Мастер-классы для родителей
методическая разработка

Петрова Татьяна Владимировна

Мастер-классы для родителей разработанные педагогом за отчетный период 2018 - 2023 учебные годы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема моего инновационного маршрута «Освоение детьми культурно-гигиеническими навыками личной гигиены в детском саду и дома» через игры витальной безопасности, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ.

Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей в детском саду и дома.

Я выбрала тему, связанную с витальной безопасностью т.е жизнь и безопасность детей в детском саду и дома.

Дошкольный возраст — время, когда закладываются знания, воспитывается характер, формируются привычки. Привитие и закрепление полезных навыков определяет личностные качества подрастающего человека. Вовремя сформированные КГН способствуют правильному поведению человека в быту и общественных местах.

Начальные представления о КГН малыш получает в семье. Развивая культурно-гигиенические навыки в  группе раннего возраста, педагог формирует в представлении воспитанников основы здорового образа жизни. Формирование КГН в ДОУ реализуется в соответствии с ФГОС, имея как конечный результат охрану здоровья. Единство требований в ДОУ и в семье приводит к закреплению полезных привычек.

Самым главным приемом образования был и остается пример взрослого. В раннем возрасте дети часто копируют их поведение. Если ребенок видит, что мама с папой по утрам умываются, чистят зубы, то он тоже захочет это делать.

Можно использовать объяснение. В 2-3 года не все дети могут формулировать вопросы, поэтому взрослые сами могут разъяснять причины действий. «Ручки нужно мыть, чтобы быть здоровым. На грязных ручках живут микробы, они плохие». Дома и в детском саду взрослые показывают, как это делать.

Чтобы формировать навыки самообслуживания, используют игровые воспитывающие ситуации. Начав рассказывать ребенку сказку, по ходу совершают гигиенические процедуры. «Жили — были ножки, бегали они по дорожке, испачкались. Прибежали ножки к кроватке, хотели отдохнуть, а кроватка не разрешает грязным ножкам лежать на чистой простынке». Увлеченный рассказом ребенок с удовольствием пойдет купаться перед сном.

Стимулирование дошкольника на объяснение и закрепление знаний — хороший метод. Такое упражнение как «Научим Зайку вытирать ротик салфеткой», закрепит навыки поведения за столом. Если взрослые заметили, что малыш сам разделся, сложил одежду в нужное место, его нужно похвалить. Поощрение — мощный двигатель воспитательной деятельности.

Ненавязчивый контроль на первых порах необходим. «Чья-то кофточка плачет. Наверное, она упала со стульчика». Дети еще ко всему относятся, как к сказке, и склонны поддерживать игру взрослого.

Формирование КГН осуществляли, реализуя игровой проект «Мы-чистюли». Благодаря мероприятиям, включенным в план работы, воспитанники получили начальные понятия о чистоте, красоте и здоровье. Совместные действия педагогов и родителей приведут к тому, что малыши научатся следить за своим внешним видом.

Культурно-гигиенические навыки в  раннем возрасте отрабатываются путем многократного повторения одной темы. Научили куклу Дашу, что нужно мыть ручки или  вытирать нос платочком, потом пусть научат Мишку, потом Чебурашку. Можно пробовать парные формы обучения. Дети рассказывают и показывают друг другу, как мыть руки.

Родителям рекомендуется использовать период «я сам» для обучения полезным навыкам. Необходимо поощрять самостоятельность, не делать все за малыша, готовить его к взрослой жизни. Если малыш проявил инициативу и сам натянул шапку, лучше его похвалить, даже когда она одета задом наперед. Нельзя говорить, что он неправильно оделся, надо придумать причину перевернуть головной убор: прицепить брошку, значок на переднюю часть, чтобы малыш лучше ориентировался.

С предметами гигиены ребенок знакомится с рождения. Мыло, полотенце, салфеточки, платочки использует мама, ухаживая за ребенком. Чуть позже малышам начинают прививать навыки культурного поведения. В ДОУ основы культуры и гигиены осваиваются воспитанниками в ходе непрерывной образовательной деятельности.

Как научить ребенка мыть руки

Формулировка целей для НОД в  группе раннего возраста должна включать формирование целостного процесса мытья рук.

Результат: формирование навыка личной гигиены, мытье рук.

Оборудование: игрушка — резиновый заяц.

Содержание работы: взрослый говорит: «Мы гуляли, мы играли, наши ручки замарали. Нужно ручки нам помыть, Зайку мыться научить. Давайте покажем Зайчику, как мыть ручки». Игрушку ставят рядом с умывальником. Взрослый показывает, как правильно мыть руки. Потом дети моют руки. В завершение Зайчик хвалит и благодарит детей.

Взрослым следует поощрять случаи, когда ребенок проявляет самостоятельность. Но как быть, если малыш увлекся? Многим детям нравится процесс намыливания рук, они готовы делать это каждые пять минут. Родителям и педагогам потребуется терпение и смекалка, чтобы отвлечь малыша от этого занятия.

Вывод:

Формирование КГН — процесс не быстрый работаем над всеми задачами целый год, он включает  дидактические упражнения по формированию и закреплению навыков самообслуживания. Постепенное приучение к самообслуживанию помогает воспитанников самоутвердиться, почувствовать себя старше. Если поддерживать постоянный интерес к занятиям по формированию КГН, то полезные навыки превращаются в привычку.

А теперь предлагаю посмотреть наш проект "Мы -чистюли" Воспитатель рассказывает и показывает проект с фотографиями. Затем отвечает на вопросы родителей и даёт рекомендации.

Практическая работа с родителями. Предлагает разложить алгоритм мытья рук, а затем поиграть в игру "Разложи правильно картинки" Благодарит родителей.



Предварительный просмотр:

Доклад для родителей на тему: «Формирование основ безопасности в быту, социуме, в природе, через игры витальной безопасности, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ.»

В этом году я взяла  по витальной безопасности - одежду в разные сезоны. Хочу научить детей правильно и безопасно для здоровья одеваться. Вся работа  строиться с использованием методов ТРИЗ – это признаки, с которыми мы начали работать еще в прошлом году. В этом году мы постараемся почти все признаки изучить и добавим метод Причинно-следственные связи.

Для продолжения работы по изучению и закреплению признаков в рамках нашей темы (витальная безопасность)  мы осенью начинали следующую работу с детьми -  закрепляли  части тела человека и что можно на них надеть. Например: голова- дети называют головные уборы, которые надеваем  в любое  время года: шапки, кепки, косынки и.т.д . Мы играли в разные игры и дети   чётко  знают, на какие части, что можно одевать. Затем  мы  с детьми разработаем  алгоритм правильного и безопасного одевания на улицу. Сначала ноги -это колготки, носки и т.д. И будем закреплять время года, что мы осенью надеваем на ноги, тело, голову, руки. При этом используем признаки: части, цвет, форму. Придумали свой значок –признак к времени года –осень. Например: температура и жёлтый листок. Затем также придумаем значки  к остальным  временам года.  Мы составили алгоритм одевания на прогулку, с детьми объясняем, почему, ребёнок выйдя на улицу заболел? Он не застегнулся или не надел колготки, пропустил или шапку не завязал –уши заболели. При помощи алгоритма детям  легче одеваться и они в полной безопасности для своего здоровья будут всё выполнять.

 Также  в течение года сделаю игру: «Безопасная прогулка»  с использованием ОТСМ-ТРИЗ  причинно-следственные связи. Подберу  парные картинки: «Бежит с палкой- падает и  сам ударяется о палку, на горку пошёл не по лесенке- упал,  рядом с качелью стоишь-можешь стукнутся, песком кидаешься- детям одежду мараешь или в глаза попадешь, зимой снежками нельзя кидаться. С детьми проговаривать, что это всё не безопасно и приносит вред здоровью детей.  Например: ребёнок плачет, потому что стоял рядом с качелью и т.д. Закрепляем с детьми причинно-следственные связи.   Также с детьми  провела проект «Аккуратный шкафчик» , где ещё раз была отражена моя тема связанная с витальной безопасностью. Показ проекта родителям.

Вывод: Донести до родителей, что моя тема в доступной, игровой форме обыгрывается с детьми и чтобы родители нас поддерживали и закрепляли дома правила безопасности в быту и на прогулке и их соблюдали.


Информационная безопасность.

«Родители объявили бойкот» Современное выражение.т.е.

Заменили живое общение на гаджиты.

Поиграем в игру. «Как влияют гаджиты на детей?»

  1. Становятся зависимыми.
  2. Влияет на зрение, на речь, на психику.
  3. Изменяется режим дня.
  4. На двигательную активность.

Что можно проводить с детьми  в повседневной жизни:

           1.Наблюдения различные.

2.Речевые и настольные игры,

3.Просто общайтесь, говорите добрые слова детям, хвалите, давайте поручения, относитесь, как личности.



Предварительный просмотр:

 Инструкция по правилам безопасного поведения  воспитанников в детском саду и  при проведении прогулок на участке ДОУ (детского сада) разработана с целью предупреждения травмирования и несчастных случаев с детьми на участке детского сада в летний и зимний периоды при проведении подвижных игр, на качелях, горках и т.д.

Моя инновационная тема: «Формирование основ безопасности в быту, социуме, в природе, через игры витальной безопасности, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ.»

В этом году я продолжаю мою тему по витальной безопасности. Мы с детьми научились правильно одеваться, и знаем, на какую часть тела одевается одежда. Дети знают алгоритм складывания вещей в шкафах.  Продолжаем  играть в игру  : «Подбери пару»  с использованием ОТСМ-ТРИЗ  причинно-следственные связи. Дети подберают парные картинки: «Бежит с палкой- упадёшь и сам стукнишся, на горку пошёл не по лесенке-упал,  рядом с качелью стоишь-можешь стукнутся, песком кидаешься- детям  в глаза попадешь, зимой снежками нельзя кидаться. С детьми закрепляем, что это всё не безопасно и приносит вред здоровью детей. В этом году добавила картинки и дети более расширенно и конкретно отвечают на поставленные вопросы. Каждую ситуацию с детьми  обыгрываем. Разработала игры: «Безопасная прогулка» и «Безопасное время года», «Подбери картинку к времени года», где закрепляем с детьми  правила безопасности на прогулке и подбираем картинки к временам года. Дети объясняют, почему так случилось с ребёнком, и устанавливают причинно-следственные связи, а так же раскладывают картинки безопасного поведения детей по всем временам года и объясняют почему эта картинка относится к этому времени года, а не к другому.

Вывод: Продолжать учить  детей в доступной, игровой форме выполнять правила безопасности в быту и на прогулке и их соблюдать.


            Дидактическая игра:

          «Безопасная прогулка»

     Причинно-следственные связи.



Предварительный просмотр:

Мастер – класс для родителей.  Игра «Один дома»

 Моя тема:

«Формирование основ безопасности в быту, когда ребёнок один дома, используя технологию  ОТСМ-ТРИЗ»

 В этом году  я   уделяла больше внимание детей на то, какие правила нужно выполнять в быту ,  если ребёнок остался один.   В игровой форме  знакомила детей с правилами поведения в быту,  обыгрывала  различные ситуации. Также с детьми устанавливали и  закрепляли  причинно-следственные связи. Продолжая работать над своей темой,  я разработала игру  «Один дома». Сейчас я вас познакомлю с этой игрой.

 Цель игры:  Учить детей соблюдать правила безопасности  в быту, когда ребёнок остаётся один дома.  Продолжать устанавливать причинно-следственные связи.

Материал: картинки по безопасности в быту и дома,  два человечка: Опасик и Безопасик, стол.

Ход игры:

 В игре участвует несколько человек.  Раскладываем картинки на столе и рассказываем, почему нужно соблюдать правила безопасного поведения дома. Приходят в гости человечки, их зовут Опасик и Безопасик, Опасик всё время путает  и нарушает правила, а Безопасик всё делает правильно. Затем дети учат  Опасика, чем можно заняться дома, когда  остались одни. И что нельзя делать, когда вы дома одни. Затем устанавливаем причинно-следственные связи. В конце игры Опасик и Безопасик благодарят детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер класс "Работа с родителями"

мастер класс для педагогов по работе с родителями "Безконфликтное поведение в семье"(с элементами тренинга) Цель: Освоение и последующее активное примениение тренингов в практической деятельности педа...

Совместный мастер-класс детей и родителей по изготовлению самодельной куклы

Работа с родителями и детьми очень ценны в моей деятельности....

Мастер-класса с участием родителей и детей первой младшей группы «Игрушки из солёного теста»

Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей.Задачи:- познакомить с историей возникновения соленого теста, технол...

Мастер-класс. Тема: "Привлечение родителей к воспитанию культурно- гигиенических навыков у детей раннего возраста посредством использования игровых приемов и художественного слова.

Ваши дети растут не по дням, а по часам все больше радуя и удивляя вас. Только-только ваше ненаглядное солнышко лежало в кроватке, и вот уже пухлые ножки уверенно исследуют квартиру. Недавно ребенок л...

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».

Мастер- класс с участием родителей в ясельной группе «Игрушки из соленого теста».Цель: Познакомить с возможностью использования соленого теста – тестопластика в совместном творчестве родителей и детей...

Мастер-класс "Мастерская для родителей "Рисуем вместе"

Из материалов мастер-класса родители узнают много полезного и интересного о нетрадиционных техниках рисования, о том как обычное рисование превратить в необычное при помощи простых предметов....

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб» Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат Рамазановна. Цель: Создать условия для формирования умений работать с тестом используя знакомые приёмы лепки. Привлечь родителей к участию в вос

Мастер-класс с участием родителей «Чудо-Хлеб»Подготовила и провела воспитатель ГБДОУ №1 Алиева Таибат  Рамазановна.Цель: Создать условия для формирования умений работать с  тесто...