр:

Педагогическое эссе

на тему:

«Ключевые факторы успеха формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в образовательных организациях»

Эссе

Тема: «В чем заключаются ключевые факторы успеха формирования у детей навыков безопасного поведения на дорогах в процессе их обучения в образовательных организациях»

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения.

Ключевыми факторами успеха формирования у детей навыков безопасного поведения в ДОУ являются:

- создание необходимых условий для организации деятельности ДОУ по охране и безопасности жизни детей;

- координация деятельности по охране и безопасности жизни детей между родителями, сотрудниками ДОУ, сотрудниками ГИБДД;

- появление интереса у родителей к проблемам ДОУ;

- совершенствование исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста;

- большую роль имеет организация работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма и обучению детей правилам дорожного движения в дошкольных учреждениях.

Знакомить детей с Правилами Дорожного Движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге необходимо с самого раннего возраста, так как знания, полученные в детстве, наиболее прочные; правила, усвоенные ребенком, впоследствии становятся нормой поведения, а их соблюдение - потребностью. Усвоение знаний о ПДД должно идти в тесной связи с отработкой умений, переходящих в навык правильного поведения. Навык появляется же в результате практического освоения детьми Правил. Для этой цели взрослые должны использовать каждое появление ребенка на улице, будь то прогулка или поход в магазин.

Наиболее успешно освоение детьми ориентировки в окружающем пространстве, а следовательно и обучение правилам дорожного движения осуществляется в дидактических играх и упражнениях. В данных играх и упражнениях дети учатся получать информацию об окружающем пространстве с привлечением всей сенсорной сферы. Уделяя пристальное внимание развитию у ребенка ориентировки в пространстве, и увязывая это с обучение ПДД, взрослые помогают детям понять практический смысл занятий. А понимание взаимосвязи обоих предметов усилит интерес.

Обучение ПДД будет эффективным лишь в том случае, если взрослые сумеют привить ребенку и такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность. Ведь не секрет, что именно рассеянность и легкомыслие приводят к дорожным происшествиям.