Консультации для родителей
консультация

Взаимодействие семьи и детского сада

Для чего нужны пальчиковые игры

Лучше один раз наказать, чем 10 раз предупредить

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Взаимодействие детского сада и семьи»

Родители и воспитатели - два берега одной реки.

Семья и детский сад - два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего.

Но всегда ли детскому саду и семье хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Непонимание между семьей и детским садом всей тяжестью ложатся на ребенка. А некоторые родители просто самоустраняются от воспитания детей.

Как изменить такое положение?

Как заинтересовать родителей в работе детского сада, помочь осознать важность единых требований семьи и детского сада?

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Детский сад – первое воспитательное учреждение, с которым вступают в контакт родители и где начинается их систематическое педагогическое просвещение. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга.

Всестороннее гармоничное развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется характер; в семье закладываются исходные жизненные позиции.

Для создания в семье благоприятных условий для воспитания детей, для недопущения ошибок в семейном воспитании родителям необходимо, прежде всего, овладеть полным объемом определенных психолого-педагогических знаний, практическими навыками и умениями педагогической деятельности.

Взаимодействие педагогов в учреждении с родителями, не только предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; а также направлено на повышение педагогической культуры родителей, то есть, сообщение им знаний, формирование у них педагогических умений, навыков, рефлексивного отношения к себе как к педагогам.

Повышение педагогической культуры родителей разрешает сложившееся противоречие между воспитательным потенциалом семьи и его использованием. Составная часть взаимодействия – общение педагога с родителями.

Для эффективного взаимодействия педагога с семьей недостаточно диагностики и желания сотрудничать. Необходимы современные знания о семье, причем эти знания должны стать достоянием каждого сотрудника детского сада, основой для профессионального взаимодействия. Современная семья нуждается в разнообразных знаниях: медицинских, педагогических, психологических, юридических, экономических…

Семья похожа на музыкальное произведение, в котором каждый играет свою партию, надо лишь стараться, а не требовать, чтобы играли только вашу мелодию.

Решение семейных проблем требует от супругов зрелости и компетентности, а значит, волевых усилий, способность взять на себя дополнительную нагрузку. Большинство родителей традиционно доверяют своему жизненному опыту, опирающемуся на опыт их собственных родителей. И нередко возникновение в семье задач, которых не было в их семье, приводит к семейной дисгармонии: нет образцов того, как справляться с проблемой. Ощущение несостоятельности (в любой сфере бытия) болезненно для большинства людей. В этом случае непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагога в саду не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме.

И педагог, и родитель – взрослые люди, которые имеют свои психологические особенности, возрастные и индивидуальные черты, свой жизненный опыт и собственное видение проблем. До тех пор, пока взрослому хватает знаний для успешного взаимодействия, сомнений по поводу этого знания у него не возникает. Есть поговорка: “Можете подвести лошадь к воде, но не заставите ее пить” – так и с обучением. Взрослый учится, руководствуясь прагматическими мотивами. Новые знания вводят человека в другую социальную реальность: дарят новое видение проблемы и мира. Воздействие нового знания на личность взрослого идет непросто; требует от него критической переоценки собственного опыта.

Желание узнать что-то новое подразумевает готовность расстаться со сложившимся порядком вещей. Роль семьи несравнимо по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как в семье формируется и развивается личность ребенка, происходит овладение им социальными ролями для безболезненной адаптации в обществе. Связь с семьей человек ощущает на протяжении всей своей жизни. И именно в семье закладываются основы нравственности человека, формируются нормы поведения, раскрывается внутренний мир и индивидуальные качества личности.

Являясь одним из важных факторов социального воздействия, семья оказывает влияние в целом на физическое, психическое и социальное развитие ребенка. Роль семьи состоит в постепенном введении ребенка в общество, чтобы его развитие шло сообразно природе ребенка и культуре страны, где он появился на свет. Обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа – прямая функция семьи как социального института. Но это все невозможно без систематического просвещения родителей.

Эффективно организованное сотрудничество может дать импульс построению взаимодействия с семьей на качественной новой основе, предполагающей не просто совместное участие в воспитании ребенка, но осознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию. Совместная деятельность сближает родителей и детей, учит взаимопониманию и доверию, делает их настоящими партнерами.

Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый опыт обучения будет успешным. И только совместными усилиями, дополняя и поддерживая, друг друга, семья и детский сад могут достигнуть желаемых результатов. И у родителей, и у педагогов цель одна – благо детей, их полноценное и гармоничное развитие.

Необходимо учиться не работать с семьей, а понимать семью, причем семью каждого воспитанника, ее особенности, движущие силы, проблемы. Это самое важное направление в деятельности детского сада. И без этого понимания невозможно говорить о взаимодействии дошкольного образовательного учреждения и семьи.

Семья – уникальная воспитательная среда, детский сад – специфический воспитательный феномен – это равнозначные, взаимодополняемые “объединения”, необходимые для правильного личностного и социального развития ребенка. Необходимо выстроить диалог детского сада и семьи, основанный на сотрудничестве, содружестве, взаимопомощи, чтобы затраченные усилия не отличались столь разительно от итогов воспитания детей, чему в решающей степени способствуют совместные усилия семьи и детского сада.

“Воспитание – не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого с живой душой ребенка”.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Для чего нужны пальчиковые игры»

 В последнее время популярность пальчиковых игр заметно выросла. Подобные игры - не новомодное увлечение. Они существовали у разных народов с давних времен. И немудрено, ведь пальчиковые игры - замечательный способ развеселить ребенка, отвлечь его от чего-либо, найти контакт с любым малышом. Но это не главное их достоинство.

Развитие речи

Речевые центры головного мозга интенсивно стимулируются двигательной активностью ребенка. Речь, сопровождается подвижными образами, более выразительна и доступна пониманию малыша. Стихотворная форма подачи материала имеет соответствующий ритм, который помогает детям координировать речь и движение. Первое время малыш повторяет только движения, но на подсознательном уровне происходит пополнение его словарного запаса, появляются навыки построения предложения, употребления различных грамматических форм и т. п. Позже ребенок будет стремиться самостоятельно озвучить свои действия.

Память

Нет необходимости разучивать с малышом стихотворения. Играя с пальчиками, он легко запоминает их уже после нескольких прочтений. Ребенок довольно быстро начинает связывать в сознании зрительные образы с соответствующим текстом. Стихотворения запоминаются надолго и в несколько раз быстрее, чем при обычном чтении. Это своего рода мнемонический прием. Взрослому, который играет с ребенком, желательно знать текст игр наизусть. Но, если на это нет времени, прочтите стихотворение, чтобы представить себе его содержание, разберите движения и первое время играйте с ребенком. Подсматривая книгу. Уверяю вас, текст, подкрепленный действием, запомнится очень быстро.

Подготовка руки к письму

Конечно, сильные, ловкие, гибкие умелые пальчики вашего ребенка - это залог его будущих успехов (письмо, рисование, рукоделие, конструирование и т. д.)  А пальцы, как и любую другую часть тела, можно и нужно развивать и тренировать. Ручки ребенка еще не слишком хорошо с координированы, а умственное развитие малыша опережает его графические  навыки. Пальчиковые игры — это универсальный тренинг мелкой моторики, гимнастика в игре.

Внимание

Важнейшим способом обучения и развития ребенка дошкольного возраста является подражание. Дети подражают всему, что видят, и хорошему и плохому просто потому, что подражание является их врожденной способностью и ведущим видом деятельности. Необходимо отметить, что способность к подражанию не у всех детей развита одинаково. Часто зависит от умения удерживать внимание. Пальчиковые игры являются одним из способов развития внимания.

Воображение

Поначалу детский взгляд притягивает движение. Пальчики создают некие формы, которые благодаря речи складываются образы. Нет нужды изображать на пальцах глазки и носики, их дорисует воображение ребенка. Фантазия малыша начинает активно работать, и вместо простых пальчиков появляется целая галерея образов.

Артистизм

Как правило, эмоциональная речь подкрепляется жестами, а жесты, в свою очередь, добавляют выразительности словам. Дети, прошедшие «школу» пальчиковых игр, легче овладевают динамикой жеста, более раскованы и коммуникабельны.

Как играть

Сначала попробуйте устроить «пальчиковый театр», в котором ребенок просто зритель: рассказывайте небольшие сказки, подкрепляя слова соответствующими движениями. Очень скоро ребенок захочет повторять движения вместе с вами. Обязательно дождитесь этого момента. Помните, что все дети разные. Одни тут же включаются в игру, другие будут только созерцать, а потом вдруг начнут складывать пальчики или произносить стихотворные фразы.

Не добивайтесь произнесения стихотворения вместе с движением. Ребенку это тяжеловато. Вполне достаточно того, что ребенок стремится повторить тот или иной жест.

Поначалу не все движения получаются хорошо. Обычно это беспокоит родителей, но не самого ребенка. Он выполняет как может. Не торопитесь поправлять его. Просто показывайте движение сами снова и снова, а ребенок со временем обязательно будет стремиться «усовершенствовать» свои действия.

Кроме того, пальчиковые игры просто любимы всеми детьми, дарят тактильный и эмоциональный контакт и незаменимы в таких ситуациях, как ожидание в очереди к врачу, долгая поездка на машине и т. п. Это замечательная возможность плодотворного общения с ребенком.



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Лучше один раз наказать, или десять раз предупредить?

Самое правильное наказание – это то, которое малыш организует для себя сам.

- Да его невозможно приучить к порядку! Поиграет – на место ничего не уберет, одежду бросает, где снял, на столе вечный бардак! – жалуется мама одного мальчика. Уж я его и порола, и игрушки все на балкон выносила, и мультиков он у меня практически не смотрит – все бесполезно. На пару дней его хватает – а потом все по новой…

Не унижать

Взрослые создают запреты и правила, а дети, иногда кажется, просто созданы для того, чтобы нарушать их. Дети не всегда бывают послушны, а родители не всегда справедливы. Бывает, шлепок по попе оказывается единственным методом выхода из кризисной ситуации. Правильно ли вы наказываете? Идет ли наказание, которое вы применили к ребенку, на пользу ему?

Малыш, нечаянно пробегая по комнате, задел ногой этажерку и разбил любимый горшок с цветами. Боже, что с нами вдруг начинает происходить! Мы словно теряем рассудок: трясем детей за шиворот, оскорбляем их, кричим и бьем их. Когда же вспышка ярости проходит, осознаем свою вину и торжественно обещаем, что это больше не повторится. Но вскоре гнев вспыхивает снова, и наших хороших намерений как не бывало…

Понятно, что в реальной жизни мы не можем и не должны быть равнодушны к тому, что ребенок нарушает установленные нами правила. В этот момент ему надо сказать резкое и решительное "нет", а в случае повторения проступка - наказать. Но только вот как? Тут нет готовых рецептов. Единственное, что можно посоветовать - быть осторожным с психикой ребенка, не нарушить своей зачастую неадекватной реакцией его доверие к нам. Дозировка и форма наказания всегда индивидуальны, умение пользоваться ими - особое мастерство. Каким бы ни было наказание, оно не должно унижать растущего человека.

Разумеется, ребенок не должен испытывать страх за каждое свое самовольное, нечаянное движение. Он должен иметь в голове определенные правила поведения и всякий раз "получать" за нарушение их. Родители, полагающие, что бесконечные предупреждения и угрозы наказания лучше, чем само наказание, ошибаются.

Воспитание – не дрессура

Итак, без наказания в воспитании ребенка не обойтись. Но как сделать это правильно и наиболее "безболезненно" для любимого малыша?

Конечно же, самое правильное, гуманное и полезное с воспитательной точки зрения наказание – это то, которое малыш организует для себя сам. Поэтому оно и называется - "естественное". От взрослого здесь требуется изрядное хладнокровие, и потому этот способ можно назвать самым трудным. Впрочем, если вы по-настоящему любите своего ребенка, то ничего трудного тут нет.

Естественное наказание срабатывает само собой.

"Осторожно! Разольешь!" - а он себе продолжает возить туда-сюда по столу стакан с соком. И вот неизбежное происходит: стакан падает со стола, разбивается и ребенок весь в соке.

Ваша первая реакция – подхватить, наподдать, сунуть под воду, бросить чуть ли не в лицо чистую одежду - ведь так? И потом затянуть лекцию о пользе послушания и осторожности с неизменными "ведь я же тебе говорила".

А теперь представьте себе ощущения человека в мокрой, холодной, липкой от сока одежде. Вот вам и наказание - вполне, между прочим, соразмерное "преступлению" и, главное, напрямую из него вытекающее. Но ваша работа только начинается: "Облился-таки? А теперь бери, пожалуйста, тряпку и вытри пол, пока сок не высох. А уж переодевайся сам - мне некогда". Ребенок мгновенно увидел последствия своего поступка, теперь уже вряд ли будет так легкомыслен в обращении с посудой, наводя порядок в кухне и в одежде, увидит, что за свои дела надо отвечать. Дать ребенку понять, что так поступать плохо – это ли не главная цель, которую вы ставите перед собой, наказывая его?

Но, конечно, все мы обычные живые люди и не всегда можем контролировать свои эмоции. Так что если ребенок довел-таки вас "до точки кипения", если ваша бурная реакция вызвана именно его возмутительным поведением (а не вашими личными проблемами) - честное слово, вы имеете право накричать на него и даже шлепнуть. Если ребенку попадает за дело, он не обидится (точнее, обидится лишь в момент наказания, но не затаит обиды надолго). Если дочку шлепнул отец, который в принципе никогда не поднимает на нее руки, это тем более окажется для ребенка очень громким сигналом о том, что на сей раз он преступил границы дозволенного. Если на ребенка кричат редко, он обычно хорошо запоминает, чего именно ему не следует делать. Повседневный же крик по любому поводу он со временем просто перестает замечать. Если, подняв на ребенка руку, вы позже почувствуете себя виноватым за несдержанность, ничто не мешает вам, успокоившись, попросить у ребенка прощения, но при этом объяснить, почему вам на сей раз не хватило терпения. Это не только не унизит вас в глазах малыша, но, напротив, покажет ему, что вы его любите и просто хотите видеть его лучше, чем он был до сих пор. В наказании важно вовремя остановиться. Эмоциональный взрыв - не преступление, но и не норма поведения. Регулярная порка к воспитанию никакого отношения не имеет. Это, скорее, унизительная, ломающая волю дрессировка. Ребенок, возможно, и перестанет безобразничать (чаще всего - на время, как описанный выше случай), но не потому, что так делать нельзя, а просто потому, что будет вас бояться. Впрочем, это еще не самое худшее для ребенка. Страшнее атомной войны для него – это когда в наказание родители словно перестают его замечать, причем ледяное молчание у некоторых "воспитателей" может длиться по нескольку дней. Родители, которые практикуют такой метод, должны знать, что ребенок в этот момент уверен, что остался один на всем белом свете, что его все бросили и он никому не нужен. Как вы думаете, что эти чувства могут воспитать в нем?

Запрещать разъясняя

Мы наказываем наших детей не ради наказания, а для того, чтобы вырастить их нормальными людьми. Поэтому, применяя меры к своему ребенку, родители должны иметь в виду несколько простых правил.

1. Необходимо заранее предупредить ребенка о том, что за определенный проступок его накажут. Ваш малыш должен знать о вашем отношении к его поведению и о том наказании, которое за этим последует.

2. Устанавливая наказание, родители должны быть уверены в правильности собственного решения, их не должна при этом мучить совесть. У ребенка же не должно возникать сомнений в неотвратимости наказания.

3. Наказывая ребенка, родители должны показать, что им это неприятно. Мудрецы советуют: при воспитании ребенка левая рука должна отталкивать, а правая приближать, то есть ребенку одинаково нужны строгость, дисциплина и любовь.

4. Запрещая что-то ребенку, вы должны объяснить причину своего запрета. Если родители будут только запрещать, не разъясняя при этом, как правильно себя вести - ребенок просто не будет знать, как ему быть.

5. Вы должны своим собственным поведением подавать пример ребенку. Недопустимым является вариант, когда родители, запрещая что-либо своему чаду, позволяют это себе.

Ребенка ни в коем случае нельзя наказывать:

- когда он болеет;

- перед сном и сразу после сна;

- во время работы и игры;

- во время еды (в этот момент ребенок буквально "проглатывает" негативные сигналы; впоследствии это может привести к развитию психосоматических заболеваний);

- непосредственно после душевной или физической травмы;

- когда ребенок искренне старается что-то сделать, но у него не получается;

- когда сам родитель находится в плохом настроении.

А теперь о том, чего родители не должны делать, наказывая ребенка:

- оскорблять ребенка как личность, обзывать его. Наказанию должен подлежать только конкретный его проступок;

- отвечать агрессией на агрессию. Ребенок попытался ударить вас, укусил или ущипнул? Даже если вы хотите показать, как вам больно, недопустимо повторять его действия;

- припоминать старые обиды и проступки. Должно действовать правило "наказан - прощен – забыто;

- наказывать лишением еды, прогулки или других жизненно необходимых вещей. Также нельзя наказывать трудом: в такой ситуации есть шанс навсегда отбить желание мыть посуду или, скажем, подметать;

- унижать. Презрительные выражения, насмешки, сравнения с другими детьми уничтожают личность ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...