Упражнения для развития ЗМК (зрительно - моторной координации)
картотека

Романовская Анна Сергеевна

Зрительно – моторная координация – это согласованная одновременная деятельность зрительного и двигательного анализаторов. Другими словами – это скоординированная работа системы "глаз-рука": глаз видит – рука выполняет.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_zritelno.doc564 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития зрительно-пространственного восприятия и зрительно-моторных интеграции

Предложенные ниже упражнения направлены не только на развитие зрительно-пространственного анализа и синтеза, зрительно-моторных интеграции, но и внимания, памяти и других психофизиологических функций. В процессе работы следует обратить внимание ребенка на его ошибки, необходимо обязательно объяснить «как должно быть» и показать, «что и как делать».

Перед выполнением заданий необходимо проверить правильно ли сидит ребенок, удобен ли стул, парта, правильно ли ребенок держит ручку или карандаш. Во время работы важны не быстрота, не количество сделанного, а правильность и тщательность выполнения.

Упражнение 16

При чтении ребенку книги, нужно вместе с ним очень пристально рассматривать рисунки, спрашивая, где, в каком уголке рисунка что нарисовано. Такое рассматривание рисунка будет способствовать расширению поля зрения. Очень полезны в этом отношении представленные в некоторых книгах два одинаковых рисунка, в которых предметы расположены по-разному и предложено найти, чем один рисунок отличается от другого.

Упражнение 17

Нарисовать на чистом листе бумаги контурные (или силуэтные) изображения знакомых предметов, перечеркнутых или наложенных друг на друга (прием, введенный Поппель-Рейтером в 1917 — 1918 гг.). В этих условиям зрительное восприятие предмета затрудняется необходимостью выделить нужное изображение, отделить его от других фигур, наложенных друг на друга. Если родители затрудняются рисовать контурные изображения предметов, то можно воспользоваться рекомендациями М. М. Безруких (1991): на чистом листе бумаги нарисовать различные геометрические фигуры, наложенные друг на друга. Можно предложить ребенку квадраты обвести красным карандашом (фломастером), треугольники — синим и т. д. Такое задание можно предлагать ребенку до тех пор, пока оно не будет выполняться безошибочно.

Упражнение 18

Большую помощь в развитии зрительно-пространственного восприятия окажет сочетание рисунков и аппликаций. Например, на чистом листе бумаги вместе с ребенком мы рисуем полянку в лесу: в одном углу рисуем березку, под ней будет расти грибок, вырежем его и приклеим, в другом углу рисуем елочку, а под ней сидит зайчик, контур зайчика рисуем на цветной бумаге, вырезаем и приклеиваем его и т. д. Или рисуем речку, по ней плывет кораблик, на дальнем берегу лес, домик и т. д. Рисуем контуры всех этих предметов на цветной бумаге, вырезаем, приклеиваем. Следует распределить обязанности: кто рисует, кто вырезает, кто приклеивает, то есть что делает мама, папа, ребенок. Рисунки можно придумывать разнообразные, например: комната для куклы, детская комната, дача, улица, парк, набережная и т. п. Такие задания дают ребенку свободу действий, побуждают к творчеству. Как правило, летом перед школой дети не посещают детский сад, и занятия по подготовке к школе должны проводить родители. Выполнение этого задания, так же, как и предыдущего, не только активно способствует развитию зрительно-пространственного восприятия, но и развивает зрительно-моторные интеграции

Упражнение 19

Направлено на развитие зрительно-моторных интеграции, зрительно-пространственного восприятия, мышления, мелкой моторики рук.

Составление мозаики по заданной схеме, сборка заданной фигуры из деталей (игры типа "Собери квадрат", особенно из геометрических фигур; работа с кубиками Кооса. Обе методики описаны в книге Б.П.Никитина «Развивающие игры». -М., 1985),

Упражнение 20

Упражнение направлено на развитие зрительно-моторных интеграции и зрительно-пространственного восприятия.

Ребенку предлагают нарисовать квадрат (круг, треугольник), а потом маленькие кружочки (точки, треугольники...) справа, слева, внизу, вверху, посередине фигуры, в левом верхнем или правом нижнем углу фигуры и т. д. Многие дети, у которых имеется задержка развития зрительно-пространственного восприятия, не знают точно, что обозначают эти слова, и, тащм образом, подобные упражнения помогут детям усвоить эти понятия.

Упражнение 21

Направлено на развитие восприятия, внимания.

1) Каждый участник для игры приносит из дома предмет необычной формы, завернутый в несколько слоев газетной бумаги. Это делается для того, чтобы трудно было догадаться, что в свертке.

Все участники делятся на две команды.

Условия игры: каждой команде дается по 5-6 предметов. Ощупывают каждый предмет все члены команды

За правильно названный полностью неразвернутый предмет команда получает по 10 баллов. Побеждает та команда, которая наберет больше баллов.

2) Одному из членов каждой команды завязывают глаза и просят на ощупь определить предмет и его размер. Для проведения игры можно попросить несколько человек каждой команды попробовать определить размер пред

мета. Побеждает тот игрок, чья команда дает наиболее правильные ответы.

Упражнение 22

Направлено на развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных интеграции, внимания.

Предлагается серия картинок, где изображения разных предметов, фигур, букв и др. наложены друг на друга - «зрительные шумы». В таких картинках трудно распознать каждый предмет по отдельности. Инструкция к выполнению задания следующая: «Посмотри внимательно на картинку. Здесь «спрятались» такие-то предметы. Попробуй найти их и назвать». После того, как ребенок назовет «спрятанные» предметы, можно предложить ему обвести их по контуру (каждый своим цветом) или раскрасить некоторые из них.

Ниже представлены примеры подобных заданий.

1) «Узнай, какие геометрические фигуры здесь спрятались».

2) «Узнай, какие буквы спрятались в этих рисунках. Обведи их по контуру, каждую своим цветом»

3) «Сколько букв Ж спряталось в картинке?»

Упражнение 23

Упражнение направлено на развитие умения анализировать и синтезировать соотношение фигур друг с другом по цвету, форме и размеру.

1) Инструкция: «Как ты думаешь, каким получится результат при наложении фигур последовательно друг на друга в левой части рисунка. Выбери ответ из фигур, расположенных справа.

Если ребенок затрудняется с определением отношений, лучше произвести наложение предмета друг на друга не в наглядно-образном плане (мысленном наложении), а в наглядно-действенном, т.е. непосредственным наложением геометрических фигур друг на друга.

2) В этом задании необходимо найти отражение девочки в зеркале.

Упражнение 24

Эти упражнения направлены на развитие образного мышления, геометрических представлений, конструктивных пространственных способностей практического плана.

Предлагаем несколько вариантов таких упражнений (от самого легкого до -более сложного).

1) На каждой полоске необходимо отметить крестиком две такие части, из которых можно составить круг.

Подобного вида задания можно разработать для любых фигур - треугольников, прямоугольников, шестигранников и т.д.

Если ребенку трудно ориентироваться на схематичное изображение фигуры и ее частей, то можно изготовить макет из бумаги и работать с ребенком в наглядно-действенном плане, т.е. когда он сможет манипулировать частями фигуры и составлять целую.

2) Инструкция: «Посмотри внимательно на картинки и выбери, где расположены детали, из которых можно составить фигуры, изображенные на черных прямоугольниках».

3). Инструкция: «Подбери к каждому кубику недостающий кусочек. Раскрась кубики и соответствующие кусочки в один цвет».

Упражнение 25

Направлено на тренировку внимания и зрительно-пространственного восприятия.

Инструкция: « Ребята, вернувшись с прогулки, положили свои варежки сушить и они перепутались. Помоги детям найти каждой варежке пару Соедини их линиями».

Упражнение 26

Направлено на развитие внимания, зрительно-пространственного восприятия, наглядно-образного мышления.

Инструкция: «Помоги художнику найти фрагменты своей картины Раскрась фрагменты и соответствующие участки картины одним цветом».

Упражнение 27

Направлено на тренировку внимания, зрительно-моторных интеграции и зрцтельно-пространственного восприятия.

Задание может выполняться как коллективно, так и индивидуально. Перед началом детям дается инструкция: «Перед вами на листке ряд перепутанных линий. Каждая из них соединяет между собой какие-то предметы. Ваша задача - проследить каждую линию слева направо и назвать предметы».

Рис.14

Первоначально количество линий может быть небольшим, затем увеличиваться по мере успешного выполнения данного упражнения. Сначала можно разрешать детям помогать себе пальцами или карандашом, переходя, по возможности, к слежению только глазами на последующих занятиях.

Упражнение 28

Подобные упражнения хорошо способствует тренингу зрительного восприятия и зрительной памяти.

На чистом листе бумаги нарисовать несколько геометрических фигур и предложить ребенку срисовать их. Если ребенок хорошо справляется с этим заданием, то можно его усложнить. Можно показать ребенку задание из трех фигур (потом можно увеличивать количество фигур), попросить его запомнить нарисованные фигуры, их расположение, а затем предложить нарисовать их по памяти.

Упражнение 29

Упражнение направлено на развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных интеграции. Игра "Маршрут движения".

Возьмите чистый лист бумаги, дайте ребенку фломастер или карандаш и предложите задание: "Представь, что ты едешь на автомобиле, и начерти его маршрут, а я буду говорить, в каком направлении двигаться. Приготовился, поехали. Едем прямо, сворачиваем направо, продвигаемся вперед, стоп, дорога перекрыта, поворачиваем назад, потом налево, делаем круг и...". В результате получится схема движения, нарисованная ребенком по словесной инструкции. Возможны различные варианты подобного задания.

Упражнение 30

Для развития зрительно-моторных интеграции можно использовать упражнения по штриховке рисунков.

Для отработки графических движений не следует использовать просто штриховку, гораздо эффективнее выполнять задания с определенными требованиями: проводить прямые и наклонные ровные линии, параллельные прямые и наклонные линии, рисовать полуовалы, овалы и круги. Обязательно объясните ребенку, что все вертикальные и наклонные штрихи пишутся сверху вниз, горизонтальные — слева направо, овалы — сверху вниз. Хорошим заданием на этом этапе может стать штриховка округлых объектов, например, задание "Раскрась яблоко, мячик...". На втором этапе прямые и наклонные линии ограничиваются строкой высотой -12 - 15 см, полуовалы и овалы — 6 - 10 см.

Упражнение 31

Упражнение можно использовать для развития зрительно-моторных интеграции, зрительного восприятия, зрительной памяти и внимания.

Ребенку предлагаются карточки с тремя изображениями. Нижние клеточки он должен заполнить, срисовывая точную копию фигур в верхних клетках. Инструкция: «Постарайся нарисовать точно такие же фигурки».

Задание можно выполнять поэтапно. На первом этапе используем один элемент картинки и предлагаем ребенку: «Посмотри внимательно, что нарисовано, запомни. Переверни карточку и нарисуй то, что на ней было изображено. Затем можно использовать карточки с изображением двух, трех элементов.

Рис.15

Упражнение 32 '

Такие задания могут быть использованы для тренировки внимания, памяти, зрительно-пространственного восприятия, для профилактики и коррекции «зеркального» письма у детей.

Ребенку предлагаются карточки с изображением фигур с «правым» и «левым» поворотом. Инструкция: «Найди зеркальное отражение фигур».

Рис.16

Упражнение 33

Упражнение направлено на формирование умения понимать и устанавливать закономерности в линейном ряду, на развитие зрительного восприятия, зрительно-моторных интеграции, внимание.

1) Инструкция: "Внимательно рассмотри картинки и заполни пустую клетку, не нарушая закономерности".

Рис.17

2) Второй вариант задания направлен на формирование умения устанавливать закономерности в таблице.

Инструкция: "Рассмотри снежинки. Нарисуй недостающие так, чтобы и в этом ряду были представлены все виды снежинок".

3) Инструкция: "Рассмотри флажки. Подумай, как нужно заштриховать последний, чтобы в каждом ряду были флажки с разной штриховкой".

4) Инструкция: "Нарисуй недостающие фигуры, не нарушая закономерности".

Упражнение 34

Направлено на развитие зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных интеграции.

Материал представляет собой изображений полянок с разветвленными дорожками и домиками на их концах:, а также "писем", условно указывающих, путь к одному из домиков, помещенных под полянкой. Необходимо выбрать любую полянку с домиками (с ориентирами) и попросить ребенка выбрать домик и составить к нему "письмо".

Инструкция: "Перед вами полянка, на ней нарисованы, дорожки и домики, в конце каждой из них. Нужно правильно найти один домик и зачеркнуть его. Чтобы найти этот домик, надо посмотреть на письмо (нижняя часть страницы). В письме нарисовано, что надо идти мимо травки, мимо елочки, а потом мимо грибка, тогда найдете правильный домик. Найдите этот домик, а я посмотрю, не ошиблись ли".

Проверяем, как решил задание ребенок, и, если нужно, объясняем и исправляем ошибки. Следующие задания он выполняв самостоятельно.

Если занятия проводятся с несколькими детьми одновременно, то можно дать задание каждому составить рисунок и «письмо». После того, как "письма" составлены, необходимо поменяться ими и найти дома по заданному "адресу".

При работе с этим упражнением важно помнить, что мы учим ребенка составлять "письмо" по ориентирам ("идем от травки к цветочку, деревцу и т.д.), по направлению и по ориентирам и направлению одновременно.

Упражнение 35

Направлено на развитие логического мышления, зрительно-моторных интеграции.

Инструкция: «Посмотри внимательно на картинку. Найди закономерность в каждом ряду. В пустые клеточки надо нарисовать такие фигуры, чтобы они соответствовали установленной закономерности».

Упражнение 36

Направлено на развитие внимания, зрительно-пространственного восприятия, зрительно-моторных интеграции, наглядно-образного мышления, мелкой моторики руки.

1) Дорисовать бусы: по пунктирной линии необходимо нарисовать в той же последовательности геометрические фигуры.

2) Обвести фигуры по пунктирной линии в направлении стрелки не отрывая карандаша от бумаги.

2) Скопировать по точкам фигуру.

Упражнение 37

Направлено на развитие внимания, зрительно-пространственного восприятия, мелкой моторики руки.

Необходимо заштриховать нарисованные предметы по направлению, указанному стрелкой.


Упражнение 38

Упражнение направлено на развитие мелкой моторики рук, наглядно-образного мышления, зрительно-моторных интеграции.

1) Из глины или пластилина сделайте жгутики-колбаски различной длины. Сомкните их в колечки разного диаметра, поставьте их одно на другое так, чтобы их диаметр менялся постепенно. Выровняйте стыки. Кувшинчик готов.

Рис. 27

2) Для выполнения упражнения необходима бумага. Последовательность работы отражена на рисунке.

Упражнение 39

Направлено на развитие мышления, речи.

1) "Подбери как можно больше слов, которые можно отнести к группе дикие животные (домашние животные, рыбы, цветы, погодные явления, времена года, инструменты и т. д.).

2) Другой вариант этого же задания. Соедини стрелочками слова, подходящие по смыслу:

Мяч Тополь Шкаф Тарелка Пальто Муравей Щука Роза

Мебель Цветок Насекомое Дерево Одежда Посуда Игрушка Рыба


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игры и упражнения направленные на развитие зрительно – моторной координации и ориентировки в пространстве с использованием пособии:

Игры и упражнения направленные на развитие зрительно – моторной   координации  и     ориентировки в пространстве с использованием пособии:...

Упражнение на развитие зрительно-моторной координации

Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям раскрашивание, обводка по контуру, штриховка и т. д., для поддержания интереса необходимо разрабатывать новые задания и упражнения...

Буклет «Игры и упражнения на развитие в развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации у детей дошкольного возраста»

Развитие мелкой моторики рук и зрительно-моторной координации необходимо ребёнку для овладения навыками самообслуживания, а также для формирования навыка письма при подготовки к  школьному обучен...

Развитие зрительно-моторной координации (игры и упражнения)

Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, шт...

Игры и упражнения для развития зрительно-моторной координации

Развитая зрительно-моторная координация является необходимым элементом определения готовности ребенка к школе. Дети часто теряют интерес к повторяющимся заданиям (раскрашивание, обводка по контуру, шт...

Картотека игр и упражнений на развитие зрительно-моторной координации движений

Картотека игр и упражнений на развитие зрительно-моторной координации движений...

«Игры для развития зрительно-моторной координации и проприоцептивной системы у детей с ОВЗ» (упражнения из опыта работы)

В статье приведены примеры практических упражнений, которые можно использовать в работе с детьми с ОВЗ 6-7 лет во время режимных моментов и индивидуальной работы для развития зрительно-моторной коорди...