Как правильно запрещать или нельзя говорить нельзя
консультация

Столярова Елена Валентиновна

Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает вертеться, что-то хватать, ползти. Защищая от возможных опасностей, родители начинают повторять ребенку «Нельзя!» - и если сначала гневное слово вызывает у малыша оторопь, то потом он к нему привыкает. Через год-другой родители будут разводить руками: совсем не слушается, я ему «нельзя», а он дальше лезет!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_pravilno_zapreshchat.docx14.81 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

 "Как правильно запрещать, или нельзя говорить нельзя"

Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает вертеться, что-то хватать, ползти. Защищая от возможных опасностей, родители начинают повторять ребенку «Нельзя!» - и если сначала гневное слово вызывает у малыша оторопь, то потом он к нему привыкает. Через год-другой родители будут разводить руками: совсем не слушается, я ему «нельзя», а он дальше лезет!

Что же такое наказание?

Это — дополнительный мотиватор, который ограничивает ребенка в каком-то действии. Но ребенок должен бояться не наказания, а закономерных последствий своих действий. Наказывая, мы учим его избегать расправы, врать, изворачиваться. Естественные же последствия неотвратимы. Лучше сконцентрировать внимание на них. Не убрал игрушки — не нашел любимого солдатика. Вот оно, наказание!

Возможно ли обойтись без наказаний?

Родитель, добровольно выбравший этот путь, сталкивается с множеством сложностей. Но стоит понимать, что отсутствие наказаний — это вовсе не вседозволенность. Этот метод воспитания не лишает человека правил и норм поведения, и совсем не означает, что, если ребёнок ударит соседа, то его за это погладят по головке.

Как же правильно запрещать?  

1) Не злоупотребляйте словом «нельзя», оставьте его для действительно опасных ситуаций: нельзя убегать от родителей, нельзя брать ножи.  Все остальное – «положи, пожалуйста», «не надо так делать», «у нас дома так не делают».

2) Ребенку старше 3 лет вместо запрета можно задавать вопрос «Чего ты хочешь?». Малыш от этого может остановиться и на секунду задуматься, чего ему действительно надо или объяснит родителям, что он хочет – и окажется, что это можно получить другим, менее опасным способом.   

3) Волшебство выбора. Вопросы вида «Будешь грушу или яблоко?» в ответ на требование конфетки порой творят чудеса. С каждым годом добавляйте ребенку свободы и личного пространства, а не обязанностей. Ведь свобода — это принятие решений.

4) Предлагайте альтернативу. Малыш увлечен игрой, он испытывает восторг, засыпая кошачий корм Вам в чай. Конечно, прекращение этого занятия вызовет слезы. Поставьте чашку с крупой, дайте ребенку ложку, пусть он пересыпает по баночкам – альтернативная игра может его заинтересовать не меньше.

5) Разговаривайте с ребёнком спокойно и дружелюбно, желательно сесть на уровень его глаз. Ваша задача не наругать, а донести информацию, как добрый учитель. Называйте ребенка лесковым словам, погладьте по голове, запрещая что-то, выразите сожаление, что малышу придётся поступить иначе – увидите, что так информация усваивается лучше.

6) Последовательность — помощник в соблюдении правил. Сказали, что не дадите конфету до ужина — не давайте. Если сегодня нельзя, а завтра можно, то можно всегда.

7) Поддерживать нужное поведение поощрением. Дети быстрее забывают о наказании, которое грозит в случае шалости, но помнят о презентах за прилежное поведение.

8) Не обращайте внимание на провокацию — истерики, упреки, слезы, крики, грубость. Будьте равнодушны к таким эмоциональным взрывам.

9) Прочувствовать вместе выход из проблемы. Например, ребенок взял без спроса чужую вещь. Нужно пояснить, что хозяин вещи расстроится, если не найдет ее на месте. Ведь она ему так дорога. Надо вернуть ее хозяину!

10) Взрослый должен задавать интерес у ребенка к нужному поведению, а не зацикливаться на нежелательных действиях. Т.е. родитель не предупреждает, если тронешь цветок, выпорю. А говорит, сиди, играй с куклой, пока я не приду.

11) Не накладывать запреты на необходимые действия.

Ребенок не может сидеть тихо на стуле около 40 минут в очереди. Детям полезно бегать, играть, прыгать и резвится. На то они и дети, а желание иметь удобного ребенка – это требование родительского эгоизма.

12) Много разговаривать с ребенком. Объяснять, что такое хорошо и что такое плохо. Моделировать ситуации на куклах и решать проблемы в игре.

Применяя эти рекомендации, Вы заметите, что ребенок стал спокойнее реагировать на запреты. Скандалы и истерики у детей возникают от обиды, и если провести запрет мягко, то обид будет меньше.

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Слово нельзя в жизни ребенка, или как правильно запрещать".

Цель:раскрыть родителям значение запретов в жизни ребенка;познакомить их с основными правилами,которых надо придерживаться относительно запретов при воспитании детей....

Как правильно запрещать и когда идти на уступки

Как мы реагируем на действия детей, если они противоречит нашим желаниям и ожиданиям? Разумеется немедленно. Кто-то отвесит чаду подзатыльник, кто-то сделает замечание, кто-то обругает. Как правило, м...

"Как правильно запрещать, или Нельзя говорить нельзя"

Памятка для родителей "Как правильно запрещать, или Нельзя говорить нельзя"Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает верте...

Слово НЕЛЬЗЯ в жизни ребенка, или как правильно запрещать

Запрещая, всегда нужно помнить о том, что обилие запретов со стороны родителей мешает развитию ребенка: излишняя забота о безопасности в итоге ему даже вредит. Например, желание удержать ребенка около...

Памятка для родителей "Как правильно запрещать, или нельзя говорить нельзя"

Слово «нельзя» входит в лексикон родителей, когда ребенку исполняется 6-8 месяцев. Малыш начинает вертеться, что-то хватать, ползти. Защищая от возможных опасностей, родители начинают повт...