Консультация: «Пособия, игрушки и игры, развивающие ребенка в разных возрастах»
консультация

Чухина Марина Александровна

Родители узнают о том, какие игрушки необходимы детям для их развития в разных возрастах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация: «Пособия, игрушки и игры,                       развивающие ребенка в разных возрастах»

                                                                                         подготовила учитель – логопед

                                                                                         МАДОУ ЦРР д/с № 87

                                                                                         г. Калининграда

                                                                                         Чухина М.А.

1. Пирамидка (1 год – 3 лет)

     Пирамидка – очень мощное дидактическое пособие. Но пирамидка должна быть правильной:

-  у нее должен быть стержень – палочка, а не конус (дело в том, что конус не позволяет собрать пирамидку неправильно);

- дырочка в колечках должна быть одинаковой (есть такие пирамидки, у которых в больших кольцах очень большая дырка, такую пирамидку невозможно собрать неправильно, маленькие кольца, надетые раньше, просто проваливаются внутрь);

- устойчивое основание (т.е. штырек стоит, а ребенок на него спокойно надевает колечки);

- лучше всего, если все колечки одного цвета (потому что часто дети просто запоминают порядок цветов, но не понимают сам принцип).

     С помощью пирамидки  самых маленьких мы научим новым координационным действиям: снимать и надевать колечки. Позже мы научим их сравнивать: большой – маленький, больше – меньше. И только потом научим принципу сортировки: сначала  самое большое колечко, теперь самое большое из оставшихся – и соберем всю пирамидку. А кроме того, можно считать, сравнивать с другими  предметами (большой кукле – большое печенье – колечко, а маленькой кукле – самое маленькое), надевать на пальчики, нанизывать как бусы и т.п.

2. Матрешка (1 год – 4 года)

     Матрешка продолжает идею пирамидки, но позволяет на новом уровне ощутить понятие «больше – меньше». Ведь тут маленькая матрешка оказывается внутри большой.

     Первые манипуляции может с удовольствием выполнить самый маленький ребенок. А вот находить порядковое место нужной матрешки, считать, какая она с начала (от большой) и с конца (от маленькой), выстраивать двойные сравнения (больше этой, но меньше той) – это уже и четырехлетке актуально.

3. Вкладыши Монтессори (1 год – 6 лет)

     На основе рамок – вкладышей, придуманных Марией Монтессори, создана масса игр и пособий. Конечно, лучше и эффективнее пользоваться действительно изначальным пособием. Дело в том, что в нем фигуры не отличаются по цвету, не проваливаются в дырки, а ровно вставляются в свои рамки. В этом заложены глубокие смыслы. Ребенок узнает фигуры не по цветам, а по контурам – у него формируются образы фигур в памяти. Невозможно неправильно вставить фигурку – она никуда не провалится, а «окошко» не закроется.      

     После того, как ребенок научился правильно соотносить рамку и вкладыш, мы закрываем глаза и играем без зрения. Теперь наши руки должны научиться узнавать образы и фигуры. Кроме того, рамки и вкладыши мы начинаем использовать как трафареты и штампы! Придавил фигуркой пластилин – получил красивый, выпуклый отпечаток. Обвел фигуру снаружи – получил контур. А можно изнутри рамку обвести – совсем другая работа для руки и мозга. Покрасил с одной стороны вкладыш краской – получил отпечаток.

     Кроме того, фигуры – прекрасный материал для развития  мышления, узнавания свойств, сравнения и т.п.

4. Кукла или мягкая игрушка (1 год – 6 лет (минимум))

     Куклу или мишку, котика и т.п. мы будем класть спать, кормить, мыть, лечить, возить и т.д. Эта игрушка – прообраз «я» ребенка. Именно так малыш начинает осознавать окружающий мир и себя в нем, развивать личность. Не забудьте к кукле приложить несколько лоскутков ткани. Они станут и кроватью, и полотенцем, и парашютом…

5. Посуда (1 год – 5 лет (минимум))

     Игры с посудой – это не только начало сюжетной игры в кормление. Это и мощнейшая ситуация для развития речи и мышления. В играх с детской посудой хорошо работает мелкая моторика, а когда вы начнете готовить из крупы или песка – активно включаются сенсорные ощущения. Потом мы добавим пластилиновые колбаски и колобки, а через какое – то время начнут получаться и более сложные продукты.

     Игра с посудой стимулирует и счет (сколько у нас гостей: один, два, три), и формирование логических операций (хватит ли нам 3 тарелок), и закладываются операции сложения – вычитания, деления и умножения, решения задач (если каждому разложить по 2 ягоды на тарелку, сколько всего ягод нам нужно).

     Игры с посудой – творческое дело: нарисовать, украсить, красиво сервировать – тут есть прекрасные поводы для включения воображения и фантазирования.

6. Разные мячи (1 год и без ограничения)

     Самые разные мячи, от малюсенького каучукового, который хорошо прыгает и помещается в маленькой ладошке, до большого резинового и огромного пляжного надувного. Это и физическое развитие (множество разных навыков), и мышление (сравнение, классификация, функции, задачи и т.п.).

7. Деревянный конструктор (1 год – 6 лет (минимум))

     Самые обычные блоки: кирпичики, призмы, цилиндры. Сначала это будут просто манипуляции: башенки, заборчики. Потом он очень пригодится для первых сюжетных игр: сделать укол для куклы, стул для мишки, построить гараж для машинки…

     Сами детали – отличное пособие для развития мышления: найди мне деталь, у которой 3 угла (сначала играем не с объемными телами, а на плоскости, т.е., положив детали на поверхность стола), а найди большой квадрат и т.п. (если у вас достаточно большой набор, он вполне может заменить блоки Дьенеша).

     А потом начинаются игры. Когда вдруг вырастает лес или город, появляется ферма или космический корабль. А всего – то немного фантазии, опыта и деревянных деталей.

     С помощью большого набора можно осваивать и математику: прекрасный счетный материал, геометрия, симметрия и т.п.

8. Фигурки животных и людей (1 год – 6 лет (минимум))

     Зверюшки, человечки, разные персонажи. Они позволяют реализовывать разные игры, будь то ферма, Африка, море или автобус. Ребенок создает игровой мир (сначала, конечно, с помощью взрослых) и заполняет его персонажами: вот тут у нас живут рыбки, а тут малыш едет на машине к бабушке.

     Это не только игра как таковая, фигурки – еще и пособие для развития. Ведь – это и речь – мы называем самих персонажей, придумываем что – то про них, называем их части (хвосты, копыта, рога и т.д.). Можем классифицировать – кто бегает, летает, плавает? Можем тренировать внимание и память: кто пропал? Кто новый появился? Можем тренировать мышление, придумывая загадки – описания и т.п. Можем работать над произношением звуков. А еще, эти фигурки прекрасно оживляют абстрактные логические игры, например, те, про которые шла речь выше.

9. Магнитная азбука (3 года – 5 – 6 лет)

     Есть множество разнообразных по сложности и красочности пособий для обучения чтению. Но удобнее всего на начальных этапах именно магнитная азбука. Да и потом, когда первые слова уже прочитаны, весело и радостно оставлять друг другу коротенькие послания, подписывать рисунки и т.п.

     Магнитные буквы хороши и для обучения письму. Буквы тут объемные, их можно пощупать, подержать в руке. Детям это облегчает освоение графического символа, а значит, потом при письме, им будет проще его изобразить.

     Замечательных Вам игр и радостного, разумного развития!

(по материалам интернет – ресурсов)

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей. Как играть с ребенком в развивающие игры.

Консультация для родителей.   Как играть с ребенком в развивающие игры....

Консультация для родителей Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста

Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 3-4лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек иих расположение, то есть предметно-игровую среду....

Консультация для родителей «Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста»

Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 3- 4 лет во многом зависит от того, как взрослые организуют подбор игрушек и их расположение, то есть предметно-игровую среду. Что такое ...

Консультация для родителей"Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста"

Консультация для родителей «Какие игрушки и игры нужны детям младшего дошкольного возраста»Игра детей неотделима от игрушек. Самостоятельная игра ребенка 3- 4лет во многом зависит от того,...

Консультация для родителей «Как играть с ребенком дома, используя разные виды конструирования».

Одно из любимых детских занятий - конструирование, т.е. создание из отдельных элементов чего-то целого: домов, машин, мостов... Эта игра не только увлекательна, но и весьма полезна. Ведь когда малыш с...