Беседа «Как воспитать полезные привычки»
консультация (средняя группа)

Карпова Инна Александровна

Что лежит в основе правильного воспитания ребенка.  Как воспитать полезные привычки? 

Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить известного педагога А. С. Макаренко: «хорошее и правильное воспитание достигается систематической тренировкой и постепенным упражнение положительных навыков поведения. Никакие поучения и морали в этом не помогут.  Привычки же образуются благодаря многократным повторениям».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda_kak_vospitat_poleznye_privychki.docx16.95 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Как воспитать полезные привычки»

Что лежит в основе правильного воспитания ребенка.  Как воспитать полезные привычки?  

Чтобы ответить на эти вопросы, надо вспомнить известного педагога А. С. Макаренко: «хорошее и правильное воспитание достигается систематической тренировкой и постепенным упражнение положительных навыков поведения. Никакие поучения и морали в этом не помогут.  Привычки же образуются благодаря многократным повторениям».

А что такое навык? Чем отличается привычка от навыка? Навык и привычка имеют общие черты и существенно отличаются друг от друга. Навык - это усвоенный способ действия, умения хорошо выполнять действие, например, научится застилать постель, одеваться. Привычка — это уже потребность стремление выполнить какое-то действие, например, когда систематически ребенок убирает свою постель. Следовательно, навык – половина дела. Необходимо воспитывать у ребенка еще и привычку на основе выработанного навыка.

Роль навыка велика. Ведь если малыш чем-либо овладел он с удовольствием это будет проделывать систематически. Навык как бы прокладывает путь к привычке, облегчает её возникновение.

Привычки могут быть полезные и вредные.  На каждом возрастном этапе ребенок приобретает навык, соответствующий возрасту.

Начиная с первых месяцев жизни у ребенка формируются какие-то определенные навыки. Так малыш пяти-шести месяцев жизни должен овладеть навыком еды из ложки, сам поддерживать бутылочку. В семь месяцев у ребенка формируется навык умение   ползать, к году - ходить.

Основное главное условие воспитания положительных привычек это соблюдение правильного ритма жизни: сон, питание, игровая деятельность, прогулка и т.д.  К полезным привычкам относится все, что связанно с действием, с игровыми моментами. Однако следует отметить, что некоторые виды деятельности должны к соответствующему возрасту угаснуть иначе они будут тормозить другие полезные виды деятельности. Важно помнить, что полезно для одного этапа развития может оказаться вредным для другого.

Дети рождаются без вредных привычек и наклонностей, а появление их следует отнести за счет упущения воспитательных моментов. От вредных привычек следует отучать как можно раньше. Прочно закрепленные рефлексы в дальнейшем трудно, а иногда и просто невозможно угасить. Так, например, сосание пальцев, укачивание — это привычка засыпать в присутствии матери усложняет быт в семьи, а главное мешает самому ребенку. Устранять их надо не сразу, а систематически терпеливо. Иногда при укоренившихся дурных привычках полезно бывает переменить обстановку.

Родители должны добиваться не столько безупречного укрепления каждой отдельной привычки, сколько разумного сочетания целого ряда разных полезных привычек. Нужно помнить о более сложных и отдельных целях – нравственном воспитании ребенка, формировании личности в целом.

 Многие привычки, полезные и вредные, формируются еще в

детстве, и оказывают существенное влияние на жизнь, состояние здоровья,

взаимоотношения с другими людьми, успешность. А значит, родителям следует с ранних лет жизни ребенка позаботиться о формировании у него правильных и полезных привычек. Полезные привычки для детей являются составляющей здорового образа жизни, прививая малышу правильные привычки, мы снижаем вероятность появления у него вредных. Если определенный комплекс правильных и полезных действий уже сформирован, без веских причин ребенок не станет от него отступать. Лучшим методом формирования и закрепления полезных привычек является личный пример родителей, в раннем возрасте они для малыша являются непререкаемым авторитетом и образцом для подражания. Воспитывая детей, нужно стараться сформировать максимальное количество хороших привычек, ведь те, что продиктует окружение вне семьи, не всегда могут оказаться полезными во взрослой жизни.

Среди наиболее важных полезных привычек для детей можно назвать такие:

• Соблюдение распорядка дня;

• Выполнение гигиенических процедур;

• делать зарядку и заниматься спортом;

• придерживаться рационального режима питания;

• побольше времени проводить на свежем воздухе;

• придерживаться правильного режима сна и бодрствования;

• планирование своего время;

• поддерживать чистоту и порядок;

• создавать позитивный настрой, мыслить позитивно.

Все эти требования очень важны в жизни каждого человека. Когда ребенок совсем

маленький, взрослые решают за него, что и когда он будет делать. Хорошо, если при этом они придерживаются режима, полезная привычка сформируется у ребенка с первых месяцев жизни, и ему будет проще уже осознанно соблюдать распорядок дня. Знакомство малыша с понятиями «режим, распорядок» можно провести одновременно со знакомством с часами, продемонстрировать движение стрелок и рассказать, что он будет делать, когда стрелки окажутся в определенном месте.

Из гигиенических привычек наиболее важны привычки мыть руки, умываться,

чистить зубы, выполнять водные процедуры. Сначала родители сами умывают и купают ребенка, чистят ему зубы, причесывают, потом приучают выполнять эти процедуры под их присмотром, показывают, как это правильно делать, заодно объясняют важность гигиены для здоровья. Со временем привычки доводятся до автоматизма, в идеале ребенок должен выполнять гигиенические процедуры без напоминания.

Важна для детей привычка к утренней гимнастике, которую недаром называют

зарядкой – она придает заряд бодрости, укрепляет здоровье, а еще является важным

дисциплинирующим фактором. В доме, квартире обязательно должен быть уголок для

занятий спортом, очень хорошо, если ребенок выполняет упражнения вместе с кем-то из взрослых, можно также включать видеозапись с комплексом упражнений, для самых маленьких достаточно трехминутного комплекса.

Пищевые привычки очень важны для здоровья, а формироваться они начинают еще

в период грудного вскармливания и введения прикорма. Необходимо, чтоб в доме всегда был запас разнообразных полезных для здоровья продуктов, а вот фаст-фуда, сдобы и сладостей, чипсов, жирной пищи нужно покупать поменьше. Ребенка следует приучать есть без лишней спешки, тщательно жевать, не переедать, делать перекусы, но при этом не перебивать аппетит, придерживаться питьевого режима, не отвлекаться во время приема пищи.

Необходимо, что ребенок достаточно времени проводил на улице. Ежедневные

прогулки, сначала в сопровождении родителей, затем самостоятельные, поездки по

выходным за город, вылазки в парк — это отличный активный отдых, важный для

здоровья.

С раннего возраста нужно сформировать у ребенка ритуал отхода ко сну и

привычку засыпать в определенное время, а в школьном возрасте следить, чтоб этот ритм не сбился. Правильное чередование сна и бодрствования важно для физического и психического здоровья, иммунитета, работоспособности.

Привычка планировать свое время сродни привычке соблюдать режим дня, но

формируется несколько позже, когда у ребенка появляются обязанности, круг задач,

которые необходимо выполнить за день, за неделю. Планирование нужно начинать с

небольших временных интервалов – на несколько часов, на день, и постепенно учить

ребенка строить планы на месяцы и годы.

Формировать привычку поддерживать порядок нужно на собственном примере,

при этом не выполнять за ребенка его обязанности. Начинать нужно с малого, привычки убирать игрушки после игры, складывать одежду, застилать постель. Привычный к порядку человек больше успевает, ему легче будет ужиться с другими людьми, он организован и дисциплинирован.

Верный способ вырастить успешного человека — приучить ребенка побольше

улыбаться, радоваться удачам, не зацикливаться на проблемах, верить, что все к лучшему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая беседа "Полезные привычки"

Тематическая  беседа "Полезные привычки"...

БЕСЕДА: «Наши верные друзья полезные привычки»

 Данный вопрос актуален, так как от наших с Вами привычек, и от тех привычек, которые мы воспитываем в наших детях зависит и здоровье и успешность их в будущем.Привычка – это т...

Беседа во второй младшей группе «Полезные привычки». «Почему мы любим мыло?»

Цель: воспитывать у детей полезные привычки, бережное отношение к своему здоровью.Задачи: - обобщить и расширить знания детей о полезных привычках; - рассказать детям о полезных свойствах мыла;- ...

Беседа во второй младшей группе «Полезные привычки». «Почему мы любим мыло?»

Цель: воспитывать у детей полезные привычки, бережное отношение к своему здоровью.Задачи: - обобщить и расширить знания детей о полезных привычках; - рассказать детям о полезных свойствах мыла;- ...

Беседа на тему "Полезные и вредные привычки"

Цель углубить знание детей о полезных и вредных привычках.Воспитывать отрицательное отношение к вредным привычкам. Желание вести здоровый образ жизни;формировать у детей умение следить за внешним видо...

Беседа "Вредные и полезные привычки"

Цели: Учить детей отличать вредные и полезные привычки.Формировать сознательный отказ от вредных привычек.Закреплять умение объяснять смысл поговорок.Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.П...