Консультации для родителей
консультация

Гусева Ольга Леонидовна

Предварительный просмотр:

       Диагностика музыкальных способностей ваших детей

Как выявить музыкальные способности у ребенка и нужно ли их выявлять вообще? Как не ошибиться в диагностике способностей? Действительно ли нужно выявлять способности как можно раньше, чтобы было больше шансов успешно их развить?

Надо сказать, что не только родители юных дарований, но и специалисты-музыканты вкупе со специалистами-психологами пока так и не определили точных критериев музыкальных способностей и наилучших методов их выявления.

Уже 150 лет продолжаются дискуссии и обмен мнениями, но тема эта актуальна до сих пор. Насколько индивидуальны и уникальны творческие способности каждого человека, настолько индивидуальны и критерии оценки этих способностей у каждого отдельно взятого экзаменатора или исследователя.

Поэтому оставим это безнадежное дело на откуп ученым, а сами займемся практикой. Ведь кто лучше нас с вами знает наших детей? Только МЫ, "самая строгая мать" (реже отец), можем точно определить, насколько музыкален и талантлив наш ребенок, и на каком инструменте ему играть. Никакие ученые методики нам не помеха.

Это, безусловно, так. Но все же советуем вам обратить внимание на некоторые важные для определения музыкальных способностей моменты (вдруг ваш ребенок не просто талантлив, а гениален?!):

- Ребенок узнает знакомые мелодии,

- Ребенок различает звуки по высоте:
("
птичка поет высоким голосом, а медведь ревет низким", " у мамы голос выше, чем у папы, а у маленькой дочки выше, чем у папы и у мамы" и т. д.)


- Самостоятельно или вместе с взрослым подпевает повторяющиеся фразы песен и музыкальных пьес.

- Поет в темпе и ритме предлагаемой мелодии, не опережая и не отставая от поющего рядом взрослого (или артиста "в телевизоре").

- Во время пения отчетливо произносит слова. Поет ровно и без напряжения. Песню начинает и заканчивает вовремя, без спешки или отставания;

- Ребенок ритмично хлопает, топает или делает другие движения под музыку;


- Ребенок способен адекватно реагировать на характер музыки, двигаться соответственно характеру музыки, а также менять свои движения при изменении темпа или ритма музыкального произведения;

- Внимательно слушает небольшое музыкальное произведение до конца;

- Ребенок в состоянии понимать музыкальный образ, интерпретировать его в разных видах художественной и игровой деятельности (рисует, танцует, играет роль, сочиняет под влиянием прослушанной музыки т.д.)

- Ребенок различает по звучанию знакомые ему музыкальные инструменты. Например, может отличить звук фортепиано от звука скрипки или какого-либо другого музыкального инструмента;

- Ребенок способен распознавать какие музыкальные инструменты были использованы для проигрывания той или иной мелодии;

- Способен определить жанр прослушанного музыкального произведения (песня, танец, марш);


- И все же ведущими критериями музыкальности современного ребенка Ю.Б.Алиев, исследователь современных проблем музыкального воспитания детей, считает

- яркое эмоциональное переживание музыки,
- интерес к ней и
- желание заниматься музыкальной деятельностью.

На основе вышеперечисленных аспектов можно говорить о музыкальных способностях ребенка.

Как выявить музыкальные способности у ребенка и развить его талант? Как только вы заметили у вашего ребенка тягу к музыке, танцам или любые другие склонности, старайтесь развивать эти склонности в способности, начиная с раннего детства, не откладывая до того момента, когда ребенок об этом попросит, ведь все это время он уже мог бы заниматься любимым делом.



Предварительный просмотр:

                 КОНСУЛЬТАЦИЯ.

«ЗВУКИ, КОТОРЫЕ НАС ОКРУЖАЮТ».

  img5.jpg

Мир звуков окружает ребёнка с момента рождения. В безбрежном звуковом мире музыкальные звуки особенно влекут детей и мы должны помочь ребёнку сделать верные шаги, чтобы музыка стала богатейшим достижением его жизни. Музыка и звук непосредственно воздействуют на состояние организма человека. Постигая мир музыкальных звуков, ребёнок учится слушать и слышать окружающий мир, учится выражать музыкальными звуками свои впечатления. Ребёнок не только слышит разные звуки, он различает их. Малыши очень рано что-то напевают, тянутся к звукам, к музыке. Потребность в музыке у ребёнка формируется в процессе слушания музыкальных произведений, благодаря которым воспитывается основа музыкальной культуры. Музыкальное развитие ребёнка надо начинать ещё до его рождения. С раннего возраста надо оградить ребёнка от резких звуков (грохота машин, громкой музыки). Музыка обладает сильным психологическим воздействием на человека. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, будоражит, возбуждает и вызывает различные эмоциональные состояния).  Возбуждающая, громкая музыка, выражающая агрессивный настрой, лишает ребёнка состояния уравновешенности, спокойствия, а при определённых условиях  побуждает к разрушительным действиям. Особенно противопоказана такая музыка гипервозбудимым детям со слабым контролем, т.к. усиливает проявления отрицательных свойств в поведении ребёнка. Спокойная музыка, вызывающая ощущение радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние как большого, так и маленького слушателя.  А также, развивать концентрацию внимания. С помощью музыки можно выразить свои чувства: радость, грусть, разочарование, тревогу. Вредно подавлять свои эмоции, сдерживая себя. Искусство позволяет человеку выразить свои эмоции в культурной форме. Можно использовать спокойную музыку во время рисования, выполнения аппликации, лепки и других настольных игр. Ведь музыка помогает выполнять движения спокойно и плавно. Выбор музыкального репертуара, который дети слушают дома, зависит от музыкального опыта семьи. Для слушания музыкальных произведений дома лучше всего подходит народная и классическая музыка. Следует выбирать музыкальные произведения, где выражены чувства, доступные для понимания детей. melodiya_1440.jpgМузыкальное семейное воспитание очень важно для всестороннего развития ребёнка. Музыку можно использовать перед сном, чтобы помочь с трудом засыпающему ребёнку успокоиться и расслабиться. Когда ребёнок ляжет в постель, включите спокойную, тихую, мелодичную музыку и попросите его закрыть глаза и представить себя на поляне в лесу или на берегу моря, в саду или любом другом месте, которое вызывает у него положительные эмоции. Не забывайте о колыбельных песнях, ведь они несут в себе столько любви и нежности, теплоты и добра, дети, слушая их, спокойно засыпают. Очень важно для развития слуха у ребёнка научит его слышать звуки природы. Прислушайтесь с малышом  к звукам леса, а потом расскажите где и что звучит, близко или далеко поёт птичка, шуршит листва и т. д. Интересно предложить детям запись голосов птиц, сначала тех, которые знакомы детям, затем новые голоса. Вот такое приобщение ребёнка к миру звуков должно дать ему понимание того, что музыкальные звуки – это нечто близкое к нему, связанное с его окружением с природой. «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека». В.А. Сухомлинский. Безусловно, музыка – это не только язык, на котором изъясняется трепещущая душа человека. Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребёнка.  Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него сформируются правильные ориентиры и именно то, что называют словом  «вкус», т.е. способность отличать красивое от банального или безобразного. Музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.



Предварительный просмотр:

     

                     ИГРАЯ ОЗДОРАВЛИВАЕМСЯ

Дошкольный возраст является решающим этапом в формировании фундамента физического и психического здоровья ребенка. В этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма.

В  детском саду активно внедряются здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья субъектов педагогического процесса в детском саду: детей, педагогов и родителей.

Изучив современные методики по сохранению и укреплению детского здоровья, мы решили  внедрить в педагогический процесс инновационную педагогическую технологию оздоровительной направленностии использовать  в работе с детьми дошкольного возраста нетрадиционный Су-Джок метод.

 Данный метод базируется на традиционной акупунктуре и восточной медицине самооздоровления. "Су" по-корейски - кисть, "Джок" - стопа.

Разработал это направление корейский профессор Пак Чжэ Ву  академик IAS, президент Корейского института Су-Джок , президент международной ассоциации врачей Су-Джок (Лондон, 1991г.)

Су-Джок  это  метод точечного воздействия на кисть и стопу.

Оздоровительный эффект метода Су-Джок-терапии основан на том, что каждому органу человеческого тела соответствуют биоактивные точки, расположенные на кистях и стопах. Воздействуя на эти точки, можно избавиться от многих болезней или предотвратить их развитие.

«Су-Джок» с виду — симпатичный шарик с острыми шипами, лёгкий и гигиеничный, простой в обращении и доступный в любой момент.
Внутри таких шариков – «каштанов», как в коробочке, находятся два специальных кольца, сделанное из металлической проволоки, им можно свободно проходить по пальцу вниз и вверх, создавая приятное покалывание.

C:\Users\USER\Downloads\1.jpg

Попробуйте покатать шарик между ладонями – тут же ощутите прилив тепла и лёгкое покалывание. Его остроконечные выступы воздействуют на биологически активные точки, неизменно вызывая улучшение самочувствия, снимая стресс, усталость и болевые ощущения, повышая общий тонус организма, увеличивая работоспособность. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.

C:\Users\USER\Downloads\604573_8.png

Систематический массаж и разнообразные игры с шариками и кольцами Су-Джок позволяют:

- нормализовать мышечный тонус;

- активизировать межполушарное взаимодействие, синхронизировать работу обоих полушарий мозга;

- стимулировать речевые области в коре головного мозга;

- повысить энергетический уровень ребенка, развить тактильную чувствительность;

- развить познавательную и эмоционально-волевую сферы ребенка.

Противопоказаний к самолечению Су Джок — стимуляторами не существует, тем более и навредить себе человек таким образом не может. Худший вариант из возможных — отсутствие нужного эффекта из-за неправильного выбора зоны воздействия. Проще говоря, если у вас насморк, а вы массируете зону рта, насморк от этого не пройдет. Но состояние десен улучшится.

Неоспоримыми достоинствами Су – Джок терапии являются:

  • Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.
  • Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто неэффективно.
  • Универсальность - Су – Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.
  • Простота применения – для получения результата проводить стимуляцию биологически активных точек с помощью Су – Джок шариков. /они свободно продаются в аптеках и не требуют больших затрат/

Формы работы с  шариками Су-Джок – самые разнообразные:

Прежде всего, это различные пальчиковые упражнения как с шариком Су-Джок, так и с эластичным кольцом. Движения могут быть различными -круговые движения шарика между ладонями, перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони, вращение шарика кончиками пальцев, сжимание шарика между ладонями, сжимание и передача из руки в руку, подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д. Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой, песенкой. Всё происходит в игровой форме.

Таким образом главная задача  игрового массажа Шариками Су - Джок — это сочетание весело проведенного времени и стимуляции развития организма, его защитных функций.

Волшебный шарик

Этот шарик непростой,         -(любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой.        - (накрываем правой ладонью)

Будем с шариком играть      - (катаем шарик горизонтально)

И ладошки согревать.

Раз катаем, два катаем          -(катаем шарик вертикально)

И ладошки согреваем.

Раз катаем, два катаем           -(катаем шарик горизонтально)

И ладошки согреваем.

Катаем, катаем, катаем           -(катаем шарик вертикально)

Сильней на шарик нажимаем.

Как колобок мы покатаем,       -(катаем шарик в центре ладошки)

Сильней на шарик нажимаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)

Как колобок мы покатаем

В ручку правую возьмём,      
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

В ручку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.

Раз сжимаем, два сжимаем

Шарик мы не выпускаем. (Выполняем движения в соответствии с текстом)

«Крючочки

Как наш пальчик изловчился.

И за шарик зацепился.

Буду шарик поднимать.

Свои пальцы обучать.

«Пинцет»

Дружат пальчики, не тужат

Им пинцет очень нужен.

Эй, кто ловкий, не зевай

Пинцетом шарик поднимай.

Растопырить пальчики и поднимать шарик прямыми пальцами: большим - указательным, указательным - средним, средним - безымянным, безымянным - мизинцем, как пинцетом поочередно левой и правой рукой.

«Шарик пальчиком катаю»

Шарик пальчиком катаю.

Ловкость пальцев проверяю.

Ты колючий шарик мой.

Подружись сейчас со мной.

Шарик на ладони катать каждым пальчиком.

«Шарик»

Шарик я открыть хочу.

Правой я рукой кручу.

Шарик я открыть хочу.

Левой я рукой кручу.

Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

При массаже пальцев эластичным кольцом, дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, сначала на правую затем на левой руке, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики. 

Раз – два – три – четыре – пять,/разгибать пальцы по одному/

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.

Этот пальчик для того, чтоб показывать его.

Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.

Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.

А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

    Жил - да был ежик в лесу, в своем домике- норке (зажать шарик в ладошке).                                                                                                       Выглянул ежик из своей норки (раскрыть ладошки и показать шарик) и увидел солнышко. Улыбнулся ежик солнышку (улыбнуться, раскрыть одну ладошку веером) и решил прогуляться по лесу. Покатился ежик по прямой дорожке (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик), катился- катился и прибежал на красивую, круглую полянку (ладошки соединить в форме круга). Обрадовался ежик и стал бегать и прыгать по полянке (зажимать шарик между ладошками) Стал цветочки нюхать (прикасаться колючками шарика к кончику пальца и делать глубокий вдох). Вдруг набежали тучки (зажать шарик в одном кулачке, в другом, нахмуриться), и закапал дождик: кап-кап-кап (кончиками пальцев в щепотке стучать по колючкам шарика). Спрятался ежик под большой грибок (ладошкой левой руки сделать шляпку и спрятать шарик по ним) и укрылся от дождя, а когда закончился дождь, то на полянке выросли разные грибы: подосиновики, подберезовики, опята, лисички и даже белый гриб (показать пальчики). Захотелось ежику обрадовать маму, собрать грибы и отнести их домой, а их так много: как понесет их ежик? Да, на своей спинке. Аккуратно насадил ежик грибочки на иголки (каждый кончик пальчика потыкать шипиком шарика) и довольный побежал домой (прямыми движениями по ладошке раскатывать шарик).



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего № 27»

Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан

Использование социальной сети и мобильных мессенджеров как форм интерактивной работы с родителями в дошкольном образовательном учреждении.

Автор: Гусева Ольга Леонидовна

Должность: музыкальный руководитель

Квалификационная категория: первая

г. Нижнекамск

2021


Мы живем в современном обществе в эпоху цифровизации. Одним из элементов которой является переход от очного общения и взаимодействия, к общению виртуальному, с использованием различных мобильных приложений и социальных сетей. Ежедневно все мы ощущаем дефицит времени, в связи с увеличивающимся темпом жизни и высокой занятостью.

Все это приводит к тому, что время, которое родители могут уделять общению с педагогом и взаимодействию с детским садом сокращается.

Поэтому важная для развития ребенка и преодоления сложностей в его воспитании информация может теряться. Данную проблему можно и нужно решать с помощью использования и грамотного наполнения информационно-коммуникативного пространства.

Все мы наблюдаем, что интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, с каждым годом ослабевает. Однако сами родители постоянно обращаются с запросом о проведении консультаций или подготовке информации по различным вопросам, связанным с воспитанием и развитием своих детей.

Чтобы разрешить это противоречие необходимо привлекать виртуальные информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp, Skype) и социальные сети (вконтакте, одноклассники, facebook, мой круг).

К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести:

  • возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео, фото;
  • возможность использовать индивидуальный подход к каждому конкретному родителю;
  • возможность сочетания индивидуальной и групповой форм работы с родителями;
  • возможность быстро доводить информацию до родителей;
  • возможность вносить информационные изменения и дополнения;
  • возможность оперативно получать обратную связь от родителей;
  • возможность проводить опросы и быстро обрабатывать информацию.

Использование интерактивных форм общения и взаимодействия с родителями реализуется на основании принципа партнерства и диалога.

Использовать социальные сети и мобильные мессенджеры в процессе общения и взаимодействия с родителями планируется с целью создания единого информационного пространства для оперативного и конструктивного взаимодействия педагогов и родителей.

В процессе реализации цели планируется решить следующие педагогические задачи:

  • Повысить педагогическую грамотность родителей;
  • Вовлечь родителей в процесс обучения и развития собственного ребенка;
  • Сформировать позитивные, доверительные взаимоотношения между детским садом и семьей;
  • Создать условия для диалога, обмена опытом, мнениями;
  • Познакомить родителей с образовательным процессом и режимными моментами жизни ребенка в детском саду;
  • Гармонизировать детско-родительские отношения;
  • Повысить ответственность родителей за отношение ребенка к коллективу сверстников и сотрудникам ДОУ.

Активная работа с социальными сетями запланирована в течение 2021 -2022 учебного года. После оценки результатов, возможно продление сроков работы с интерактивными площадками и масштабирование опыта на весь детский сад.

Запланированы 4 этапа работы: информационный, технологический, практический и результативный.

На первоначальном информационном этапе (июль - август) было проведено изучение теоретической литературы, а также практического опыта коллег в области использования информационных технологий и в частности социальных сетей в качестве форм работы с родителями. Параллельно с информационным этапом реализовывался технологический этап (август), в рамках которого был составлен перечень социальных сетей и месенджеров, которые используют родители детей нашего детскоо сада. Посредством опроса,  для своей группы детского сада мы определили 2 информационные площадки, наиболее популярные среди родителей, через которые мы общаемся и на которых всегда размещаем самую актуальную информацию – это WhatsApp и социальная сеть Инстаграмм.

Практический этап (сентябрь – ноябрь) мы начали с создания дизайна и наполнения групп в WhansApp. Хочу обратить внимание. Что наши группы  являются закрытыми, т.к. для большинства родителей было важно не допустить распространения фото детей в открытом доступе в интернете. Привлечь большинство родителей в качестве подписчиков на нашу страницу помог правильно оформленный и грамотно подготовленный контент. В наших группах в соцсети были выделены следующие тематические разделы:

  1. Ваши вопросы – открытый чат с родителями позволяющий быстро и оперативно ответить на возникающие у них вопросы или поделиться наболевшим.
  2. Домашнее задание – в данном разделе еженедельно выкладываются рекомендованные занятия с детьми, которые помогают закрепить пройденные на занятиях знания, умения и навыки.
  3. Наша библиотека – раздел содержит в себе список литературы для детей и родителей, который будет полезен и интерес всем и поможет расширить педагогическую и психологическую грамотность родителей.
  4. Конкурсы, выставки, олимпиады – данный раздел содержит информацию об актуальных творческих и интеллектуальных мероприятиях, проходящих в детском саду, районе, области и стране. Цель раздела приобщить родителей к совместному с детьми времяпрепровождению и привлечь их к активному участию в жизни детского сада.

Контент - план, который используется для наполнения страницы в социальной сети является пятидневным и опирается на план НОД. Т.е. ежедневно размещаются 1 - 2 поста: познавательно-экспертный с методическими рекомендациями и занятиями на закрепление пройденного материала и развлекательно-информационный с фотографиями детей во время занятий и режимных моментов.

Мобильные мессенджеры используются для обмена короткими сообщениями, напоминаниями о сроках или договоренностях, а также с целью группового обсуждения и скорейшего достижения единого мнения по актуальным вопросам жизни нашей группы.

Работа с родителями с использованием интерактивных технологий продолжается, но уже сейчас можно сделать следующие выводы:

  1. Родители активно стали участвовать в жизни группы. С большим интересом стали откликаться на участие в конкурсах и выставках, делать поделки и делиться результатами друг с другом.
  2. Более тесное общение  в социальных сетях позволило сплотить коллектив родителей. Родители начали активно обсуждать достижения и результаты своих детей, а также поддерживать и вдохновлять друг друга на дальнейшие успехи.
  3. В социальной сети родители искренне восхищаются результатами детской деятельности, эмоционально поддерживать своего ребенка.
  4. Доброжелательное отношение родителей и сплоченность коллектива позитивно отражается на поведении детей и их отношении к детскому саду.

Таким образом, уже на первоначальных этапах использования социальных сетей и мобильных мессенджеров в качестве интерактивных форм работы с родителями мы смогли достичь поставленных изначально задач.

Список литературы:

  1. Колягина О. В. Детско-родительские проекты как современная форма взаимодействия детского сада и семьи // Педагогическое мастерство: материалы III междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). - М.: "Буки-Веди", 2013. - С. 41-42.
  2. Лобанок Т.С. Нетрадиционные формы взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. - М.: "Белый Ветер", 2011.
  3. Стребкова И. В. Сетевое взаимодействие в педагогических сообществах. - Балаково. 2011.
  4. Сетевое сообщество учителей начальной школы «КМ-Школы». Сетевая педагогика, сетевое взаимодействие. - Екатеринбург. 2012.
  5. http://www.elibrary.ru/projects/.
  6. https://www.maam.ru
  7. https://nsportal.ru
  8. http://novoseloff.tv
  9. http://pedsovet.org

        



Предварительный просмотр:

КАК МОЖНО РАЗВИВАТЬ МУЗЫКАЛЬНЫЙ СЛУХ РЕБЕНКА В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ

Музыкальный слух у ребенка формируется очень рано, и если вы начнете занятия до двух лет, то можно ждать отличных результатов.

Занятия по развитию музыкальных способностей включают в себя четыре основных направления.
1. Слушание музыки.

Для начала это могут быть самые простые песенки, например, “Ладушки”. Песенка длится 30 секунд и повторяется пять — семь раз. Между повторениями нужно делать музыкальные паузы, во время которых, проиграйте эту же песенку на инструментах-самоделках (а если вы владеете игрой на  каком-либо инструменте, то играйте и на нём). В конце концов, вы можете просто промурлыкать песенку без слов, детские песенки можете придумать сами, но лучше всего использовать записанные на кассеты. На одном занятии желательно выучить одну песенку (максимум — две).

2.Работа над ритмикой.

Ее можно начинать уже с трехмесячного возраста. Возьмите малыша под мышки, поставьте его на большой надувной мяч и шагайте вместе с ним под веселую песенку. Вероятно, на первых порах, вам понадобится помощь папы или бабушки. Малыши также обожают ритмично прыгать на мягком диване. Важно, чтобы прыжки или ходьба совпадали с ритмом мелодии или песни. Продолжительность занятия не должна превышать трех — шести минут. Главный ориентир при этом — настроение и состояние малыша (как, впрочем, и ваше собственное). Как для него, так и для вас занятия должны приносить удовольствие. Чередуйте ритмичную ходьбу и прыжки с переменками, во время которых малыш сидит (лежит) и смотрит, как мама, продолжая напевать ту же песенку, в такт разжимает его сжатые кулачки.

3. Развитие слуха

Музыкальный слух — это способность узнавать и воспроизводить любой звук, взятый на любом музыкальном инструменте. Если человек способен узнавать и без предварительной настройки воспроизводить предложенный ему музыкальный звук, то можно предположить, что у него врожденный музыкальный слух.. Он формируется на основе умения петь отдельные звуки и подбирать их на слух. Это своего рода формирование долговременной памяти на каждый звук. Тренировка слуха занимает совсем немного времени, но упражнения следует выполнять ежедневно. Начинать работу над этим следует с одного-двух месяцев, используя погремушки. Это познакомит малыша с разнообразными звуками и будет побуждать его к самостоятельному “музицированию”. После погремушек вам понадобятся разнообразные колокольчики (например, для рыбной ловли), любые маленькие игрушки, которые легко подвешиваются над кроваткой, и которые пищат или звенят при прикосновении к ним. Можно также использовать и самодельные погремушки: пластмассовые бутылки, наполненные рисом, горохом, камушками, пуговицами. Подвешивайте их (только не все сразу) над кроватью, чтобы малыш мог дотянуться и вызвать звук.
Когда малыш станет постарше, используйте простой, но эффективный прием: рассказывайте ему сказки, пойте песни, играйте с ним разнообразно: громко и тихо, отрывисто и протяжно, ритмично и сумбурно. Переходите с одного инструмента на другой. Подыгрывайте, подтанцовывайте в такт любой танцевальной музыке.

Наши советы:

  Почаще хвалите своего маленького музыканта и певца.

  Многие дети любят играть “в школу”. Включайтесь в эту игру. Ставьте “пятерки” в дневник, вызывайте к “доске”; сами становитесь учениками, а ваш малыш пусть побудет в роли строгого учителя. Став учеником, помните, что вы должны петь, играть и танцевать!

  Иногда говорите, что вы забыли, как надо петь или играть на инструменте — попросите ребенка вас научить этому.

  После разучивания новой песенки играйте и пойте ее с малышом для папы, бабушки, дедушки и гостей.

  Записывайте выступления малыша на аудио- или видеокассету.

  Старайтесь заниматься с ним в определенное время (например, после завтрака или после

прихода из детского садика).



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

 «Какую музыку нужно слушать детям»

Музыка Моцарта, обладает универсальным позитивным эффектом воздействия. Она удивительно точно находит различные «болевые» точки и органично встраивается в самые невидимые уголки души и тела каждого человека. Этот феномен позволяет говорить о так называемом Моцарт-эффекте. Воздействие музыки на организм человека пока практически не изучено. Но кое-что уже известно. Хотя бы то, что все системы человеческого организма работают в определенном ритме.

Американские ученые провели такой эксперимент: они провели тестирование группы добровольцев на «IQ»; потом в течение 10 минут группа прослушала фортепианную музыку Моцарта; потом опять тестирование. Результат: второе тестирование на «IQ» показало повышение интеллекта в среднем на 9 единиц. Ученые нашего континента доказали, что прослушивание произведений Моцарта повышает интеллектуальные способности практически всех людей, независимо от пола и возраста. Самое интересное, что умственные способности повышаются даже у тех, кому Моцарт не нравится. К тому же от этой музыки у людей повышается концентрация внимания.

В результате многолетних наблюдений врачи пришли к выводу, что соната Моцарта для двух фортепиано «C - Dur» помогает тем, кто болен болезнью Альцгеймера. Сонаты Моцарта уменьшают количество эпилептических приступов. В Швеции роженицы слушают перед родами музыку Моцарта, в результате чего, по утверждению ученых, снижается детская смертность. В США музыку Моцарта применяют при лечении неврологических заболеваний. Такая терапия улучшает мелкую моторику рук. Как вам эта информация? Впечатляет? Многие ученые мира сходятся в том, что музыка Моцарта имеет чудодейственную целительную силу. Она улучшает слух, память и речь.  Каким образом?

По одной из версий в музыке Моцарта имеется большое количество звуков высокой частоты. Именно эти частоты несут целительную нагрузку. Эти звуки, которые вибрируют с частотой от 3000 до 8000 Гц входят в резонанс с корой головного мозга и улучшают память и мышление. Эти же звуки укрепляют микроскопические мышцы уха.

  • Именно музыка Моцарта помогла французскому отоларингологу Альфреду Томатису побороть заикание у Жерара Депардье. Два часа ежедневного прослушивания музыки Моцарта за два месяца изгнало заикание из уст знаменитого актера. До этого он не мог договорить до конца ни единого предложения. После этой терапии он не только вылечил заикание и избавился от проблем с правым ухом, но и научился процессу мышления.
  • А вот еще одна, почти сказочная история. Жил-был старый больной маршал. Звали его Ришелье Луи Франсуа де Виньро. Старость и болезни всегда рядом ходят. А маршалу было уже 78 лет, немалый возраст для любого человека. Совсем подкосили его болезни. И вот лежит он на смертном одре, глаза закрыты, только губы чуть шевелятся. Когда прислушались к утихающему шепоту старика, то услышали последнюю просьбу умирающего. А просил он немногого: чтобы в его последние минуты при нем сыграли концерт Моцарта. Его любимый концерт.

Как было отказать человеку в его предсмертной просьбе. Пришли музыканты и заиграли. Когда затихли последние звуки музыки, то близкие ожидали увидеть отошедшего в мир иной маршала. Но произошло чудо. Они увидели, что на их глазах маршал стал оживать. Прослушанный концерт Моцарта «отогнал» смерть и вернул человеку жизненные силы. Может кто-то остался недоволен таким поворотом событий, но только не Ришелье Луи Франсуа де Виньро, который поправился и с удовольствием прожил до 92 лет. Хотите, верьте, хотите, нет, но эту историю удивительного воскрешения знает вся Европа.

Вообще, музыка Моцарта полезна в любом возрасте. Детям она помогает лучше справляться с учебой и преодолевать нарушения координации движений, улучшает речь и успокаивает при нервном возбуждении. Доказано, например, что учебный материал лучше усваивается, если в процессе обучения устраивать 10-минутные «музыкальные паузы», а младенцев, которые слушали Моцарта еще до своего рождения, находясь в утробе матери, позднее было легче успокоить под его музыку. Что же касается взрослых, то им Моцарт может помочь улучшить слух и справиться с душевными проблемами.



Предварительный просмотр:

                     Консультация для родителей

Тема: « Музыка лечит»

3f38be01a2be

Музыкальный руководитель:

Гусева О.Л.

МБДОУ «Сандугач» 2019г.

   История оставила немало фактов, свидетельствующих об успешном использовании с древних времен терапевтических возможностей музыкального искусства. О целебных свойствах музыки человечество узнало из Библии. Первым, кто научно объяснил эффект музыки, был Пифагор. Выдающийся психоневролог академик В.М. Бехтерев считал, что музыка положительно влияет на дыхание, кровообращение, устраняет усталость и придает бодрость. С 1969 г. в Швеции существует музыкально-терапевтическое общество. Благодаря сотрудникам этой организации всему миру стало известно, что звуки колокола, содержащие резонансное ультразвуковое излучение, за считанные секунды убивают тифозные палочки, возбудителей желтухи и вирусы гриппа.

Духовная, религиозная музыка восстанавливает душевное равновесие, дарит чувство покоя. Если сравнивать музыку с лекарствами, то духовная музыка—анальгетик, она облегчает боль. Пение веселых песен помогает при сердечных заболеваниях, способствует долголетию. Но самый большой эффект на человека оказывают музыка В.А. Моцарта. Этот музыкальный феномен, до конца еще не объясненный, так и назвали «эффект Моцарта». Медики установили, что струнные инструменты наиболее эффективны при болезнях сердца. Кларнет улучшает работу кровеносных сосудов, флейта оказывает положительное воздействие на легкие и бронхи, а труба эффективна при радикулитах и невритах.

Начиная с XIX в. наука накопила немало жизненно важных сведений о воздействии музыки на человека, полученных в результате экспериментальных исследований. Научно доказано, что музыка может укреплять иммунную систему, что приводит к снижению заболеваемости, улучшает обмен веществ и, как следствие, стимулирует восстановительные процессы. В начале XX в. было экспериментально доказано, что музыкальные звуки заставляют вибрировать каждую клетку нашего организма, электромагнитные волны воздействуют на кровяное давление, частоту сердечных сокращений, ритм и глубину дыхания.

Музыкальная терапия используется для лечения сахарного диабета: установлено, что между уровнем сахара в крови и психическим состоянием существует прямая связь.

Исследования под руководством директора московского детского Центра восстановительного лечения М.Л. Лазарева показали, что музыка оказывает благотворное влияние на весь организм, особенно на костную структуру, щитовидную железу, массирует внутренние органы, достигая глубоко лежащих тканей, стимулирует кровообращение. Она повышает способность организма к высвобождению эндорфинов — мозговых биохимических веществ, помогающих справляться с болью и стрессом.

Целебная музыка

        Музыка, занимающая немаловажное место в жизни человека, не только облагораживает его, но и обладает способностью оказывать воздействие на психическое и физическое состояние.

Музыкальная терапия

        Если вы полагаете, что музыкотерапия - новомодное ”чудо-средство”, предлагаемое всякого рода шарлатанам своим доверчивым пациентам, то ошибаетесь. О применении музыки в лечебных целях говорится в древнейших памятниках письменности, дошедших до нашего времени. Например, выдающиеся представители античности, такие как Пифагор и Аристотель, Платон, советовали с помощью музыкальных звуков восстанавливать гармонию в человеческом теле. Известно, что Авиценна (Ибн Сина), живший около 980-1037гг., будучи ученым, философом, врачом, лечил музыкой правителей Средней Азии и Ирана от нервных и психических заболеваний. Его энциклопедия в пяти томах ”Канон врачебной науки” в Средние века был руководством к действию для всех медиков Европы. В начале 19 века некоторые европейские врачи стали использовать музыку для восстановления здоровья пациентов психических клиник. До определенного времени применение музыки в медицине носило преимущественно эмпирический характер. силой В 20 веке особенно во второй его половине, когда музыкальная терапия научное обоснование и признание ученых, она стала широко практиковаться в различных странах мира.

Воздействие музыки

        Бесспорно, музыка обладает большой силой эмоционального воздействия и целительными свойствами, она влияет на многие функции, состояния и процессы человеческого организма.

Концентрация внимания

        Некоторые из нас относятся к такой категории людей, о которых говорят, что они ”растекаются мыслью по древу”, ”грезят наяву”. Иногда кто-то не в силах сосредоточиться, чтобы завершить работу над докладом, статьей, романом, картиной. Установлено, что определенная музыка создает динамичный баланс между более логичным левым и более интуитивным правым полушариями мозга. Если вы послушаете музыку Моцарта в течении 10-15 минут, это поможет вашему сознанию обрести четкость и повысит уровень умственной организации.

Дыхание

        Человек дышит ритмично. Если он прибывает в умиротворенном состоянии, то как правило делает 25-35 вздохов в минуту. Глубокое, медленное дыхание способствует покою и контролю над эмоциями, активизирует мышление и улучшает обмен веществ. Прерывистое дыхание путает мысли, приводит к аналогичному поведению, то есть провоцирует ошибки. Если прослушать спокойную мелодию, можно углубить и замедлить дыхание, дать возможность мозгу успокоиться. Иногда быстрая и громкая музыка создает эффект, когда становится трудно дышать. В качестве примера такого ”физиологического” воздействия музыки приводят сочинения Вагнера.

Сердечный ритм

        Оказывается, даже работу сердца можно регулировать с помощью музыки. В зависимости от частоты, ритма и громкости музыкального произведения ускоряется или замедляется движение сердца, меняется кровяное давление. Чем быстрее музыка, тем быстрее бьется сердце; чем медленнее музыка, тем медленнее ритм сердечных сокращений. Все это, конечно, в разумных пределах. Как и ритм дыхания, более медленное сердцебиение успокаивает мозг и помогает организму самому себя исцелять. Поэтому музыку и называют ”естественным миротворцем”.

Температура тела

        Неожиданный скрип двери, вой собаки и другие неприятные звуки вызывают испуг и чувство страха, когда как говорится, мурашки бегут по телу. Нередко создатели фильмов в сценах ожидания опасности используют раздражающую диссонансную музыку. И зритель чувствует, что его бросает, то в жар, то в холод. Доказано , что некоторые звуки, включая музыкальные, оказывают влияние на температуру тела и, следовательно, на адаптацию к теплу и холоду. Громкая музыка с сильными ритмами способна повысить температуру тела на несколько градусов, мягкая музыка со слабовыраженными ритмами - снизить ее.

Стресс и боль

        Нередко в условиях стресса мы принимаем  фармакологические средства. Оказывается, в некоторых случаях музыка может заменить лекарства. Уровень гормонов стресса в крови значительно уменьшается у тех, кто регулярно слушает расслабляющую спокойную музыку. Кроме того, существует теория , согласно которой музыкальное удовольствие , ощущение подъема, который вызывает прослушиванием музыки, является результатом высвобождения эндорфина - вырабатываемого мозгом ”собственного опиума”. В результате исследования было обнаружено, что женщинам, которые слушали определенную музыку при родах, не требовалась анестезия. Музыкальная стимуляция увеличивает выделение эндорфина и тем самым снижает потребность в лекарствах.

Восприятие времени

        Мы все замечали, как музыка стимулировала к активности или приводила нас в состояние пассивности. Например, бравурная музыка марша может ускорить шаг. Классическая музыка эпохи барокко провоцирует замедление всех движений. Мелодии романтизма помогают смягчить напряженную атмосферу. В некоторых случаях такая музыка может заставить время остановится, продлить какие-то мгновения. С другой стороны, в ситуации тягостного ожидания, когда минуты кажутся часами, яркая живая музыка может ускорить бег времени.

Подсознание

        ”Мне под влиянием музыки кажется, что я чувствую то, что я собственно не чувствую, что я понимаю то, чего я не понимаю, что могу то, чего не могу”,- писал Л.Н.Толстой. Музыка уводит человека в лабиринты памяти и область подсознательного. Музыка улучшает восприятие символики - деятели искусства прекрасно это понимают. Музыкальное сопровождение любого творческого действа способно значительно повысить интерес к тому, что происходит на экране, сцене, в выставочном зале. Музыка пробуждает ассоциации, взывая к подсознанию зрителя. Некоторые психоаналитики используют расслабление в сочетании с музыкой для ”прорыва” в подсознательную область пациента.

Лекарство есть лекарство

        Как любое лекарство, музыка - не панацея от всех недугов. ”Применять” ее следует избирательно, осмотрительно, в определенных ”дозах”, а главное - по совету специалиста. К сожалению, пока в нашей стране таких врачей мало. Однако при желании в большом городе можно найти музыкального терапевта или способ познакомиться со специальным научным исследованием. Предположим у вас нет музыкального образования, вы редко слушаете музыку, так сказать, специально- для успокоения, поднятия настроения получения наслаждения и т.д. Если вы захотите, то сможете превратить свое общение с музыкой в более продуктивное. Прослушайте несколько произведений разных времен и народов, сочинения композиторов, представляющих различные музыкальные стили. Может быть, вы откроете для себя то самое, что действует на вашу психику и тело наиболее эффективно. Следует также иметь ввиду, что в рамках каждого жанра существует несколько стилей. Возможно, вам нравятся джазовые композиции. Быстрый джаз заставит вашу кровь активнее циркулировать, повысит пульс и вызовет избыточное выделение гормонов, в то время как медленный джаз способен снизить кровяное давление, перевести мозг в режим успокоения и ”увести” от проблем. Важно учитывать, что у каждого человека есть личные музыкальные предпочтения. Поэтому ваша любимая целительная музыка не должна звучать слишком громко.”Лекарство” предназначено только для вас, а не для всех ваших домочадцев и соседей.

К вашему сведению:

        Зарубежные музыкальные терапевты рекомендуют:

Григорианские песнопения, использующие ритмы естественного дыхания, позволяют ощутить состояние расслабленности. Они хорошо подходят для неторопливых занятий, медитации и снятие стресса.

        Религиозная музыка способна успокоить и привести в состояние умиротворения.

Медленная музыка Баха, Генделя, Вивальди, привносит ощущение  безопасности, создает стимулирующую среду для занятий или для работы.

        Элегантная музыка Гайдна и Моцарта способна повышать концентрацию внимания и активизировать память.

        Музыка Шуберта, Шумана, Чайковского, Шопена и Листа пробуждает страстные чувства любви и симпатии.

        Музыка Дебюсси и Равеля, основанная на свободно текущих музыкальных настроениях, вызывает в памяти приятные образы, дает творческие импульсы.

        Джаз, блюз, регги и другие музыкальные и танцевальные формы, основанные на африканских мелодиях, поднимают настроение, рассеивают печаль, обостряют чувство юмора и повышенную общительность.

        Румба маранга, макарена - ритмичные и импульсивные - ускоряют биение сердца, делают дыхание частым и глубоким, заставляют все тело двигаться.

        Самба обладает уникальным свойством - она возбуждает и успокаивает одновременно.

        Народные мелодии провоцируют тело совершать движения, создают ощущения благополучия.

        Рок-музыка пробуждает чувства, стимулирует активные движения, снимает напряжение. Эта музыка в то же время способна спровоцировать у человека стресс и вызвать боль.

        Музыка в стилях панк, рэп, хип-хоп и т.п. возбуждает и повышает активность.



Предварительный просмотр:

              Консультация для родителей и педагогов

                         «Музыкальная одаренность»

                                                                           Подготовил: Гусева О.Л.

                                                                           музыкальный руководитель

                                                                           МБДОУ «Детский сад

                                                                           Общеразвивающего вида

                                                                           № 27» НМР РТ

Как среди музыкантов, так и среди психологов широко распространены

различные представления о том, что следует понимать под музыкальной

одаренностью.

Согласно одному их них, музыкальная одаренность - высшее и крайне

индивидуализированное проявление музыкальных способностей. Иначе

говоря, блестящий музыкальный слух, феноменальная память, пластичный и

прекрасно скоординированный двигательный «аппарат», невероятная

обучаемость («схватывание на лету») и титаническая работоспособность

являются показателями музыкальной одаренности.

Согласно другому представлению, музыкальная одаренность, как ей и

полагается по изначальному смыслу слова, - дар Божий. Другими словами,

это есть нечто иное, нежели обладание даже самыми блестящими

музыкальными способностями. Не существует людей с многосторонне и

равноценно выраженными способностями даже среди гениев. В то же время

нечто неуловимое заставляет нас почти безошибочно отделять одаренность

от обученности. Людей способных и даже очень способных - много, ну а

одаренных - единицы.

Еще одна точка зрения утверждает, что подлинная одаренность проявляет

себя через творческое мышление и творческие способности. Иначе говоря,

всякая одаренность есть, прежде всего, творческая одаренность. Ни

феноменальные способности, ни яркая и неповторимая индивидуальность

сами по себе не определяют музыкальной одаренности, если ее обладатель не

заявил о себе выдающимися творческими результатами.

Никакого парадокса тут нет. Проявления музыкальной одаренности,

соотношение способностей и одаренности неповторимо индивидуальны, но

они также в значительной степени зависят от возраста – как по «форме», так

и по «содержанию». В каком-то смысле можно сказать, что у каждого

возраста своя одаренность. Иначе говоря, одаренность в детском возрасте

обнаруживает себя, прежде всего, выдающимися музыкальными

способностями, в юношеском - обращает на себя внимание

индивидуальностью музыкального самопроявления. Творческая одаренность

выявляется наиболее отчетливо на подходе к периоду музыкальной зрелости.

Соотношение музыкальных способностей ребенка и музыкальной

одаренности далеко не однозначно. Рано обнаружившиеся, яркие

музыкальные способности могут, как это ни парадоксально, и не раскрыться

как музыкальная одаренность, не превратиться в нее. В то же время

одаренность может выявиться и на фоне хороших, прекрасных, но не

феноменальных музыкальных способностей. Проявление дарования менее

зависимо от сроков начала обучения, нежели развитие способностей. Итак,

понятие музыкальной одаренности многозначно. И эта многозначность

отражает природу одаренности как явления динамичного, становящегося,

многомерного.

Какие критерии музыкальной одаренности можно выделить?

Существуют три критерия оценки музыкальных (впрочем, не только

музыкальных) способностей и одаренности.

1.  Первый из них можно назвать культурно-историческим. Суть его

заключается в том, что в каждой культуре и в каждую историческую эпоху

существуют определенные музыкальные предписания каждому конкретному

возрасту развития ребенка, подростка и даже взрослого. Способности и

одаренность выявляются именно на фоне этих условных предписаний, хотя

последние могут весьма различаться. В одной из этнических общностей

Нигерии, к примеру, очень маленькие дети обучены пению, танцам, навыкам

игры на барабане, что вместе составляет основу музыкальной культуры этой

общности. К 5 годам все дети здесь обладают репертуаром в сотни песен,

легко исполняют сложные танцевальные движения и владеют комплексом

исполнительских навыков на ударных. Европейцу любой из таких детей

показался бы вундеркиндом.

В то же время и понятие, и сама «симптоматика» музыкальной

одаренности, как правило, имеют четкий адрес в культурном пространстве и

историческом времени. К примеру, понятийный строй народной

музыкальной культуры чаще всего исключает само понятие «музыкальная

одаренность». В народной культуре яркость и неповторимость музыкального

самовыражения певца или певицы объясняют качествами души и

состояниями духа, а не особенностями внутреннего устройства тела и

психики. Разумеется, это не означает, что народная культура не опирается на

одаренных и талантливых людей в том смысле, к которому мы привыкли.

Можно сказать, что понятие музыкальной одаренности возникает там, где

есть профессионалы, профессионализм и профессиональное обучение.

Культурно-исторический критерий очень важен и там, где речь идет о

психологическом анализе структуры одаренности знаменитых людей,

живших в предшествующие эпохи. Например, приходится с осторожностью

относиться к выводам о языковой одаренности ребенка, который в 6 лет

говорил, писал и читал на нескольких языках, если этот ребенок

воспитывался в богатой дворянской семье середины прошлого столетия.

Понятно, что культурно-исторический критерий относителен. Он позволяет

сравнивать общие условия (этнокультурные, исторические) выявления, но не

уровни музыкальных способностей и одаренности.

2.  Возрастной критерий.

Второй критерий можно назвать возрастным: если ребенок или подросток

умеет легко и успешно делать нечто, чего не могут делать сверстники, чаще

всего его называют одаренным. Но при ближайшем рассмотрении этот

критерий оказывается не столько возрастным, сколько поколенческим.

Изменяются условия жизни, развиваются системы образования,

совершенствуются программы обучения, и в результате средний уровень

возможностей нового поколения становится выше, чем у предыдущего. Если

можно так выразиться, «общий фон, на котором выявляется одаренность

ребенка или подростка, более или менее заметно изменяется с приходом

каждого поколения. В музыке это, быть может, очевиднее всего.

Сложнейшие произведения, которые столетие назад были технически

доступны лишь отдельным исполнителям (за это их часто называли

«гениями»), сегодня сравнительно успешно исполняют «крепкие» ученики

музыкальных училищ.

3.  Абсолютный критерий.

Здесь появляется третий критерий - абсолютный. Определить его словами

труднее всего. Для музыкантов истинная одаренность обнаруживает себя в

своеобразии, свободе и продуктивности музыкального самопроявления, в

таинственном даре «уметь раньше, чем знать» (например, мыслить

гармонически раньше, чем узнаешь законы гармонии и музыкального языка).

Отсюда - впечатление какой-то удивительной «зрелости без созревания»,

которое обычно более всего поражает в одаренных детях.

Какие же общие характеристики детей с выдающимися

музыкальными способностями можно выделить?

Выдающиеся музыкальные способности обнаруживаются, как правило, до

7 лет. Подавляющее большинство таких детей в возрасте 6-8 лет уже

обратили на себя общественное внимание.

Музыкальные способности у одаренных детей наиболее часто проявляются

между 3 и 5 годами, у так называемых способных (иначе - обладающих

хорошими музыкальными данными) - обычно между 5 и 7 годами. Развитие

одаренных детей носит быстрый, почти «взрывной» характер.

Статистика свидетельствует о том, что музыкально одаренные дети

характеризуются некоторыми общими чертами.

С самого раннего возраста они отличаются повышенным любопытством в

отношении любых звучащих объектов, незнакомых тембров. В 2-3 года они

хорошо различают все мелодии, которые слышат, часто уже к 2 годам точно

интонируют (некоторые дети петь начинают раньше, чем говорить, и

выучиваются писать ноты раньше, чем буквы). Узнав названия нот,

интервалов, аккордов, быстро их запоминают; рано и свободно читают ноты

с листа, притом воспроизведение нотного текста сразу отличается

осмысленностью и выразительностью, естественной, не привитой взрослыми,

нюансировкой в исполнении. Так же рано они определяются в своих

музыкальных предпочтениях.

Яркая музыкальная одаренность у детей не обязательно связана с

абсолютным слухом, хотя среди музыкально одаренных детей обладателей

абсолютного слуха больше, чем среди «просто способных». Однако во всех

случаях у одаренного ребенка вырабатывается индивидуализированное,

тонкое и дифференцированное восприятие музыкального тона.

Одаренные дети способны с необычайной интенсивностью

концентрироваться на музыкальных занятиях, исключая все другие, в том

числе и общение с окружающими. Музыкально одаренные дети рано

выделяются очень быстрым и прочным запоминанием музыки. В зрелом

возрасте их память часто называют феноменальной. У них рано проявляется

способность подбирать на инструменте по слуху (обычно без какого-либо

специального обучения). К 4 годам такие ребятишки зачастую играют по

слуху сразу двумя руками, т.е. с гармонизацией. Для всех музыкально

одаренных детей в возрасте около 5 лет характерно стремление

воспроизводить на инструменте все слышимое. Сравнительно легко

одаренные дети овладевают двигательной техникой, зачастую на нескольких

музыкальных инструментах одновременно. С 4-5 лет у них наблюдается

склонность (иногда сильная потребность) импровизировать, точнее,

фантазировать за инструментом. Вскоре после начала систематических

занятий музыкой они пытаются сочинять и записывать свои сочинения. У

таких детей наблюдается стремление делать то, что они считают нужным, не

замечая общепринятых правил: «Когда рвется струна ми, они берут другую

скрипку».

Некоторые из музыкально одаренных детей в своем развитии опережают

сверстников, по крайней мере на 2-4 года.

Важно то, что музыкальные проявления одаренных самопроизвольны и

практически никак не связаны со специальным обучением в отличие от их

сверстников, для которых обучение выступает своего рода толчком и

условием для раскрытия музыкальных способностей.

Биографы и исследователи часто отмечают, что музыкально одаренные

дети обладают хорошими общими способностями: сравнительно рано они

выучиваются читать, обладают хорошей памятью, сообразительностью. По

внешней картине поведения эти дети живые, любознательные, открытые; они

скорее соответствуют своему возрасту или кажутся младше, нежели

обгоняют его.

При всей личностно-психологической индивидуальности музыкально

одаренных детей, среди них можно заметить некоторые характерологические

типы, встречающиеся чаще других. Музыкально одаренные мальчики чаще

обладают некоторыми чертами, которые принято считать типично

«девичьими»: тонкой чувствительностью, рефлексивностью,

мечтательностью, наивностью, сильной эмоциональной зависимостью от

матери (от отца, от педагога). Музыкально одаренные девочки, напротив,

чаще обладают чертами «мальчишескими»: они независимы, упрямы,

честолюбивы, более склонны к самоутверждению, могут разбрасываться.

Одаренный ребенок рано и зачастую остро начинает чувствовать, что он не

такой, как другие дети, что его жизнь имеет слишком много ограничений в

силу ранней профессионализации обучения и даже просто из-за

особенностей самой музыкальной деятельности: необходимо беречь руки,

голос. Иногда это становится причиной страданий, ощущения одиночества и

изолированности от сверстников.

С другой стороны, биографические данные позволяют осторожно

предположить наличие определенной связи между мотивацией занятий

музыкой и типом эмоциональности ребенка. Спокойные, эмоционально

сдержанные дети при блестящих музыкальных способностях иногда могут

быть достаточно равнодушны к музыке и музыкальным занятиям. Интерес к

ним появляется позже, как правило, в подростковом возрасте или даже к его

концу. Эмоционально неуравновешенные, высокореактивные дети, наоборот,

могут характеризоваться иногда своеобразной «звуковой одержимостью» -

ребенка чрезвычайно возбуждают сильные внутренние слуховые образы,

которыми он не может управлять и которые не умеет еще выразить вовне.

Это заставляет тянуться к инструменту, побуждает к занятиям музыкой.

Исследования показывают, что интенсивность обучения музыке

сказывается не только на музыкальном, но и на общем уровне развития

ребенка, в том числе и не обладающего яркими музыкальными

способностями. Дети быстрее сосредоточиваются, становятся более

внимательными, более выносливыми, лучше координированными, более

свободно владеют речью. Что же касается музыкально одаренных детей, то в

их развитии это очевиднее всего. Музыка, являясь с ранних лет органичной

частью развивающей личностно значимой среды, не просто сопутствует

развитию, но и оказывает прямое воздействие на его ход, как бы «связывая»

психический опыт ребенка в единое целое.

Согласно другой точке зрения, музыкальное развитие не синхронизировано

с другими важными сферами развития ребенка; это особая область

психического развития. Она может быть вполне полноценной при отставании

в развитии других областей и, наоборот, может отставать у полноценно

развивающегося во всех других отношениях человека. В настоящее время

множится число исследователей, полагающих, что предпосылки

«музыкального сознания» вызревают относительно независимо от так

называемого общего интеллекта.

Среди наиболее весомых аргументов обычно называют то, что

музыкальные способности обособлены от других и слабо коррелируют с

общим интеллектом, с языковыми, математическими, двигательными или

зрительно-пространственными способностями. Наконец, самый сильный

аргумент заключается в том, что именно ранний возраст демонстрирует

наибольшую чувствительность и готовность к музыкальному развитию.

Согласно зарубежным исследованиям, уже 2-месячный младенец может

подравниваться к высоте, громкости и мелодическому контуру материнской

песни, а 4-месячный - к ее ритмической структуре. Между 5 и 8 месяцами

малыши могут различать разницу между двумя звуками по высоте,

составляющую менее полутона. В возрасте 8-10 месяцев активно развивается

способность к различению контрастных звуковых сочетаний (хотя затем у

большинства детей такая сензитивность утрачивается и восстанавливается

впоследствии примерно к 10 годам, после обучения и накопления

соответствующего опыта).

Биографические данные более чем тысячи профессиональных музыкантов

показывают статистически достоверную связь между возрастом, в котором

началось обучение на музыкальном инструменте, и обладанием абсолютным

слухом. Из тех, кто начал обучение до 4 лет, абсолютным слухом обладали

95%, тогда как из тех, кто начал занятия между 12 и 14 годами, - только 5%

(коэффициент корреляции 0,98).

В этой связи возникает вопрос о значимости музыкальной среды и

слухового опыта в раннем детстве.

Среди нейрофизиологов существуют самые различные мнения

относительно того, какую роль играет музыкальный опыт для созревающих

функций мозга, «обеспечивающих» музыкальное развитие. Одни полагают,

что именно слуховой опыт, игра, само пребывание в насыщенной

музыкальной среде способствуют созреванию необходимых нервных связей

в структуре мозга.

Противоположное мнение заключается в том, что музыкальные дарования

некоторым образом предварительно сформированы генетически или

анатомически. Иными словами, музыкальное воздействие среды и опыта как

бы «включает» те возможности ребенка, которые уже предопределены

генетически или анатомически.

Третье мнение - необходимые для раннего музыкального развития

предпосылки функциональной структуры мозга складываются в период

эмбрионального развития. Тем не менее, все известные эксперименты по

пренатальному музыкальному «воспитанию» и последующему

отслеживанию особенностей музыкального развития таких детей

свидетельствуют, что пренатальное музыкальное воздействие скорее

усиливает индивидуальные различия в музыкальной одаренности (хотя и

ускоряет темпы музыкального созревания), нежели нивелирует их.

Сами же одаренные люди обычно особо подчеркивают роль семейной

музыкальной среды или обилия музыкально-звуковых впечатлений в раннем

детстве. Один из «бывших» ярких вундеркиндов - виолончелист Даниил

Шафран отметил, что, по его мнению, раннее проявление одаренности

свидетельствует, прежде всего, о том, в каких условиях воспитывался

ребенок, какая атмосфера его окружала. Это фактор очень важный - среда,

окружение, влияние семьи и близких».

Во всяком случае, статистика свидетельствует о том, что в семье, где

музыкальны оба родителя, вероятность появления музыкально одаренного

ребенка составляет 84-86%, а немузыкального - 1-2%; в семье, где музыкален

только один из родителей, вероятность появления музыкально одаренного

ребенка составляет 59%, а немузыкального - 26-36%; наконец, если оба

немузыкальны, то у них в 25-30% случаев есть шанс стать родителями

музыкально одаренного и в 59-62% - немузыкального ребенка.

Специалисты по наследственности полагают, что эта статистика указывает

в большей мере на фактор раннего воздействия семейной музыкальной

среды, нежели на фактор музыкальной наследственности. (В этой связи

известным подтверждением может служить редкое появление двух ярких

музыкальных вундеркиндов в известной семье Рубинштейнов, где Антон был

очень похож на мать, а Николай - на отца, хотя ни один из родителей не

отличался яркой музыкальностью.)

Музыкальная одаренность представляется исследователям настолько

своеобразной, что фактически выносится «за скобки» психологических

теорий развития. Мнение, будто чем меньше возраст, тем больше одаренных

детей - всего лишь миф. На самом деле по-настоящему одаренные дети

встречаются редко даже среди учеников специальных музыкальных школ для

таких детей.



Предварительный просмотр:

Цели и задачи музыкального воспитания детей в детском саду.

Музыкальное воспитание  детей в детском саду является синтезом различных видов деятельности.

Музыкальное развитие оказывает ничем не заменимое воздействие на общее развитие ребенка: помимо того, что развивается певческий голос, чувство ритма, координация, формируется так же и эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, воспитывается чуткость к красоте в искусстве и жизни. Только развивая эмоциональную сферу, интересы, вкусы ребенка, можно приобщить его к музыкальной культуре, заложить ее основы.

Дошкольный возраст чрезвычайно важен для дальнейшего овладения музыкальной культурой.

Музыка - средство воспитания, когда оно осознанно воспринимается ребенком. Каждому родителю нужно помнить, что детей невосприимчивых к музыке нет. Обучая музыке, мы воздействуем на общее развитие и духовный мир ребенка.

Основная цель музыкального воспитания в детском саду - подготовка к школе эстетически воспитанного и развитого ребенка, умеющего эмоционально воспринимать содержание музыкального произведения, проникаться его настроением, мыслями, чувствами.

Основными задачами музыкального воспитания можно считать:

  • Воспитывать любовь и интерес к музыке. Только развитие эмоциональной отзывчивости и восприимчивости дает возможность широко использовать воспитательное воздействие музыки.
  • Обогащать впечатления детей, знакомя их в определенно организованной системе с разнообразными музыкальными произведениями и используемыми средствами выразительности.
  • Приобщать детей к разнообразным видам музыкальной деятельности, формируя восприятие музыки и простейшие исполнительские навыки в области пения, ритмики, игры на детских инструментах. Знакомить с начальными элементами музыкальной грамоты. Все это позволит им действовать осознанно, непринужденно, выразительно.
  • Развивать общую музыкальность детей (сенсорные способности, ладовысотный слух, чувство ритма), формировать певческий голос и выразительность движений. Если в этом возрасте ребенка обучают и приобщают к активной практической деятельности, то происходит становление и развитие всех его способностей.
  • Содействовать первоначальному развитию музыкального вкуса. На основе полученных впечатлений и представлений о музыке проявляется сначала избирательное, а затем оценочное отношение к исполняемым произведениям.
  • Развивать творческое отношение к музыке, прежде всего, в такой доступной для детей деятельности, как передача образов в музыкальных играх и хороводах, применение новых сочетаний знакомых танцевальных движений, импровизация попевок.

Музыкальные способности детей проявляются у каждого по-разному.

У некоторых уже на первом году жизни все три основные способности - ладовое чувство, музыкально-слуховые представления и чувство ритма - выражаются достаточно ярко, быстро и легко развиваются, это свидетельствует о музыкальности; у других позже, труднее.

Большое значение имеет то окружение, в котором растет ребенок (особенно впервые годы жизни). Раннее проявление музыкальных способностей наблюдается, как правило, именно у детей, получающих достаточно богатые музыкальные впечатления.

Музыка обладает свойством вызывать активные действия ребенка. Он выделяет музыку из всех звуков и сосредотачивает на ней свое внимание. Следовательно, если музыка оказывает такое положительное влияние на ребенка уже впервые годы его жизни, то необходимо использовать ее как средство педагогического воздействия. К тому же музыка предоставляет богатые возможности общения взрослого и ребенка, создает основу для эмоционального контакта между ними.

Влияние музыки на развитие детей

В детском саду мы ежедневно занимаемся музыкальной деятельностью. Работаем над развитием музыкальных способностей, прививаем эстетический вкус. Детский сад и семья два главных коллектива, ответственных за развитие и воспитание ребенка. Музыкальное искусство имеет огромное значение в умственном, нравственном, эстетическом и физическом воспитании. Начинаем работать с детьми в возрасте от двух лет, и, провожаем их в школу. На этом этапе пути продолжительностью в шесть лет ребята систематически, последовательно занимаются всеми видами музыкальной деятельности. Учим детей петь, танцевать, слушать, играть на музыкальных инструментах.

В процессе разучивания песен, самого пения у детей развивается память, крепнут голосовые связки, развивается звуковысотный и ладовый слух, развивается умение правильно дышать. Идет постоянная работа над дикцией, ребенок учится правильно пропевать звуки, слова, предложения.

На музыкальных занятиях мы учим детей выразительно, ритмично, красиво танцевать. Выражать в танце свои чувства и эмоции. Дети учатся приглашать на танец друг друга и провожать после танца. Танцевать это очень полезно для здоровья, у ребенка развивается правильная осанка, в дальнейшем он будет чувствовать себя уверенно в любой ситуации.

Так же прививаем любовь к классической музыке, расширяется кругозор. При систематическом слушании музыки у детей вырабатывается усидчивость, внимание это уже подготовка к школе и дальнейшей жизни. Мы видим в каждом ребенке таланты и способности, помогаем развивать их в дальнейшем.

Музыкальные занятия с детьми всесторонне развивают и подготавливают их к обучению в школе. Занятия музыкой влияют на интеллектуальное развитие, ускоряется рост клеток отвечающих за интеллект человека, влияет на эмоциональное самочувствие ребенка. Под действием музыки активизируются энергетические процессы организма направленные на физическое оздоровление.

Развитие музыкальности у каждого ребенка свое, поэтому не нужно огорчаться, если у малыша не сразу, получается, петь и танцевать, для этого требуется время. На музыкальных занятиях мы развиваем каждого ребенка и подходим к каждому ребенку индивидуально. Большое внимание уделяется такому инструменту как - голос, именно голос способен стать основой музыкальной культуры человека в будущем. Здесь мы используем принцип «от простого, к сложному». Малыш подпевает, но очень осторожно, так как связки голоса тонкие и хрупкие. Обучая пению, мы учитываем физиологические особенности ребенка, методику работы над дыханием, темпом, дикцией. Песенный и танцевальный репертуар подбирается в соответствии с возрастной группой. Обучение предполагает индивидуальный подход и знание физиологии каждого возраста. Обучая навыкам и умениям играть на музыкальных инструментах, развиваем слух и эмоциональную отзывчивость. В младших группах дети подпевают взрослым, слушают, хлопают, топают. В старших группах детей учим петь хором, группами, водить хороводы, танцевать парами, мальчики учатся правильно приглашать девочек на танец.

Большую пользу приносят музыкально-дидактические игры, которые  помогают развитию координации, эмоциональной отзывчивости, учат  ребенка действовать в заданной игровой ситуации, развивают чувство товарищества.

На каждом возрастном этапе наиболее яркие выразительные средства ребенок различает с помощью тех возможностей, которыми он обладает - движение, слово, игра и т.д. Следовательно, развитие музыкального восприятия должно осуществляться посредством всех видов деятельности.

Слушание

Данный вид музыкальной деятельности занимает первое место потому, что прежде чем исполнить песню или танец, ребенок слушает музыку. Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различные по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох. Усвоение любого языка начинается в раннем детстве и музыкальный язык не является исключением. На протяжении всего дошкольного детства круг знакомых интонаций расширяется, закрепляется, выявляются предпочтения, формируются начала музыкального вкуса и музыкальной культуры в целом.

Пение

Для формирования музыкально-слуховых представлений важны знания о том, что музыкальные звуки имеют различную высоту, что мелодия складывается из звуков, которые движутся вверх, вниз или повторяются на одной высоте. Развитие чувства ритма нуждается в знании того, что музыкальные звуки имеют различную протяженность - бывают долгими и короткими, что они движутся, и их чередование может быть мерным или более активным, что ритм влияет на характер музыки, ее эмоциональную окраску, делает более узнаваемыми различные жанры. Дети старшего дошкольного возраста знакомятся и овладевают терминами: регистр, темп, фраза, часть, форте, пиано). Дошкольный возраст чрезвычайно благоприятен для становления основных певческих навыков. Если ребёнка учить петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом.

Основная цель обучения детей пению - петь легко и звонко, интонационно чисто, музыкально и выразительно. Пение должно быть удобным, доставлять детям удовольствие.

Музыкально-ритмическая деятельность

Музыкальное движение можно считать ведущим видом музыкальной деятельности в дошкольном детстве, занимающим центральное место в системе музыкального воспитания дошкольников.

Ребёнок - существо двигательное по своей природе, ему свойственно находиться в движении. И воображение ребёнка, как об этом писал Выготский Л.С., имеет двигательный характер. Но воображение - главный момент творчества, а потому в музыкальном движении, в особенности творческом, формируются важнейшие творческие качества личности.

В музыкальном движении эффективно формируется вся система музыкальных способностей: эмоциональная отзывчивость на музыку, чувство музыкального ритма, музыкальное мышление (репродуктивное и творческое).

Обучение танцам является приоритетным направлением занятий по музыкальному движению. Систематически вести работу по ориентировке в пространстве, необходимую при овладении рисунка танца, что достигается многократным повторением в игровой форме.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дошкольный возраст - период, когда закладывается первоначальные способности, обуславливающие возможность приобщения ребенка к различным видам деятельности, в том числе и музыке.

В музыкальном воспитании детей выделяются следующие виды музыкальной деятельности:

- восприятие,

- исполнительство,

- творчество,

- музыкально-образовательная деятельность.

Поскольку дети проявляют склонности к определенным видам музыкальной деятельности. Важно заметить и развить у каждого ребенка стремление к общению с музыкой, в том виде музыкальной деятельности, к которому он проявляет наибольший интерес, в котором его способности реализуются наиболее полно. Это не означает, что остальные виды музыкальной деятельности не должны им осваиваться.

Таким образом, ребенок с самого раннего возраста нуждается в обогащении яркими художественными впечатлениями, знаниями, умениями выражать свои эмоции. Это способствует проявлению творчества в различных видах деятельности. Поэтому очень важно приобщать детей к музыке, живописи, литературе и, конечно, театру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...