Консультация для родителей "Что такое диспраксия у детей: как проявляется и что с этим делать?"
консультация (средняя, старшая, подготовительная группа)

Тарасова Оксана Олеговна

В консультации рассматриваются основные симптомы и виды диспраксии у детей дошкольного возраста. Вы так же узнаете о причинах возникновения диспраксии, способах ее распознавания у ребенка. Познакомитесь с отличиями диспраксии от алалии и способах коррекции диспраксии у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dispraksiya_u_detey.docx19.02 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение города Ростова-на-Дону

«Детский сад № 243»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Диспраксия у детей:

как проявляется и что с этим делать?»

составила учитель-логопед

высшей квалификационной категории

 Тарасова Оксана Олеговна

Г.Ростов-на –Дону

2023г

Диспраксия у детей: основные симптомы и виды

Взять со стола ложку или карандаш, завязать шнурки, сложить кубики, написать слово в тетрадке – за все это отвечает праксис, высшая психическая функция, которая формируется у человека в контакте с окружающим миром.

Если при отсутствии нарушений мышечного тонуса и параличей у ребенка наблюдается нарушение координации движений, ребенок испытывает затруднения при выполнении различных сложных движений, в данном случае можно говорить о диспраксии.

Каждому родителю важно знать симптомы диспраксии и методы коррекции этого расстройства.

Изначально оно называлось «синдромом неуклюжего ребенка» и это действительно так: у таких детей буквально все валится из рук, они неуклюжи и часто падают на ровном месте.

Но на самом деле это НЕ «неуклюжесть», а нарушение взаимосвязи между движением и мыслительными функциями.

Изначально диагноз «синдромом неуклюжего ребенка» употреблялся исключительно в неврологии. Но по мере изучения этого нарушения, становилось понятно, что его нужно рассматривать не только с точки зрения нейропсихологии, но и логопедии. Особенно, если речь идет об артикуляционной диспраксии.

В возрасте 3-6 лет детей диагностируются различные формы диспраксии, при этом чаще этому нарушению подвержены мальчики. Довольно часто наблюдаются сопутствующие расстройства письма, речи, гиперактивность и т. д.

Важно! Такой ребенок не является умственно отсталым, если нарушение не сочетается с заболеваниями ЦНС и/или педагогической запущенностью. Его интеллект развивается на том же уровне, что и у других детей, а иногда даже на более высоком уровне.

Диспраксия у детей может быть первичной или вторичной. В первом случае причины нарушения не связаны с невропатологическими нарушениями. В случае вторичной диспраксии она является следствием ДЦП, черепно-мозговой травмы, различных патологий нервной системы и т. д.

Причины диспраксии:

🔹Тяжелое течение беременности (стрессы, лекарственная интоксикация, кислородное голодание плода – все это может повлиять на недостаточное развитие двигательного анализатора и нейронных путей, которые формируют программу действия.

🔹Генетическая предрасположенность

Наследование от родителей.

В основе данного нарушения лежит не повреждение, а именно недоразвитие нейронных связей. Нервный импульс, который возникает в коре головного мозга, попросту не находит путь к двигательному аппарату.

Основные симптомы диспраксии:

🔹Такие дети поздно овладевают моторными навыками. Как правило, они позже остальных начинают сидеть, ползать, ходить и т. д. Медленно учатся самостоятельно есть и держать в руках столовые приборы.

🔹Испытывают трудности с определением ведущей руки.

🔹Неловкость в движениях, частые спотыкания во время ходьбы, падения сопровождают таких детей постоянно.

🔹Дети проявляют неловкость в подвижных играх. С трудом ловят и бросают мяч, плохо прыгают со скакалкой. Не умеют стоять на одной ноге, ездить на велосипеде и т. д.

🔹Пропускают, искажают, заменяют сложные звуки более простыми. Испытывают значительные трудности с освоением навыков письма и чтения.

🔹Проблемы с памятью (ребенок забывчив).

🔹Нарушения в тактильной сфере (ребенку могут быть неприятны даже легкие прикосновения).

🔹Нарушения сна.

Как распознать диспраксию у ребенка?

Основные признаки:

🔹Нарушения речи: ребенок не соблюдает порядок слов в предложении, испытывает трудности с составлением связного рассказа даже из 2-3 предложений, с трудом выражает свои мысли.

🔹Нарушение двигательных функций: ребенок испытывает трудности с выполнением любых действий, связанных не только с крупной, но и с мелкой моторикой (завязывание шнурков, застегивание пуговиц на одежде, трудности с письмом).

🔹Трудности со зрением: ребенку сложно контролировать движение глаз и направление взгляда.

Для коррекции диспраксии в том числе используются логопедические занятия. Но для того, чтобы точно знать и понимать направление коррекционной работы, необходимо пройти диагностику у логопеда.

Отличие диспраксии от алалии

Конкретно вербальная диспраксия отличается избирательными, но, к сожалению, довольно стойкими нарушениями звукопроизношения.

Обычно они сопровождаются проявлениями иннервационной недостаточности органов артикуляционного аппарата. При этом грубых нарушений тонуса артикуляционных мышц не наблюдается.

Поэтому очень важна правильная диагностика, которая позволяет отличить ее от других нарушений речи.

Например, от моторной алалии артикуляционная диспраксия отличается следующим образом:

🔹Лексикон у ребенка развит довольно хорошо, хотя может и отставать от возрастной нормы

🔹Фразы и предложения ребенок строит грамматически правильно

🔹Устная и письменная речь, составление рассказа по картинке не нарушено.

Если во время диагностики вашему ребенку поставлен диагноз диспраксия, крайне важно знать, какие способы коррекции существуют в современной практике.

Способы коррекции диспраксии

Дети с диспраксией нуждаются в комплексной коррекции двигательных навыков. Им полезны различные виды физической активности: плавание, прыжки на батуте и т. п.

А также: оздоровительный массаж, физиотерапия, кинезиотерапия, суджок-терапия, пальчиковая гимнастика, различные сенсомоторные игры, арт-терапия.

Помимо этого, коррекция включает в себя логопедические занятия и работу с нейропсихологом.

После диагностики работа с логопедом будет выстраивается с учетом выявленных нарушения устной и письменной речи. Возможно, потребуется логопедический массаж и конечно занятия по постановке и автоматизации звуков. В программу занятий также может быть включена логоритмика.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему: "Агрессивные дети и как с этим бороться"

Сначала о терминологии. Когда мы говорим “бить”, то имеем в виду физическое воздействие, выражающее злость. Физическое воздействие одно, а чувства, его вызвавшие, разные. Физически выражая...

Кризис 3 лет у детей: как проявляется, симптомы. Как вести себя родителям при детском кризисе 3 лет?

консультация для родителей по мерам предотвращения кризиса 3-х лет у ребенка....

Артикуляционная диспраксия у детей

Артикуляционная диспраксия - особая форма парциального недоразвития речи, имеющая самостоятельные, отличные от других речевых расстройств механизмы, а также специфическую, присущую только ей симптомат...

Консультация "Кризис 3 лет: как проявляется и что с этим делать?"

Рекомендации, советы и основные характеристики проявления кризиса...

Задержка психоречевого развития у детей. Как проявляется и как лечится.

Задержка психоречевого развития – это следствие отклонений в формировании головного мозга и центральной нервной системы. Причин этого нарушения много, а методов лечения – ещё больше. ...

Диспраксия у детей: симптомы, виды и коррекция

Праксис («движение») – это высшая психическая функция, которая формируется в контакте с окружающим миром. Она служит инструментом для осуществления целенаправленной деятельности. Взя...