Картотека дидактических игр и упражнений на развитие зрительного и слухового восприятия
картотека (младшая группа)

Яцкова Татьяна Николаевна

Данная картотека разработана для родителей, имеющих детей с ОВЗ, осложнённых НОДА и нарушением речи,  для формирования  сенсомоторного развития в домашних условиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Сенсомоторное развитие 20.15 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека дидактических игр и упражнений на развития слухового восприятия

Д/и «Солнышко и дождик?»

I вариант.

Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий, устанавливать эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.

Оборудование: игрушка для каждого ребёнка, аудиозапись танцевальной мелодии.

Описание игры: пока звучит музыка, каждый танцует со своей игрушкой по всему пространству группы. Музыка резко прекращается - налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли - ребенок прячется в объятиях воспитателя.

2 вариант.

Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.

Оборудование: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.

Описание игры: взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите ко мне, в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него».

Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.

Д/и «Едем и стоим»

Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий.

Оборудование: аудиозапись со звуками проезжающей машины, обручи-рули для детей.

Описание игры:

У нас машины разные,

Би-би-би.

Зелёные и красные,

Би-би-би.

Машины за машинами.

Би-би-би.

Шуршат своими шинами.

Би-би-би.

Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на машинах. Дети, поворачивая «руль», передвигаются по группе, пока звучит звук мотора. Когда мотор замолчал, машина остановилась.

Д/и «Самолёты»

Цель: развивать речевой слух, умение реагировать на словесный сигнал.

Оборудование: игрушка-самолётик.

Описание: взрослый показывает детям самолётик, рассказывает, что он живёт на аэродроме. Каждый день самолётик отправляется в полёт, но как только услышит команду: «На посадку» – сразу возвращается домой. Хотите ли вы подружиться с нашим самолётиком и вместе с ним отправиться в полёт? Тогда полетели. Дети «расправляют крылья» и летят вслед за самолётиком. Когда воспитатель командует «Самолёты, на посадку», все присаживаются на ковёр.

Д/и «Кубик стучит, мячик прыгает»

Цель: развивать переключаемость внимания, умение различать неречевые звуки, разные по характеру звучания  и выполнять соответствующие движения.

Оборудование: кубики, мяч, мишка, зайка.

Описание игры: в гости к детям приходят мишка и зайка и предлагают поиграть. Мишка хочет строить дом из кубиков, а зайке нравится играть с мячом. Взрослый с детьми слушает, как стучат друг о друга кубики (дети стучат одним кулачком о другой), и как прыгает мячик (дети подпрыгивают). Затем просит послушать, с кем они сейчас будут играть. За ширмой извлекается звук, а дети показывают соответствующее движение. Взрослый выносит игрушку к детям, чтобы они убедились в правильности догадки.

Д/и «Тихо – громко!»

 Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.

Оборудование: музыкальные инструменты.

Описание игры: взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, приседают, «прячутся».  Можно выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.

Д/и «Постучим и погремим»

Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают предметы, ударяясь о разные поверхности.

Оборудование: самодельные шумелки из пуговиц.

Описание игры: взрослый с детьми знакомятся с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с шумелками: стучат о деревянный и пластиковый стол, металлический таз, гремят в воздухе. Затем предлагают послушать, что делает взрослый и сделать то же самое.

Д/и «Угадай, где позвонили?»

Цель: развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.

Оборудование: колокольчик.

Описание игры: ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади, спереди) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.

 

Д/и «Цирковые лошадки»

Цель: Развивать слуховое внимание, ориентируясь на темп звучания.

Оборудование: Деревянные ложки, игрушки-лошадки.

Описание игры: взрослый приглашает детей на цирковое представление. Сегодня выступают цирковые лошадки. Когда ложки стучат быстро, лошадки резво скачут по круглой арене, а когда ложки стучат медленно, лошадки кивают головой.

Д/и «Найди картинку»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.

Оборудование: картинки с изображением животных или других предметов, которые издают звук.

Взрослый раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.

Картотека дидактических игр и упражнений на развития зрительное восприятие

Д/у «Предметы и картинки»

Цель: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.

Материалы: предметы и картинки с их изображением.

Ход игры : игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей. Расставьте на столе предметы или, а детям раздайте карточки с их изображением. Затем предложите детям подобрать картинки к соответствующим предметам. Дети по очереди выбирают предметы и кладут рядом картинки. В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания. Попросить ребенка выбрать один из предметов и рассказать о нем. Также на подобие можно провести игру «Найди по силуэту цветную картинку.

Д/и «Разложи игрушки»

Цель: учить зрительно определять размер предмета и классифицировать на большие и маленькие предметы.

Материал: маленькие и большие игрушки, две коробки или корзины.

Ход игры :

 - Дети, а чем вам нравится Новый год? (ответы детей). На Новый год принято наряжать елку. Чем украшают елку? (игрушки, дождик, гирлянда). Да, а еще различные снежинки, конфеты и др. Сегодня у меня для вас приготовлены игрушки. Какой формы у меня игрушки? (круглой, Какого цвета игрушки? А чем отличаются игрушки друг от друга? (одни маленькие, а другие большие). Нам нужно отложить большие игрушки от маленьких.

Д/и «Подбери по цвету».

Цель: формировать знания о цветах.

Материал: тарелочки разных цветов, фрукты разных цветов.

Ход игры : взрослый заранее расставляет на столах тарелочки красного, жёлтого, зелёного, синего цвета и предлагает детям подойти к столам, рассмотреть какого цвета тарелочки стоят на столах и назвать их. «Давайте, разложим все фрукты в подходящие по цвету тарелочки. В красную тарелочку – положим все фрукты красного цвета (то же с фруктами других цветов).

Проблемная ситуация. Почему в синей тарелочке не оказалось фруктов?  

Взрослый помогает сделать заключение: «Яблоки и груши не бывают синего цвета».

Д/у «Помоги забраться в домик»

Цель: развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины.

развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов.

Ход упражнения: ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.

В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.

Д/у «Кто в зеркале»

Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.

Оборудование:         зеркало

Ход упражнения:

Взрослый обращает внимание детей на зеркало и просит посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.

Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках, подбородке – и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.

Д/и «Найди больше»

Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора.

Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху, снизу. Ручки мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка.

Ножки: растения, мебель, животные, игрушки.

Иголки: люди, животные, инструменты.

Д/и «Угадай-ка»

Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.

Ход игры: На середине стола стоят предметы, имеющие ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник, юла и т. д. ). Воспитатель говорит: « У этого предмета есть носик и круглая ручка. Что это? У этого предмета есть стрелки и цифры. Что это за предмет? и т.д.

Д/и «Сортировка макарон»

Цель: активизация зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений.

Дайте ребенку смешанные сухие макароны и попросите его отсортировать макароны по форме (например, трубочки, спирали и т. Д.) Или даже по цвету, если вы можете найти красочные макароны.

Д/ и «На соответствие»

Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора.

Используются пары одинаковых карточек с картинками, перемешайте их на столе и выложите одну перед ребенком. Попросите ребенка найти одинаковую картинку из всего набора. Игра длиться пока ребенок не найдет все пары.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр и упражнений для развития восприятия

«Найти предмет указанной формы»Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоуголь...

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия...

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения

Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...