Консультация для родителей: Самостоятельность ребенка
консультация (подготовительная группа)

Тихонова Эльза Юрьевна

 

Обычно мы задумываемся о самостоятельности ребёнка, когда он начинает ходить в школу, и опаздываем с воспитанием этого качества на целых семь лет!..

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnost_reb_po_vozrastam_1.docx15.83 КБ

Предварительный просмотр:

Самостоятельность ребенка

Обычно мы задумываемся о самостоятельности ребёнка, когда он начинает ходить в школу, и опаздываем с воспитанием этого качества на целых семь лет!..

Как правило, самостоятельность понимают примерно так: «Это умение человека лично, без посторонней помощи управлять и распоряжаться своей жизнью», «Это умение принимать решения и нести ответственность за их последствия». Конечно же, у маленьких детей самостоятельность выражается в другом. Это и способность чем-то заниматься без помощи взрослых, и владение элементарными навыками самообслуживания. То есть самостоятельность такого рода, которую психологи называют бытовой. Но именно она является фундаментом таких качеств в будущем, как ответственность, умение принимать решение, забота о других.

Детки, родители которых упустили первые этапы бытовой самостоятельности, заметны в начальной школьной жизни — они выглядят потерянными, не могут начать работу и завершить или решить мелкие школьные проблемы. Поэтому ваша задача не упустить все важные этапы в развитии самостоятельности.

1-3 года

Уже в 1-2 года у ребёнка появляются первые признаки самостоятельных действий. Каждая мама отмечает такой период, когда малыш то и дело заявляет: «Я сам!» И здесь главное поддержать этот посыл. Порой для этого необходимо собрать всю волю в кулак. Например, ребёнок хочет есть или одеваться без вашей помощи, дайте ему возможность сделать это самостоятельно! Конечно, вы можете одеть малыша быстрее или накормить его, не испачкав одежду и всё вокруг, но это дорога в другую сторону. Помогать следует только в том случае, если ребёнок просит о помощи. Ещё одна ошибка родителей на данном этапе — вмешиваться в деятельность ребёнка тогда, когда он чем-то занят, если не просит вас об этом. Пусть он учится постигать какие-то вещи сам и делать маленькие открытия. Поэтому если ребёнок чем-то увлёкся, не отвлекайте его. Конечно, на этапе «я сам» малыш часто делает ошибки. Например, может захотеть покормить кошку, но использует для этого вашу тарелку. Не ругайте его, обязательно похвалите за желание помочь! И лишь потом объясните, почему нельзя кормить кошку из тарелки мамы или вытирать пол новой футболкой. Со временем ребёнок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех.

3-4 года

Второй этап самостоятельности — забота о ближних. В современных семьях, где детей мало, взрослые развивают ребёнка однобоко. Много сил уходит на развитие, которое понимается довольно узко — в первую очередь, конечно, интеллект, способности, мышление, творчество и танцы. Всё это важно, но не менее важно и то, что ребёнок должен научиться видеть и удовлетворять потребности других людей. В этом возрасте, например, ему по силам принести маме тапочки, бабушке плед, дедушке подать газету. То есть нужно донести до ребёнка, что он не только может получить заботу, но и сам должен заботиться о ближних. А ситуаций, где она требуется, много. Главное, чего и стоит допускать, — просить ребёнка том, что сделать он пока ещё не может в силу возраста. И обязательно показывайте, что его помощь для вас ценна значима.

4-6 лет

Следующий уровень формирования самостоятельности — домашние обязанности. Это тот возраст, когда детки гордятся тем, что им поручают родители, относятся к поручениям серьёзно. Обязанности должны быть постоянными выбрать вы можете любые, но с оговоркой: деятельность малыша важна всей семье. Он может поливать «свой» цветок, раскладывать ложки и так далее. Если у вас есть собака, можно поручить ребенку кормить ее, гулять с ней. Но в том случае, если собака небольшой породы. С собакой больших размеров ребенку просто не справиться физически. Ребенок может разозлиться на животное за непослушание, и она может укусить. Если укусила собака вашего ребенка, то от нее лучше избавиться. Укусила раз – укусит еще. Воспитательный момент заключается  следующем: не нужно напоминать ребёнку о его обязанностях. Здесь важно чтобы он уловил причинно-следственную связь: невыполнение обязанностей связано с неудобством для всех членов семьи. Если же ребёнок привыкает, что его кто-то контролирует, следовательно не чувствует себя ответственным за ситуацию и в будущем постоянно будет ждать советов со стороны.

6-8 лет

Когда ребёнок идёт в школу, мы ждём от него самостоятельности. Но современные реалии таковы, что мы просто боимся её дать. И страх родителей вполне обоснован. Например, если школа во дворе, вы разрешите пойти ребёнку одному. А если нет? Но и эту ситуацию можно обратить в свою пользу. Попробуйте поиграть с ребёнком. Скажите ему, что вы забыли дорогу домой, и он должен вас туда отвезти. Спрашивайте, куда идти, на каком автобусе ехать. Что делать, если автобус вдруг сломался? Проиграйте самые разные ситуации. Если нельзя самостоятельно ходить в школу, пусть ребёнок сам ходит в ближайший магазин за хлебом. Если магазин в пределах видимости из окон квартиры, не страхуйте ребёнка (понаблюдайте из окна). Пусть он окажется в ситуации, когда вас рядом нет. А, кроме того, даже если у вас есть возможность встречать ребёнка из школы, попросите сына или дочь разогреть еду, порезать хлеб, сделать бутерброд или ещё что-то. Скажите, что вам сейчас некогда и вы ждёте его помощи. Помните: обязанность родителей не только заботиться, но и научить многим вещам.

12-15 лет

В подростковом возрасте ребёнок отделяется от родителей, стремится к независимости, самостоятельности, «хочет, чтобы взрослые не лезли в его жизнь». Если вы хотите, чтобы он научился нести ответственность за свои поступки, планировать свои действия, а также контролировать себя и давать оценку результатам своих действий, дайте ему понять, что он может принимать любые решения (и вы должны дать ему такое право — какую одежду носить, учить уроки или нет), но учитывать: если последствия его действий затронут ваши интересы, вы имеете право контролировать его.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей " Самостоятельность ребенка и ее границы"

Консультация для родителей " Самостоятельность ребенка и ее границы"....

Консультация для родителей "Самостоятельный ребенок"

Формирование культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста....

Консультация для родителей: «Самостоятельность ребенка и ее границы»

Консультация для родителей:«Самостоятельность ребенка и ее границы»...

Консультация для родителей «Самостоятельность ребенка. Ее границы»

Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребен...

Консультация для родителей "Самостоятельность ребенка. Её границы"

Консультация для родителей "Самостоятельность ребенка. Её границы"...

Консультация для родителей "Самостоятельность ребенка. Её границы"

Консультация для родителей«Самостоятельность ребёнка. Её границы»Я  сама  помыла   ручки   И  сама  надену  брючки.Уложила  в койку...