Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста.
материал (младшая группа)

Синяева Ольга Сергеевна

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл кон.для.род.по а.д.р.в.25.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста.

  Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на минуту особенно в первые дни.

   В первые дни пребывания в  детском саду практически у каждого ребѐнка сильно выражены отрицательные эмоции: от хныканья, до постоянного приступообразного плача или плача за компанию. Особенно яркими являются проявления страха:

     -    малыш боится неизвестной обстановки,

  • боится новых воспитателей,
  • что вы забудете о нем.

    В процессе приспособления – адаптации – поведение и реакции на многое у ребенка чаще всего меняются:

  • эмоциональное состояние (ребенок много плачет, раздражается);
  • нарушается аппетит (ребенок ест меньше и реже, чем обычно);
  • нарушается сон (ребенок не может заснуть, сон кратковременный, прерывистый);
  • утрачиваются приобретенные навыки (малыш может вернуться к соске или перестать проситься на горшок, речь может затормозиться);
  • в период адаптации дети нередко заболевают (это связано и с психическим напряжением, и с тем, что ребенок сталкивается с новыми вирусами).

     Выделяют три степени адаптации: лѐгкую, средней тяжести и тяжѐлую:

до 1 месяца – лѐгкая адаптация;

до 2 месяцев – адаптация средней тяжести;

от 2 до 6 месяцев – тяжѐлая адаптация. 

 

  При лѐгкой адаптации отрицательное эмоциональное состояние длится недолго. В это время малыш плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. Но в течение месяца после поступления в детский сад по мере привыкания к новым условиям всѐ нормализуется: появляется аппетит, налаживается сон, речь может затормаживаться, но ребѐнок может откликаться и выполнять указания взрослого. Ребѐнок, как правило, не заболевает в период адаптации.

 

  При адаптации средней тяжести эмоциональное состояние ребѐнка нормализуется более медленно и на протяжении первого месяца после поступления он болеет, как правило, острыми респираторными инфекциями. Заболевание длиться 7– 10 дней и завершается без каких–либо осложнений. Сон и аппетит восстанавливаются через 20– 40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребѐнка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально– возбуждѐнное плачь, крик при расставании и встрече. Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Вегетативные изменения в организме: бледность, потливость, тени под глазами, пылающие щѐки, шелушение кожи (диатез) – в течение 2-х недель. Но при эмоциональной поддержке взрослого ребѐнок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.

   

    Самой нежелательной является тяжѐлая адаптация: эмоциональное состояние ребѐнка нормализуется очень медленно (иногда этот процесс длится несколько месяцев). В этот период ребѐнок либо переносит повторные заболевания, часто протекающие с осложнениями, либо проявляет стойкие нарушения поведения. Ребѐнок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребѐнка, направлены на выход из ситуации: это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно – разрушительные реакции, двигательный протест). Либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряжѐнность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития.

 

  На заметку родителям! Если в первый день ваш ребенок не плачет, играет, с интересом осматривает помещение, это не значит, что он адаптировался и готов остаться в саду на весь день. Первый деньне показатель для процесса адаптации.

   Факторы, от которых зависит течение адаптационного периода:

  1. Возраст ребѐнка. Труднее адаптируются к новым условиям дети в возрасте до двух лет. После двух лет дети значительно легче могут приспосабливаться к новым условиям жизни. Это объясняется тем, что к этому возрасту они становятся более любознательными, у них более богатый опыт поведения в разных условиях.
  2. Состояние здоровья и уровень развития ребѐнка. Здоровый, хорошо развитый ребѐнок легче переносит трудности социальной адаптации.
  3. Сформированность предметной и игровой деятельности. Такого ребѐнка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
  4. Индивидуальные особенности. Дети одного и того же возраста по разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду. Одни дети плачут, отказываются есть, спать, на каждое предложение взрослого реагируют бурным протестом. Но проходит несколько дней, и поведение ребѐнка меняется: аппетит, сон восстанавливаются, ребѐнок с интересом следит за игрой других детей. Другие, наоборот, в первый день внешне спокойны. Без возражения выполняют требования воспитателя, а в последующие дни с плачем расстаются с родителями, плохо едят, спят, не принимают участия в играх. Такое поведение может продолжаться несколько недель. Эти дети нуждаются в особой помощи воспитателя и родителей. Внешне спокойное, но подавленное эмоциональное состояние может длиться долго и привести к заболеванию.
  5. Условия жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.) Если ребѐнок приходит из семьи, где не были созданы условия для его правильного развития, то, естественно, ему будет очень трудно привыкать к условиям дошкольного учреждения. Мальчики более уязвимы в плане адаптации, чем девочки, поскольку в этот период они больше привязаны к матери и более болезненно реагируют на разлуку с ней. Всегда нелегко привыкают к детскому саду единственные в семье дети, особенно чрезмерно опекаемые, зависимые от матери, привыкшие к исключительному вниманию, неуверенные в себе. В период адаптации воспитатели, по мере своих сил и возможностей, стараются обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку, дать максимум ласки и заботы. На первых этапах вхождения ребенка в условия детского сада воспитатели стремятся получить как можно больше информации о новых детях – об их особенностях и привычках – и учитывать их при взаимодействии с малышами. Поэтому не избегайте бесед с воспитателями о Вашем ребенке, рассказывайте больше о нём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения"

Детский сад — новый период в жизни ребенка. Для малыша это, прежде всего, первый опыт коллективного общения. Новую обстановку, незнакомых людей не все дети принимают сразу и без проблем....

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста в детском саду

Уважаемые родители ...предлагаю Вам ознакомиться  с консультацией по адаптации...с уважением ваш воспитатель.....

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста в детском саду.

Рекомендации "Что необходимо малышу для того, чтобы облегчить процесс адаптации"....

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения.

Адаптация - это приспособление или привыкание организма к новой обстановке. В новой обстановке малыш постоянно находится в сильном нервно-психическом напряжении, стрессе, который не прекращается ни на...

Консультация для родителей по адаптации детей раннего возраста к детскому саду.

Адаптация — от лат.«приспособляю» — это сложный процесс приспособления организма, который происходит на разных уровнях: физиологическом, социальном, психологичес...

Консультация для родителей "Проблемы адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада"

В консультации раскрываются вопросы о том, что такое адаптация, как она протекает у детей раннего возраста, ее длительность.  Как можно подготовить ребенка заранее к посещению детского сада. Особ...

Консультация для родителей ««Проблемы адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада»»

Познакомить родителей с понятием «адаптация» и ее особенностями у детей; дать рекомендации по адаптации ребенка в условиях семьи...