Картотека дидактических игр и упражнений на развитие зрительного и слухового восприятия
картотека (младшая группа)
Данная картотека разработана для родителей, имеющих детей с ОВЗ, осложнённых НОДА и нарушением речи, для формирования сенсомоторного развития в домашних условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 20.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр и упражнений на развития слухового восприятия
Д/и «Солнышко и дождик?»
I вариант.
Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий, устанавливать эмоциональный контакт взрослого с ребёнком.
Оборудование: игрушка для каждого ребёнка, аудиозапись танцевальной мелодии.
Описание игры: пока звучит музыка, каждый танцует со своей игрушкой по всему пространству группы. Музыка резко прекращается - налетела туча, солнышко спряталось, птички смолкли - ребенок прячется в объятиях воспитателя.
2 вариант.
Цель: развивать умение переключать слуховое внимание, выполнять действия согласно различному звучанию бубна.
Оборудование: бубен, картинки с изображением прогулки детей при ярком солнце и убегающих от дождя.
Описание игры: взрослый говорит: «Сейчас мы пойдем на прогулку. Дождя нет, светит солнышко. Вы гуляйте, а я буду звенеть бубном. Если начнется дождь, я буду в бубен стучать, а вы, услышав стук, бегите ко мне, в дом. Слушай внимательно, когда бубен звенит, а когда я буду стучать в него».
Можно повторять игру, меняя звучание бубна 3 – 4 раза.
Д/и «Едем и стоим»
Цель: учить детей реагировать на наличие-отсутствие звука, меняя характер действий.
Оборудование: аудиозапись со звуками проезжающей машины, обручи-рули для детей.
Описание игры:
У нас машины разные,
Би-би-би.
Зелёные и красные,
Би-би-би.
Машины за машинами.
Би-би-би.
Шуршат своими шинами.
Би-би-би.
Взрослый предлагает детям отправиться в путешествие на машинах. Дети, поворачивая «руль», передвигаются по группе, пока звучит звук мотора. Когда мотор замолчал, машина остановилась.
Д/и «Самолёты»
Цель: развивать речевой слух, умение реагировать на словесный сигнал.
Оборудование: игрушка-самолётик.
Описание: взрослый показывает детям самолётик, рассказывает, что он живёт на аэродроме. Каждый день самолётик отправляется в полёт, но как только услышит команду: «На посадку» – сразу возвращается домой. Хотите ли вы подружиться с нашим самолётиком и вместе с ним отправиться в полёт? Тогда полетели. Дети «расправляют крылья» и летят вслед за самолётиком. Когда воспитатель командует «Самолёты, на посадку», все присаживаются на ковёр.
Д/и «Кубик стучит, мячик прыгает»
Цель: развивать переключаемость внимания, умение различать неречевые звуки, разные по характеру звучания и выполнять соответствующие движения.
Оборудование: кубики, мяч, мишка, зайка.
Описание игры: в гости к детям приходят мишка и зайка и предлагают поиграть. Мишка хочет строить дом из кубиков, а зайке нравится играть с мячом. Взрослый с детьми слушает, как стучат друг о друга кубики (дети стучат одним кулачком о другой), и как прыгает мячик (дети подпрыгивают). Затем просит послушать, с кем они сейчас будут играть. За ширмой извлекается звук, а дети показывают соответствующее движение. Взрослый выносит игрушку к детям, чтобы они убедились в правильности догадки.
Д/и «Тихо – громко!»
Цель: развитие слухового восприятия, дифференциация звуков по силе звучания.
Оборудование: музыкальные инструменты.
Описание игры: взрослый играет на выбранном музыкальном инструменте то тихо, то громко. Услышав громкое звучание инструмента, дети бегут. Услышав тихое звучание, приседают, «прячутся». Можно выбирать разные инструменты и предлагать разные варианты движений.
Д/и «Постучим и погремим»
Цель: развитие слухового внимания, восприятия на слух звуков, которые издают предметы, ударяясь о разные поверхности.
Оборудование: самодельные шумелки из пуговиц.
Описание игры: взрослый с детьми знакомятся с разнообразными звуками, которые получаются при манипуляции с шумелками: стучат о деревянный и пластиковый стол, металлический таз, гремят в воздухе. Затем предлагают послушать, что делает взрослый и сделать то же самое.
Д/и «Угадай, где позвонили?»
Цель: развивать направленность слухового внимания, умение определять направление звука, ориентироваться в пространстве.
Оборудование: колокольчик.
Описание игры: ребенок закрывает глаза, а взрослый тихо встает в стороне от него (слева, справа, сзади, спереди) и звенит в колокольчик. Ребенок, не открывая глаза, должен указать направление, откуда доноситься звук. Если малыш ошибается, то отгадывает еще раз. Игру повторяют 4 – 5 раз. Необходимо следить, чтобы ребенок не открывал глаза. Указывая направление звука, он должен повернуться лицом к тому месту, откуда слышен звук. Звонить надо не очень громко.
Д/и «Цирковые лошадки»
Цель: Развивать слуховое внимание, ориентируясь на темп звучания.
Оборудование: Деревянные ложки, игрушки-лошадки.
Описание игры: взрослый приглашает детей на цирковое представление. Сегодня выступают цирковые лошадки. Когда ложки стучат быстро, лошадки резво скачут по круглой арене, а когда ложки стучат медленно, лошадки кивают головой.
Д/и «Найди картинку»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия на речевом материале.
Оборудование: картинки с изображением животных или других предметов, которые издают звук.
Взрослый раскладывает перед ребенком или перед детьми ряд картинок с изображением животных (пчела, жук, кошка и др.) и воспроизводит соответствующие звукоподражания. Далее детям дается задание определить по звукоподражанию животного и показать картинку с его изображением.
Картотека дидактических игр и упражнений на развития зрительное восприятие
Д/у «Предметы и картинки»
Цель: учить узнавать знакомые предметы на картинках; развивать внимание.
Материалы: предметы и картинки с их изображением.
Ход игры : игру можно проводить как индивидуально, так и с подгруппой детей. Расставьте на столе предметы или, а детям раздайте карточки с их изображением. Затем предложите детям подобрать картинки к соответствующим предметам. Дети по очереди выбирают предметы и кладут рядом картинки. В конце игры вместе с детьми проверьте правильность выполнения задания. Попросить ребенка выбрать один из предметов и рассказать о нем. Также на подобие можно провести игру «Найди по силуэту цветную картинку.
Д/и «Разложи игрушки»
Цель: учить зрительно определять размер предмета и классифицировать на большие и маленькие предметы.
Материал: маленькие и большие игрушки, две коробки или корзины.
Ход игры :
- Дети, а чем вам нравится Новый год? (ответы детей). На Новый год принято наряжать елку. Чем украшают елку? (игрушки, дождик, гирлянда). Да, а еще различные снежинки, конфеты и др. Сегодня у меня для вас приготовлены игрушки. Какой формы у меня игрушки? (круглой, Какого цвета игрушки? А чем отличаются игрушки друг от друга? (одни маленькие, а другие большие). Нам нужно отложить большие игрушки от маленьких.
Д/и «Подбери по цвету».
Цель: формировать знания о цветах.
Материал: тарелочки разных цветов, фрукты разных цветов.
Ход игры : взрослый заранее расставляет на столах тарелочки красного, жёлтого, зелёного, синего цвета и предлагает детям подойти к столам, рассмотреть какого цвета тарелочки стоят на столах и назвать их. «Давайте, разложим все фрукты в подходящие по цвету тарелочки. В красную тарелочку – положим все фрукты красного цвета (то же с фруктами других цветов).
Проблемная ситуация. Почему в синей тарелочке не оказалось фруктов?
Взрослый помогает сделать заключение: «Яблоки и груши не бывают синего цвета».
Д/у «Помоги забраться в домик»
Цель: развитие зрительной ориентировки при восприятии формы, величины.
развитие умения узнавать и называть величину, форму предметов.
Ход упражнения: ребятам предлагается найти «Домики» для каждого вкладыша, соотнося выемку и вкладыш по размеру и цвету. «Домики» должен найти каждый ребенок.
В случае возникновения затруднения при выполнения задания, детей нужно стимулировать к самостоятельному выполнению упражнения.
Д/у «Кто в зеркале»
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора, развитие тактильных ощущений, самосознания.
Оборудование: зеркало
Ход упражнения:
Взрослый обращает внимание детей на зеркало и просит посмотреть на себя в зеркале, потрогать свое отражение.
Затем педагог рисует на лицах детей точки: на носике, щечках, подбородке – и снова предлагает посмотреть им на свое отражение в зеркале.
Д/и «Найди больше»
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора.
Задание: выберите картинки с предметами, у которых ручки сбоку, сверху, снизу. Ручки мебель, инструменты, электроприборы, зонтик, сумка.
Ножки: растения, мебель, животные, игрушки.
Иголки: люди, животные, инструменты.
Д/и «Угадай-ка»
Цель: развивать представление о том, что один и тот же предмет выглядит по-разному в зависимости от наблюдателя.
Ход игры: На середине стола стоят предметы, имеющие ярко выраженные различия передней и задней сторон (часы, неваляшка, чайник, юла и т. д. ). Воспитатель говорит: « У этого предмета есть носик и круглая ручка. Что это? У этого предмета есть стрелки и цифры. Что это за предмет? и т.д.
Д/и «Сортировка макарон»
Цель: активизация зрительного восприятия, развитие тактильных ощущений.
Дайте ребенку смешанные сухие макароны и попросите его отсортировать макароны по форме (например, трубочки, спирали и т. Д.) Или даже по цвету, если вы можете найти красочные макароны.
Д/ и «На соответствие»
Цель: активизация зрительного восприятия, формирование фиксации взора.
Используются пары одинаковых карточек с картинками, перемешайте их на столе и выложите одну перед ребенком. Попросите ребенка найти одинаковую картинку из всего набора. Игра длиться пока ребенок не найдет все пары.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/08/17/picture-281671-1376761438.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для развития восприятия
«Найти предмет указанной формы»Ребенку предлагают назвать модели геометрических фигур, а затем найти картинки с изображением предметов, по форме похожие на круг (квадрат, овал, треугольник, прямоуголь...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия в процессе предметного рисования у детей с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/23/picture-806947-1479921879.jpg)
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения по развитию зрительного восприятия бинокулярного зрения у детей с нарушением зрения...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия...
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения
Дидактические игры и упражнения для развития зрительного восприятия у дошкольников с нарушением зрения...
![](/sites/default/files/pictures/2019/09/01/picture-1159268-1567366591.jpg)
Картотека дидактических игр и упражнений для развития тембра голоса по развитию речи.
Картотека по развитию речи...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/14/picture-1096910-1610645196.jpg)
Игры и упражнения для развития зрительных внимания, восприятия, памяти у неговорящих детей.
Из системы работы с неговорящими детьми...