Консультация для родителей детей, не посещающих ДОУ
консультация

Плясова Галина Юрьевна
КАК ЗАНИМАТЬСЯ МУЗЫКОЙ С РЕБЁНКОМ В ДОМАШНИХ УСЛОВИЯХ Чтобы увлечь малыша музыкой, не надо вести его к педагогам в три года — достаточно слушать дома разную музыку, вместе шуметь и сочинять потешки. Музыка — это ресурс: как любое искусство, творчество. Музыка помогает создавать атмосферу, повышать настроение, придает сил. Изучение чего-либо создает новые нейронные связи в нашей голове. И если понимать, что мы занимаемся с ребенком не для того, чтобы он потом стал профессионалом в этой области, а именно для развития его мышления, для разнообразия в жизни, для широты кругозора. Сейчас настолько виртуозно развиты навыки исполнительские у людей по всему миру, что стать грандиозным исполнителем непросто. Для этого надо буквально не выпускать из рук инструмента. А вот сделать музыку частью своей жизни, чтобы она была отдушиной, помогала преодолевать разные эмоции, добавляла креативности — это под силу всем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dekabr-yanvar.docx348.95 КБ

Предварительный просмотр:

Музыкальный руководитель

Плясова Галина Юрьевна

Консультация для родителей детей, не посещающих ДОУ

Декабрь, 2023

Зачем ребёнку музыка?

Одним из важнейших средств эмоционального развития ребёнка, становится музыка, для которой язык эмоций – родной.  Обращаясь непосредственно к чувствам, музыка развивает у детей эмоциональную чуткость, способность сострадания чужому горю, чужому несчастью. О том, что музыка может оказывать воздействие на формирование нравственных качеств человека, знали ещё древние. Тот самый Пифагор, который больше известен нам, как математик и астроном, сказал своё слово и в античной эстетике. «Смешивая различные мелодии, как лекарства, - свидетельствует его современник, он легко поворачивал противоположному состоянию страсть, неуёмную ревность, раздражение, выправляя каждый из этих недостатков в добродетель».

Другой древнегреческий философ Платон, сочувствующий эстетическим взглядам Пифагора, писал, что «…ритм и гармония лучше всего проникают в душу человека и сильнее всего захватывают её, если воспитание поставлено правильно. Это ясно из опыта: когда мы воспринимаем нашим ухом ритм и мелодию, у нас изменяется душевное настроение. Восприятие музыки ведет к тому, что мы начинаем испытывать те же чувства и при столкновении с житейской правдой». «Человек, взявший в руки скрипку, - гласит народная мудрость, - не способен совершить ничего плохого».

Музыка, понятая и прочувствованная ребёнком, становится важным средством нравственного воспитания. Музыка учит добру. Погрузившись в солнечный, просветленный мир Моцарта или в неистовый, полный мятежного, героического духа мир Бетховена, человек становится лучше, нравственно чище. Наша задача: привлечь внимание детей к красоте музыки, помочь ощутить её в полной мере, потому что, постигая  красоту в музыке, ребёнок учится ценить её в жизни, и в человеческих отношениях.

Как развивать музыкальность детей?

Музыка как часть повседневной жизни

Детский голос звучит так чисто, так нежно, так высоко. Но часто мы слышим пение наших детей? Часто ли они мурлычут под нос, играя или рисуя, вышивая или мастеря что-нибудь? Часто ли они слышат музыку?

А ведь музыка в большей степени, чем какой-либо другой вид искусства доступна ребёнку.  Младенец рождается с практически неразвитым зрительным анализатором, но он уже способен различать многие звуки и необычайно чутко реагирует на них. Он быстро начинает распознавать голоса окружающих его взрослых, отзываться на их интонации. Ещё в теле матери малыш слышал голоса самых близких людей, слышал, пусть несколько приглушенно, все, что происходит во внешнем мире.

Музыка, звук непосредственно воздействуют на организм человека, вызывая повышением или понижение давления и частоту пульса, расслабление или напряжение мускулов. Чем меньше ребёнок, тем более он восприимчив к звучанию мира, окружающего его.  Но мы, взрослые, мало заботимся о том, какую звуковую среду создаем для ребёнка. Мы заботимся о том, чтобы игрушки, бельё, коляска, стены комнаты, где находится младенец, были ярких, жизнерадостных оттенков, но мало думаем о том, что и как звучит вокруг. А ведь это совсем не безразлично для здоровья и состояния нервной системы ребёнка.

Малыш растет. Все большую роль в его системе восприятия играет зрение, а на развитие слуха мы по-прежнему обращаем очень мало внимания. И вот результат: большинство детей безразличны к звуковому морю, которое их окружает, у них очень слабо развиты слуховое внимание и слуховая память, из всего богатства музыки предпочитают грубые шлягеры, которые часто слышат в магазинах, с экрана ТВ. У них, как правило, отсутствуют чувство ритма и звуковысотный слух.  Они не умеют петь, а самое главное – у них нет желания и умения слушать хорошую музыку, получать от неё удовольствие.

С глубокой древности музыка служила человеку эффективным средством психорегуляции. Из родника музыки начинал пить каждый ещё в младенчестве, слушая колыбельную песню. Потешки, пестушки, приговорки, прибаутки, сказки, а позже – былины, пение старших во время работы, на вечерних и праздничных гуляниях сопровождали его жизнь.

Музыка была важной неотъемлемой частью жизни каждого человека, причем и крестьянина, и дворянина, для которого вечерние домашние музицитрования были само собой разумеющимся  атрибутом душевной и духовной жизни.

Истинная музыка – это источник духовного насыщения ребёнка. Если он с раннего детства имеет возможность видеть подлинно художественные, красивые, гармоничные произведения живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, слушать настоящую музыку, у него правильно сформируются ориентиры и именно то, что называется словом «вкус», т.е. способность  отличать красивое от банального  или безобразного.

Сама собой напрашивается вывод: музыка должна стать частью повседневной жизни ребёнка.

E:\Консультация для родителей\2023-12-08_064236.jpg

Музыкальный руководитель

Плясова Галина Юрьевна

Консультация для родителей детей, не посещающих ДОУ

Январь, 2024

Воспитание естественно поющего человека

Самой простой и естественной формой включения музыки в жизнь детей может и должно быть пение взрослого, которое органично сопровождает различные моменты жизни, а именно: колыбельные – чтобы успокоить малыша при укладывании спать; потешки, пестушки, приговорки, игры – для развлечения, оздоровления и развития ребёнка; протяжные и лирические песни – во время монотонной ручной женской работы; ритмичные трудовые – в соответствующие моменты физической работы; хороводные – на гулянье и т.п.

От природы каждый из нас наделён удивительным музыкальным инструментом – голосом. Приготовив человеку при рождении столь волшебный подарок, природа позаботилась также о том, чтобы было возможно воспользоваться им, как захочешь. Все мамы прекрасно поют для своих детей. То, что взрослый поет ребёнку, должно соответствовать возрастным особенностям восприятия малыша, поэтому, безусловно, подходит весь детский потешный, пестовый и игровой фольклор. Он прост в исполнении, вместе с тем это – истинная музыка и удивительная поэзия. Простота – отнюдь не синоним примитивности. При этом очень важно, чтобы взрослому самому очень нравилось то, что он поёт. Пение с детьми для детей позволяет решать очень многие задачи: создавать у ребят определенный эмоциональный настрой, устанавливать контакт между детьми и взрослыми, развивать речь и совершенствовать качество звукопроизношения, углублять эстетический вкус.

Развитие слухового восприятия

Возрастной особенностью детей является то, что окружающую действительность  они познают через собственный деятельный опыт. Поэтому хорошо, если у вас дома появляются различные свистящие, шуршащие, гремящие, шумящие, скрипящие и тп.п предметы, каждый из которых имеет свой характерный «голос». Занятия с этими звучащими предметами помогут вам открыть для детей хорошо известные предметы с совершенно новой стороны. Знакомить со звучащими игрушками можно постепенно. Желательно и делать их на глазах детей. Ребята со временем с удовольствием и сами по мере сил примут участием в их изготовлении. Это могут быть банки из-под сока, кофе, чая, наполненные горохом, косточками, камешками, фантиками, песком и т.п., шуршащие друг о друга при трении еловые шишки, оберточная бумага, шумящие морские раковины, свистки и дудочки из дерева и глины, кастрюли и вёдра, по которым модно ударять и многое другое.

Необходимо постоянно развивать слуховое восприятие детей – в первую очередь слуховое внимание и память; умение выделять различные качества звуков и сравнивать звуки. Очень полезно совершенствовать в детях присущую им чуткость к восприятию интонации. Детей важно научить слушать не только собеседников, но и самих себя; научить выражать сочувствие, радость, огорчение – любые эмоции так, чтобы это было понятно окружающим.

Обратите внимание на то, какая звуковая среда окружает ребёнка

Голоса самих детей создают звуковой фон, вызывают утомление нервной системы, поэтому надо стараться, чтобы в помещении, где находится много детей, говорили негромко. Голос взрослого воспринимается детьми как значимый источник информации, его интонация мгновенно отражается на душевном состоянии малышей. Поэтому говорить надо мягко, ласково, негромко, неторопливо, отчетливо произнося все звуки. Звучание речи, окружающей музыки формируют у детей эстетический вкус.   Слушать музыку желательно каждый день. Если вы любите петь, хорошо иногда самим исполнять любимую мелодию или песню.

Водите детей слушать капель и журчание ручья, шелест листьев и скрип снега, пение птиц и колокольные перезвоны. Эти звуки несут радость и здоровье нашим детям.

E:\Консультация для родителей\2023-12-08_064410.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Консультация для родителей детей не посещающих детский сад".

     Мы все знаем, что ребёнок не рождается со сложившейся речью. Овладевая речью, ребёнок проходит ступени сложного, многостороннего психического процесса. Ребёнок овладевает ре...

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад

Это рекомендуется любому ребёнку. В такой «подпитке» нуждается растущий организм.Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования ...

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад "Гигиенические основы воспитания детей 2-7 лет"

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад "Гигиенические основы воспитания детей 2-7 лет"...

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад «Детский сад или семейное воспитание… что выбрать»

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад «Детский сад или семейное воспитание… что выбрать»...

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад "Гигиенические основы воспитания детей 2-7 лет"

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад "Гигиенические основы воспитания детей 2-7 лет"...

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад «Детский сад или семейное воспитание… что выбрать»

Консультация для родителей детей, не посещающих детский сад «Детский сад или семейное воспитание… что выбрать»...