Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»
консультация (старшая группа)

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона.

При благоприятных социальных условиях ребёнок пятого года жизни расширяет сферу своего общения, он уже в состоянии рассказать не только непосредственно воспринимаемые обстоятельства, но и то, что было воспринято и сказано раньше.

Дети - дошкольники в пять-шесть лет уже могут образовывать прилагательные от существительных, различные части речи от одного корня (бегун - бежать - бегущий, певец - петь - поющий, синий - синеть - синева, а также существительные от прилагательных. В этом возрасте у детей заканчивается формирование ядра словаря. Вместе с тем «семантическое» и частично грамматическое развитие остаётся ещё далеко незавершённым. К этому времени ребёнок, с одной стороны, уже в такой мере овладевает обширным лексиконом, всей сложной системой грамматики и связной речью, что усваиваемый язык становится для него действительно родным. Но это все является нормой.

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, который позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обучаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т.д.

Бедность словаря проявляется, например, в том, что дошкольники даже 6-летнего возраста не знают многих слов: названий ягод, рыб, цветов, диких животных, птиц, инструментов, профессий, частей тела и др. Дети пользуются всеми частями речи, заметно преобладание существительных и глаголов; неточное употребление глаголов, замена названий частей предметов названиями целых предметов; страдает навык словообразования и словотворчества. Трудно усваиваются слова обобщённого значения, слова, обозначающие оценку, качества, признаки и др.

     Словарный запас – это слова, обозначающие  предметы, явления, действия и признаки окружающей действительности, которые использует человек. Выделяют активный и пассивный словарь ребенка.

     Что значит «активный словарь» («пассивный словарь»)? (Участники семинара высказывают свое мнение)

      Под пассивным словарем понимают часть словарного состава языка, понятного ребенку. Она зависит от возраста, психического развития, социальной среды. Пассивный словарь – это то, что ребенок понимает, но не использует в своей речи.

      Активный словарь – часть словарного состава языка, которая свободно употребляется в повседневной жизни конкретного ребенка.

    Каждому ясно, чем богаче у человека словарный запас, тем полноценнее его устная речь. На каждом возрастном этапе понимание ребенком значения слова имеет определенные особенности. В течение дошкольного детства осознание ребенком смысла слова проходит длительный путь.

Словарный запас детей постоянно обогащается не только в количественном, но и в качественном отношении.

           К началу школьного обучения ребенок должен иметь достаточно большой (включая обобщающие слова) и правильно систематизированный словарный запас, иметь представление о многозначности слов, о наличии у некоторых слов не только основных, но и переносных значений. Грамотную помощь в очень сложном для ребенка процессе накопления и обогащения словаря обязаны оказать ему родители и педагоги дошкольных учреждений — чтением, словесными играми, обучением рассказыванию по картине, наконец, своей грамотной и образной речью.

      Развитие речи – одна из основных задач обучения и воспитания детей в дошкольном учреждении. Работа по расширению словарного запаса прослеживается во всех направлениях жизнедеятельности детского сада. Главными задачами словарной работы являются обогащение, расширение и активизация словарного запаса.

Задачи детского сада по формированию словаря детей.

                                         

 Обогащение словаря новыми словами, усвоение детьми ранее неизвестных слов, а также новых значений ряда слов, уже имеющихся в их лексиконе. Обогащение словаря происходит, в первую очередь, за счет общеупотребительной лексики (названия предметов, признаков и качеств, действий, процессов и др.).

Закрепление и уточнение словаря. Эта задача обусловлена тем, что у детей слово не всегда связано с представлением о предмете. Они часто не знают точного наименования предметов. Поэтому сюда входят углубление понимания уже известных слов, наполнение их конкретным содержанием, на основе точного соотнесения с объектами реального мира, дальнейшего овладения обобщением, которое в них выражено, развитие умения пользоваться общеупотребительными словами.

Активизация словаря. Усваиваемые детьми слова делятся на две категории: пассивный словарь (слова, которые ребенок понимает, связывает с определенными представлениями, но не употребляет) и активный словарь (слова, которые ребенок не только понимает, но активно, сознательно при всяком подходящем случае употребляет в речи). В работе с детьми важно, чтобы новое слово вошло в активный словарь. Это происходит только в том случае, если оно будет закреплено и воспроизведено ими в речи. Ребенок должен не только слышать речь воспитателя, но и воспроизводить ее много раз, так как при восприятии участвует, в основном, только слуховой анализатор, а в говорении - еще и мускульно-двигательный и кинестетический анализаторы.

 

Устранение из речи детей нелитературных слов (диалектные, просторечные, жаргонные). Это особенно необходимо, когда дети находятся в условиях неблагополучной языковой среды.

Воспитатель специальными приемами добивается, чтобы дети не только знали и понимали смысл необходимых слов, но и активно использовали их в своей речи, чтобы у них развивались интерес и внимание к слову. (Почему так говорят? Можно ли так сказать? Как сказать лучше, точнее?).  Воспитывая культуру устной речи, необходимо отучать детей от грубых выражений или слов просторечных, заменяя их литературными.

Все рассмотренные выше задачи взаимосвязаны и решаются на практическом уровне, без употребления соответствующей терминологии.

 Содержание словарной работы усложняется от одной возрастной группы к другой. Усложнение в содержании программы словарной работы можно проследить в трех следующих направлениях:

1.Расширение словаря ребенка на основе ознакомления с постепенно увеличивающимся кругом предметов и явлений.

2.Введение слов, обозначающих качества, свойства, отношения, на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира.

3.Введение слов, обозначающих элементарные понятия, на основе различения и обобщения предметов по существенным признакам.

Эти три направления словарной работы имеют место во всех возрастных группах и прослеживаются на разном содержании: при ознакомлении с объектами и явлениями природы, предметами материальной культуры, явлениями общественной жизни и т.д.

Рекомендации для родителей по формированию словаря ребенка

Речевые способности ребенка особенно ярко проявляются в общении его со взрослыми: он делится с ними своими впечатлениями, просит что - нибудь рассказать, объяснить, прочитать, ответить на интересующий вопрос. Родители должны уметь расположить ребенка к себе, вызвать у него потребность общаться. Ведь именно они первые учителя своих детей. Здесь особое внимание на речевое развитие детей оказывает совместная деятельность родителей и детей, организовать которую по силам каждой семье.

Родители могут играть с ребёнком в такие игры, как:

Описываем все, что видим

Играть можно во время прогулки или в магазине, когда перед ребенком находится много предметов. Например, во время покупок он может помочь вам выбирать продукты, попутно рассказывая, что это и где его можно применить. Не бойтесь знакомить ребенка с новыми сложными словами. Если вы гуляете на природе, попросите ребенка описать облака, деревья, траву, цветы. Задавайте ему разные уточняющие вопросы: На что похожи облака? Что выше – дерево или дом? Что растет в парке?

Волшебный мешочек

Для этой игры можно взять тканевый мешочек и наполнить его разными предметами. Ребенок опускает руку в мешочек, нащупывает предмет и называет его. С 4-5 лет игру усложняют: ребенок не только называет предмет, но и детально описывает, дает ему характеристику: большой-маленький, шершавый-гладкий, из какого материала изготовлен, какая у него форма, где его можно использовать и т.д.

Закончи предложение

Мама начинает предложение, а ребенок заканчивает. Например:

1.         Наступило утро и Миша… (проснулся)

2.         В лесу Катя впервые увидела… (зайчика)

3.         Набежали тучки и … (пошел дождик)

Чем старше ребенок, тем сложнее будут предложения. Так можно придумать целый рассказ или сказку.

Игры с карточками

1.         Перед ребенком можно выложить ряд карточек на одну тему (например, животные Африки). Пусть он назовет и опишет животных.

2.         Подберите карточки на разные темы. Дайте ребенку задание составить по ним рассказ.

Съедобное-несъедобное

Играть можно с несколькими участниками. Один из игроков называет слово и кидает мяч другому игроку. Если слово означало продукт, который можно съесть, то игрок ловит мяч, если нет – то уклоняется от мяча.

Найди предмет

Родитель называет какую-нибудь букву, а ребенок должен найти все предметы в доме, которые начинаются с этой буквы.

Подбери определение

Родитель называет прилагательное, а ребенок подыскивает к нему существительное. Например, мягкий. Это могут быть: плед, подушка, игрушка, одеяло и т.д. Потом наоборот, ведущий называет существительное, остальные игроки подбирают к нему прилагательные. Яблоко – красное, зеленое, спелое, кислое, сладкое, маленькое и т.д.

Сценка с игрушками

Взяв несколько мягких игрушек или кукол, можно разыграть сценку с малышом. Например, к нему в гости пришли Зайка и Мишка. Подскажите малышу, как принимать гостей: напоить чаем, расспросить, как у них дела. Так он научится вести диалог и задавать вопросы. В сюжетно-ролевой игре можно проигрывать разные ситуации, с которыми у ребенка есть трудности (нежелание ходить в детский сад, отказ мыть руки перед едой, страх первым подойти и познакомиться и т.д.).

Сочиняем рифмы

Игра развивает чувство ритма и учит подбирать рифмы к словам, поэтому в игре важно подбирать слова не по смыслу, а в рифму. Например, лягушка – квакушка, Маша – каша, ложка – мошка, куплет – скелет. Сочиняйте небольшие стихотворения:

Весна-красна пришла

И цветов нам принесла.

Необходимо шире организовать наблюдения за окружающим (различать транспортное средства, называть детали), лучше всего при этом использовать наблюдение за реальными предметами и объектами. Посещать с ребенком различные музеи, выставки, спектакли. Необходимо также задавать ребёнку вопросы и отвечать на все его «почему?» и «зачем?».   Также полезно рассматривать с ребёнком предметные и сюжетные картинки, на которых изображен предмет или действие с ним. Большую роль в формировании словаря дошкольника играет      художественная литература.   Тем более, что дети очень любят, когда им читают или рассказывают.  Читая ребёнку, необходимо останавливать его внимание на иллюстрациях, на незнакомые слова нужно обращать особое внимание, объясняя их смысл. Можно организовать на основе произведения, хорошо знакомого ребёнку пересказ по ролям. Рассказы, которые взрослый адресует ребёнку, должны быть небольшими. Это могут быть рассказы о наблюдениях, о животных, о житейских ситуациях и др. Составляя рассказы нужно стараться употреблять слова, обозначающие свойства, качества предметов, слова – синонимы, сравнения. Также можно устраивать домашний театр или разыграть небольшие сцены, используя речевые диалоги.  Особенно важно ставить ребёнка перед проблемой выбора решения в определённой ситуации. Благодаря чему ребёнок учится логически мыслить. Немаловажную роль для развития детей оказывают игры на придумывание новых слов из хорошо известных или отгадывание смысла нового слова, что влияет на речетворчество детей.  Как правило, дети в этом возрасте очень любопытны, наблюдательны, задают много вопросов, но если родители «отмахиваются» от них, не отвечают ребёнку, то ребёнок замкнётся и просто перестанет спрашивать.                   Нужно находить время для ребёнка, не только отвечать на его вопросы, но и давать ему какие – либо задания (попросить, что – то кому – то передать, сказать). Таким образом, работа по формированию словаря детей старшего дошкольного возраста должна вестись воспитателями и родителями в определенной системе и в тесном сотрудничестве, которые приведут к положительному результату.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост напрямую зависит от условий жизни и воспитания. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни. После ...

Консультация учителя-логопеда для родителей. «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Первые осмысленные слова появляются у ребенка к концу первого года жизни....

Консультация для педагогов «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Богатство словаря есть признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкольном    ...

Консультация для воспитателей: «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к нам, взрослым людям, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Для того чтобы помочь детям справ...

Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Дошкольный возраст - период активного усвоения всех структур родного языка, уникальное время для становления и развития лексикона...

Консультация для педагогов и родителей «Приемы обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста».

Богатство словаря - признак высокого развития речи ребенка. Обогащение словарного запаса является необходимым условием для развития коммуникативных умений детей. В дошкол...