Ориентация детей дошкольного возраста в окружающем мире Консультация для родителей будущих первоклассников
консультация (подготовительная группа)

Туктарова Марина Николаевна

Для того, чтобы определить способности ребенка, необходимо знать, что ребенок должен уметь делать в каждый возрастной период своего развития.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon orientatsiya_detey_v_okr_mire.doc148 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение «Детский сад №64»

Ориентация детей дошкольного возраста в окружающем мире

Консультация для родителей

будущих первоклассников

Составил:

Воспитатель Туктарова Марина Николаевна

Г. Оренбург, 2023

Ориентация детей дошкольного возраста в окружающем мире

Для того, чтобы определить способности ребенка, необходимо знать, что ребенок должен уметь делать в каждый возрастной период своего развития.

Для двухлетнего ребенка характерно так называемое “полевое” поведение, то есть он ориентируется в ситуации, которая находится в его поле зрения. В этом возрасте дети очень деятельны, но они делают только то, на что его толкают окружающие вещи.

Эмоциональные реакции то же нестойкие. Например, мать ушла, ребенок плачет, дали яблоко — успокоился. Память в этом возрасте значит не вспоминать, а узнавать. Поэтому для развития памяти нужно показывать предмет и спрашивать “что это?”. Такие вопросы можно задавать как об окружающем, так и на картинках, так как ребенок этого возраста может находить на них знакомые предметы.

В этом возрасте ребенок через игру создает внутренние модели мира. В два года он свободно нянчит куклу, проделывая с ней то, что проделывает с ним мать: укладывает куклу, кормит и т. д. Но в этом возрасте игра еще не осознана, он еще не умеет использовать в игре отвлеченные вещи. Попросту говоря, у него еще нет активного воображения. Для развития воображения необходимо родителям стимулировать его. Например, предложить игрушку, которая не соответствует реальному образу (медвежонок) и сыграть с ребенком попросив его представить, что это кто-то другой (например, мальчик, которого укладывают спать).

К двум годам начинает формироваться фразовая речь. Речь - это средство социального общения. И именно с развитием речи связаны предпосылки интеллекта, такие как обобщение, анализ, мышление. Ребенок этого возраста еще не в состоянии обобщать отсутствующие объекты и не в состоянии говорить о них. Ребенок раньше начинает понимать речь, чем делать обобщения и воспроизводить ее. Для развития обобщения и увеличения словарного запаса необходимо учитывать, что основная информация об окружающем и усвоение речи идет через восприятие речи родителей. Поэтому родителям необходимо следить за своей речью, не употреблять слова, заимствованные у ребенка( “покази где лётик”), а произносить их правильно, так как они должны звучать. Слово для ребенка - это обозначение предмета или его свойства, которое от него трудно отделить. Поэтому они часто объединяют слова, относящиеся к одному и тому же предмету (“мазелин” вместо вазелин, “мокрес” вместо компресс).

В этом возрасте ребенок начинает воспринимать небольшие сюжетные картинки, может конструировать из простых предметов (матрешки, пирамидки). И для развития этих навыков необходимо стимулировать ребенка на эту деятельность с использованием социальных поощрений (похвалы).

В три года у детей начинает формироваться самосознание, и именно это становится основой кризиса 3-х лет, который так волнует многих родителей. Основное проявление кризиса - негативизм. Его надо отличать от непослушания. Если ребенок не хочет сделать что-нибудь, потому что это неприятно ему (например, он играет, а его заставляют идти спать, он же спать не хочет), это не будет негативизмом. Это будет отрицательная реакция на требование взрослых. Негативизм - это такие проявления в поведении ребенка, когда он не хочет что-нибудь сделать только потому что это предложил кто-то из взрослых, (например, взрослый говорит : “это платье белое” ребенок отвечает :"нет, оно черное"). Стремление сделать наоборот, по сравнению с тем, что ему говорят и есть проявление негативизма. Ребенок при этом как бы утверждает свое “Я”, подтверждая самому себе, что он может проявить независимое поведение по отношению к тому, о чем его просят. Появляются детские ябеды - это возможность получить нравственную оценку родителей (“да, это хорошо” или “плохо, и ты так поступать не будешь”). Именно с этого момента начинается становление личности. Если в этом возрасте настаивать на своем, подавляя ребенка в его стремлении выделить себя из окружающего мира, то можно сломать личность в самом начале ее развития. Если во всем идти на поводу у ребенка, то не сформируется ответственность, за свое поведение в будущем. Как же быть? Примерно в одной трети случаев негативизма и упрямства переключать его внимание на что-то противоположное, в другой трети просто не обращать внимания, но если его негативизм противоречит моральным нормам или угрожает жизни - настоять на своем. При правильном подходе к ребенку этот период проходит через 1–2 года и в пять лет он снова станет послушным и спокойным.

В этом же возрасте начинается становление памяти, слияние мышления и речи, появляются вопросы “Почему?”. Активно обогащается словарный запас. Для развития способностей с детьми разучиваются несложные стихи, читают короткие рассказы, предлагают показать и рассказать, что изображено на картинках. Некоторые родители подходят к этому процессу, очень активно перегружая ребенка информацией. А так как в возрасте от 3 до 5 лет активно формируется речь, то у некоторых детей из-за перегрузки информацией и несоответствием развития речевого аппарата (губы, язык, голосовые связки) и внутренней речи могут появиться запинки. Это нужно учитывать при занятиях с ребенком.

Возраст 5–7 лет характеризуется становлением целенаправленной деятельности. Дети могут конструировать как по образцу (например, мозаика), так и используя активное воображение. И здесь необходимо давать ребенку различные задания на конструирование, на развитие образных представлений. Для этого можно рассказывать истории, в которых окончание сначала придумываете вместе с ребенком, а далее предоставлять это самому ребенку. Так как происходит дальнейшее формирование словесно-логического мышления, для развития полезно показывать ребенку последовательные картинки, которые всегда можно найти в детских журналах. При этом ребенку предлагают установить последовательность и рассказать коротенький рассказ. Для формирования активного словаря ребенка просят пересказать сказку, прочитанную родителем, помогая ему при этом вопросами: “что произошло?, кто плохой и хороший?, как ты думаешь, почему? и т. д.” В этом возрасте появляется чувство ответственности. И родителям необходимо помнить об этом. Ведь от того, как ребенок будет относиться к себе и окружающим его людям, насколько он отвечает за свое поведение зависит его дальнейшая жизнь. Ответственность предполагает, что ребенок в состоянии ответить за то, что происходит.

Контроль родителей важен, когда ребенок маленький и у него еще мало опыта для принятия собственных решений. В этом случае контроль может быть во благо, например, когда ребенок выходит на проезжую часть, но чем он старше, тем меньше смысла в подобной опеке. И запреты могут привести или к подавлению инициативы и неумению заботиться о себе в будущем. Поэтому уже в этом возрасте необходимо поощрять любые проявления самостоятельности, начиная от завязывания шнурков до более серьезных поступков. Если постоянно контролировать ребенка, все делать за него, то в будущем он не сможет принимать правильные решения самостоятельно. И всегда нужно помнить, что ребенок имеет право на ошибку и, не испытав, не узнав чего-то, он будет беззащитным перед трудностями взрослой жизни. И здесь самое главное - давать ребенку больше информации и разрешать пробовать, пользоваться этой информацией. Например, показать, как зажигается газ, научить убирать посуду, давать самому разбираться в детских спорах. Ребенку нужно дать обжечься, но не дать сгореть.

Методика "Общая ориентация детей в окружающем мире и запас бытовых знаний"

Этот вариант методики предназначается для детей, поступающих в школу. Для оценки общей ориентировки в окружающем мире детей с I по V классы и для выяснения запаса их бытовых знаний используются другие перечни вопросов, которые следуют далее. Процедуры обработки ответов на них, выведения оценки в баллах и оценивания на этой основе уровня психологического развития ребенка идентичны.

Общая ориентация детей, только поступающих в школу, в окружающем мире и оценка запаса имеющихся у них бытовых знаний производятся по ответам на следующие вопросы:

1. Как тебя зовут?

(Называние фамилии вместо имени не является ошибкой.)

2. Сколько тебе лет?

3. Как зовут твоих родителей?

(Называние уменьшительных имен не рассматривается как ошибка.)

4. Как называется город, в котором ты живешь?

5. Как называется улица, на которой ты проживаешь?

6. Какой у тебя номер дома и квартиры?

7. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие и какие домашние?

(Правильным считается тот ответ, в котором названы не менее двух диких и не менее двух домашних животных.)

8. В какое время года появляются и в какое время года опадают листья с деревьев?

9. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь и готовишься ко сну?

10. Назови предметы одежды и столовые приборы, которыми ты пользуешься.

(Правильный ответ — тот, в котором перечислены не менее трех предметов одежды и не менее трех разных столовых приборов.)

За правильный ответ на каждый из предложенных вопросов ребенок получает 1 балл. Максимальное количество баллов, которое может получить один ребенок по данной методике за правильные ответы на все вопросы, составляет 10.

Для ответа на каждый из вопросов ребенку отводится по 30 секунд. Отсутствие ответа в течение этого времени квалифицируется как ошибка и оценивается в 0 баллов.

Полностью психологически готовым к обучению в школе (по данной методике) считается тот ребенок, который правильно ответил на все вопросы, т.е. в итоге получил 10 баллов. В течение времени, отводимого на ответ, ребенку можно задавать дополнительные вопросы, облегчающие, но не подсказывающие правильный ответ.

Памятка для родителей будущих первоклассников.

Общая ориентация детей в окружающем мире и оценка запаса бытовых знаний, у будущих первоклассников, производится по ответам на следующие вопросы

  1. Как тебя зовут?
  2. Сколько тебе лет?
  3. Как зовут твоих родителей?
  4. Где они работают и кем?
  5. Как называется город, в котором ты живёшь?
  6. Какая река протекает в нашем городе?
  7. Назови свой домашний адрес.
  8. Есть ли у тебя сестра, брат?
  9. Сколько ей (ему) лет?
  10. На сколько она (он) младше (старше) тебя?
  11. Каких животных ты знаешь? Какие из них дикие, домашние?
  12. В какое время года появляются листья на деревьях, а в какое опадают?
  13. Как называется то время дня, когда ты просыпаешься, обедаешь, готовишься ко сну?
  14. Сколько времён года ты знаешь?
  15. Сколько месяцев в году и как они называются?
  16. Где правая (левая) рука?
  17. Прочти стихотворение.
  18. Знания математики:
  1. счёт до 10 (20) и обратно
  2. сравнение групп предметов по количеству (больше – меньше)
  3. решение задач на сложение и вычитание

УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!!!

Как выяснить, есть ли у вашего ребёнка интерес к обучению в школе, помогут данные  вопросы:

  1. Хочешь ли ты пойти в школу?
  2. Зачем нужно ходить в школу?
  3. Чем ты будешь заниматься в школе?
  4. Что такое урок? Чем на нём занимаются?
  5. Как нужно вести себя на уроках в школе?
  6. Что такое домашнее задание?
  7. Зачем нужно выполнять домашнее задание?
  8. Чем ты будешь заниматься, когда придёшь домой из школы?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект коррекционно-развивающего занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентаций детей дошкольного возраста

Конспекткоррекционно-развивающего  занятия педагога-психолога на формирование собственных ценностных ориентации.педагог-психолог Л.В. Чепрасова Тема: «Бабочка»Цель: снижение конфликтно...

Программа и руководство по ранней предпрофельной ориентации детей дошкольного возраста «Ознакомление дошкольников с железнодорожным транспортом и трудом железнодорожника» предназначена для воспитателей дошкольных учреждений и родителей.

В компании ОАО «РЖД» все образовательные учреждения данного ведомства ведут профориентационную  работу на железнодорожные профессии- это система мероприятий, цель которых  помочь осознанно в...

Презентация "Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии"

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии в условиях сельской местности...

Проблемы профессиональной ориентации детей дошкольного возраста

Формирование у воспитанников дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) первичных представлений о мире профессий обосновывается требованиями Федерального государственного образовательного стандарта...

«Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста через различные виды художественного творчества»

Хочу представить вам материал по проблеме ранней профориентации дошкольников через различные виды художественного творчества....

Консультация для родителей «Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста»

Консультация содержит советы родителям о том, что можно рассказать ребенку о выборе профессии....

Ранняя профессиональная ориентация детей дошкольного возраста в выборе будущей профессии

На современном этапе основной целью воспитания детей дошкольного возраста является поддержка разнообразия детства, сохранения уникальности и самоценности детства как важного этапа в общем развитии чел...