Консультация для родителей
консультация

Консультация для родителей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для чего нужна артикуляционная гимнастика?

Рекомендации к проведению упражнений:

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([c]), [сь], [з], [зь], [ц], [ш], [ж], [щ], [ч], [л], [ль], [р], [рь]), его губы и язык должны сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которыми необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

  1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.
  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, их мышцы будут уже подготовлены.
  3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту»

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

  • Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно убрать.
  • Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.
  • Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5-7 минут, в зависимости от возраста и усидчивости  ребёнка.
  • Занимаясь с детьми 3-4- летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные движения.
  • К детям 4-5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и плавными, без подёргиваний.  
  • К 6-7-летнем возрасте выполняют упражнения в быстром темпе и умеют удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Артикуляционная гимнастика

в стихах

  1. Ч А С И К И

Тик-так, тик-так,

Ходит маятник вот так!

Цель: вырабатывать умение чередовать движение языка к уголкам рта: вправо – влево.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, отклонить высунутый язык вправо, затем – влево. Чередовать движения под счет.

  1. К А Ч Е Л И 

Вверх – вниз,

Вверх – вниз,

Ты качаться не ленись,

Язычок не торопись!

Цель: выработать умение чередовать движения широкого языка вверх – вниз.

Выполнение: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу. Чередовать движения языка от верхней губы к нижней.

  1. К А Ч Е Л И – Ч  А С И К

 И вправо – влево,

Вверх – вниз,

Язычок не торопись!

 Цель: выработать умение находить нужную позу для языка. Правильно координировать свои движения. Выполнение: губы вытянуть в улыбку, рот приоткрыть. Поочередно поднимать язык к верхней губе и опускать к нижней губе. Дальше отклонять поочередно язык, то к правому, то к левому углам рта.

  1. П О Ч И С Т И М  З У Б К И 

Чистить зубки часто надо,

Мама наша будет рада!

Цель: вырабатывать умение координировать движения языка. Сделать эти движения свободными. Выполнение: рот закрыт. Передней частью языка поочередно облизывать то верхние, то нижние зубы.

  1. Б О Ч К А 

Язычок наш словно бочка,

 Покатился в наши щечки.

Цель: укрепить мышцы кончика языка. Выполнение: рот приоткрыть, поочередно упираться кончиком языка то в правую, то в левую щечку.

  1. Л О П А Т К А

Язычок широкий, гладкий

 – Получается лопатка!

Цель: выработать умение делать язык широким и плоским.

Выполнение: приоткрыть рот, положить язык (сделать его широким, распластанным) на нижнюю губу. Удержать позу.

  1. И Г О Л К А

Язычок наш как иголка,

 Не ленись, уколет колко!

Цель: укрепить мышцы языка. Учиться делать язык узким и удерживать его в таком положении. Выполнение: рот открыт. Язык высунуть далеко вперед. Напрячь его, сделать узким. Удержать позу.

  1. З М Е Й К А 

Язычок, как змейки жало,

Сделал? Начинай сначала!

Цель: вырабатывать умение делать язык узким и управлять движениями языка.

Выполнение: рот широко открыть. Язык сильно высунуть вперед, напрячь его, сделать узким. Узкий язык максимально выдвигать вперед и убирать в глубь рта. Производить движения языком в медленном темпе.

  1. К Р У Ж О К

 Язычок, вертись дружок!

Нарисуй скорей кружок!

Цель: укреплять мышцы кончика языка и развивать умение свободно владеть языком.

Выполнение: рот приоткрыть. Кончик языка поставить в угол рта. Медленным круговым движением по часовой стрелке и против часовой стрелки, проводить кончиком языка по поверхности верхней и нижней губ.

  1. Т Р У Б О Ч К А 

Трубочка гуди сильней!

Созовем мы всех друзей.

 Цель: разрабатывать мышцы спинки языка и его передней части.

Выполнение: высунуть широкий язык. Боковые края языка загнуть вверх. Подуть в получившуюся трубочку. Выполнять в медленном темпе 10 – 15 раз.

  1. Г О Р О Ч К А

 Круче горка поднимись,

Мы помчимся с горки вниз!

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами и выгибать спинку языка. Выполнение: улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упереть в нижние резцы и, не отрывая его от зубов, выгнуть спинку языка. Удержать позу.

  1. К А Т У Ш К А

 Вот катушка покатилась,

Ты, катушка, не катись,

 Кошка сразу спохватилась,

 Ты на место становись!

Цель: выработать умение удерживать кончик языка за нижними зубами, выгибать спинку языка и активизировать язык.

 Выполнение: улыбнуться, показать зубы, рот приоткрыть. Кончик языка упереть в нижние зубы, выгнуть спинку языка. Верхними зубами поглаживать спинку языка.

  1. П А Р У С 

Выше парус поднимай,

В путь кораблик отправляй!

Цель: выработать умение подъема языка к верхнему небу и умения удерживания позы.

Выполнение: рот открыт. Язык поднять к твердому небу и удерживать позу.

  1. Ч А Ш Е Ч К А 

Любим, пить мы крепкий чай,

Ну-ка чашку подставляй!

Цель: выработать подъем языка кверху и удерживать данную позу.

Выполнение: улыбнуться, широкий язык загнуть кверху в виде чашечки. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.

  1. М А Л Я Р Ы 

Раз – два, раз – два,

И покрашена стена.

Три – четыре, три – четыре,

           Потолок мы побелили!

 Цель: Учить поднимать широкий язык вверх.

 Выполнение: улыбнуться, открыть рот, погладить кончиком языка твердое небо. При этом, широкий язык выполняет движения вперед – назад.

  1. Л О Ш А Д К А

Ты, лошадка хвост не прячь!

На тебе помчимся вскачь.

 Цель: растягивать подъязычную связку и укреплять переднюю часть языка.

Выполнение: присосать язык к твердому небу, щелкнуть языком. Щелкать медленно, сильно растягивая при этом подъязычную связку.

  1. Г Р И Б О К 

Ты расти, расти грибок

Упирайся в потолок.

Цель: растянуть и укрепить подъязычную связку. Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к твердому небу. Удерживать позу.

  1. Б А Р А Б А Н Щ И К 

Язычок наш крепким станет

 Барабанить не устанет!

Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать его подъем вверх и умение владеть им. Выполнение: улыбнуться, показать зубы, открыть рот. Кончиком языка в верхние зубы, произнося: «д – д – д – д – д – …», убыстряя темп, изменяя ритм.

  1. М О Т О Р 

Язычок у нас мотор

Заведи его шофер

Цель: выработать умение вибрировать кончиком языка, удерживая его при этом у твердого неба. Выполнение: рот приоткрыть, губы вытянуть в улыбку. Кончик языка поднять к твердому небу. Подать сильную воздушную струю и «порычать» как будто у нас заводится мотор.

 Желаю успехов!

МБДОУ Детский сад «Ладушки»

Для чего нужна артикуляционная гимнастика

C:\Users\User\Desktop\logoped.jpg

Подготовила:

учитель-логопед

  Сарыглар Г.В.

г. Анадырь 2023г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...