Природа в жизни вашей семьи
консультация (старшая группа)

Aхметшина Алсу Фаритовна

Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsii.docx47.62 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей

«Природа в жизни вашей семьи»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Ахметшина А.Ф.

2020г

Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обязательно отразится на его будущей взрослой жизни. Ребенка необходимо учить любить окружающих людей, родителей, друзей, природу, животных и растения. Изначально в детях живет потенциал любви ко всему живому. И если малыш подрастая, начинает губить природу, животных, то в этом виноваты, прежде всего, взрослые, потому что воспитание любви начинается уже с младенческого возраста, и очень важно вовремя привить чувство ответственности за все живое на земле. От нас взрослых зависит, будет ли ребенок любить природу, заботиться о ней. Правильное отношение к природе, бережное отношение к животным начинается именно в семье. 
Что же делать родителям? Как научить любить и понимать природу - это интересует каждого. Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут понять, Вам как научить любить, беречь окружающий мир.
- Выучитесь сами понимать все живое.
- Научите малыша любить и уважать все живое и защищать их.
- Научите ребенка жалеть живое существо, ему больно, как и тебе.
- Воспитывайте в ребенке доброту и человечность. Пусть ваш ребенок знает, что все живое для него – неприкосновенно. Неважно, насекомое это или первые весенние цветы, которые малыш хочет вам подарить.
- Учите с раннего детства понимать красоту живой природы: любоваться оперением птиц, радоваться их пению. Наблюдать за красотой растительного мира, живой и неживой природы.
- Дайте первоначальные знания о живых существах. Для этой цели используйте художественную литературу, рисуйте, рассматривайте иллюстрации с изображением животных, растений, смотрите фильмы про природу, а самое главное непосредственно общайтесь с живыми объектами.
- Рассказывайте детям о животных по-разному: весело и озорно, достоверно и поучительно. Беседуйте с малышом о прочитанном.
- Учите видеть и понимать состояние другого существа.
- Пусть ваш ребенок с вашей помощью получит представления о переживаниях животных: горе и радости, страхе и боли. Помогите ребенку почувствовать то, что переживало животное в минуты опасности.
- Возьмите своих детей и пойдите с ними на прогулку. Сначала посетите двор, сквер или парк, затем побывайте на берегу речки, в лесу, в поле. Всюду своя жизнь, свое очарование.
- Подскажите ребенку, что нельзя брать животных из леса, что они должны жить в своем доме.
- Предупредите, что незнакомое животное может причинить боль, поэтому нельзя близко подходить к нему, а наблюдать издалека. Подождите пока ребенок, освоится, «войдет в доверие» к животному.
- Помните, что любовь к животным лучше всего воспитывается в деятельности, когда ребенок сам ухаживает за ним. Поэтому важно завести дома какое-нибудь животное.
- Как можно раньше давайте возможность ребенку участвовать в уходе за животными, растениями.
- Не надо требовать от ребенка, чтобы он сам без напоминания, осуществлял уход за животными, растениями. Поэтому лучше не ругать малыша за «безотвественность», а регулярно включать его в вашу деятельность по уходу за животными. Дайте понять ребенку, насколько необходимы его действия животному.
- Любите природу сами. Видя ваше отношение, ребенок никогда не сможет стать жестоким и безразличным к окружающему миру. Любите природу, и ваш малыш непременно заразится этой прекрасной «болезнью» на всю жизнь.

Человек является неотъемлемой частью природы, поэтому задача родителей состоит в привитии детям уважения к окружающему миру, чтобы с раннего возраста ребенок учился жить в гармонии с природой, радоваться жизни и видеть прекрасное во всем.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание дошкольников»

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Ахметшина А.Ф.

2020г

Слово «экология» и его производные прочно вошли в наш каждодневный словарь, но понимают его по-разному. В научной литературе существует много определений. Самое распространённое: экология – наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой.

Обычно под экологическим воспитанием понимают воспитание любви к природе. Действительно, это важная составляющая часть воспитательного процесса, но нередко приёмы, которыми воспитывают такую любовь, очень сомнительны. Например, с этой целью дома содержат диких животных или без должного ухода домашних животных, которые болеют и даже умирают на глазах у детей. И дети привыкают не замечать их мучений. Часто во время летних прогулок родители предлагают собирать цветы, ловить бабочек, стрекоз или других насекомых. Такие занятия становятся постоянной летней забавой ребят. Они отрывают насекомым крылья, лапки или же вовсе растаптывают свою жертву ногой. Таким образом, такие воспитательные мероприятия учат детей не любить, а уничтожать живое, причём довольно жестоко.

Очень часто с детьми разучивают стихи о природе, содержание которых противоречит экологически правильному поведению. Учитывая это, необходимо ещё раз подчеркнуть, что одна из задач экологического воспитания – формирование у ребёнка представления о человеке не как о хозяине, покорителе природы, а как о части природы, зависящей от неё. Стремитесь искоренять в детях потребительское отношение к природе.

В настоящее  время у большинства дошкольников  сформировано чёткое деление животных на  «плохих» и «хороших», «злых» и «добрых», «вредных» и «полезных».  Этому способствуют художественные произведения, мультфильмы. Во многих из них хищники изображаются злыми, нехорошими. Они хотят съесть «добрых» зайцев и поросят. В них, как правило, зайцы побеждают волков и остаются жить одни в лесу, без злых хищников. Многие дети убеждаются в том, что хищный зверь – плохой, он не нужен природе, и что прекрасный лес – это лес без волков (без хищников).

С точки зрения экологии в природе нет «плохих» и  «хороших»,  «вредных» и «полезных». Каждое животное, растение выполняют свою «работу», играет определённую роль в природе. А между тем стали редкими многие обычные когда-то растения и животные, оскудели некогда богатые грибами и ягодами наши леса, уничтожаются плодородные частицы почвы, загрязняются вода и воздух.

Мы, взрослые, не можем чувствовать себя непричастными к современным проблемам нашего общества. Взрослые, которые повинны в экологических бедах, когда-то тоже были детьми. Досадно, что нельзя не признать: это мы не так воспитали.

Успешно заниматься экологическим воспитанием можно только тогда, когда точно знаешь, что под этим подразумевается.

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю пригодной для полноценной жизни. Экологическое воспитание должно учить детей понимать себя и всё, что происходит вокруг. Нужно учить ребят правильно вести себя в природе и среди людей.

Воспитательные задачи осложняются иногда и тем, что дети часто видят, как взрослые нарушают элементарные нормы общения друг с другом и природой. Вероятно, в таких случаях необходимо говорить: хотя они и взрослые, а не знают, что нельзя разговаривать грубо, оставлять мусор в местах отдыха, бросать мусор на ходу, вырезать надписи на стволах деревьев, обижать бездомных животных.

Запомните правила!
- Находясь в природе, нельзя срывать растения для букетов. Букеты можно составлять из тех растений, выращенные  человеком.
- Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много.
- В природе, особенно в лесу, нужно стараться ходить по тропинкам, чтобы растения не погибли от вытаптывания.
- Охранять надо не только редкие, но и другие, даже самые обычные растения.
- Нельзя подходить близко к гнёздам птиц. По твоим следам гнёзда могут отыскать и разорить хищники. Если случайно окажешься возле гнезда, не прикасайся к нему, сразу уходи. Иначе птицы - родители могут совсем покинуть гнездо.
- Если у тебя есть собака, не бери её с собой в лес. Она легко может поймать нелетающих птенцов и беспомощных детёнышей зверей.
- Не лови и не уноси домой здоровых птенцов птиц и детёнышей зверей. В природе о них позаботятся взрослые животные.
-НЕ ЗАБЫВАЙТЕ о том, что растения дают убежище животным. Оберегайте травы, кусты, деревья, вы помогаете зверям, птицам, насекомым, которые укрываются в их зарослях.


В РУКАХ ЧЕЛОВЕКА БОГАТСТВО РОДНОЙ ЗЕМЛИ.
ПОМНИТЕ ОБ ЭТОМ!

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей  

на тему: «Игры экологического содержания».

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Ахметшина А.Ф.

2020г

Добрый вечер уважаемые родители! Спасибо Вам, что Вы нашли время и пришли на родительское собрание.

Сегодняшняя наша встреча посвящена очень важной проблеме экологическому воспитанию.

Ведущая роль в воспитании ребёнка принадлежит семье.

Семья является источником, который питает человека с рождения, знакомит с окружающим, даёт первые знания и умения.

Всё чаще и чаще мы слышим и произносим слово «экология». По-гречески «экос» - «дом»«логос» - «наука». Экология — это наука о доме, о месте жительства животных и растений. Начинать экологическое воспитание целесообразно с раннего детства, развития понимания красоты природы, любви к ней.

Привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию общения с природой, познанию мира растений и животных, мы, взрослые, способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в детстве, прочно войдут в характер человека, станут его основой. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.

Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к природе, «рукотворному миру», к себе и окружающим людям.

Сама природа даёт возможность всесторонне развивать ребёнка, расширять кругозор, показывая взаимосвязи в природе, вовлекать детей в совместную деятельность, побуждать ребенка к сочувствию, сопереживанию, желанию помогать делом. Что, прежде всего нам поможет?

Это и разнообразные прогулки, наблюдения, которые необходимы для того, чтобы научить ребенка делать самостоятельные выводы в ходе наблюдений за погодными явлениями. Поддерживать интерес к окружающему миру, явлениям живой и неживой природы.

Во время прогулок наблюдайте за происходящим в природе, обогащайте детей новыми знаниями, которые будут являться основой осознанного отношения к ней, а также развивать в детях чувство прекрасного.

Экологическое образование – непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально – положительном отношении к природе.

Как показывает практика, современные дошкольники обладают большим объемом знаний о природе. Однако зачастую эти знания формируются стихийно, под влиянием телевизионных передач, рекламы, мультфильмов. Лишь в процессе целенаправленной работы детского сада и родителей можно сформировать у детей экологическую культуруэкологическое мышлениеэкологическое сознание.

Счастье – это быть с природой, видеть ее, говорить с ней. Мы должны беречь это счастье и научить ему детей.

Природа — неисчерпаемый источник эстетических чувств и переживаний. Нельзя любить природу, не зная её. Чем больше знаешь, тем больше понимаешь и любишь. Через несколько лет наши с Вами дети станут взрослыми людьми. И на их плечи ляжет ответственность за жизнь нашего общества, за судьбу нашей земли. И от нас взрослых зависит, будут ли они любить и беречь нашу природу, будут ли способны предвидеть последствия своей деятельности в экологической среде.

Времена года… Они обычно сменяют друг друга, и мы взрослые с годами перестаем удивляться и радоваться тому, как пестрое великолепие осени сменяется строгостью черно-белой графики зимы, как едва проступающие акварельные пятна весны затмеваются щедрой многокрасочной палитрой лета. И лишь иногда запах прелой листвы или причудливая форма облака вдруг пробуждают в нас воспоминания о детстве – о том удивительном времени, когда наступление каждого нового сезона становилось едва ли не самым главным событием нашей жизни.

А как мы любили прогулки! За то, что на улице мы могли прыгать, бегать, изучать содержимое луж, следить за тем, как тают льдинки в теплых руках, как кричат вороны…

Одним словом мы, сами того не подозревая, познавали мир во всей его красе, развивали и укрепляли физическое здоровье, наблюдали и делали выводы.

В дошкольном возрасте и благоприятных условиях интенсивно развивается интеллектуально-волевая сфера ребенка, закладываются основы правильного, осознанного отношения к предметам и явлениям, окружающей действительности. Важным фактором воздействия на детей является целенаправленная систематическая воспитательно - образовательная работа, в которой важное место занимает целенаправленный процесс ознакомления с природой.

В детском саду мы проводим занятия, беседы по экологии, опыты и эксперименты, прогулки на свежем воздухе, наблюдения в природе, совместно с вами участвуем сезонных в конкурсах поделок и рисунков, разучиваем настольные и подвижные игры экологического характера. Всю эту работу мы стараемся отобразить в фотографиях, которые выкладываем на сайте.

Сегодня мы хотим предложить вам немного поиграть, посоревноваться друг с другом в области экологического воспитания. Для этого нужно разделиться на две группы. Учитываться будет правильность и быстрота ответов.

Нам с вами предстоит выяснить, насколько хорошо мы знаем нашу родную природу. Она, как никогда, сегодня нуждается в защите, заботе, любви. В игре победит тот, кто действительно хорошо знает жизнь зверей, растений, насекомых, птиц, умеет правильно вести себя в природе, готов ее оберегать.

Предлагаю ответить вам на следующие вопросы:

1. Какие животные живут в лесах? (медведь, лось, лиса, волк и т. д.)

2. Кто полгода живет без обеда? (медведь, барсук, ёж)

3. Вспомните название русских народных сказок, одним из героев которых – заяц.

4. Какие звери летают? (белки, летучие мыши).

5. Как по спилу дерева узнать, сколько ему лет? (на спиле четко видны годичные кольца. Сколько колец, столько лет).

6. Что за трава, которую сможет узнать даже слепой? (крапива)

7. Дерево- символ нашей Родины? (береза)

8. Какие лекарственные травы вы знаете? (Ромашка, мать-и-мачеха, крапива, подорожник, зверобой, душица, мята)

Вы, уважаемые родители, тоже можете содействовать, помогать нам в формировании у детей начал экологической культуры. Гуляя с ребенком, обращать внимание на красоту осеннего леса, на перелетных птиц,на природные явления: листопад, снегопад. Во время наблюдений за погодой можно использовать народные приметы.

А какие народные приметы Вы знаете? (Чья команда больше назовет)

- Зимой бураны – лето будет (ясное)

- Холодная зима к … (тёплой весне)

- Много ягод на рябине (к холодной зиме)

- Зимой туманный круг около солнца – …. (к метели)

- Зимой воробьи сильно чирикают – к (оттепели)

- Синичка с утра пищит у окна (ночью жди мороза)

- Черемуха цветет - к холодам.

-Мороз не велик, да стоять не велит.

-Длинные сосульки - к долгой весне.

-Кукушка стала куковать - морозу больше не бывать.

-Комары и мошки столбом толкуются - жди сухой погоды.

-Вечером сильно стрекочут кузнечики - к теплой погоде.

-Кошка, свернувшись в клубочек, спит - к морозу.

Игра «Ромашка»

А сейчас мы предлагаем вам собрать цветок - ромашку, на лепестках которой размещены загадки о явлениях природы. Ваша задача, поочередно отгадывать загадку и лепесток прикреплять на доску к нашей ромашке.

Загадки:

1)Ежегодно приходят к нам гости: один седой, другой молодой, третий скачет, четвертый плачет, (времена года)

2) На первую ступеньку встал парень молодой, к двенадцатой ступеньке пришел старик седой, (год)

3) Ветви белой краской разукрашу, брошу серебро на крышу вашу. Теплые весной придут ветра, а меня прогонят со двора. (Зима)

4) Он вошел - никто не видел, он сказал - никто не слышал. Дунул в окна и исчез, а на окнах вырос лес. (мороз)

5) В белом бархате деревня, и заборы, и деревья. А как ветер нападет, этот бархат опадет. (иней)

6) Она приходит с ласкою и со своею сказкою. Волшебной палочкой взмахнет – в лесу подснежник расцветет, (весна)

7) Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче светит, снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает. Что за месяц? Кто узнает? (март)

8) Солнце печет, липа цветет, рожь колосится, золотится пшеница. Кто скажет, кто знает, когда это бывает? (летом)

9) Нашумела, нагремела, все промыла и ушла. И сады, и огороды всей округи полила, (гроза)

10) Что за чудо красота. Расписные ворота показались на пути, в них ни въехать, ни войти (Радуга)

Нередко Вас тревожит появление у детей несобранности, замкнутости, излишней активности, а часто агрессивности, плаксивости. Все это признаки внутреннего психолого-эмоционального напряжения, следствие какой-то «детской» проблемы, в которой взрослые ещё не разобрались. Как помочь ребенку в такие моменты? Главное – научить его помочь самому себе, т. е. познакомить с методами саморегуляции. Мы предлагаем вам проиграть сейчас игры,которые можно провести с детьми дома на саморегулирование и снятие психолого-эмоционального напряжения у детей:

Игра «Врасти в землю»: Попробуй сильно–сильно надавить пятками на землю, руки сожми в кулачки, крепко стисни зубы. Ты – могучее, крепкое дерево, у тебя сильные корни, и никакие ветра тебе не страшны. Это поза уверенного человека.

Игра «Ты – лев»: Закрой глаза, представь Льва – царя зверей, сильного, могучего, уверенного в себе, спокойного и мудрого. Он красив и выдержан, горд и свободен. Этого льва зовут как тебя, у него твое имя, твои глаза, руки, ноги, тело. Ты – лев!

Игра «Дыши и думай красиво»: Когда ты волнуешься, попробуй красиво и спокойно дышать. Закрой глаза,глубоко вдохни и мысленно скажи: Я лев — выдохни, вдохни, я птица — выдохни, вдохни, я камень — выдохни, вдохни, я цветок — выдохни, вдохни, я спокоен — выдохни. Ты действительно успокоишься.

Игра «Директива» (это скрытое приказание, неправильно сформулированное родителями, за неисполнение которого ребенок не будет наказан явно, но будет наказан косвенно - собственным чувством вины перед родителем.)

У вас на столах лежат карточки с высказываниями. Одной командой зачитывается неверное высказывание, другая дает правильный ответ.

Примеры высказываний:

1. «Не ломай, бесстыдник» - «Сынок береги дерево, ведь оно же нас радует день за днем».

2. «Ты опять потерял рукавицы? Где была твоя голова?» - «Малыш, мы обязательной найдем твои рукавицы. А давай посмотрим на детской площадке?»

3. «Куда бежишь как сумасшедший? Здесь же дорога!» - «Пойдем медленнее. Дорога. Вспомним правила поведения на дороге».

4. «Глаза бы мои на тебя не глядели, опять весь мокрый недотепа.» - «Будь повнимательнее, в следующий раз - обходи лужу».

Уважаемые родители согласны ли вы, что именно с этих неправильных фраз зарождается наше «воспитание» к окружающему, к окружающим, к самому себе». Ребенок познает мир чувствами, еще не всегда умеет справляться с ними. Помочь ему в этом могут родители. Быть родителями - это огромная работа. Это уникальный труд. Для ребенка родители - это боги: утешают, понимают, создают праздник, наказывают и милуют, а сколько знают!

Слово – эстафета.  должны продолжить начатое ведущей высказывание:

«Мой ребенок — будет бережно относиться к природе и заботиться об окружающем его мире, если я…»). При этом родители передают друг другу цветок ромашку, сделанную из бумаги.

Подводя итог теме нашего собрания «Экологическое воспитание в ДОУ», мы хотим сказать большое спасибо за участие в играх. Мы надеемся, что помогли Вам хоть немного понять язык природы и использовать полученные знания в воспитании экологической культуры вашего ребенка.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей  

 на тему: «Игры экологического содержания».

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Ахметшина А.Ф.

2020г

Цель: развивать творческий потенциал родителей, их компетентность в сфере экологического воспитания, показать на примерах, как с помощью игр экологической направленности можно учить детей беречь и охранять природу.

Вступительное слово:

Человек и природа.… Эта тема очень актуальна в наше время, так как деятельность людей порой губительно влияет на окружающую среду, животный и растительный мир, к сожалению уже нередки ситуации, граничащие с экологическими катастрофами.

Учитывая возрастные особенности дошкольников, экологическое воспитание детей в детском саду строится на игровой основе, с большим включением разных видов игр.

Разнообразные игры с экологическим содержанием не только знакомят ребенка с окружающим вокруг миром, но и помогают сформировать систему социальных ценностей, ориентированных на бережное отношение к природе.

Хотелось бы немного остановиться на значении экологических игр.

  •  Большое влияние оказывают экологические игры и на умственное развитие. Дети учатся рассуждать, делать выводы, обобщать, при этом тренируются их внимание, память.
  • Так же в процессе экологических игр обогащается словарный запас: дети узнают названия животных, птиц, растений, насекомых, учатся описывать их внешний вид, характерные особенности.
  •  Экологические игры способствуют и развитию математического мышления – ребенок отсчитывает необходимое количество предметов (Например, игра «Собери шишки в корзину»), сравнивает их по величине и форме, совершенствуется ориентировка во времени (игра «Что сначала, что потом?»).

Сегодня на консультации хотелось бы дать познакомить поближе с различными экологическими играми. И чтобы вы эту информацию в будущем использовали в жизни - играли в них со своими детьми – дома, на прогулках, в лесу, на отдыхе, наша встреча сегодня пройдёт в форме игры.  То есть вы сегодня будете активными участниками игрового процесса.

                     

  1. Игра «Цепочка».

 Я называю объект живой или неживой природы, а каждый играющий называет по одному признаку данного объекта, так, чтобы не повториться. Например, «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.    Варианты слов для игры: Сосна, бабочка, облако, заяц.

  1. Игра «Да, нет».   

На все вопросы в этой игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Водящий выйдет за дверь, а мы договоримся, какой объект живой или неживой природы мы ему загадаем. Он придёт и будет нас спрашивать, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Мы ему будем отвечать только упомянутыми словами.

  1. Игра «Ассоциации». 

Участники по очереди называют объекты природы, животного и растительного мира, связанные какой-либо ассоциацией, таким образом выстраивается ассоциативная цепочка.

  1. Игра «Вершки-корешки». 

 Ведущий называет или показывает  овощи, играющие делают движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, дети поднимают кисти рук вверх. Если овощ растёт на земле – кисти рук опускают вниз.

  1. Игра «Береги природу» 

На фланелеграфе разложены картинки, изображающие растения, птиц, зверей, человека, солнца, воду и т.д. Воспитатель убирает одну из картинок, и дети должны рассказать, что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет спрятанного объекта. Например: убирает птицу – что будет с остальными животными, с человеком, с растениями и т.д.

Заключительное слово: Надеюсь, все участникам нашей игровой консультации будут играть со своими детьми не только дома, но и на прогулках, в транспорте, на пикнике, пляже и т.д. (родителям раздаются памятки с правилами игр, в которые играли).

Памятка для родителей

«Игры экологического содержания»

 Игра «Цепочка».  В  называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из  признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы  «белка» - животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

 Игра «Да» или «нет».   На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадывания игроки меняются ролями в игре.

 Игра «Ассоциации». В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним  словом, прозвучащим в игре.  Таким образом, в игре  выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

  Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

  1. заяц, ёж, лиса, шмель;
  2. дождь, снег, облако, роса;
  3. роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;
  4. корова, волк, овца, кролик;
  5. трясогузка, паук, скворец, сорока;
  6. бабочка, стрекоза, енот, пчела;
  7. ель, берёза, яблоня, осина;
  8. лиса, свинья, лось, кабан
  9. кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;
  10.  лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки».   Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо,  например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».   Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:»  и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух».  Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» -  ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» - «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» - животное, обитающее на земле: на слово «вода» - обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает».  Родитель  называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

Например: при слове «зайчик», ребёнок  прыгает; при слове «карась» - имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» - изображает полёт птицы.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение  

«Центр развития ребенка - детский сад №90 «Подсолнушек»

Нижнекамского муниципального района

Республики Татарстан

Консультация для родителей  

 на тему: «Экологическое просвещение родителей».

Подготовила: воспитатель

первой квалификационной категории

Ахметшина А.Ф.

2020г

Проблема экологического образования является относительно новой для дошкольной педагогики, тем не менее, в ней имеется достаточное количество программ, технологий и методических рекомендаций для нас, педагогов, по организации работы с дошкольниками. А как же родители? Ведь именно они несут ответственность за воспитание и образование своего ребенка. Некоторые родители, во время получения своего образования, даже и не слышали термин «экология», и к данному моменту отождествляют экологию с «охраной природы».

Именно перед педагогом стоит задача повышения экологической компетентности родителей и включение их в воспитательно – образовательный процесс как равноправных и равно ответственных партнёров, вовлечение в совместную с детьми и педагогами деятельность.

В своей практике по работе с  использую различные формы организации: библиотека выходного дня; «Жалобная книга природы»; экологические акции, проекты и, конечно, консультации, беседы. Одной из консультаций, помоему, на очень актуальную тему, хочется поделиться на страницах сайта. Возможно, кого- то она заставит еще раз задуматься, прежде чем заводить питомца, а возможно, спасет кого-то из животных от бродячей жизни.

Мы в ответе за тех, кого приручили.

Уважаемые родители, именно с проблемой ответственности, в первую очередь, сталкивается ваш семейный совет, размышляя о приобретении живого существа. «А кто будет с ним гулять, убирать за ним?» - вопрошаете вы. И очень часто этот вопрос задается непосредственно ребенку с тем, чтобы возложить эти обязанности на него. Мамы и папы считают, что таким образом у их сына или дочери сформируется чувство ответственности. Но, увы – при столкновении с реальностью эта иллюзия быстро рассеивается. И пусть вас это не разочаровывает, просто ваши ожидания были завышенными. Не стоит брать с ребенка невыполнимых обещаний. Чаще всего, он просто не в состоянии спра-виться один со всеми проблемами.

Внимание! Родители, четко осознайте, что это будет, в первую очередь, ваша кошка, собака, ваши рыбки или птички, и основные хлопоты по уходу лягут именно на ваши плечи. При этом важно не забывать, что ребенок во всем копирует вас и будет относиться к животному так же, как вы. И если вы не испытываете к щенку или котенку нежных чувств, ухаживаете за ним, с трудом преодолевая отвращение, то и малыш вряд ли сможет полюбить его по-настоящему.

Итак, если вы твердо решили кого – нибудь завести, то свыкнитесь с мыслью, что питомец станет полноправным членом вашей семьи. В противном случае вы очень скоро почувствуете, что ваш новый четвероногий (крылатый или водоплавающий) друг – лишь досадная помеха обыденной жизни.

Не заставляйте ребенка непременно ухаживать за новым другом. Лучше попросите его помочь вам, например, покормить животное. Поручите ребенку посильную работу по уходу за животным: вытряхивать подстилку, мыть миски, следить за тем, чтобы в миске всегда была свежая вода, осторожно расчесывать шерсть, не дергая за волоски и не цара-пая щеткой кожу - животному нельзя делать больно. Объясните ему, что это очень важная работа и ее не всякому можно доверить. Отправляясь за кормом, возьмите ребенка с со-бой, пусть он выберет для питомца какое – нибудь лакомство и, по возвращении домой, угостит его. Постепенно малыш привыкнет принимать участие в заботах о животном и начнет делить с вами хлопоты по уходу за ним без просьб и напоминаний.

Пусть прекрасные слова «Мы в ответе за тех, кого приручили» - перестанут быть только словами. Малыш на практике поймет, что это такое – забота о тех, кто от тебя за-висит.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи»

Данный материал будет интересен воспитателям и всем родителям дошкольников. В материале даны рекомендации для родителей, которые учат любить, понимать живую природу, жить в гармонии с ней....

Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи»

же делать родителям? Как научить любить и понимать природу - это интересует каждого. Предлагаю некоторые рекомендации, которые помогут понять, Вам как научить любить, беречь окружающий мир....

Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи»

Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обя...

Консультация для родителей "Природа в жизни вашей семьи"

Знакомство родителей с миром природы....

Статья.Природа в жизни вашей семьи

Все начинается с детства и экологическое воспитание следует начинать как можно раньше, когда сердце ребенка наиболее открыто для добра. Все, что он поймет, увидит, чему научится в своем окружении, обя...

Рекомендации для родителей «Природа в жизни вашей семьи»

quot;Все начинается с детства и экологическое воспитание тоже надо начинать с раннего детства....