Консультация для родителей
консультация

Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно-образовательном процессе, хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическом воспитании маленьких любителей  и защитников природы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx27.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Играя, познаём природу»

Игра – первая ступень бесконечной лестницы жизни. Она обучает, воспитывает, выступает надёжным средством социализации и саморазвития личности – именно поэтому она так важна для ребёнка.

Значение игр, в том числе обучающих дидактических, в воспитательно-образовательном процессе, хорошо известно всем педагогам, работающим с детьми дошкольного возраста. Важны они и в экологическом воспитании маленьких любителей и защитников природы.

Дети любят играть, они с удовольствием и по многу раз обращаются к знакомым играм, игровым сюжетам. Наверное, поэтому с радостью откликаются на предложение взрослого поиграть, предвкушая радость развлечения и не догадываясь, что на самом деле они будут… учиться.

Такова специфика дидактической игры. Ребёнок действительно играет. Одновременно осуществляется процесс обучения.

О важности использования дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста писали Л. И. Грехова, С. Н. Николаева, Н. В. Рыжова, В. А. Дрязгунова и др. Значение проблемы обучения в игре эколого-образовательном процессе настолько велико, что мы сочли обратиться к её рассмотрению ещё раз.

Дидактическая игра – явление многоплановое, сложное. Это и метод обучения, и самостоятельная игровая деятельность, и средство всестороннего воспитания личности. Такая игра содержит в себе дидактическую задачу, тесно связанную с игровыми заданиями и игровыми действиями, интерес к которым и предопределяет успешность её решения. При выборе учебной задачи следует исходить из требований программы, а также учитывать уровень подготовленности детей. Например, если малыши способны только называть некоторых животных, узнавать их по внешнему виду и издаваемым звукам, (здесь уместны такие игры как «Волшебный мешочек»«Угадай, кто как кричит»«Большие и маленькие»«Угадай, что съел» и др., то дети средней группы уже могут сравнить объекты природы, классифицировать их по отдельным признакам: цвету, форме, величине. («Опиши, я отгадаю»«Какая сегодня погода»«Что лишнее»«Кто, где живёт»«С какого дерева листочек»«Собери картинку»«Найди одинаковый цветок»«Кто, где живёт»«Детки на ветки» и т. д.)

Старшим дошкольникам вполне доступны обобщение, анализ, воссоздание образа по части, оценка состояния растений, животных, деятельности человека в природе. Помимо углубленных знаний дидактическая задача должна предусматривать развитие умений и операций, формирование личностных качеств ребёнка.

Непременным условием реализации задачи выступают игровые правила, которые направляют игру в нужное русло, устанавливают последовательность действий, делают игру занимательной, позволяют воздействовать на детей, формируют межличностные отношения, развивают нравственно- волевую сферу ребёнка. Специфика этого компонента игры определяется возрастом дошкольников: конкретные правила, состоящие из одного-двух элементов в играх для малышей, от группы к группе усложняются, становятся более жесткими, часто изменяются или дополняются новыми правилами по инициативе самих играющих.

Обучающая игра не мыслима без игровых действий, повышающих успешность достижения необходимого результата. Вариативность игровых действий позволяет полнее раскрыть замысел игры, заинтересовать детей, сконцентрировать их внимание на освоении знаний и навыков. Для детей, начиная с 4-5 лет в дидактическую игру можно включать элементы состязания; при этом старшие дошкольники могут соревноваться как индивидуально, так и коллективно; порой они сами стараются придать игровым действиям соревновательный характер.

Это доступно в случаях загадывания, узнавания, поиска, раскладывания по порядку. ( Например«Кто больше» назовёт слова относящиеся к характеристике, например белого медведя или «Овощи и фрукты» дается набор карточек, разложи на две группы, раздели по цвету величине, форме; разложи карточки на три группы: что едят только сырым; сырым и варёным; только варёным, разложи фрукты от самого сладкого к кислому, от самого любимого к нелюбимому и т. д. Игра «Месяцы года» разложи карточки по временам года, построй паровозик времени, назови каждый «вагон»; найди все зимние месяцы, осенние и т. д.)

Однако все без исключения игровые действия должны регулироваться правилами и ориентироваться на решение конкретных задач.

Например, игра «Отгадай, что загадаю»Дидактическая задача: упражнять в узнавании птиц по описанию, отражающему характерные признаки их внешнего вида; развивать память, мышление, умение соотносить вербальный образ с визуальным. Игровые правила: задание выполняет ребёнок первым поднявший руку, если он правильно назвал птицу и находит нужную карточку - получает фишку. Далее, игра усложняется: задача обобщить и систематизировать знания о птицах; совершенствовать умение узнавать их по описанию, продолжать учить распределять их по группам (перелётные и зимующие, объяснять причину отлёта в тёплые края. Правила: представители от команды, по очереди отгадывают загадки, ответ считается правильным, если ребёнок назвал птицу и быстро нашёл нужную картинку. В случае затруднения команда помогает игроку. Обучающая игра «Отгадай, что загадаю» используется многократно: и при ознакомлении с птицами, и в дальнейшем, при освоении знаний о млекопитающих и других животных.

Таким образом, любая игра становится дидактической, если в ней имеются учебная задача, игровые правила и игровые действия.

Обучающая игра природоведческого и экологического содержания используется педагогом, прежде всего с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний. Играя, дети лучше усваивают знания об объектах и явлениях природы, учатся устанавливать взаимосвязи между ними и средой, узнают о способах приспособления живых существ к условиям мест обитания, о последовательной смене сезонов и об изменениях в живой и неживой природе. Такие игры помогают увидеть целостность определённого организма и экосиситемы в целом, создать уникальность и неповторимость каждого объекта природы, понять, что неразумное вмешательство человека может повлечь за собой необратимые процессы в природе.

(из опыта работы)

Экологическое образование – это прежде всего содержательное общение с природой, без которого невозможно воспитать человека, способного жить в гармонии с природой, эмоционально и бережно относиться к ней. Необходимо заложить в ребенке понимание своей роли в окружающем мире, осознание своих действий. Он должен иметь простейшее представление о взаимосвязях неживой природы, мира растений, животных и человека.

Безразличное, а подчас и варварское отношение к природе, рост жестокости среди детей – реальность современного общества и показатель низкой экологической культуры взаимоотношений с окружающей средой.

Экологическая культура поведения формируется на основе знаний, практических навыков, эстетических переживаний. Дошкольник должен научиться сопереживать живым существам: живому больно, его надо любить, убивать животное нельзя, мы не имеем право уничтожать то, что создала природа.

Цели и задачи экологического воспитания детей:

  • Ознакомление с природой и природными явлениями.
  • Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля, элементарных экологических представлений, понимания того, что человек - часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
  • Воспитание умения правильно вести себя в природе, а также любви к природе, желания беречь ее.
  • Развитие познавательных интересов детей, развитие любознательности и познавательной мотивации;
  • Формирование познавательных действий, развитие воображения и творческой активности;
  • Формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях объектов окружающего мира;

В дошкольном возрасте основным видом деятельности детей всегда была игра, которая предоставляла им большие возможности для общения.  Усвоение знаний о природе при помощи игры, вызывающей переживание ребят, не может не оказать влияние на формирование у них бережного и внимательного отношения к объектам растительного и животного мира.

В работе с детьми активно использую игровые технологии, направленные на экологическое воспитание дошкольников.

Особое место и значение в системе экологического образования дошкольников занимают дидактические игры.

Дидактические игры — это игры с готовым содержанием и правилами.

В процессе дидактической игры дети уточняют, конкретизируют, закрепляют, расширяют, систематизируют имеющиеся у них представления о природе. Вместе с тем дидактическая игра оказывает влияние на развитие мыслительных операций дошкольников (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, развивает память и внимание)

В процессе экологического образования дошкольников используются следующие виды дидактических игр:

- предметные;

- настольно-печатные;

- словесные;

- творческие.

Предметные игры.

 Это игры с использованием различных предметов природы (листья, шишки, семена, камешки и т.д.)

Предметные игры рекомендуется использовать с целью уточнения и конкретизации знаний детей о качествах и свойствах объектов природы. Предметные игры учат детей обследовать, развивают сенсорику ребенка. В своей работе использую такие игру: «Чудесный мешочек», «С чьей ветки детки», «Чьи семена?», «Найди такой же цветок», «Угадай весенний цветок», «Собери букет», «Подбери пару», «Что в корзину мы берем?», «Вырастим яблоки»

Предметные игры возможно использовать во всех возрастных группах.

Настольно-печатные игры

Данные игры дают возможность систематизировать знания детей о растениях, животных, явлениях природы. Развивают способность быстро, мобильно использовать имеющиеся знания в новой ситуации. Настольно-печатные игры целесообразно использовать в работе с небольшой подгруппой детей.   С детьми играем в следующие настольно-печатные игры: картинки-половинки «Домашние животные», паззлы-набор «Ягоды, фрукты, ягоды», паззл «Мама и малыш) или книга-паззл (домашние и дикие животные), лото, домино.

Словесные игры

Это игры, не требующие никакого наглядного материала. Их содержанием являются устные вопросы относительно уже имеющихся у детей представлений о мире природы. Примером словесных игр могут быть ответы на различные вопросы: «Кто летает, кто бегает, а кто прыгает?», «Когда это бывает?», «Кто живет в воде, кто летает в воздухе, кто живет на земле?» Словесные игры проводятся с целью закрепления, обобщения, систематизации имеющихся у детей представлений о мире природы. Они являются эффективным средством развития внимания, памяти, сообразительности дошкольников, хорошо развивают речь детей. Данный вид игр не требует специальных условий, его можно организовывать как в помещении, так и на прогулке.  Преимущественно словесные игры проводят с детьми старшего возраста. Очень часто мы с детьми играем в игру «Четвёртый лишний», «Когда это бывает?», «Кто как кричит?», «Кто позвал?», «Где что зреет?» на разные лексические темы.

Творческие игры.

Учат дошколят отражать впечатления, полученные в процессе ознакомления с окружающим миром. Игровые упражнения направлены на закрепление полученных знаний. Одним из видов творческих игр являются строительные игры с природным материалом: песком, снегом, мелкими камешками, шишками. Например, игры со снегом: лепка снеговика, сооружение снежной крепости, хоккей. Например, с помощью мелких камешек и ракушек изготовили свое подводное царство.

В экологическом воспитании также можно использовать элементы сюжетно-ролевой игры для обучения дошкольников и формирования у них осознанно-правильного отношения к растениям, животным и людям как к части природы, а также к материалам природного происхождения и предметам. Можно использовать три типа игровых обучающих ситуаций: с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, игра-путешествия. Так в своей работе в подготовительной группе играли с детьми в игру путешествие «Экскурсия я в заповедник».
Цель нашей игры: расширять представления детей о заповедных местах Ростовской области, о животных занесенных в Красную книгу. Формировать познавательные, творческие интересы детей к окружающей среде; формировать ответственное и бережное отношение к родной природе; воспитывать у детей чувство гордости, что на нашей родной земле люди берегут, охраняют заповедные уголки природы. Сначала была проведена предварительная работа: чтение художественной литературы по теме, рассматривание иллюстраций животного и растительного мира, рассматривание Красной книги Ростовской области. Дети были распределены по ролям: ученые, ветеринар. Получив письмо о помощи, они отравились путешествовать. В конце путешествия все дружно создавали свою Красную книгу.

Игра «Путешествие к морю», посвящена была Всемирному дню защиты морских млекопитающих (День китов).  Цель игры: расширить кругозор детей о самых крупных и загадочных живых существах на нашей планете; познакомить воспитанников с причинами исчезновения морских млекопитающих; прививать интерес к изучению живой природы. Также была проведена предварительная работа по этой теме: рассказ «История праздника»; беседа «Кто и зачем убивает китов?»; работа с энциклопедиями. Создавали свое подводное царство, где чистая вода, где растут красивые цветы и обитают спокойно морские млекопитающие.

К Международному дню лесов была проведена игра «Спасатели леса».

Цель: дать детям представление о значении леса в жизни животных, человека, о том, какой ущерб наносит пожар природе и человеку; учить правильно вести себя в лесу; пробудить чувство сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду, развивать чувство ответственности за охрану животного мира. Предварительная работа: беседа о влиянии животных и человека на окружающую среду. Знакомство с работой лесничество, с результатами деятельности лесничих.  Во время игры сначала отгадывали загадки, играли в игру «Уборка мусора» по контейнерам, потом ребятами были распределены на роли спасателей и лесники. Получив, телефонный звонок от лесника, спасатели отправились спасть лес и лесных жителей от пожара.

Подвижные игры помогают закрепить знания о животных, подрожать их повадкам и образу жизни, а также укрепление физического здоровья, тренировка реакции, внимания и памяти. Как правило, этот вид игр используется на прогулках, при проведении развлечений и на занятиях в форме физминутки. Перед началом игры обязательно нужно вспомнить её содержание и правила, а также проговорить особенности животных, чем питаются, их походку, где обитают.  Дети очень любят играть в такие игры: «Гуси-гуси», «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Кто где живет», «Воробьишки», «Хитрая леса», «Мышеловка».

Театрализованные игры. 

Можно использовать две формы театрализованных игр: драматизации, в которых дети выступают в роли «артистов», например, ко Дню Земли; режиссёрские постановки, где дети принимают на себя роль руководителя действий. Например, кукольный театр.

Сенсорные игры. 

Игры помогают преподнести детям необходимые знания об окружающем мире через сенсорные ощущения. Они позволяют развивать мышление, наблюдательность, быть более внимательными к живущим рядом объектам и явлениям природы. Во время прогулок собирали каштаны, шишки, а потом изготовили сенсорную коробочку из природного материала. В качестве дополнительно материала можно использовать: предметы небольшого размера (фигурки животных, игрушки из киндер-сюрпризов или конструктора, кубики, геометрические фигуры, буквы, цифры). Собирая разные цветы и листья, высушенные на солнце, изготавливаем гербарии из засушенных цветов и травок.

Из природных материалов также можно изготовить музыкальные инструменты: собирать косточки от вишни, ягод, а потом с помощью пластиковых бутылок или других емкостей делать шумелки, в зависимости от наполнения бутылки будет разное звучание.

Пальчиковые игры по экологии.

Значение пальчиковых упражнений в работе с дошкольниками сложно переоценить. Эти игры помогают: отработать мелкую моторику (в младшей и средней группах это важно для развития речи, а в старших — для подготовки руки к письму); развивать коммуникативные и сенсорные представления воспитанников. Пальчиковые игры являются удобным приёмом для смены видов деятельности.

Пальчиковые упражнения универсальны для детей разного возраста. В старших группах они обычно сопровождаются более длинными стихотворениями с большим количеством повторов.

В своей работе в режимных моментах и на занятиях активно использую пальчиковые упражнения, например, «Мы делили апельсин», «Засолка капусты», «Детёныши зверей»

Игры - экспериментирование.

Для того чтобы знания детей о природе были осознанными, используем несложные опыты. Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Например, чтобы доказать необходимость тепла для роста растений и уточнить эти знания, мы ставили опыт, когда выращивали огород на окне: помещали два одинаковых растения в разные условия (одно – со светом, а другое - без) и в течение нескольких дней наблюдали с детьми за изменениями в их развитии.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям. Уточняются их знания о свойствах и качествах объектов природы (о свойствах снега, воды, растений, об их изменениях).

Опыт всегда должен строиться на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда.

Экспериментальные игры: «Тонет – не тонет», «Мыльные пузыри», «Круговорот воды», «В какой воде легче плавать».

Таким образом, использование игр в воспитании экологической культуры способствует получению дошкольниками более прочных знаний, помогает овладеть умением экологически целесообразного поведения в природе. Ребёнок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к миру. Ведь забота о природе, есть забота о человеке, его будущем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...