10 ошибок родителей во время игр с ребенком с аутизмом
консультация

Боболович Ирина Александровна

Родители детей с нарушениями развития работают без устали. Бывает, что им приходится стараться и прилагать дополнительные усилия именно в те моменты, которые обычно считаются передышкой от дел. Если другие родители обычно лишь наблюдают за игрой своих детей, беседуют с другими взрослыми, пока ребенок играет, или веселятся вместе с ним, то родителям детей с аутизмом важно использовать игры для обучения ребенка… и это действительно важно!

Дети с аутизмом, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. В других случаях, они используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей с РАС играть. Конечно, родители об этом знают – они пытаются!

Вот 10 типичных ошибок, которые очень часто допускают родители детей с аутизмом, и которые могут помешать развитию навыков ребенка во время игры.

1. Вера в то, что навыки игры появятся сами собой, спонтанно.

Игра нормотипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с аутизмом, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Практически все книги о детском развитии описывают одни и те же стадии развития игры. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с аутизмом игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

2. Игра используется не для обучения игре.

 Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, речевым навыкам, признакам предметов). У детей с РАС есть базовый дефицит игровых навыков, для того, чтобы научить ребенка с аутизмом играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

3. Вера в то, что ребенку обязательно сразу понравится играть.

Для детей с аутизмом символическая игра – это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок с РАС может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему не интересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру весельем для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами), много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

4. Игра с ребенком на слишком «продвинутом» уровне.

Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом – слишком трудная задача.

5. Отсутствие имитации действий ребенка.

Это критически важный элемент совместной игры – копировать уместные игровые действия ребенка. Директивный стиль – это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни – дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

6.  Постоянное переключение внимания ребенка.

Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом, старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий – это важный навык для детей с аутизмом и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка – постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону – просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.

7. Чрезмерные и навязчивые подсказки.

Игра – это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

8. Чрезмерная конкретика.

Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение – поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»

9. Отсутствие сюрпризов во время игры.

Во время каждой игры, даже если она очень структурированная и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить» сценарий игры. Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.

10. Ребенку позволяется избегать игры.

Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Если вы предлагаете ребенку игру, он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при аутизме, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.

Хотя для родителей такая игра – это «работа», надеюсь, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка.

На старт, внимание, ИГРАТЬ!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 10_oshibok_igr.docx15.99 КБ

Предварительный просмотр:

10 ошибок родителей во время игр с

ребенком с аутизмом

Родители детей с нарушениями развития работают без устали. Бывает, что им приходится стараться и прилагать дополнительные усилия именно в те моменты, которые обычно считаются передышкой от дел. Если другие родители обычно лишь наблюдают за игрой своих детей, беседуют с другими взрослыми, пока ребенок играет, или веселятся вместе с ним, то родителям детей с аутизмом важно использовать игры для обучения ребенка… и это действительно важно!

Дети с аутизмом, как правило, имеют очень значительный и очень характерный дефицит игровых навыков. Очень многие такие дети вообще не играют с игрушками. В других случаях, они используют игрушки функционально, но у них всегда есть проблемы с символическими и абстрактными аспектами игры. Очень важно учить маленьких детей с РАС играть. Конечно, родители об этом знают – они пытаются!

Вот 10 типичных ошибок, которые очень часто допускают родители детей с аутизмом, и которые могут помешать развитию навыков ребенка во время игры.

1. Вера в то, что навыки игры появятся сами собой, спонтанно. 

Игра нормотипичных детей развивается спонтанно и проходит несколько конкретных этапов. Дети с аутизмом, как правило, не проходят эти этапы или «застревают» на одной из ранних стадий. Практически все книги о детском развитии описывают одни и те же стадии развития игры. Новые навыки строятся на основе старых. Все дети должны начать с функционального использования игрушек и игровых действий по готовому сценарию, прежде чем перейти к творческой и символической игре. Необходимо целенаправленно учить ребенка с аутизмом игровым навыкам, чтобы он смог перейти к спонтанной игре.

2. Игра используется не для обучения игре.

 Родители часто используют игру для того, чтобы учить ребенка каким-то другим навыкам (например, речевым навыкам, признакам предметов). У детей с РАС есть базовый дефицит игровых навыков, для того, чтобы научить ребенка с аутизмом играть, нужно целенаправленно и регулярно учить его именно играть с игрушками, а не чему-то другому.

3. Вера в то, что ребенку обязательно сразу понравится играть. 

Для детей с аутизмом символическая игра – это очень сложная концепция, так что ребенок скорее захочет делать что-то другое, а не играть. Например, ребенок с РАС может с большим удовольствием раскручивать колеса машинки, но ему не интересно отправить машинку «на заправку». Так что первая задача родителей состоит именно в том, чтобы сделать игру весельем для ребенка! Для этого важно, чтобы родители демонстрировали высокий уровень положительного аффекта (проявляли восторг языком тела и словами), много улыбались, смеялись и хвалили ребенка.

4. Игра с ребенком на слишком «продвинутом» уровне. 

Определите, что ваш ребенок уже может, и учите его следующему небольшому шагу. Если ребенок только-только начал собирать паззлы, просить его притвориться космонавтом – слишком трудная задача.

5. Отсутствие имитации действий ребенка. 

Это критически важный элемент совместной игры – копировать уместные игровые действия ребенка. Директивный стиль – это, конечно, хорошо, но не менее важно подражать ребенку и следовать за ним. Вам важно научиться балансировать оба подхода. Если ваш ребенок положил кубик на кубик, сделайте то же самое. Достройте кубики до «дома» или устройте «падение» башни – дополните действие ребенка, моделируя для него новый навык.

6.  Постоянное переключение внимания ребенка. 

Иногда бывает необходимо переключить внимание ребенка, если он «застрял» на одном действии или на повторяющемся поведении, но в целом, старайтесь держаться того, что делает ваш ребенок. Постоянная вовлеченность в действия с игрушками и другими людьми и координация таких действий – это важный навык для детей с аутизмом и над ним важно работать. Это не гонка, не старайтесь сделать как можно больше всего за одну игру. Будьте терпеливы и терпимы к особенностям ребенка – постепенно расширяйте его интересы, а не пытайтесь переключить его на что-то другое. Получайте удовольствие от игры по одному и тому же шаблону – просто постепенно меняйте или расширяйте этот шаблон.

7. Чрезмерные и навязчивые подсказки. 

Игра – это не подходящая ситуация для подсказки «рука на руке» и строгих речевых инструкций («положи кубик сюда, поставь поезд вот сюда»). Вместо этого следите за тем, что привлекло внимание ребенка, затем пытайтесь удержать это внимание, показывая что-то, что связано с интересом ребенка. Вместо директивных инструкций просто комментируйте свои действия и действия ребенка («Ой, куколка хочет есть! Ням-ням!»).

8. Чрезмерная конкретика. 

Если ребенок сделал что-то необычное и проявил воображение – поддержите это, не надо добавлять практических соображений. Если ребенок решил «съесть» кубик, не надо объяснять, что «кубики не едят». Лучше тоже начните «есть» кубик и скажите: «О, ты ешь бутерброд, а я буду есть котлету!»

9. Отсутствие сюрпризов во время игры. 

Во время каждой игры, даже если она очень структурированная и однообразная, следует включать что-то неожиданное. Это называется «нарушить» сценарий игры. Например, если мышка всегда прячется в домик, то сегодня в домике окажется кошка! Изображайте преувеличенное удивление и смейтесь вместе с ребенком. Это лишний повод для радости, контакта глазами и взаимодействия. Это также развитие навыков решения проблем.

10. Ребенку позволяется избегать игры. 

Хотя важно следовать за ребенком и подражать ему, нельзя допускать, чтобы ребенок просто не играл. Если вы предлагаете ребенку игру, он должен хоть как-то поучаствовать. Помните, речь идет об одной из базовых проблем при аутизме, так что ничего удивительного, если у ребенка возникают сложности. Это не повод отказываться от игры, важно снова и снова пытаться вовлечь и мотивировать ребенка на игру.

Хотя для родителей такая игра – это «работа», надеюсь, что эти рекомендации помогут играм стать более приятными для всех сторон. Чем веселее вам обоим, тем лучше для развития мотивации и социальных навыков ребенка.

На старт, внимание, ИГРАТЬ!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

7 ГРУБЫХ ОШИБОК РОДИТЕЛЕЙ ВО ВРЕМЯ ССОР С ДЕТЬМИ

Не забывайте золотое правило: “Прежде, чем сказать это ребенку, скажи это себе”. Тогда конфликтов будет на порядок меньше, проходить они будут более конструктивно, уважения к родителям будет больше, с...

Консультация для родителей. Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде? Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.

Консультация для родителей.Вопрос-ответ. Как помочь ребенку с аутизмом адаптироваться к окружающей среде?Рекомендации родителям по обучению детей с аутизмом жизненным навыкам.  Родителя...

7 грубых ошибок, которые допускают родители во время ссоры с ребенком

Родители должны понимать, что именно они несут ответственность за ребенка, и от того, как они себя поведут в той или иной ситуации, может зависеть формирование личности малыша....

7 грубых ошибок родителей во время ссор с детьми.

Ошибка №1. Говорить о личности, а не о поступке. “Что за ужасный ребенок!”, “Так поступают плохие мальчики” или прямое “Ты плохой мальчик. Мне такой не нужен”. Это ...

Что делать во время поведенческого кризиса у ребенка с аутизмом

Кто из нас не был свидетелем того, как посреди улицы раздражённая и одновременно растерянная молодая женщина тащит орущего ребёнка, который пытается упасть на землю. Её гневные крики «замолчи!&r...

Советы родителям во время приступа упрямства ребенка

Советы родителям во время приступа упрямства ребенкаКогда начинается приступ упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина – гормона, который вызывает стресс. Дети что есть мочи...

Как привлечь внимание ребенка с аутизмом во время занятия?

Как привлечь внимание ребенка с аутизмом во время занятия?...