Как бороться с детской истерикой?
консультация

Елена Сергеевна Сорокина

Детская истерика, что это такое, и как с ней бороться родителям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_borotsya_s_detskoy_isterikoy.docx21.91 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей.

Детские истерики, что это такое и как с ними бороться?

Подготовила педагог-психолог МБДОУ №5 «Колокольчик» Сорокина Е.С.

Если говорить научным языком, то истерику можно объяснить как состояние крайнего нервного возбуждения, сопровождающееся потерей самообладания и неадекватным поведением. Со стороны истерики всегда выглядят не приятно, и не понятно для окружающих, чаще всего истерику можно трактовать как достижение желаемого. Например, ребёнок очень хочет новую игрушку, конфету, но мама или папа не покупают, и чтобы получить желаемое ребёнок считает, что это можно добиться истерикой, слезами, криками.

Иногда приступы истерики могут происходить на основе психотравм или заболеваний нервной системы, тогда уже стоит консультироваться со специалистами.

Как показывает практика многие родители «знают» как бороться с истерикой, большинство считают что нужно просто игнорировать и это пройдёт, с одной стороны да, так можно но только в самый пик истерики, после же того как приступ закончился ребёнок и его нервная система в стадии спокойствия, родителю нужно применить техники и приемы для того чтобы понять какова природа этой истерики, что послужило и как с ней справиться чтобы такого не было.

Причины истерики:

Основная причина истерики — столкновение интересов ребёнка и родителей. У него с возрастом появляются личные предпочтения и желания, которые расходятся с требованиями взрослых. Если добиться своего не удаётся, начинается истерика. Выделяют несколько типичных ситуаций, провоцирующих данное состояние. Они могут быть обусловлены психологическими и физиологическими факторами.

Психологические со стороны ребёнка:

  • отсутствие возможности вербально высказать недовольство (когда ещё не умеет разговаривать);
  • привлечение к себе внимания, которого не хватает;
  • непреодолимое желание добиться чего-либо;
  • выражение протеста;
  • упрямство;
  • подражание сверстникам или взрослым;
  • психотравма;
  • слабый, неуравновешенный тип нервной системы.

Психологические со стороны взрослых (родителей, родственников, воспитателей,):

  • гиперопека, чрезмерная строгость;
  • неправильная система наказаний и поощрений или её отсутствие;
  • прерывание любимого занятия;
  • нарушение личного пространства;
  • ошибки в воспитании.

Чтобы отучить ребёнка от истерик, нужно сначала понять причины, которые им движут. Если это обычные капризы (хочу это, купи то), справиться с ними можно быстро и легко. Если виновата система воспитания, её нужно пересматривать и кардинально менять, иначе никаких подвижек не будет. Гораздо сложнее и дольше придётся работать, если всему виной — психосоматика, проблемы со здоровьем.

У каждого ребёнка приступ истерики протекает всегда по-разному. Кто-то может просто сильно плакать, кто-то топает, кто-то падает на пол. Гораздо опаснее если ребёнок во время приступа может и себе и окружающим нанести травмы. Родители должны знать как это происходит именно с их ребёнком, чтобы например поймать момент и приглушить приступ.

Перед истерикой многие как бы «готовятся» к предстоящему представлению. Если удастся поймать этот момент, можно предупредить приступ. Об этом сигнализируют особые предвестники:

  • лёгкое хныканье;
  • сопение, пыхтение, ворчание;
  • поджатые или дрожащие губы (кто-то обиженно оттопыривает нижнюю губу);
  • нахмуренный взгляд исподлобья на того, от кого зависит удовлетворение желания;
  • глаза, полные слёз;
  • закрытая поза (руки в замке перед собой);
  • методичные раскачивания телом (сидя на стуле или просто стоя);
  • нервные, резкие движения;
  • красное лицо.

Предвестники демонстрируются далеко не всегда — часто приступы начинаются неожиданно и резко. Что обычно делает ребёнок в истерике:

  • плачет;
  • громко кричит до хрипоты;
  • размахивает ногами и руками;
  • топает, прыгает;
  • разбрасывает предметы;
  • тяжело, прерывисто дышит;
  • натужно и долго кашляет;
  • царапает, кусает самого себя и окружающих;
  • бьёт и толкает тех, кто находится рядом;
  • бьётся головой об стену;
  • не способен адекватно реагировать на сказанное и общаться;
  • катается по полу;
  • лёжа на полу, выгибает спину дугой — поза так называемого «истерического моста», представляющая собой непроизвольные судороги.

При этом он может кричать самые обидные вещи для человека, на которого направлена его истерика: «уходи», «ты плохой / плохая», «я тебя больше не люблю», «я тебя ненавижу».

В этот момент ребёнок переживает сразу несколько мощных эмоций:

  • гнев, ярость, злость, негодование;
  • раздражение, недовольство;
  • агрессию;
  • отчаяние, горькое разочарование;
  • обиду.

Это состояние аффекта, во время которого не получается сдерживать эмоции, контролировать поведение, как и моторику. Поэтому даже при членовредительстве (когда бьётся головой о стену, кусает и царапает самого себя), боль практически не чувствуется.

Наблюдать за всем этим достаточно страшно. Поэтому взрослые, которые оказываются свидетелями подобных сцен, должны знать, как правильно реагировать на истерики ребёнка.

Так что же делать?

Можно выделить несколько этапов.

  1. Попытка перехватить.

-изучить все предвестники приступа;

- уметь их распозновать;

- попытаться переключить внимание на что-то интересное.

  1. Обозначить проблемы и предпринять попытку её решить.

Здесь стоит родителю выяснить причину, проговорить её, всё это делать спокойным тоном, чтобы ребёнок смог довериться.

  1. Сохранять спокойствие.

Если приступ истерики не проходить, то здесь родителю ни в коем случае нельзя повышать голос, тем более орать, отвечать агрессией на поведение ребёнка, применять физическую силу. Главное, что родители должен сделать это, сохранив спокойствие сесть рядом на уровне глаз ребёнка, это сразу успокаивает ребёнка, выстраивает доверительные отношения, начать разговор мирным голосом.

  1. Игнорирование.

Вот здесь можно применить метод игнорирования, если все пункты не действует и истерика продолжается. Только после прохождения пика истерики, родитель должен начать разговор с ребёнком.

  1. Подведение итогов.

После того как истерика закончилась, главное, что сразу делает родители это начинает отчитывать и применять приёмы «воспитания», вот здесь как раз ошибка. Для начала нужно выждать немного времени.

Психологи рекомендуют после истерики выждать паузу в 15 минут. Если она затянется, разговаривать будет уже бесполезно: за детские эмоции отвечает кратковременная память, так что спустя 20-30 минут после случившегося они могут не вспомнить, почему так произошло и в чём именно они виноваты. Начинать беседу раньше тоже не имеет смысла, так как обида и недовольство будут ещё слишком свежи и всё может повториться.

Сначала обозначается и формулируется проблема: «Ты обиделся / рассердился / расстроился, потому что…». Данная техника была подробно описана выше, для купирования истерики на начальном этапе.

После этого необходимо обратить внимание ребёнка на последствия истерики, которую он устроил:

  • «Посмотри: ты расцарапал себе руки / поранил лоб».
  • «Ты очень сильно напугал девочку, которая стояла рядом с тобой».
  • «Ты расстроил меня».
  • «То, что ты сделал, плохо — так вести себя нельзя, мы с тобой об этом уже говорили. Поэтому придётся тебя наказать».

Он должен понять, что так делать нельзя. Не бойтесь наказывать за истерики — система кнута и пряника даёт свои результаты в воспитании. Конечно, это не должно быть физическое насилие или лишение прогулки (= свежего воздуха). Что допускается:

  • ставить на 5-7 минут (в зависимости от возраста) в угол;
  • оставлять ненадолго одного, чтобы подумал о своём поведении (при наличии нахождения взрослых в соседних комнатах);
  • лишать сладкого;
  • заменять телефон (планшет / телевизор) на книгу с поучительной сказкой;
  • укладывать раньше спать.

Если ребёнок усвоит, за что именно его наказывают, поверьте — в следующий раз он хорошенько подумает, прежде чем закатить очередную истерику.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как бороться с детскими страхами

консультация для родителей...

Презентация "Как бороться с детскими страхами"

Познание мира всегда сопровождается страхами. Страх основан на инстинкте самосохранения и имеет защитный характер, он предотвращает опасные для жизни, безрассудные и импульсивные действия. Опыт предко...

Как бороться с детской истерикой

Как бороться с детской истерикой...

Методическая разработка: Как бороться с детскими страхами

Материал в помощь родителям и воспитателям...

статья Как бороться с детскими капризами

как себя вести если ваш ребенок часто капризнечает...

"Как бороться с детскими истериками?"

Консультация для родителей...

Вредные детские привычки и как бороться с детскими капризами.

Справиться с вредными привычками можно в любом возрасте. Но в детстве это сделать легче: психика маленького ребенка достаточно гибкая, и, если родители находят верную позитивную стратегию борьбы...