Консультация для родителей "Развитие речи младших дошкольников"
консультация (младшая группа)

Жданова Юлия Викторовна

Речь – это специфическое и уникальное свойство человека, возникающее в процессе эволюции. Посредством слова, наряду с передачей информации, реализуются обобщение и абстрагирование, что присуще только человеку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_mladshego_doshkolnika.docx24.23 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Развитие речи младших дошкольников.»

Что такое речь?

Речь – это специфическое и уникальное свойство человека, возникающее в процессе эволюции. Посредством слова, наряду с передачей информации, реализуются обобщение и абстрагирование, что присуще только человеку.

Функции речи.

  1. Благодаря речи осуществляется общение между людьми, происходит процесс обмена информацией, побуждение к действиям, познание мира и развитие мышления. Эта функция речи получила название коммуникативной функции.
  2. Регулирующая функция речи проявляется в сознательных формах психической деятельности: посредством речи осуществляется контроль над психической деятельностью человека.
  3. Программирующая функция речи состоит в формировании программ различных действий и поведения на основе внутренней речи.

Речевой сигнал несет в себе собственно языковую информацию, то есть информацию, передаваемую с помощью слова, и информацию о физическом состоянии, поле и возрасте говорящего -внеязыковую информацию.

Коротко о происхождении речи.

Известно несколько точек зрения по поводу происхождения речи в процессе эволюционного развития, но до сих пор нет единого решения. Наиболее распространенными являются представления о том, что речь возникла в процессе труда, при воздействии на предметы труда. Ученые полагают, что с применением орудий труда в разных сферах деятельности у первобытных людей возникла необходимость в объяснении чего-либо друг другу. Использование в повседневной деятельности орудий труда привело с одной стороны к необходимости коллективного труда, а с другой –использования вместо возгласов и жестов слов-наименований, а затем слов-понятий. Таким образом, на основе эмоциональных криков и звукоподражаний у первобытных людей возникла жестовая и звуковая речь.

Экспериментальным путем учеными неоднократно доказано, что освоение речи происходит в определенном возрастном периоде, при условии нахождения в человеческом обществе. Научно доказано, ребенок раннего возраста будучи изолирован от человеческого общения не способен освоить связную речь. (Дети-маугли).

Речевые нарушения у детей – серьёзная проблема нашего времени. Почему- то все чаще перед поступлением в школу родители с удивлением узнают, что их семилетний ребенок не выговаривает одну или несколько букв родного языка, а милая и забавная, для родителей, картавость – это отклонение от нормы, которое будет мешать ребенку полноценно заниматься в школе. Специалисты выделяют внешние и внутренние причины, лежащие в основе речевых расстройств.

Под причиной нарушения речи понимается воздействие на организм ребенка внешнего или вредоносного внутреннего фактора их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последние не могут возникнуть.

Основные группы речевых расстройств.

  1. Нарушение звукопроизношения.
  2. Нарушение ритма и темпа речи.
  3. Расстройства речи, связанные с нарушением слуха.
  4. Утрата ранее имеющейся речи.

Самое неприятное – это то, что нет тенденции к уменьшению количества таких детей, – напротив, с каждым годом все больше детей нуждаются в помощи логопеда. Все родители, осознав, что у ребёнка есть проблемы с развитием речи, стремятся узнать, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием неблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов.

  1. Внутриутробная патология. Это проблемы, которые возникают во время беременности. Негативные факторы наиболее опасны в первые три месяца. Они могут привести к недоразвитию или повреждению центральной нервной системы ребёнка, и в частности речевых зон коры головного мозга. К ним относятся:

 Внутриутробная гипоксия (недостаточное кровоснабжение головного мозга плода). Причины её могу быть разными: токсикоз, угроза выкидыша, патология плаценты, повышение артериального давления, хронические заболевания матери.

 Инфекционные заболевания матери во время беременности: краснуха, грипп, скарлатина, корь и т.д. Наиболее опасна краснуха: в первые месяцы беременности она может вызвать серьёзные отклонения в развитии ребёнка (глухоту, слепоту, умственную отсталость, порок сердца).

 Травмы, полученные матерью во время беременности, падения и ушибы (особенно в области живота) могут привести к отслойке плаценты и преждевременным родам.

 Несовместимость крови матери и плода.

 Нарушение сроков вынашивания – недоношенность (менее 38 недель) и переношенность (более 40 недель).

 Курение.

 Алкоголь и наркотические вещества.

 Приём лекарственных препаратов. Есть лекарства, которые будущей маме категорически нельзя принимать.

 Работа на вредном производстве, где повышаются физические нагрузки, или есть контакт с химическими активными вредными веществами, или происходит воздействие различных видов излучения.

 Стресс, который испытывает будущая мама.

2. Наследственная предрасположенность. По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, дефекты строения твёрдого и мягкого нёба и даже заикание. Если один из родителей начал говорить поздно, подобные проблемы могут возникнуть и у ребёнка. Хотя речевые нарушения не всегда передаются по наследству, но исключить такую возможность нельзя.

3. Неблагоприятные роды и их последствия.

 Родовые травмы.

 Асфиксия – недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповиной.

 Малая масса тела ребёнка (менее 1500г.)

4.Заболевания, перенесённые ребёнком в первые годы жизни.

 Инфекционно-вирусные заболевания могут вызвать снижение или потерю слуха.

 Травмы и ушибы головного мозга. В результате ребёнок может перестать говорить.

 Травмы лица. Мешают ребёнку научиться правильно произносить звуки и слова.

 Длительные простудные заболевания.

 Приём некоторых антибиотиков приводит к снижению слуха.

 Сильный испуг или стресс.

Для нормального речевого развития ребёнка общение должно быть значимым, проходить на эмоциональном положительном фоне и побуждать к ответу. Ему недостаточно просто слышать звуки (радио, телевизор, магнитофон), необходимо, прежде всего, прямое общение с взрослыми. Речь ребёнка задерживается и нарушается в отсутствие эмоционального положительно окружения. Речь развивается по подражанию, поэтому некоторые речевые нарушения (заикание, нечёткость произношения, нарушение темпа речи) могут иметь в своей основе подражание. Такой может быть речь близких людей или, например, речь, услышанная в телевизоре. Сейчас достаточно много ведущих программ, комментаторов и даже дикторов имеют нарушения речи.

Каковы же нормы развития речи ребёнка 3-4 лет? За прошедшие три года жизни ребенок успел накопить значительный объем знаний и представлений об окружающем его мире, приобрел некоторую самостоятельность и имеет определенный практический опыт действия с различными предметами. Трехлетние дети начинают высказывать простейшие суждения о предметах и явлениях, делают умозаключения, устанавливают зависимость между ними. У ребёнка формируется способность к обобщению, он начинает объединять ряд предметов, сходных по назначению, в единую группу. Например, показывает на собаку, изображённую на картинке и на собаку за окном. К четырем годам активный словарь ребёнка, т.е. слова, которые он употребляет в речи, составляет примерно 2000 единиц. Есть ещё пассивный словарь. Это слова, значение которых ребёнок знает, но в речи не употребляет. Он начинает чаще использовать местоимения (мой, твой, ваш, наш), наречия (тут, там, здесь), появляются числительные (один, два).Если раньше ребёнок употреблял только качественные прилагательные (мягкий, теплый), то теперь использует и притяжательные (дядина шляпа, кошкин хвост). Но само по себе увеличение словарного запаса не имело бы большого значения, если бы он параллельно не овладевал умением сочетать слова в предложении по законам грамматики. И хотя достижения ребёнка в усвоении родного языка значительны, тем не менее, речь его еще далека от совершенства. Так, трехлетние дети еще не всегда могут без помощи взрослых связно и понятно рассказать, что они видели на улице, пересказать содержание сказки. Нередки и грамматические ошибки, такие как неточное употребление предлогов и падежных окончаний (полетим на космос), неправильное образование некоторых грамматических форм (много карандашов). Не всегда верно ребенок употребляет слова (у меня ручки засохли, надо свет потушать).

Четвёртый год — это возраст «почемучек». Дети постоянно задают взрослым вопросы, которые нельзя оставлять без внимания. Надо терпеливо и доступно отвечать на все «почему?», «зачем?», «как?», «что это?». Иногда из- за неустойчивости внимания дети неспособны выслушать до конца ответы взрослых. Поэтому объяснения должны быть короткими, простыми и понятными. К четырём годам на вопросы взрослых ребёнок отвечает развернутыми фразами, состоящими из 3—4 и более слов. Понятнее становится речь в целом, отчетливее произнесение слов и звуков. Звуковое несовершенство речи объясняется возрастом и физиологическими особенностями. Ребёнок четвёртого года жизни хотя и правильно произносит всю группу свистящих звуков (сова, лиса, коза, зима, цыпленок), но в то же время может опускать их в других словах: нег (снег), котёль (костёр), вонок (звонок). Некоторые дети не различают звуки С и Ц: светы вместо цветы, сапля вместо цапля. В этом возрасте ребёнок еще не всегда может верно произнести шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ и часто заменяет их свистящими: каса (каша), нозык (ножик), клюц (ключ). Сонорные Р, РЬ, Л ребёнок может заменять звуком ЛЬ, реже Й: лябота (работа), лека (река), юля (юла), лямпа (лампа), каяндас (карандаш), устай (устал), при этом, как правило, он правильно сохраняет слоговую структуру в двух-, трехсложных словах, т.е. слова не коверкает. Но затрудняется в произнесении многосложных слов, заменяет или пропускает отдельные звуки, переставляет слоги, укорачивает слова. Например: «лисапет» — велосипед, «пигин» — пингвин, «тевелизол» — телевизор, «мисанел» — милиционер, «кафета» — конфета. Голосовой аппарат ребёнка еще не окреп, поэтому многие говорят негромко, хотя пользуются различными интонациями. Делаем вывод, что к четырём годам ребёнок может не произносить звуки Р, РЬ, Л. Не всегда произносить шипящие Ш, Ж, Ч, Щ. Поэтому не стоит требовать от ребёнка их правильного произношения. Но к пяти годам все звуки русского языка должны произноситься правильно. Если этого не произошло необходимо обратиться к логопеду.

Какие же условия необходимы для своевременного и правильного формирования речи?

Главное, чтобы ребёнок был соматически здоров, активен, имел полноценное речевое окружение, испытывал потребность в общении, обладал нормальным слухом и интеллектом. Поэтому необходимо выбирать игры, которые совершенствуют внимание ребёнка, его память, мышление, воображение. Используйте игры с подражанием голосам животных, с совместным проговариванием потешек, прибауток, напеванием колыбельных. Напомню, что речь формируется по подражанию. Родителям необходимо контролировать собственную речь, обращаться к ребёнку с адекватными просьбами и не требовать от него невозможного. Нужно побуждать ребёнка к речи, выслушивать его высказывания, играть в совместные игры. Если ребёнок плачет и хочет поделиться своей бедой, следует не только пожалеть его, но и дать возможность рассказать, что случилось. Надо поощрять не только речевую активность ребёнка, но и учить его слушать взрослого.

Советы логопеда

 Очень часто дети, которые плохо говорят для своего возраста, еще и плохо едят. Как правило, для них целая проблема скушать яблоко или морковку, не говоря уж о мясе. Вызвано это слабостью челюстных мышц, а она, в свою очередь, задерживает развитие движений артикуляционного аппарата. Поэтому обязательно заставляйте ребенка жевать сухари и целые овощи и фрукты, хлеб с корочками и кусковое мясо. Чтобы развить мышцы щёк и языка, покажите ребёнку, как полоскать рот. Научите надувать щёки и удерживать воздух, "перекатывать" его из одной щеки в другую.

 Говорите с ребёнком медленно, короткими фразами; пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на "детский язык" (сюсюканье) сами и не разрешайте делать это другим.

 Каждый день читайте ребёнку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребёнок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбил. Если вы очень заняты, то можно поставить кассету или диск, но помните, что личное общение наиболее ценно.

 Чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы, поощряйте желание их задавать.

 Говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.

 Не забывайте развивать и мелкую моторику - то есть малыш как можно больше должен работать своими непослушными пальчиками. Учёные доказали, что развитие мелкой моторики рук напрямую связано с развитием речевых центров головного мозга. Как бы ни казалось вам это утомительным, пусть малыш сам застегивает пуговицы, шнурует ботинки, засучивает рукава. Причём начинать тренироваться ребёнку лучше не на своей одежде, а сперва "помогать" одеться куклам и даже родителям. По мере того, как детские пальчики будут становиться проворнее, его язык будет все понятнее не только маме.

 Как можно раньше отучайте ребёнка от соски, не заставляйте его спать, положа руки под щёку, что может деформировать челюсть.

 Не сравнивайте ребёнка ни с какими другими детьми. Каждый человек ценен и индивидуален.

В заключение хочется еще раз подчеркнуть важность для малыша присутствия взрослого. В раннем возрасте мама создает для ребенка комфортное состояние и формирует чувство безопасности, через эмоциональное общение с мамой, слушая ее голос и повторяя его звуки малыш знакомится с родным языком; затем по мере взросления ребенка-мама, правильно строя свою речь, обращенную к ребенку, и поправляя детские ошибки, обучает ребенка родному языку.

        В раннем детстве мир ребенка неразрывно связан с вами, через ваше отношение и ваши знания малыш знакомится с окружающей его действительностью. Ребенок во многом подражает вам и, ориентируясь порой даже не на ваши слова, а на поведение, строит свое поведение. Не забывайте об этом. Старайтесь, чтобы ваши требования к малышу и собственные поступки не противоречили друг другу.

Первые 3-4 года очень сложный период в жизни ребенка и в вашей, только вам известно, сколько трудностей пришлось преодолеть, но и сколько радости испытать, видя победы малыша. Но впереди вас ждут и новые испытания, и огорчения, и конечно же, счастливые мгновения.

Еще раз подчеркну необходимость своевременного обращения к специалистам, если что-либо беспокоит вас в речевом развитии малыши. Если требуется вмешательство врачей-не откладывайте принятие мер по устранению дефекта. Многие дефекты и нарушения речевого развития исправимы, но, помимо медицинской помощи, требуют большой затраты времени, сил, терпения и любви к малышу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация "Значение фольклора в развитии речи младших дошкольников"

Консультация предназначена для родителей младшей группы, которая знакомит с разновидностями фольклорных произведений....

Развитие речи младших дошкольников. Консультация для родителей.

Четвертый год жизни является переходным из раннего детства к дошкольному. Этот период характеризуется стремлением ребёнка к самостоятельности, развитием наглядно-действенного мышления, активным развит...

Консультация для воспитателей "Методика развития речи младших дошкольников с ОНР"

Материал содержит рекомендации по реализации образовательной области"Речевое развитие" в условиях ДОУ с учётом требований ФГОС...

Консультация для родителей 1 младшая группа «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т. е. способ...

Консультация "Развитие диалогической речи младших дошкольников"

Консультация для педагогов по проблеме развития диалогической речи....

Консультация для родителей второй младшей группы «Развитие речи младших дошкольников в условиях семьи и детского сада»

Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям: во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка с взрослыми ...