Консультация: «Рука развивает мозг».
консультация (старшая группа)

Бахтина Екатерина Александровна

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяется уровень развития мелкой моторики. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ruka_razvivaet_mozg.docx66.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация: «Рука развивает мозг».

http://nschds1.ucoz.ru/Ped_kopilka/ruka.jpg

Одной из основных задач воспитания и обучения дошкольника является подготовка его к школе. Среди показателей готовности к обучению выделяется уровень развития мелкой моторики. 

В.А. Сухомлинский считал, что истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев. 

От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем, больше уверенности и изобретательности в движении детской ручки, чем сложнее движения, тем ярче творческая стихия детского разума. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.

Движение рук ребенка являются показателем его физического и нервно-психического состояния: чем они многообразные, тем совершеннее функции нервной системы.


Существуют также тесная связь между координацией движений и речью. Тонкие движения пальцев рук появляются раньше артикуляции слогов; последующее совершенствование речевых реакций прямо зависит от степени натренированности движений пальцев. Поэтому необходима тренировка не только артикуляционного аппарата, но и пальцев рук.


Рука самым тесным образом связана с мозгом, причем эта связь перекрестная: правая рука связана с левым полушарием, а левая рука – с правым.
Для успешного развития тонкой моторики важно тренировать обе руки. Как правильно, одна рука у большинства людей оказывается ведущей, с ней обычно и проводится основная работа, в то время как не ведущая рука оказывается ущербной. У левшей речевые зоны формируются в обоих полушариях в связи с тем, что хотя ведущей у них рукой является левая, левшу все принуждают делать что-то правой рукой, да и в социуме весь быт ориентирован на праворуких. Поэтому у него тренируются обе руки. Невропатологии считают развитие речевых зон в обоих полушариях своего рода страховкой от потери речи в случае травм черепа и т.д. если страдает правое полушарие, то выручает левое и на оборот.


Еще И.П.Павлов указал на то, что развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых центров в обоих полушариях дает человеку преимущества в интеллектуальном развитии. Исследование современных ученых подтверждают наличие тесной связи между двигательной асимметрией и успешностью обучения, при этом подчеркивается значимость левой руки.


Для укрепления и развития детской руки, координации движений, рекомендуются различные упражнения и действия с предметами (расстегивание и застегивание пуговиц; завязывание- развязывание ленточек, узелков, шнурков; перекладывание мелких предметов; плетение из ниток различных поделок; аппликации; конструирование; лепка; рисование; штриховка; пальчиковая гимнастика; массаж). Приемы могут быть разными. Важно, рекомендует М.М. Кольцова, вовлекать в движения все пальцы, а сами движения проводить энергично. Подбирая задания на развитие мелкой моторики, важно помнить, что движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться. Упражнения же должны, строится на использовании изолированных движений каждого пальца.


Тренировать пальцы рук можно уже у шестимесячного ребенка.
В дошкольном учреждении пальчиковую гимнастику и массаж полезно проводить перед каждым занятием рисования после занятий, требующих напряженной работы мелкой мускулатуры пальцев (вышивку, лепку, работу с мелкими предметами).


Затрачивая 5 минут в день на проведение пальчиковой гимнастики и массажа, вы сможете оказать существенную пользу ребенку.

Занимаясь с ребенком, придерживайтесь следующих правил:
← Начинайте массаж и разогрева кистей рук, заканчивайте поглаживанием;
← Движения на сжатие, растяжение и расслабление должны сочетаться;
← Упражнения должны включать изолированные движения каждого пальца;
← Не спешите переходить к новому упражнению, важнее четко выполнять предыдущее, отрабатывая движения каждого пальчика одной и другой рукой;
← Используйте те игры, которые особенно полюбились ребенку;
← При массаже пальчиков рук ребенка помогайте ему своими руками только в том случае, если у вас положительный настрой.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для воспитателей " Рука развивает мозг"

" исскусство воспитания имеет ту особенность . что почти всем оно кажется знакомым делом, а иным даже легким- и тем понятнее и легче кажется оно. чем меньше человек знаком с ним теоретически или практ...

Консультация "Рука развивает мозг"

Поэтапное развитие игровых умений от 0 до 7 лет...

Консультация «Рука развивает мозг».

Консультация для родителей...

Консультация "Рука развивает мозг"

Рекомендации родителям -  как с помощью пальцев можно развивать головной мозг ребенка....

Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»

Консультация «Рука развивает мозг — рука готовится к школе»...