Консультация для родителей "Как прививать культурно гигиенические навыки детям"
материал

Консультация для родителей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_privivat_kulturno_gigienicheskie_navyki.docx242.03 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Как прививать  культурно гигиенические навыки детям»

         

   Важной составной частью культуры поведения человека, являются культурно-гигиенические навыки. С самого раннего возраста необходимо прививать детям любовь к чистоте и опрятности, потому как, несомненно, это залог физического и психологического здоровья. Привитые с детства навыки приносят огромную пользу в дальнейшей жизни. 

        Формирование культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников -  весьма  специфичны и требуют определенных знаний,  как от педагога, так и от родителей.  Необходимо учитывать, что малыши 2-3 летнего возраста впервые сталкиваются с такими задачами, как умывание, мытье рук, использование полотенца, зубной щетки, носового платка и т.д. Самостоятельно одеться или раздеться – еще очень трудно для них, поэтому знакомство с этими важными  навыками должно быть мягким и терпеливым со стороны взрослых.   Однако не стоит забывать, что излишняя мягкость так же не желательна, так как ребенок однажды потерпев неудачу в довольно не легкой для него задаче, и почувствовав незамедлительную помощь взрослого, в следующий раз может отказаться что-либо делать сам. Следовательно - главными приоритетами в  формировании культурно-гигиенических навыков у младших дошкольников должны быть: понимание внутреннего мира ребенка, терпение к его неуклюжести и медлительности, поощрение любого, даже самого незначительного успеха, настойчивость в правильном и последовательном выполнении задачи, требовательность к проявлению самостоятельности.

       Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. Продолжать учить детей под контролем взрослого, а затем самостоятельно мыть руки после загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем. Учить с помощью взрослого приводить себя в порядок. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком). В процессе еды побуждать ребенка  к самостоятельности, учить держать ложку. В процессе одевания и раздевания напоминать  их порядок. При небольшой помощи взрослого учить снимать одежду, обувь (расстёгивать пуговицы спереди, застёжки на липучках); в определённом порядке аккуратно складывать снятую одежду; правильно надевать одежду и обувь.

         Рекомендации для проведения гигиенических процедур.

 Учим умываться. Для начала создайте все необходимые условия:

разместите крючок для полотенца на уровне роста (но не глаз!) ребенка;

подставьте к умывальнику скамеечку, стоя на которой он сможет достать кран;

прикрепите ручку-держатель к стене, чтобы ребенок мог держаться за нее обеими руками при подмывании, мытье ног, принятии гигиенического душа;

положите в ванной коврик (решетку), чтобы ребенок не поскользнулся.

        Предметы, которыми ребенок будет пользоваться самостоятельно, следует подобрать с учетом его возрастных возможностей. Размер куска мыла должен соответствовать руке ребенка; полотенце и петелька на нем должны быть такими, чтобы малыш одним движением мог снять и повесить его; стаканчики для зубной щетки и полоскания рта должны быть устойчивыми, удобными и безопасными; расческу следует выбрать с тупыми зубчиками, чтобы не повредить нежную кожу малыша, а ее размер должен соответствовать его руке. Предметы личной гигиены ребенка должны быть красочными, располагающими к запоминанию. Начиная с года ребенок способен находить свое полотенце, которое всегда висит в определенном месте и имеет какой-либо красочный ориентир (рисунок на ткани, аппликация, вышивка и т. п.). Удобная организация условий для гигиенической процедуры должна побуждать ребенка к активности, самостоятельным действиям.

       Теперь можно перейти непосредственно к самому умыванию. Для этого нужно:

завернуть рукава одежды ребенка;

проверить температуру воды;

намылить ладони малыша до образования пены, потереть ими друг о друга;

смыть мыло под струей воды, побуждая малыша к самостоятельным действиям;

вымыть лицо, называя каждую его часть;

 учить сморкаться: зажимая то одну, то другую ноздрю, предложить с усилием выдуть струю воздуха;

еще раз обмыть водой руки ребенка;

закрыть воду;

 снять полотенце, привлекая малыша к участию в этом;

насухо вытереть лицо и руки, называя части тела и лица, которые вытираются;

похвалить малыша, например, предложив посмотреть в зеркало: "Вот какой ты стал чистенький и красивый!"

        Гигиеническое воспитание младшего дошкольника направлено на приобщение его к следующим гигиеническим навыкам, как в детском саду, так и дома:

мыть руки перед едой и после каждого загрязнения;

умываться после ночного сна и после каждого загрязнения;

принимать ежедневно гигиенический душ перед ночным сном, а летом — и перед дневным сном;

мыться с мылом и мочалкой через два дня на третий;

подмываться перед сном и после сна, если малыш проснулся мокрым;

полоскать рот после приема пищи (с двух лет);

пользоваться зубной щеткой (с двух лет);

пользоваться носовым платком по мере надобности в помещении и на прогулке (самостоятельно с двух с половиной лет);

пользоваться расческой, стоя перед зеркалом (с полутора — двух лет);

ухаживать за ногтями с помощью щеточки (с двух с половиной лет);

не брать пищу грязными руками (под контролем взрослого на протяжении всего раннего детства).

      Необходимо тесное сотрудничество воспитателей и родителей. Привитые в детском саду культурно-гигиенические навыки и самостоятельность, должны поддерживаться и приветствоваться родителями. Только так возможно гармоничное развитие личности ребенка.