Консультации и рекомендации для родителей «Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика»
консультация (старшая группа)

Анциферова Людмила Михайловна

Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних – одна из центральных социально - психологических проблем современной науки.

Деструктивное поведение – это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultayiya_1.docx34.56 КБ

Предварительный просмотр:

Консультации и рекомендации для родителей «Деструктивное поведение: формы, выявление и профилактика»

        Проблема деструктивного поведения несовершеннолетних – одна из центральных социально - психологических проблем современной науки.

Деструктивное поведение – это устойчивое поведение психически здоровой личности или группы лиц, отклоняющееся от наиболее значимых в конкретном обществе социальных норм, причиняющее реальный ущерб самой личности, ближайшему окружению, обществу в целом.

        Д.Е.Мелехов под деструктивным поведением несовершеннолетних понимает патологический процесс разрушения структуры личности или отдельных ее элементов.

  Деструктивное поведение (лат. destructio — «разрушаю») — разрушительное поведение, причиняющее реальный ущерб самой личности или ближайшему окружению, обществу в целом.

   В научной и методической литературе встречается многообразие терминов, означающих отклонение от социальных норм и приемлемого в обществе поведения.

    В узком смысле девиантными считают те формы поведения, которые обществом воспринимаются как нежелательные, требующие пресечения и предупреждения. Такое поведение называют деструктивным, так как оно угрожает возможностям выживания этого общества.

   Деструктивное поведение – негативная форма   девиантного поведения, одно их видов девиантного поведения.

   Девиантное (отклоняющееся) поведение — это устойчивое поведение личности, отклоняющееся от общепринятых и устоявшихся общественных норм. 

Данное поведение может быть результатом разрушения неких привычных структур (паттернов) поведения, что связано с влиянием социума на детскую личность, а также взаимоотношениями внутри семьи. 

Типы девиантного поведения, которые выделяет В. Д. Менделевич:

1.      Делинквентный тип - отклоняющееся поведение, в крайних своих проявлениях представляющее уголовно наказуемое деяние. К этому типу относится преступное (криминальное) поведение человека.

2.      Аддиктивный тип (зависимое) – девиантное поведение с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния.

3.      Патохарактерологический - поведение, обусловленное сформировавшимися в процессе воспитания патологическими изменениями характера, к которым относятся расстройства личности (психопатии) и явные или выраженные акцентуации характера. Дисгармоничность черт характера приводит к изменениям всей структуры психической деятельности человека.

4.      Психопатологический тип основывается на психопатологических симптомах и синдромах - проявлениях тех или иных психических расстройств и заболеваний.

Термин «девиантное поведение» может применяться к детям после 5 лет, в строгом смысле не раньше 9 лет.

В детском возрасте (от 5 до 12 лет) наиболее распространены такие формы девиантного поведения:

        школьные прогулы, агрессивное поведение,

        злословие, ложь, воровство, насилие по отношению к младшим детям или сверстникам, жестокое обращение с животными,

        воровство, мелкое хулиганство, разрушение имущества, поджоги, побеги их дома, бродяжничество, вымогательство (попрошайничество).

Формы девиантного поведения у подростков:

У подростков (от 13 лет) преобладают такие  виды и формы девиантного поведения, как :

  школьные прогулы или отказ от обучения, ложь, агрессивное поведение, хулиганство, использованием нецензурных  слов;  уход из дома

  нарушение пищевого поведения

  субкультуральные девиации,  необычный внешний вид, ;экстремальные  увлечения.

  кражи, грабежи, вандализм; воровство  (делинкветное поведение)

  физическое насилие, уходы из дома, бродяжничество

  зависимость от алкоголя и наркотиков; курение (аддиктивное поведение)

  Аутодеструктивное поведение проявляется в двух формах:  суицидальном поведении и самоповреждении (парасуицидальном поведении);

Традиционно выделяют биологические, личностные, социальные и семейные факторы риска    девиантного  поведения.

К биологическим причинам относят ригидность, возбудимость, импульсивность; низкая выносливость и работоспособность; чрезмерная/недостаточная активность; органические и функциональные нарушения ЦНС; расстройства психики

  Личностные особенности. Это могут быть специфические черты личности в рамках психической нормы: недостаточная сформированность эмоциональной сферы и навыков общения, низкий уровень самоконтроля, нарушения самооценки, склонность к риску, агрессивность, тревожность, внушаемость, нравственная незрелость, узкий круг интересов. социальной и педагогической запущенности у детей и подростков.

К семейным причинам девиантного поведения подростков относятся

нарушения детско-родительских (эмоциональная холодность, отвержение, сверхконтроль, гипо- или гиперопека, воспитание по типу «кумир семьи»);

жестокое обращение, насилие в семье, оскорбления, пренебрежительное отношение, безнадзорность; асоциальное или криминальное поведение близких.

Социальные причины девиантного поведения – это неблагополучное микросоциальное окружение (например, компания, принадлежность к девиантной молодежной субкультуре); низкий статус подростка в группе сверстников; недостаточность социально-позитивного опыта. К макросоциальным причинам относят негативное влияние СМИ, терпимое отношение общества к поведенческим отклонениям.

В рамках психологического подхода используются различные типологии отклоняющегося поведения. Большинство авторов, например  Е. В. Змановская, выделяет три основные группы поведенческих отклонений антисоциальное (противоречащее правовым нормам); асоциальное (уклоняющееся от выполнения морально-нравственных норм); аутодеструктивное (саморазрушительное, отклоняющееся от медицинских и психологических норм, угрожающее целостности и развитию личности).

ТИПЫ ДЕСТРУКТИВНОЙ МОДЕЛИ ПОВЕДЕНИЯ:

  Антисоциальный  (против социума; противоправное поведение, нe соотвeтствующee этикe и нормам морали соврeмeнного общeства)

  Аддиктивный (стремление к уходу от реальности с помощью одурманивающих веществ)

  Суицидный (самодеструкция; склонность к суицидальным действиям, обусловленная изоляцией от общества, беспомощностью (физической, правовой, интеллектуальной), неверием в будущее, потерей собственной независимости)

  Фанатический (результат фанатического влечения к чему-либо)

  Аутический (затруднение социальных отношений, межличностных контактов, оторванность от реальной действительности)

  Нарциссический (самовлюбленность, повышенная чувствительность к  оценкам других людей, на этой основе отсутствие сочувствия к ним, ко всему окружающему)

  Конформистский ((приспособленчество, приверженность к позиции сильнейшего)

Один из наиболее полных и интересных вариантов систематизации видов отклоняющегося поведения личности, на наш взгляд, принадлежит Ц.П. Короленко и Т.А.Донских. Авторы делят все поведенческие девиации на две большие группы: нестандартное и деструктивное поведение.

Деструктивное, в свою очередь, делится на внешнедеструктивное и внутридеструктивное.

1. Внешнедеструктивное может быть   аддиктивным и антисоциальным.

  Аддиктивное (зависимое) поведение выражается в стремлении к уходу от реальности путем изменения своего психического состояния.

  Делинквентным поведение  (антисоциальное)  – это поведение, нарушающее нормы уголовного права (преступность).

2. Внутридеструктивное поведение делится на следующие типы:

  Суицидальный: человек решает свести счеты с жизнью или близок к этому шагу.

  Конформистский: деструктивная личность берет пример с авторитета, действует под влиянием кого-либо.

  Нарциссический: человек не обладает эмпатией, обесценивает отношения, уверен в собственном совершенстве и своим поведением всячески старается повысить свою самооценку, унизив при этом других.

  Фанатический: здесь речь идет о слепом следовании идеям, взглядам.

  Аутистический: человек изолируется от общества, живет в мире собственных иллюзий

Типология деструктивного поведения выстраивается в соответствии с его целями. В одном случае это внешнедеструктивные цели, направленные на нарушение социальных норм (правовых, морально-этических, культурных) и соответственно внешнедеструктивное поведение. Во втором случае — внутридеструктивные цели, направленные на дезинтеграцию самой личности, ее регресс, и соответственно внутридеструктивное поведение.

Профилактическая  работа

*     создание комфортной социокультурной среды, микроклимата в детском коллективе, в семье

*     активное развитие психологического позитивного мышления вместо разрушительного, раскрытие позитивных жизненных смыслов, развитие способности к целеполаганию

*     формирование у обучающихся здорового образа жизни через применение здоровьесберегающих технологий, обеспечение безопасных условий, информирование о здоровом стиле жизни

*     минимизация негативных последствий деструктивного поведения (например, травли)

*     формирование культуры общения, ценностного отношения к правилам и социальным нормам

*     повышение компетентности и социальной успешности личности подростка в значимых для него сферах

*     развитие навыков продуктивной саморегуляции: повышение осознанности собственного поведения, развитие умений планирования, оценки последствий поведения, обучения

*     активизация личностных ресурсов, обеспечение творческого самовыражения, организация досуга, занятости 

*     проведение нравственно-правового закаливания (формирование правовой культуры, навыков критического анализа, сопротивления негативному влиянию, развитие стойкости при неблагоприятных обстоятельствах, умения противостоять влиянию других лиц) и др.

*     организация и проведение СПТ, психолого-педагогическая диагностика.

*     формирование качеств личности, повышающих устойчивость к влиянию неблагоприятных факторов социализации (нравственное воспитание, правовое воспитание, эстетическое воспитание; гражданское воспитание; развитие ассертивности, социальной компетентности, жизнестойкости и т. д.).

*     минимизация негативного влияния факторов социальной среды. Представляет собой сочетание социально-педагогической и психолого-педагогической деятельности, направленных на выявление семейного неблагополучия; консультирование родителей в случае затрудненных воспитательных усилий или конфликтных родительско- детских взаимоотношений.

*     комплексное взаимодействие с различными субъектами профилактики (из сферы дополнительного образования, социальной защиты и защиты детства  и т. д.), с  правоохранительными  органами  и др.

Неотъемлемой частью работы по профилактике деструктивного поведения   является просвещение родителей (законных представителей) и педагогического   коллектива.

   Педагог- психолог   Семёшина Е.Б.

 

 

Рекомендации для родителей:

1. Создание в семье атмосферу любви, доверия и уважения, душевной теплоты, интереса. Атмосфера понимания и доверия в семье – подросток должен ощущать себя нужным, необходимым родителям. Оказание помощи и поддержка  своего  ребенка.

Нельзя разговаривать с сыном (дочерью) между делом, раздражённо, грубо, унижать. Во время разговора помните, что важны тон, мимика, жесты, на них ребёнок реагирует сильнее, чем на слова. Они не должны демонстрировать недовольство, раздражение, нетерпение. Оценивать поступки, а не личность ребёнка.

2. Правила (ограничения, требования, запреты) обязательно должны быть в жизни каждого ребёнка, и они должны быть согласованы родителями между собой. Требования лучше предъявлять в виде совета, просьбы, договора, реже – приказа, распоряжения.

3. Расширение сферы интересов ребёнка (во избежание «зацикленности» на проблеме): спортивные секции, творческие кружки, дополнительное образование).

4. Знакомство с друзьями подростка. Знать где бывает, как   проводит досуг и с кем.

5. Восприятие проблем ребёнка как собственных. Совместное обсуждение, принятие решения. Любое неодобрение относите не к личности ребёнка, а к его действиям.

6. Поощрение положительных качеств подростка – это способствует развитию уверенности в себе.

7. Сотрудничество с педагогом – часто причина проблем кроется во взаимоотношениях в школе, в классе. Необходимо постоянно поддерживать связь с классным руководителем.

8. Обмен опытом. Поделитесь своим жизненным опытом. Расскажите о своих ситуациях, как находили соответствующее решение. Научить ребёнка предвидеть последствия его поступков, воспитывайте в нѐм ответственность.

9. Воспитание ребенка с учётом его индивидуальных особенностей, опорой на положительные и сильные стороны ребёнка.

10.  Не оставлять без внимания любые резкие изменения в состоянии и поведении ребёнка (утрата интереса к любимым занятиям, внезапное снижение успеваемости, неряшливость, отдаление от близких, уход в себя, склонность к риску и т. д.). Может быть, ребёнку нужна помощь специалистов.

Для формирования адекватной самооценки у подростка нужно:

1. Поощрять ребёнка – хвалить даже за самые малые достижения. Если с чем–то не справляется, оказать помощь.

2. Избегать лишней критики. Нельзя выражать недовольство ребёнком, надо говорить о его поступке.

3. Уважать в нём личность. Дать возможность проявить самостоятельность, ответственность.

4. Не сравнивать с другими. Особенно не в его пользу.

5. Помочь ребёнку найти себя. Стоит записать его на секцию, в кружок, студию, где он сможет найти единомышленников.

6. Научить отказывать, говорить твёрдое «Нет».

7. Воспринимать ребёнка как равного. Не унижать, не оскорблять.

8. Развивать уверенность ребёнка в себе («Ты сможешь», «У тебя получится»).

9. Поддерживать интересы ребёнка, пытаться их понять.

10. Искренне гордиться итогами увлечений ребёнка, если это положительные увлечения.

Главное – постоянно говорить с подростком, выражать понимание и поддержку. Он должен быть уверен, что при любой проблеме в него не полетят упрёки и осуждения.

Важно помнить, что единой системы не существует. Все подростки индивидуальны. Счастливый подросток считает свою семью счастьем. И этого невозможно добиться силой или принуждением.

 

Важно стать для своих детей в первую очередь друзьями. И задача родителей – правильно понять и суметь разобраться, что именно в данный момент лучше для их ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей "Правило поведения на детском празднике"

Правила поведения родителей на детском праздникеС правилами ознакомиться мы предлагаем Вам:Мы в музыкальном зале рады видеть всех!Всегда звучат здесь песни, детский смех....

Рекомендации для родителей «Правила поведения родителей при посещении детского сада»

просим вас соблюдать данные рекомендации при посещении детского сада...

Рекомендации для родителей «Правила поведения родителей на праздниках (утренниках) ДОУ»

Рекомендации для родителей «Правила поведения родителей на праздниках (утренниках) ДОУ»...

Консультация для педагогов. Деструктивное поведение ребёнка. Коррекция и профилактика.

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

Консультация для родителей «Деструктивное поведение у детей»

Данный материал направлен на психологическое просвещение родителей, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в проц...

Консультация для родителей «Деструктивное поведение у детей»

Данный материал направлен на психологическое просвещение родителей, помощь в определении дальнейших стратегий воспитания в семье.Картотека игр адресована педагогам ДОУ для проведения данных игр в проц...