РАЗВИВАЕМ ПОЛЕЗНЫЕ ФИНАНСОВЫЕ НАВЫКИ
консультация (старшая группа)

Самойлова Марина Вячеславовна

Какие есть базовые финансовые навыки. Мы уже говорили, что финансовое развитие детей начинается практически с пеленок и продолжается до совершеннолетия. И по мере взросления у детей появляются новые потребности и задачи, для решения которых нужны новые умения и навыки. В этом уроке расскажем о базовых, они помогут ребенку обращаться с деньгами в разном возрасте на разных уровнях развития.

Давайте начнем с примера: рассмотрим жизненную ситуацию.

Представьте, что Владику только-только исполнилось 14 лет. Он обычный подросток: ходит в школу, неплохо учится и занимается спортом. Владик живет с мамой, которая не очень любит планирование и контроль, услышать от нее что-то конкретное — большая редкость. В целом она добрая, дает много свободы в действиях и любит поговорить. Однажды вечером мама попросила сына сходить в магазин: Владик, сходи, пожалуйста, в магазин, купи что-нибудь на ужин. Окей, а что? Ну посмотри сам в холодильнике, что там есть, чего нет, 500 Р кину тебе на карту. У Владика есть своя дебетовая карта. Каждую неделю он получает на нее карманные деньги — 600 Р. Еще мама дает ему деньги на семейные расходы, например на продукты. Когда Владик пришел в магазин, он не был уверен, что конкретно надо купить на ужин, ведь никаких инструкций не было. Интуитивно он собрал корзину из знакомых продуктов. На карте Владика есть его личные деньги. Ему надо принять решение — либо купить все, что положил в корзину, либо убрать лишнее и уложиться в 500 Р. Владик принял решение убрать сливочное масло — подумал, что оно, скорее всего, есть дома. Он купил все остальное и в итоге потратил 624 Р. Немного не уложился в мамины деньги и влез в свои, но в целом остался доволен. Когда Владик пришел домой, мама была обескуражена: «И что можно приготовить из такого набора продуктов, кроме пельменей, которые мы уже ели вчера?»

Чтобы разобраться в этой ситуации и сделать выводы, попробуйте ответить на несколько вопросов.

Из этой ситуации мы можем сделать вывод, что недостаточное количество информации, недосказанность и нечеткие формулировки могут привести к тому, что ребенок даже в подростковом возрасте рискует не справиться с выполнением бытовых задач или выполнить их не совсем точно.

Чтобы у Владика не было сложностей в магазине, первый шаг лучше было сделать самой маме: Владик, что ты хочешь сегодня на ужин? Не знаю, может, макароны? Хорошая идея, давай приготовим макароны с мясом и помидорами. Можешь посмотреть, что у нас есть на кухне? Есть макароны и сыр. Значит, нужны еще мясо и помидоры. Сходишь в магазин? Запиши в телефон список покупок. Я перевела тебе 500 Р, если их не хватит, добавь своих, а я тебе потом переведу остаток. Окей, ушел. В ситуации, которую мы рассмотрели, Владик в целом справился: купил продукты на ужин, почти вписался в выданные мамой деньги, но мама осталась недовольна — в том числе потому, что сама неточно поставила задачу. А еще так отчасти произошло потому, что Владик пока не освоил все финансовые навыки.

Навыки обращения с деньгами формируются у детей не сразу — постепенно из года в год. На каждом этапе для их развития нужны разные упражнения, которые будут соответствовать возрасту и способностям ребенка. Мы будем придерживаться списка из десяти базовых навыков. Они формируются благодаря знаниям, опыту, поддержке взрослых и неоднократному закреплению на практике.

Вот что это за навыки:

  1. Разумно тратить деньги.
  2. . Вести счет деньгам.

3. Сберегать и вкладывать деньги.

4. Возвращать деньги, взятые в долг.

5. Говорить о деньгах.

6. Проявлять предприимчивость.

 7. Достойно оценивать свой труд.

8. Критически мыслить.

9. Пользоваться банковской картой, онлайн-банком и другими финансовыми продуктами, необходимыми для жизни

 10. Помогать другим, делиться и делать добрые дела. Этот перечень навыков подойдет детям от 4 до 18 лет на разных уровнях владения: кто-то может уметь все уже в 8 лет, а кто-то — владеть только двумя в 16.

Список — не исчерпывающий. Но этой базы достаточно, чтобы ребенок получил практические основы финансовой грамотности, почувствовал свою финансовую уверенность и мог развиваться дальше.

Давайте посмотрим, как разные финансовые навыки могут проявляться в реальной жизни, и подумаем, как построить разговор с ребенком, чтобы помочь их развить.

Умение разумно тратить деньги. Деньги — ограниченный ресурс. Мы не можем позволить себе удовлетворить абсолютно все желания, важно расставлять приоритеты.

Разумные траты — это осознанное расходование денег в соответствии с потребностями и желаниями. Если мы идем в магазин за продуктами, сначала надо положить в корзину необходимые для всей семьи хлеб и овощи, а уже потом добавить вкусняшки или игрушки, если эти расходы помещаются в бюджет. Развивать умение разумно тратить деньги нужно с раннего возраста. Вот как можно закрепить этот навык с детьми на разных этапах возрастной шкалы. Как говорить с ребенком о разумных тратах: 4 года.

 Поиграйте в игру «Хочу и надо» — Мы идем в магазин, что ты хочешь прямо сейчас? — Мармеладных мишек! — А что нам надо для всей семьи? — Ммм, не знаю. Овощи на обед? — А фрукты надо? — Да! — Все это вместе как называется? — Еда!

7 лет Сходите в магазин с калькулятором — Наша задача — купить продукты и уложиться в 1000 Р. Давай ты мне поможешь: будешь запоминать ценники продуктов, которые я кладу в корзину, и складывать их на калькуляторе. — Хорошо! — А можешь еще говорить, что сколько стоит и какая общая сумма получается?

10 лет Попросите ребенка найти выгодные товары — Я посмотрела табличку наших расходов за прошлый месяц. Кажется, корм Мурзика сильно подорожал. Можешь, пожалуйста, поискать в интернете другие варианты?

 14 лет Дайте подростку почувствовать себя равным — Сегодня не удержалась и купила на кассе конфеты со скидкой, вообще не могу понять, что это было за помутнение. — Может, ты голодная была, мам? — Не знаю. Ты же читал книгу про импульсивные покупки, может, расскажешь мне, как с этим справляешься? — Давай расскажу! Это интересно.

16 лет Дайте возможность заглянуть в будущее — Мы думаем, что пора поменять машину. Поедешь с нами в салон в выходные? Приценимся, подумаем — покупка дорогая. — Поехали! Можно продать старую, чтобы меньше тратить из накоплений. Умение вести счет деньгам. Умение вести счет деньгам — навык, который помогает принимать стратегические решения и расставлять приоритеты. Он помогает видеть движение денег, анализировать финансовое поведение и принимать решения, основанные на цифрах.

 Например, если ребенок записывает все свои расходы, в конце месяца ему будет легче понять, почему не получилось накопить нужную сумму на большую игрушку: все ушло на сладости и мелкие игрушки. Вот как поговорить с детьми разного возраста об этом навыке. Как говорить с ребенком о подсчете денег.

4 года Поставьте прозрачную банку для монет и объясните, зачем она нужна — Смотри, я поставила в коридоре большую банку. — Зачем она нужна? — Мы будем наполнять ее монетами, которые остаются в карманах. Хочешь помогать мне считать их каждый месяц? Будем покупать на них что-нибудь вкусное. — Да, хочу!

7 лет Заведите трекер карманных денег — Каждую неделю мы даем тебе 300 Р на карманные расходы. Но пару раз я сама забыла об этом, и ты не вспомнила. Давай повесим на холодильник такой листочек — трекер — и будем отмечать галочкой, что на этой неделе ты получила свои деньги.

10 лет Делегируйте задачу учета расходов по конкретной семейной статье — Ты так здорово помог с поиском корма Мурзику! Он обожает новый корм. — Да, я старался. — У тебя так хорошо получилось! Давай ты будешь вести дневник всех расходов на кота и каждый месяц делать отчет — рассказывать, сколько мы потратили на корм, игрушки и походы к ветеринару?

14 лет Отправьте ребенка открывать личный банковский счет — Поздравляю, теперь у тебя есть паспорт. Теперь надо пойти в банк и открыть тебе твой личный счет. Сходить с тобой? — Да, пойдем вдвоем, а то я не знаю, как это делается. — Отлично. Соберешь свою наличку из копилки? В банке с менеджером сразу обсудим условия вклада — это когда ты кладешь деньги в банк, а за это он начисляет тебе процент.

16 лет Обсудите бюджет на несколько месяцев — Большую часть лета мы с папой будем работать, а у тебя будут каникулы. Давай обсудим твои планы и бюджет? Я хочу дать тебе карманные деньги на все лето сразу, и мне нужно понять, какая это будет сумма. — После экзаменов я собирался пойти в поход, а потом устроиться на подработку. Давай я до конца дня распишу план и мы вместе подумаем? Умение сберегать и вкладывать деньги Умение сберегать и вкладывать деньги — один из самых важных навыков, который есть даже не у всех взрослых. Так бывает, если сформированы неправильные потребительские привычки или нет цели накоплений. Например, привычка покупать продукты на кассе «по специальной цене» уводит от накоплений. Кажется, что акция выгодная, но если этого продукта нет в заранее составленном списке покупок, то вы зря потратили деньги. Если у вас есть четкая цель, на которую копите деньги, например велосипед, телефон, поездка, то корректировать свое потребительское поведение становится легче. Этот навык объединяет сразу два умения — сберегать и не тратить все деньги, а еще вкладывать эти деньги в нужные инструменты, которые будут усложняться с возрастом. Уже в 4—5 лет с ребенком можно поиграть в «семейный банк» — открыть для него игровой счет и копить на нем настоящие или игровые деньги. В 7—8 лет можно обсудить с ребенком вложения в его первый бизнес-проект: например, продажу лимонада. Дальше по возрасту добавлять финансовые продукты — накопительный счет, вклады, инвестиционный счет

Итоги 1. Есть десять важных базовых финансовых навыков. Их можно целенаправленно развивать у детей с четырех лет.

2. Финансовые навыки развиваются нелинейно: некоторые дети в десять лет освоили больше навыков, чем подростки. Так бывает, поэтому стоит найти индивидуальный подход к каждому ребенку.

3. Ситуаций, чтобы поговорить с детьми о деньгах, очень много. Важно использовать момент и настроиться на позитивный лад, чтобы у ребенка остались хорошие впечатления и хотелось продолжать делиться с вами своими успехами или задавать новые вопросы

 

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Полезные привычки, навыки самооблуживания для малышей.

Консультация для родителей на тему: "Как привывать малышам полезные привычки, навыки самообслуживания"....

Консультация для родителей первой младшей группы «Как прививать малышам полезные привычки, навыки самообслуживания»

В декабре 2017 года, была проведена консультация для родителей на тему " Как прививать малышам полезные привычки, навыки самообслуживания"....

Выступление на семинаре по теме: "Полезные экономические навыки и привычки в быту."

Выступление на семинаре по теме: "Полезные экономические навыки и привычки в быту."...

Дидактическая игра как средство формирования финансовых навыков дошкольников

Дидактическая игра как средство формирования финансовой грамотности дошкольников ...

Консультация для родителей Обучение финансовым навыкам в дидактической игре.

Дошколята и основы  финансовой грамотности                        Консультация для родителей         ...

"Развитие финансовых навыков детей дошкольного возраста: консультация для педагогов"

Консультация "Финансовая грамотность в детском саду" предназначена для педагогов дошкольного образования и учителей начальных классов, которые заинтересованы в развитии финансовой грамотности у детей....