Конспект родительского собрания на тему "Дошкольник готовится стать школьником"
материал (подготовительная группа)

Проскурина Инесса Анатольевна

Конспект родительского собрания в подготовительной к школе группе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodit_sobranie.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Родительское собрание на тему:

«Дошкольник готовится стать школьником»

Цель: Актуализировать знания родителей по проблеме психологической готовности к школе.

Задачи:

Привлечение внимания родителей к проблеме подготовки детей к обучению в школе.

Дать представление о понятии   «Психологическая готовность к школе».

Обучение практическим навыкам по формированию у ребенка готовности к обучению в школе, в частности по формированию мотивационной готовности.

Дать практические рекомендации по подготовке ребёнка к школе.

Форма проведения: групповая беседа с элементами дискуссии.

Ход собрания

Цель: активизация положительных эмоций, настрой на совместную работу:

Передавая по кругу клубок ниток, родители называют собственное имя и имя своего ребенка.  Родители меняются местами, рассаживаясь в алфавитном порядке по первой букве своего имени.

- Добрый вечер, уважаемые мамы и папы! Я рада видеть Вас. Сегодня мы обсудим очень важную тему – предстоящее обучение в школе наших детей. Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться там на 11 лет. Первый раз он переступит порог класса, сделает первый шаг в Страну знаний.

Первый класс - серьезное испытание, как для ребенка, так и для родителей. Здесь закладывается фундамент будущих успехов на всем школьном пути. Дошкольник становится школьником, а его родители - это теперь родители ученика.

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, это переход к новому образу жизни и условиям деятельности, это переход к новому положению в обществе, новым взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Что же особенно важно помнить родителям будущего первоклассника? На что следует обратить внимание при подготовке ребёнка к школе? Об этом пойдёт речь на нашей встрече.

Испытываете ли вы переживания в период ожидания момента, когда Ваш ребёнок пойдёт в школу? В чём они заключаются?

Опрос "Корзина чувств" "Уважаемые мама и папы! У меня в руках корзина. Вам предстоит кратко сформулировать те чувства и эмоции, которые переполняют вас в момент ожидания школьной жизни ребёнка. Пусть это будут разнообразные чувства: и позитивные и негативные". Краткий анализ родительских переживаний.

-Предлагаю определить степень Вашего беспокойства по поводу приближающегося школьного обучения ребенка:

Испытываете сильное беспокойство, - поднимите 2 руки вверх;

Слегка волнуетесь, - поднимите 1 руку вверх;

Если испытываете чувство радости, уверенности за своего ребенка, - сложите руки перед собой, как ученики.

Упражнение «Экзамен для родителей».

Родителям предлагается сравнить, чем будет отличаться жизнь дошкольника от жизни первоклассника.

Примерные вопросы:

-Какие занятия проводятся в детском саду? Какие предметы будет изучать ребёнок в 1 классе?

-Сколько занятий в день проводится в детском саду? Сколько уроков в день будет в 1-м классе?

-Длительность занятия в подготовительной группе в детском саду? Длительность урока в школе?

-Сколько педагогов обучает ребёнка в детском саду? Сколько учителей будет обучать ребёнка в 1-м классе?

Слышали ли Вы когда-нибудь словосочетания; «Ребенок (не) готов к школе», «Готовность к школе», «Школьная зрелость»… Что, на Ваш взгляд, означают данные понятия, что в них входит, какого ребенка можно назвать готовым к обучению в школе?

Родителям предлагается прочесть записанные на доске «факторы успешной подготовки к школе», выбрать на свое усмотрение 3 самых важных пункта, пронумеровать их по степени значимости, обосновать свой выбор.

- Спасибо за обсуждение! Что же включают специалисты в понятие «готовность ребенка к обучению в школе»?

Выступление учителя начальных классов.

Психологическая готовность к обучению в школе вовсе не заключается в умении читать и писать. Детям до школы чтение и письмо в лучшем случае не вредят, цифры и буквы воспринимаются ими как очередная частичка окружающего мира, и они быстро утрачивают к ним интерес. Чрезмерный объем информации не развивает вообще никого.

А для чего же школа, как не для того чтобы научить ребенка читать, писать, считать?

Занятия в различных кружках по подготовке к школе, конечно, расширяет кругозор и общую осведомленность, но только «сильных», развитых, способных детей, детям «слабым» такое обучение до школы чаще всего вредит, так как создает дополнительную нагрузку на нервную систему, которую дети этого возраста выдерживать не обязаны. Кроме того, если ребенку до семи лет дать неправильный навык чтения или письма, его потом невероятно трудно будет переучить!

Схема школьной готовности. Более подробно остановимся на психологической готовности, которая включает:

- интеллектуальную готовность;

- мотивационную готовность;

- эмоционально-волевую готовность;

- коммуникативную готовность.

Главный приоритет в вопросе образования ребенка на этапе его подготовки к школе, как и всего периода дошкольного детства, должен принадлежать общему развитию ребенка. Именно оно обеспечивает дальнейшую успешность обучения ребенка в школе. Это означает, что педагоги дошкольных образовательных учреждений и родители, дети которых идут и школу, должны заботиться, прежде всего, о том, чтобы у них были сформированы те общие способности и те качества личности, которые необходимы ребенку для осуществления принципиально новой для него деятельности - учебной.

Среди главных составляющих понятия «готовность к школе» - развитее любознательности и познавательной активности ребенка, умения самостоятельно думать и решать простейшие умственные задачи.

Интеллектуальная подготовка к школе предполагает не столько накопление определенной суммы знаний, умений и навыков по отдельным предметам, сколько формирование восприимчивости детей к знаниям, развитие у них личного опыта познания, проблемно-поисковой деятельности, элементарного экспериментирования. Главное в дошкольном обучении - развитие потенциальной способности узнавать новое, поэтому па этапе дошкольного детства знания, умения, навыки рассматриваются не как самоцель, а как средство умственного развития. Их объем не должен превышать возрастных возможностей детей и дублировать школьные учебные программы.

Важнейшими показателями уровня подготовки ребенка к школе являются хорошо развитые речь, восприятие, память, воображение, наглядно-образное мышление: умение элементарно рассуждать, выделять существенные признаки предметов и явлений, доступные пониманию ребенка, сравнивать предметы, находить различия и сходство, выделять целое и его часть, группировать предметы по определенным признакам, делать простейшие выводы и обобщения и др.

Также очень важным компонентом готовности к школе является личностная (мотивационная) готовность, т.е. готовность и желание ребенка принять новую социальную позицию школьника, желание учиться, положительно воспринимать образ школы.

Родителям предлагается ответить, из каких источников ребенок может получить информацию о школе?

Информация, получаемая из СМИ, фильмов, мультфильмов, литературы;

Информация, получаемая от различных взрослых, других детей;

Информация, получаемая от значимых взрослых, от их отношения к школе, веры в успех своего ребенка (Мама: «Даже не знаю, как она будет учиться!»)

К сожалению, многие родители не уделяют должного внимания данному компоненту.

Сложность отмеченной проблемы заключается в том, что у многих детей не складывается объективное представление о школе: оно либо чрезмерно идеализированно, неадекватно оптимистично, либо чрезмерно негативно: школа вызывает опасения как нечто чуждое, тревожное, опасное.

Чаще всего такое отношение к школе формируется в трех случаях:

Ребенок в дошкольном детстве был не приучен ограничивать свои желания, преодолевать трудности, и у него сформировалась своеобразная установка на «отказ от усилия». Поскольку школа требует от ребенка постоянных усилий, преодоления трудностей, то у него возникает активное противодействие учению;

Ребенка еще в дошкольном детстве запугивали школой, что очень опасно и вредно, особенно по отношению к робким, неуверенным в себе детям («Ты же двух слов связать не умеешь, как ты в школу пойдешь?», «Вот пойдешь в школу, там тебе покажут!»)

Ребенку, напротив, рисовали школьную жизнь (и будущие его успехи) в радужных тонах. Столкновение с реальностью в этих случаях может вызвать настолько сильное разочарование, что у ребенка возникает резко отрицательное отношение к школе. С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

Причиной нежелания идти в школу может быть и то, что ребенок “не наигрался”. Но в возрасте 6–7 лет психическое развитие очень пластично, и дети, которые “не наигрались”, придя в класс, скоро начинают испытывать удовольствие от процесса учебы.

Вам не обязательно до начала учебного года формировать любовь к школе, поскольку невозможно полюбить то, с чем еще не сталкивался. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.

Помимо перечисленного, для осуществления успешной учебной деятельности в первом классе необходимо, чтобы у ребенка были развиты волевые качества личности. Чтобы он в доступных для его возраста пределах управлял своим поведением, умел направлять свои усилия на решение учебных задач, был организованным, понимал и выполнял правила, которые будут предъявляться ему учителем.

Важно, чтобы будущий ученик умел общаться с окружающими людьми, был доброжелательным с другими детьми, взрослыми, в том числе педагогами, умел подчиняться требованиям сверстников и взрослого, понимать, что не все зависит от него.

Вопросы для обсуждения.

- Вспомните своё отношение к школе, боялись ли вы туда идти или очень хотели?

- Сложно ли вам было рассказать родителям о плохой оценке?

- Ждёте ли вы, что ваш ребёнок порадует вас, и будет учиться на "отлично" или "хорошо"?

- Думаете ли вы о том, что плохие оценки вашего ребёнка станут свидетельством того, что вы плохо воспитывали своего малыша?

- Сравниваете ли вы успехи вашего ребёнка с другими детьми?

- Что для вас важнее - отметка или уровень знаний и отношение ребёнка к школе?

Каждой группе родителей раздаются карточки, на которых написаны фразы, довольно часто используемые взрослыми.

  • Вот пойдешь в школу, там тебе…
  • Ты, наверное, будешь двоечником?! (Может вызвать чувство тревоги, неверие в свои силы, утрату желания идти в школу).
  • Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания и завышенные требования основаны не на признании реальных возможностей ребенка, а на неких абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, потери уверенности в родительской любви, а значит уверенности в себе).
  • Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок ребенка. Иными словами, взрослый испытывая страх перед «унижением», делает ответственным за свою самооценку ребенка. Бремя двойной нагрузки: веди себя в школе хорошо, чтобы мне не было плохо. Часто такой непосильный психологический груз приводит ребенка к неврозу).
  • Ты обещаешь мне в школе не драться и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Постановка перед ребенком невыполнимых целей, толчок его на путь заведомого обмана).
  • Попробуй мне только еще сделать ошибки в работе! (Ребенок под постоянной тяжестью угрозы наказания за свою «плохость», могут возникнуть враждебные чувства к родителям, развиться комплекс неполноценности).

Предлагается предугадать, каким может быть внушающий эффект этих фраз для ребенка – будущего первоклассника, какие чувства и переживания ребенка могут стимулировать такие стереотипы воспитания?

Советы родителям:

Развивайте настойчивость, трудолюбие ребёнка, умение доводить дело до конца

Формируйте у него мыслительные способности, наблюдательность, пытливость, интерес к познанию окружающего. Загадывайте ребёнку загадки, составляйте их вместе с ним, проводите элементарные опыты. Пусть ребёнок рассуждает вслух.

По возможности не давайте ребёнку готовых ответов, заставляйте его размышлять, исследовать.

Ставьте ребёнка перед проблемными ситуациями, например, предложите ему выяснить, почему вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня нет.

Беседуйте о прочитанных книгах, попытайтесь выяснить, как ребёнок понял их содержание, сумел ли вникнуть в причинную связь событий, правильно ли оценивал поступки действующих лиц, способен ли доказать, почему одних героев он осуждает, других одобряет.

Будьте внимательны к жалобам ребенка.

Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке.

Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе.

Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи.

Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе.

Приучайте ребёнка к самостоятельности.

Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность.

Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком.

Решение родительского собрания

1. Организовать в семье постоянные занятия с целью подготовки ребёнка к школе.

2. Объединить усилия семьи и детского сада в подготовке детей к школе.

3. Создать для детей благоприятные условия в предшкольной период жизни (больше времени проводить с детьми на свежем воздухе, чаще общаться с ними, соблюдать режим дня и т.п.)

4.Играть с детьми в домашние игры, направленные на подготовку к школе.

5. Поддерживать интерес детей к школе, поощрять их любознательность.

Спасибо всем за активную работу!

Литература:

Арнаутова Е.П. Педагог и семья. М.: 2001.- 264с.

Безруких М.М. Ступеньки к школе: кн. Для педагогов и родителей. М.: Дрофа, 2001.-256с.

Свиридов Б.Г. Ваш ребенок готовится к школе. Ростов н/Д: Феникс, 2000.-160с.

Широкова И.Б. Ваша любимая «проблема». Как помочь себе и ребенку. – СПб.: Речь, 2006.-144с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на родительское собрание. "Ваш ребенок готовится стать школьником".

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь ...

родительское собрание на тему: "Дошкольник готовится стать школьником".

Поступление ребёнка в школу - это всегда переломный момент в жизни ребёнка, независимо от того, в каком возрасте он приходит в первый класс. Меняется место ребёнка в системе общественных отношений, эт...

Доклад на родительское собрание «Дошкольник готовится стать школьником»

Казалось бы, ответить на этот вопрос можно просто: поступает в школу. Но это иллюзия простоты. Есть дети, обучаясь в 1-ом и даже во 2-ом, 3-ем классе, остаются дошкольниками. А есть и такие, что, пост...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником»

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником». Рекомендовано для родителей подготовительной группы. Презентация для родителей с целью актуализации  знаний родителей п...

Родительское собрание на тему "Дошкольник готовится стать школьником"

Совсем скоро прозвенит первый школьный звонок в жизни вашего ребёнка. Осталось не так много времени, лето пролетит быстро, и 1 сентября Ваши дети переступят порог школы, чтобы задержаться там на 11 ле...

Конспект родительского собрания «Ваш ребенок – будущий школьник»

Цель: формирование активной педагогической позиции родителей; вооружение родителей психолого-педагогическими знаниями и умениями по данному вопросу; вовлечение родителей в процесс воспитания свои...

Конспект родительского собрания "Ваш ребёнок – будущий школьник" в подготовительной к школе группе

Конспект первого родительского собрания в подготовительной к школе группе по теме "Ваш ребёнок – будущий школьник"....