Консультация для родителей "Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры"
консультация

Гибадатова Зульфия Фаритовна

В настоящее время, как развивается наука, в современную жизнь внедряются компьютерные игры, речь начинает терять эмоциональность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_palchikovye_igry.docx19.16 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Как правильно проводить с ребенком пальчиковые игры»

В настоящее время, как развивается наука, в современную жизнь внедряются компьютерные технологии, речь начинает терять эмоциональность. Ее заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. С помощью устного народного творчества ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.

Пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры несут с собой воспитательные цели, являясь универсальным, дидактическим и развивающим материалом. Это увлекательное, веселое и полезное занятие. Известному педагогу В. А. Сухомлинскому принадлежит высказывание: «Ум ребенка находиться на кончиках его пальцев», «Истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев». Еще в античные времена считали, что «рука – это инструмент всех инструментов», писал в частности Аристотель. Позднее в трудах И. Канта указывалось, что «рука – это своего рода внешний мозг, это вышедший наружу мозг человека», а Ж-Ж. Руссо в своем романе о воспитании «Эмиль» так писал о потребностях маленького ребенка: «… он хочет все потрогать, все взять в руки. Не мешайте ему, это для него совершенно необходимое дело. Так он учится различать тепло и холод, твердость и мягкость, тяжесть, размер и форму предметов. О свойствах окружающих его вещей ребенок узнает, сравнивая то, что видит, с ощущениями, которые получает от своих рук».

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.

Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.

Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.

Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.

В литературе можно найти множество подходов к классификации данных игр.

Можно использовать следующие игрысопровождающиеся стихами:

1. Игры со счетными палочками, развивающие внимание, воображение, знакомящие с геометрическими фигурами и понятием симметрии.

2. Выкладывание букв из различных материалов (мозаика, семена, орехи, пуговицы, веточки и др.).

3. Игры с пластилином.

4. Игры с бумагой.

5. Игры с шестигранными карандашами, крупой, бусами, орехами.

6. Игры-манипуляции («Ладушки-ладушки»«Сорока-белобока»)

7. Сюжетные пальчиковые упражнения («Распускается цветок»);

8. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой (с произношением звуков).

9. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук («Моем руки под струей горячей воды»).

10. Театр в руке («Сказка»- дети обыгрывают персонаж сказки).

Таким образом, опираясь на опыт народов, выдающихся педагогов, мыслителей, философов, можно сделать вывод о том, что пальчиковые игры, упражнения имеют огромный потенциал для развития у детей дошкольного возраста различных способностей (математических, творческих, музыкальных и др.). Такие игры не требуют много времени, материальных затрат, в них можно играть где угодно и когда угодно.

Этапы разучивания игр:

1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.

2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.

3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.

4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.

5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.

Рекомендации для проведения пальчиковых игр:

• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.

• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.

• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.

• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.

• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.

• Используйте максимально выразительную мимику.

• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.

• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.

• Проводите занятия весело«не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.

Можно начать с простых пальчиковых игр.

Пальчиковая игра по теме«ОВОЩИ»

Я зеленая капуста (Руки перед собой образуют круг)

Без меня в кастрюле пусто

(Наклонили голову – «заглядывая в кастрюлю»)

Листья снимете с меня,

И останусь только я!

Совместно с разучиванием пальчиковой игры, закрепляем знания о цветах. Учим цвет – зеленый (как капуста). Поиграйте в «зеленую игру»: ищем предметы зеленого цвета.

Пальчиковые игры по теме «ФРУКТЫ»

Желтый – желтый наш лимон,

(Одноименные пальцы соединяются с подушечками – показывая лимон)

Кислым соком брызжет он

(Пальцы резко разводим в стороны)

В чай его положим

(Соединяем большой, указательный и средний пальцы одной руки и «опускаем лимон в чай»)

Вместе с желтой кожей.

(Пальцы в том же положении, делаем вращательные движения – «помешиваем чай»)

Совместно с разучиванием пальчиковой игры, закрепление знаний о цветах. Учим желтый цвет (как лимон). Поиграйте в «желтую игру»: ищем предметы желтого цвета.

Пальчиковые игры по теме «ДИКИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Заяц и ежик навстречу друг другу

Шли по дорожке, по полю, по лугу

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» навстречу друг другу)

Встретились и испугались они

(Стукнуть кулачками)

Быстро бежали – поди, догони.

(Указательные и средние пальцы обеих рук «идут» в разные стороны)

Совместно с пальчиковой игрой, закрепление знаний «Кто колючий, а кто пушистый». Сыграйте в «пушистую» игру – найдите предметы с пушистой поверхность (например, варежки).

Пальчиковые игры по теме «ДОМАШНИЕ ЖИВОТНЫЕ»

Вот, убрав царапки, кошка моет лапки

(«Моем» руки)

Мордочку и ушки (Круговые движения ладонью по лицу)

На своей макушке (Чуть согнутые ладошки движутся за ушами – показываем, как кошка моет ушки).

Совместно с пальчиковой игрой закрепляем знания «Кто как говорит?»(кошка – мяу –мяукает; собака – гав – гавкает; корова – му – мычит).

Пальчиковые игры на тему«ОСЕНЬ»

Вышла осень погулять

(«Идем» указательным и средним пальцами одной руки)

Стала листья собирать

(Одной рукой «подбираем» листья и «кладем» в другую)

Совместно с пальчиковой игрой учим желтый цвет (цвет осени). Поиграйте в «желтую игру»: ищем предметы желтого цвета.

Пальчиковые игры по теме«ГРИБЫ»

Красный – красный мухомор

(Соединяем кончики пальцев - изображая шляпку гриба)

Белых крапинок узор

(Одна рука – «шляпка гриба», указательным пальцем другой руки показываем «крапинки»)

Ты красивый, но не рвем!

(Погрозили пальчиком)

И в корзинку не берем!

(Прямая ладонь от себя – отодвигающий жест)

Совместно с разучиванием пальчиковой игры, закрепляем знания названия цветов. Учим цвет – красный (как мухомор). Поиграйте в «красную игру»: ищем предметы красного цвета.

Если Вы используете в общении с ребенком пальчиковые игры, значит, Вы помогаете его развитию. Ведь, как известно, у малышей развитие мелкой моторики рук всегда влечет за собой и развитие речи. А развитие координации движений руки способствует подготовке руки к письму и рисованию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, с...

"Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры"

Даны рекомендации родителям, как проводить пальчиковые игры.Представлен практический материал: тексты с описание движений. Практический материал родители могут использовать в домашних условиях....

Консультация для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

Шпаргалка для родителей  «Пальчиковые игры для малышей»...

Консультация для родителей "Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры"

Рекомендации для родителей: "Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры"...

Консультация для родителей «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры»

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, сти...