Консультация для родителей
консультация

Старовойтова Анна Сергеевна

как развивать речь через рисование

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_rech_cherez_risovanie.docx42.52 КБ

Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад№132города Тюмени

Консультация для родителей

«Развиваем речь через рисование»

Воспитатель: Старовойтова Анна Сергеевна

Тюмень 2023

https://documents.infourok.ru/c4111a7e-be7a-4e7b-8902-a4e49754b252/0/image001.jpg

 «СОВМЕСТНОЕ РИСОВАНИЕ» и развитие речи ребенка

Совместное рисование - это не рисование как вид   продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.

Известно, что рисование один из главных способов познания и отражения окружающего мира. В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. В дошкольном возрасте мышление ребенка образно. Чем больше новых образов он создает, тем лучше в дальнейшем развиваются интеллектуальные способности и мыслительные операции. Рисуя, ребенок свободно выражает мысли, эмоции, ощущения.

Во время рисования дети часто комментируют то, что изображают, и рисунок становится живой картинкой — драмой, персонажи которой разыгрывают представление.

В свою очередь, речь влияет на рисунок: исследователи детского творчества утверждают, что «молчаливое» рисование развивается менее интенсивно, образы в нем беднее деталями, часто бывают шаблонными и заимствованными. Рисование вместе со взрослыми помогает упрочить эмоциональный контакт, найти повод пообщаться, обогатить речь.

«Совместное рисование»

Недостаточное речевое развитие малыша, несформированность графических навыков и умений мешает ему выражать в рисунках задуманное, адекватно изображать предметы.

Поэтому рекомендую родителям использовать особый игровой метод взаимодействия родителей и ребенка при изучении лексических тем – это метод «совместного рисования».

В   ходе совместного рисования взрослый рисует предметный или сюжетный рисунок в соответствии с изучаемой лексической темой, эмоционально комментируя происходящее. Ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок различными деталями. Взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования, делая паузы, комментируя свои действия, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить   рисунок, ответить на поставленные вопросы.  

      Такая работа открывает новые возможности для ознакомления ребенка с окружающим миром, позволяет обобщить представления об окружающем, научить ребенка пользоваться уже имеющимися у него знаниями.  Особенно важной при совместном рисовании является возможность   развития речи ребенка. Взрослый обозначает словом всё, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет   уточнить   значение   слов, знакомит ребенка с новыми словами и их значениями, обогащая словарь ребенка.                    

                         

«Предметное рисование»

Начинать   занятия по совместному рисованию следует с изображения   предметов, сопровождая эту деятельность эмоциональным комментарием. Например: « Ой, какие красивые конфетки в коробке (вазочке, конфетнице)! Они разноцветные и у каждой свой вкус. Это желтая конфетка, наверно, лимонная. А вот зеленая конфетка – интересно, какой у неё вкус? Наверно, яблочный» и т.д. Так можно закреплять название цвета, образование относительных прилагательных. Ребенок наблюдает за происходящим на листе бумаги и прислушивается к комментарию, отвечает на вопрос. Далее продолжается рисование «по заказу» ребенка. «Какого цвета будет следующая конфетка? А какой у неё вкус?» Ребенок продолжает рисование в соответствии со своими возможностями – дорисовывает, штрихует, раскрашивает. Он комментирует свои действия, родители ему в этом помогают.                                                                             Малыш узнает новые слова и учится понимать, что они означают. Так, взрослый может нарисовать какой-то простой предмет и рассказать ребенку, как он называется и что означает. Это развивает словарный запас малыша.

В предметном рисовании   родителям рекомендуется использовать различные материалы – карандаши, фломастеры, мелки, краски, различные виды бумаги и картона. Можно одновременно применять различные изобразительные средства, варьировать цвет, форму, размер предмета и положение его в пространстве.        

«Превращение овала» и «Волшебный круг»

При изучении различных лексических тем («Овощи», «Фрукты», « Домашние животные», «Комнатные растения» и др.) родителям рекомендуется широко использовать и такое упражнение, как «Превращение   овала». В ходе выполнения, у ребенка формируются представления о форме предмета, его частях и конкретных особенностях. Обговаривая это с ребенком, проговаривая последовательность дорисовывания предмета, родители активизируют словарь ребенка по данной    лексической теме и отрабатывают различные грамматические категории. Упражнения «Превращение овала» и «Волшебный круг» используются и при закреплении правильного звукопроизношения.  

«Сюжетный рисунок»

Предметный рисунок заменяется сюжетным. Приглашая ребенка в «соавторы», взрослый иногда специально прекращает рисование или «забывает» нарисовать какую-то важную деталь и предлагает ребенку завершить рисунок самостоятельно. Чтобы   ускорить и облегчить процесс создания сюжетной картинки, можно использовать наклейки, совмещать рисование и аппликацию.      Для активизации    мыслительной деятельности и речевой активности, тренировки внимания   и памяти, можно использовать   рисование   загадок.  Выполнение сюжетного рисунка помогает родителям не только обогащать и активизировать словарь ребенка, но и организовать работу по развитию связной речи – ответы на вопросы, составление предложений, их правильное грамматическое оформление. И как итог, по   выполненным   работам совместно составляется   рассказ.

«Любопытный карандаш»

Взрослый создаёт изображения, разговаривая с «любимым карандашом» о том, как и что он хочет нарисовать. Затем говорит, что можно «включить» «любопытный карандаш» и поговорить с ним по поводу рисунков. Такой приём позволяет эффективно развивать диалогическую функцию речи.

«Оживление картины»

Взрослый предлагает «оживить» картину. Вместе распределяют роли персонажей или объектов, изображенных на рисунке - картине, затем, передают ее содержание и особенности композиции.

«Дополнение изображения»

Взрослый демонстрирует незаконченный рисунок или на глазах у ребенка создаёт его. Предлагает ребенку дополнить изображение до целого. Затем либо дополняет изображение, действуя рукой ребёнка, либо предлагает действовать ему самостоятельно.

Метод совместного рисования позволяет специально создавать ситуации, в которых возможно развивать речь ребенка, закреплять те или иные грамматические категории, развивать связную речь. Можно предложить ребенку несколько вариантов развития рисунка, обсудить их и позволить ребенку выбрать. Можно уточнить дальнейшее развитие рисунка путем обсуждения   по наводящим вопросам.

Не стоит начинать совместное рисование, если вы не располагаете достаточным количеством времени. Это занятие требует отдачи с полным «погружением».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...