Консультация для родителей : «О пользе разновозрастных групп в детском саду»
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Ирина Олеговна Кристосяк

В  разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет. А пока можно узнать что-то новенькое, поиграть с новыми игрушками.

Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются повторить то, чем занимаются старшие.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №16».

457040, Челябинская область, г. Южноуральск, ул. Куйбышева, дом 31 «А»,

тел. 8(35134) 4-41-54

Консультация для родителей : «О пользе разновозрастных групп в детском саду»

Разработал: Кристосяк Ирина Олеговна

                                                                                   педагог-психолог.

г. Южноуральск, 2023 г.

Консультация для родителей «О пользе разновозрастных групп в детском саду»

В некоторых детских садах встречаются разновозрастные группы и нередко родители, которые сами посещали однородные по возрастному признаку группы, настороженно относятся к разновозрастным детским коллективам.

Чаще всего родители малышей с большим удовольствием отдают детей в такие группы. Они рассчитывают, что ребенок в кругу более старших детей будет интенсивнее развиваться, быстрее усвоит бытовые навыки, глядя на других детей. 

В  разновозрастной группе легче проходит адаптация к детскому саду. Ребёнок видит спокойных детей, занятых делом, и понимает, что все в порядке, мама никуда не денется и обязательно его заберет. А пока можно узнать что-то новенькое, поиграть с новыми игрушками.

Попадая в разновозрастную группу, ребёнок видит то, к чему он реально может стремиться, понимает, что если другие дети это делают, то значит, и он сам может этого достичь, когда чуть-чуть подрастёт. Младшие тянутся за старшими, учатся у них, перенимают правила поведения, способы решения конфликтов, а так же, стараются повторить то, чем занимаются старшие.

 А вот родители старших детей, напротив, беспокоятся о том, что их дети начнут регрессировать (откатываться назад в развитии) в обществе малышей и нередко избегают разновозрастных групп. Так ли это?

Если в разновозрастной группе все время происходит передача знаний, умений от наиболее старших детей к младшим, то в группе одного возраста дети не могут учиться друг у друга, так как уровень их развития, интересы примерно одинаковы.

Интересно влияние разновозрастной группы на характеры детей. Робкий ребёнок, общаясь с малышами, может развить в себе лидерские качества, его собственный авторитет поднимается у него в глазах, когда он руководит малышами, или помогает что-то сделать. Излишне агрессивный ребёнок может – научиться сдерживать свои порывы, так как вокруг находятся младшие дети, которым он может нанести больший вред, чем ровесникам.

В разновозрастной группе ребёнок имеет возможность сделать выбор в зависимости от собственных психологических потребностей: занять позицию «маленького», принимающего помощь, опекаемого и наслаждаться заботой окружающих, или же, стремясь к старшим детям, стать «большим», стараться все делать самому.

Опыт показывает, что для старших детей взаимодействие с малышами полезно для развития бытовых навыков, интеллектуальных и речевых функций, а также таких качеств как отзывчивость, терпимость, эмпатия.

Если старшие дети помогают младшим выполнять какие-то задания, будь то математика, чтение или что-то еще, то наибольшую пользу получает именно «учитель», а не ученик. Ребенок, объясняющий младшему, что такое «треугольник» или чем отличаются домашние животные от диких, сам начинает лучше разбираться в свойствах геометрических фигур и в различиях между животными. Нередко умеющие читать дети с удовольствием читают малышам книги. Они не только отрабатывая навык чтения, но и учатся доставлять радость другим.

Также можно отметить, что в разновозрастных группах складываются более близкие, семейные взаимоотношения между детьми. В группе отсутствует конкуренция, зависть, так как дети понимают, что если они чего-то еще не могут, им просто нужно вырасти. Потому-что наиболее старший ребёнок быстрее бегает, аккуратнее действует, или решает сложные задачи. Если разновозрастные группы в детском саду еще имеют место быть, то в школах всех детей делят по возрасту.

Таким образом, разновозрастная группа даёт много возможностей для личностного и интеллектуального роста детей, социализации, обучения. Это требует более тонкой работы педагога, умения наблюдать, вовремя что-то сказать, или наоборот, промолчать, предоставив возможность детям разобраться самим. Так же важно правильно организовать среду, чтобы она удовлетворяла потребностям детей всех имеющихся возрастов.

Поиск педагогических основ выстраивания образовательного процесса в таких группах должен проводиться в сфере педагогического регулирования взаимодействий детей разного возраста — взаимодействий коммуникативных, игровых, межличностных, дидактических и др. Опыт показывает, что разновозрастная группа не должна быть маленькой, объединять не менее 12 детей

В разновозрастной группе развивается эмоциональная сфера ребенка. Когда ребенок наблюдает за поведением детей более младшего возраста (видит, что малышам нужна помощь в одевании и т.д.), то он учится заботиться о другом человеке, оказывать ему необходимую помощь и поддержку. Особенно важно, что дети учатся самостоятельно, без участия взрослого, замечать, что другому ребенку (малышу) нужна помощь и оказывают ее.  Отдельно стоит поговорить о развитии рефлексии детей. Рефлексия – это обращение сознания человека на свое или чужое мышление или поведение. Рефлексия недоступна человеку от рождения. Человек учится понимать, что думает или чувствует другой через взаимодействие с другими людьми. Ребенок, общаясь с детьми разного возраста, обращает внимание не только на свой внутренний мир, но и на многообразие проявлений других людей. Наблюдение за малышами расширяет границы опыта ребенка и помогает развитию рефлексии.

Общение с малышами способствует формированию положительной самооценки детей. В группе детей одного возраста разница между умениями и навыками детей не так велика, как в разновозрастных. Наблюдая за детьми младшего возраста, ребенок (иногда самостоятельно, иногда с помощью педагога) осознает свои достижения. А именно, что раньше он многого  не умел и не знал, а теперь умеет и знает. Такое сравнение ребенка с самим собой в более раннем возрасте полезно для формирования положительной самооценки.

И, наконец, разновозрастные группы в большей степени отражают реальный мир в его разнообразии. В обычной жизни мы одновременно взаимодействуем с людьми разного возраста, пола, этнической принадлежности и т.д. Поэтому крайне полезно для детей и в детском саду, в котором они проводят большую часть будних дней, взаимодействовать с детьми разного возраста.

Разновозрастная группа дошкольного учреждения — более психологически комфортная и естественная среда для развития ребенка — дошкольника. Существует негативное отношение к таким группам.

К данным причинам относятся следующие:

− родители в недостаточной степени проинформированы об особенностях разновозрастной группы ДОУ;

 − специфика организации образовательной деятельности в разновозрастной группе, ее планирование, не в полной мере раскрыта в профессиональной подготовке воспитателей по дошкольному образованию, уделяется мало внимания рассмотрению особенностей общения педагога с разновозрастным сообществом дошкольников;

− по организации образовательной деятельности в разновозрастной группе проводится крайне мало семинаров — практикумов и курсов для педагогов; 

− практический опыт работы в разновозрастной группе, как правило, представлен в методических пособиях в рамках младшей разновозрастной группы (2 -5 лет) и старшей (с 4–7 лет). В них разработано комплектование разновозрастных групп, режим, планирование, организация образовательной деятельности, однако не имеется практических рекомендаций о специфике организации образовательного процесса на начальном этапе организации разновозрастной группы (первый год, все дети новые) и последующих (постепенная смена состава детей, взросление оставшихся детей, прибытие новых) этапов; 

− не освещены вопросы о возникающих проблемах, как в незапланированных, так и в планируемых педагогом ситуациях, при изменении условий (погодные условия, карантин, отсутствие либо приход детей после долговременного отсутствия). Нет рекомендаций по решению педагогом поставленных задач и появляющихся новых. В разновозрастной группе, в рамках соответствия и наличия оборудования по возрастам в методических пособиях представлен вопрос о предметно — развивающей среде, однако нет примеров того, какие игры и оборудование будут общими для всех детей группы, какой развивающий потенциал содержится для старших детей в игре или пособии (разнообразие вариантов), предназначенных для младших детей и наоборот;

− нет примеров разработок общих тем для всех детей (общий интерес), внутри которых реализуются интересы детей всех возрастов. Не показана особенность работы с родителями в такой группе и т. д. 

В современных условиях на образовательные учреждения возлагаются ответственные задачи — эмоциональное благополучие детей, охрана и укрепление их психического и физического здоровья; объединения воспитания и обучения в целостный образовательный процесс на основе социокультурных и духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе норм и правил поведения в интересах человека, семьи, общества; формирования общей культуры личности детей, в том числе развития их нравственных, социальных качеств, самостоятельности, инициативности и ответственности . В федеральном государственном образовательном стандарте отражены требования к организации среды в дошкольном образовательном учреждении, подчеркивается важность дошкольного возраста: характер взаимодействия со взрослыми, другими детьми, система отношений ребенка к миру, к самому себе, к другим людям . Один из приоритетных принципов работы ДОУ является принцип психологической комфортности в группе.

Что такое комфорт?  Это – условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающая удобство, спокойствие и уют. (Толковый словарь С.И. Ожегов)

Психологический комфорт – условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.

Эмоции играют важную роль в жизни детей. Эмоции ребенка – это послание окружающим о его состоянии. Эмоции участвуют в формировании социальных взаимодействий и привязанностей. Дети очень эмоциональны. Эмоции они выражают более бурно и непосредственно по сравнению со взрослыми,  придавая их жизни особую выразительность. Вы видели, как проявляют свои эмоциональные реакции дети, которые еще не научились подавлять свои чувства и желания.

Если малыши расстроены, обижены, рассержены или не удовлетворены,  они начинают кричать и безутешно рыдают, чем быстро и эффективно снимают напряжение мимические и дыхательной мускулатуры, расслабляют мышцы брюшного пресса и верхнего плечевого пояса.

Наиболее часто встречающимися эмоциональными нарушениями являются: агрессивность, тревожность, страхи, чрезмерная робость, застенчивость. Эти дети чрезвычайно активны, взвинчены или недостаточно деятельны, замкнуты, боязливы. Вспышки гнева, жестокости, повышенная чувствительность мешают этим детям приспособиться к жизни в коллективе.

Эмоциональная система детей дошкольного возраста еще незрелая, поэтому в неблагоприятных ситуациях  у них могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать отрицательные эмоции надлежащим образом.

Находясь долго в состоянии обиды, злости, подавленности, ребенок испытывает эмоциональный дискомфорт, напряжение, а это очень вредно для психического и физического здоровья. Если один ребенок быстро выходит из негативного состояния, то другому это удается с трудом. Необходимо как можно быстрее вывести его из этого состояния.

 Организованная педагогическая работа может не только обогатить эмоциональный опыт детей, но и значительно смягчить или даже полностью устранить недостатки в их личностном развитии.

Почему же столь важно сохранять психическое  и психологическое здоровье  детей?

Наверняка каждый из вас может ответить на этот вопрос, определив последствия психологического дискомфорта для ребенка:

  • появление фобий, страхов, тревожности, повышенной агрессивности;
  •  переход психологических переживаний в соматические расстройства, когда ребенок, получивший психологическую травму, заболевает физически (некий инстинкт самосохранения организма);
  • проявление психологических травм, полученных в детском возрасте, в более зрелом возрастном периоде в виде психологической защиты – позиция избегания (замкнутость, наркотики, суицидальные наклонности), проявление агрессивных поведенческих реакций (побеги из дома и др.).

Общая атмосфера и настрой группы определяются, несмотря на индивидуальные особенности детей, взрослыми. Можно выделить критерии, составляющие психологический комфорт ребенка в ДОУ.

1. Спокойная эмоциональная обстановка в семье.

Эмоциональная стабильность и отсутствие психологического напряжения у ребенка в семье, оказывает большое влияние на психологический комфорт в доу. Уверенность в любви, уважение и понимании близких настраивает ребенка на открытые, доброжелательные отношения с педагогами и сверстниками в детском саду.

2. Распорядок дня

Для дошкольника важно, чтобы распорядок жизни был стабильным. Ребенок, который привык к определенному порядку, более уравновешен. Он представляет себе последовательность занятий, смену видов деятельности в течение дня и заранее настраивается на них. Обстановка спокойной жизни, отсутствие спешки, разумная сбалансированность планов взрослых – необходимые условия нормальной жизни и развития детей.

3. Обеспечение комфортности предметно-развивающей среды: соответствие возрасту и актуальным особенностям группы; доступность игрушек, не раздражающее цветовое решение интерьера, наличие растений с ароматом, способствующим снятию напряжения (корица, ваниль, мята) и проч. ;

Предметно-развивающее пространство – это использование оборудования и другого оснащения в соответствии с целями психологического благополучия ребёнка и его развития.

Атмосфера психологического комфорта для ребенка создается психологическим пространством безопасной среды, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, т.к. в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.

Созданию психологического комфорта способствуют: 

- работа с природными материалами – глиной, песком, водой, красками, крупой;

- арттерапия (лечение искусством, творчеством) - увлекает детей, отвлекает от неприятных эмоций;

- музыкальная терапия – регулярные музыкальные паузы, игра на детских музыкальных инструментах. Положительное влияние на развитие творчества, на стабилизацию эмоционального фона оказывает музыка Моцарта (и стихи Пушкина – «золотое сечение»);

- предоставление ребенку максимально возможных в его возрасте самостоятельности и свободы.

4. Стиль поведения воспитателя.

Пребывание в группе 20 – 25 сверстников в течение целого дня – это большая нагрузка на нервную систему ребенка. Как же создать спокойную обстановку? 
Прежде всего, воспитатель сам должен быть спокоен и доброжелателен. Необходима ровная манера поведения с детьми. Педагогу необходимо отслеживать свое психологическое состояние, для предотвращения агрессивных вспышек и апатичной усталости. Недопустимость психологического давления на детей и грубости с ними. Никакие успехи в развитии не принесут пользы, если они “замешаны” на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка.

Старайтесь говорить не громко и не слишком быстро. Жестикулировать – мягко и не слишком импульсивно. Следите за уровнем шума в группе: слишком громкие голоса детей, резкие интонации создают отрицательный фон для любой деятельности. Мягкая, тихая, спокойная музыка, напротив, успокаивает. Не торопитесь давать оценку чему бы то ни было: поступкам, работам, высказываниям детей – «держите паузу». 

Можно выделить несколько простых общих правил, которые помогут установить добрые взаимоотношения с детьми и заслужить их доверие и признательность.

Правила доброго взаимоотношения с детьми.

  • чаще используйте в своей речи ласкательные обращения, имена;
  • пойте с детьми и для детей;
  • цените минуты, когда вы вместе можете пережить радость от чего – то увиденного или услышанного;
  • стремитесь, чтобы дети получали разнообразные интересные впечатления;
  • следите, чтобы им никогда не было скучно и они были чем-то заняты;
  • не принуждайте детей к участию в каких бы то ни было занятиях;
  • поддерживайте порядок и справедливость, следите за равным соблюдением всеми принятых в группе правил;
  • поощряйте стремление и попытки детей что – то сделать, не оценивания результаты их усилий;
  • сохраняйте внутреннюю убежденность в том, что каждый ребенок умен и хорош по – своему;
  • вселяйте в детей веру в свои силы, способности и лучшие душевные качества;
  • не стремитесь к тому, чтобы все дети усваивали материал в одном темпе;
  • находите с каждым ребенком личный контакт и индивидуальный стиль общения;
  • создавайте положительные традиции жизни группы.

Огромное влияние на эмоциональное состояние ребенка, формирование его личности оказывает умение педагога создавать ситуации успеха каждому ребенку. Этому способствует включение ребенка в праздники, спектакли. Даже самая незначительная роль дает уверенность ребенку в собственной значимости, повышает самооценку. Доверие ребенка ко взрослым и личностная стабильность нарушаются, если ребенок «остается за бортом» группового публичного выступления. Это – важнейшее условие доверия ребенка ко взрослым в детском саду и ощущения общего психологического комфорта. 

Эмоциональное состояние педагога непосредственно влияет на эмоциональный фон группы и психологический комфорт каждого ребенка.

Памятка педагогу.

  • Уважай детей! Защити их любовью и правдой.
  • Не навреди! Ищи в детях хорошее.
  • Замечай и отмечай малейший успех ребенка. От постоянных неудач дети озлобляются.
  • Не приписывай успех себе, а вину воспитаннику.
  • Ошибся – извинись, но ошибайся реже. Будь великодушным, умей прощать.
  • На занятии создавай ситуацию успеха.
  • Не кричи, не оскорбляй ребенка, ни при каких обстоятельствах.
  • Хвали в присутствии коллектива, а прощай наедине.
  • Только приблизив к себе ребенка можно влиять на развитие его духовного мира.
  • Не ищи в лице родителей средство для расправы за собственную беспомощность в общении с детьми.
  • Оценивай поступок, а не личность.
  • Дай ребенку ощутить, что сочувствуешь ему, веришь в него, хорошего мнения о нем, несмотря на его оплошность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультации для родителей в старшей разновозрастной группе «Адаптация ребёнка к детскому саду».

Знакомство родителей с адаптационными периодами привыкания детей к детскому  саду.Поставленна задача дать родителям представления об адаптационных группах....

Консультация для родителей О пользе утренней гимнастики в детском саду

Зарядка, являясь важной частью режима двигательной активности дошкольника, безусловно, приносит колоссальную пользу для каждого ребенка: пробуждает организм после ночного сна, обеспечивает заряд ...

Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»

Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы  к детскому саду»...

Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду».

Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду»....

Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду».

Консультация для родителей «Адаптация детей 2мл. группы в детском саду». Часто родители задают воспитателям вопрос: «Почему ребенок идет в детсад со сле...

Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»

Консультация для родителей «Адаптация детей ясельной группы к детскому саду»Детский сад - это новый этап в жизни любого ребенка. Это первый серьезный коллектив, в который попадает ребенок....