Консультация для родителей "Весёлая математика дома"
методическая разработка

Литвинова Лариса Васильевна

Этота педагогическая разработка будет полезна родителям дошкольников и воспитателям, как страничка в их методическую копилку.

Рекомендую Вам некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего, среднего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала. Играйте с ребёнком с удовольствием!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4 - детский сад комбинированного вида «Золотой гребешок»F:\логотип МАДОУ №4.png

«Веселая математика дома»

Консультация для родителей

Подготовила:

воспитатель Литвинова Л. В.

Подружиться ребенку с математикой помогают игры. Начинать надо с воспитания у ребенка внимания, умения сравнивать и наблюдать. В процессе игры дети усваивают сложные математические понятия, учатся считать. Неоценимую помощь в развитии этих навыков ребенку помогают самые близкие люди - его родители. Но это не только тренировка, это также и прекрасно проведенное время вместе с собственным ребенком. Домашняя обстановка способствует раскрепощению ребенка, и он усваивает учебный материал в индивидуальном для себя темпе, закрепляет знания, полученные в детском саду. Родители в свою очередь узнают многое о своем ребенке.

Уважаемые родители, стоит до школы научить ребенка различать:

- Пространственное расположение предметов (вверху, внизу, справа, слева, под, над и т. д.);

- Узнавать основные геометрические фигуры (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник);

- Величину предметов;

- Понятия "больше", "меньше", "часть", "целое".

Однако в стремлении к знаниям важно не переусердствовать. Самое главное - привить малышу интерес к познанию. Для этого занятия должны проходить в увлекательной игровой форме.

Рекомендуем Вам некоторые математические игры и упражнения для проведения их в кругу семьи. Указанные игры доступны для ребенка младшего, среднего дошкольного возраста и не требуют длительной подготовки, изготовления сложного дидактического материала.

 

1. Игра «Подбери колеса к вагончикам»

Цель: обучение различению и называнию геометрических фигур, установление соответствия между группами фигур, счет до 5.

Ход игры: ребенку предлагается подобрать соответствующие колеса - к синему вагончику красные колеса, а к красному – синие колеса. Затем необходимо посчитать колеса слева направо у каждого вагончика отдельно (вагоны и колеса можно вырезать из цветного картона за 5-10 минут).

2. Игра «Составь цветок»

Цель: научить составлять силуэт цветка из одинаковых по форме геометрических фигур, группируя их.

Ход игры: взрослый предлагает ребенку составить цветок для мамы или бабушки к празднику из геометрических фигур. При этом объясняет, что серединка цветка – круг, а лепестки – треугольники или круги. Ребенку предоставляется на выбор собрать цветок с треугольными и ли круглыми лепестками. Таким образом можно закрепить названия геометрических фигур в игре, предлагая ребенку показать нужную фигуру.

 

3. Игра- упражнение «Назови похожий предмет»

Цель: развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: взрослый просит ребенка назвать предметы, похожие на разные геометрические фигуры, например, «Найди, что похоже на квадрат» или найди все круглые предметы… В такую игру легко можно играть в путешествии или по пути домой.

 

4. Игра «Собери бусы»

Цель: развитие восприятия цвета, размера; умение обобщать и концентрировать внимание; речь.

Ход игры: для последовательностей можно использовать конструктор «Лего», фигуры, вырезанные из бумаги (но мне больше нравятся фигуры из кухонных целлюлозных салфеток – с ними удобнее работать), любые другие предметы.

Конечно, в этом возрасте последовательность должна быть очень простой, а задание для ребенка должно состоять в том, чтобы выложить один-два кирпичика в ее продолжение. Примеры последовательностей (ребенок должен продолжить логический ряд -дострой дорожку "правильными кирпичиками"):

 Консультация для родителей  «Веселая математика дома»

 

5. Игра «Что стоит у нас в квартире»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве; логическое мышление, творческое воображение; связную речь, самоконтроль

развитие зрительного внимания, наблюдательности и связной речи.

Ход игры: предварительно нужно рассмотреть последовательно интерьер комнаты, квартиры. Затем можно попросить ребенка рассказать, что находится в каждой комнате. Если он затрудняется или называет не все предметы, помогите ему наводящими вопросами.

6. Игра «Наоборот»

Цель: закрепление понятия величин, их противоположных названий.

Ход игры: взрослый называет величину, ребёнок должен назвать противоположную ей и найти в окружающей обстановке соответствующие предметы.

Например, толстый - тонкий, высокий - низкий, широкий-узкий.

7. Игра «Пришли гости»

Цель: определение без счета равенства и неравенства двух групп предметов приемом наложения. Использовать термины «больше», «меньше», «поровну».

Ход игры: предложить ребёнку игровую ситуацию приёма гостей в вашем доме. Предложить проверить хватит ли гостям предметов посуды, стульев и т. п. Обратить внимание, чтобы ребенок не пересчитывал один и тот же предмет дважды.

8. Игра «Назови соседей»

Цель: закрепление умения ребёнка ориентироваться в числовом ряде.

Ход игры: взрослый называет число, а ребенок - его соседей. Например, взрослый говорит: «Два», а ребенок называет: «Один, три».

9.Игра «Где мяч?»

Цель: развитие умения ориентироваться в пространстве относительно себя.

Ход игры: взрослый даёт задание по перемещению мяча (мяч над головой (вверху, мяч у ног (внизу, бросим вправо, бросим влево, вперед-назад.) Задание можно и усложнить: ты бросаешь мяч правой рукой к моей правой руке, а левой рукой - к моей левой.

10. Игра «Найди пару»

Цель: закрепление в умении соотносить цифру количеству предметов.

Ход игры: перед ребенком в ряд лежат числовые карточки, на которых нарисованы или наклеены предметы. Взрослый показывает цифру, а ребенок находит соответствующую карточку.

Хотелось бы напомнить Вам, уважаемые родители, о необходимости поддерживать инициативу ребенка и находить 10-15 минут ежедневно для совместной игровой деятельности. Необходимо постоянно оценивать успехи ребенка, а при неудачах одобряйте его усилия и стремления. Важно привить ребёнку веру в свои силы. Хвалите его, ни в коем случае не ругайте за допущенные ошибки, а только показывайте, как их исправить, как улучшить результат, поощряйте поиск решения. Дети эмоционально отзывчивы, поэтому если Вы сейчас не настроены на игру, то лучше отложите занятие. Игровое общение должно быть интересным для всех участников игры.

 

Играйте с ребенком с удовольствием!



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как правильно перевозить ребёнка в машине»

 - Не перевозите малыша на своих коленях. При аварии вы можете его не удержать или придавить собой.

- Не пристегивайте малыша штатным ремнем безопасности. Таким образом вы вряд ли убережете его: такой ремень рассчитан на взрослого человека.

- Не разрешайте ребенку стоять за спиной водителя, между спинками передних сидений.

- Не пристегивайте взрослого и ребенка одним ремнем.

- Не оставляйте в салоне незакрепленные тяжелые предметы. При столкновении они превращаются в опасный снаряд.

- Не разрешайте ребенку сидеть на заднем сиденье спиной по ходу движения: при столкновении малыш упадет затылком вперед.

- Перевозите детей только в автокресле.

- Не устанавливайте кресло между передними сиденьями. Конечно, в таком положении у малыша будет хороший обзор. Но, во-первых, это самое опасное место в машине. Во-вторых, между сиденьями вы не сможете надежно его закрепить.

 

 

 

 

 



Предварительный просмотр:

 Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №4 - детский сад комбинированного вида «Золотой гребешок»

F:\логотип МАДОУ №4.png

Консультация для родителей

«Роль семьи в развитии познавательной активности дошкольников»

       

                                                                                   Составила: Литвинова Л.В.,                    воспитатель высшей категории

Источником воспитания ребёнка является семья. Значение семьи в воспитании определено тем, что в семье ребенок находится в течение значительной части своей жизни.

Познавательная активность не является врождённой. Она формируется на протяжении всей сознательной жизни человека. Семья  служит первой ступенью,  от которой зависит, перейдёт ли потенциальная возможность в реальную действительность. Уровень развития познавательной активности  определяется индивидуально-психологическими особенностями и условиями воспитания. Важный источник познавательной активности дошкольника – опыт его творческой деятельности, которая базируется на системе знаний и умений.

Организация познавательной деятельности должна опираться на уже развитые потребности, прежде всего на потребности ребенка в общении с взрослыми, в одобрении его действий, поступков, рассуждений, мыслей. Родителям необходимо помнить, оптимальной является такая организация деятельности ребёнка, во время которой он может решать поставленное задание различными способами, каждый из которых является правильным и заслуживает высокую оценку. В таких условиях ребёнок сможет сам избрать способ решения и оценить сделанное как удачное или нет.

Необходимо знать основные принципы построения общения с детьми:

- Любознательные дети растут у любознательных родителей. Открывайте мир вместе с вашим ребёнком.

- Говорите с ребёнком – рассуждайте вслух и обосновывайте свои    суждения.

- Задавайте ребёнку как можно чаще вопрос «Как ты думаешь?»

- Всегда внимательно выслушивайте рассуждения ребёнка и никогда не смейтесь  над ними.

- По возможности путешествуйте с ребёнком.

- Приглашайте в дом интересных людей, при общении с ними не отправляйте ребёнка «поиграть в соседней комнате».

- Ходите с ребёнком в музеи.

- Проводите совместные наблюдения и опыты.

- Эмоционально поддерживайте исследовательскую деятельность ребёнка. Поощряйте его инициативу и самостоятельность. Создавайте условия для реализации его творческих замыслов.

- Сделайте свои увлечения предметом общения с ребёнком.

В развивающую (домашнюю) среду можно включить:

- измерительные приборы и инструменты: весы разного вида, термометры, мерные стаканы, линейки, сантиметры;

- познавательные детские энциклопедии с картинками (звери должны быть нарисованы реалистично, иметь нормальные пропорции и природную окраску) или хорошими фотографиями;

- азбуки картинные, книги для первого чтения;

- былины, мифы, легенды;

- часы настенные и календарь;

- настольно-печатные игры – лото, пазлы;

- настольные игры – домино, шашки, шахматы;

- чистые листы белой бумаги; фломастеры, краски акварельные, карандаши, восковые мелки, кисти, банки для воды, тряпочки, бумага в клетку и в линейку, клей, цветная бумага, ножницы, пластилин;

- оборудованное, место для занятий по типу учебной зоны школьника.

Организация интересной совместной деятельности способствует установлению более продуктивных контактов между родителями и детьми, даёт возможность выработать новые формы и иные нормы совместных действий, а также критически оценить собственный стиль взаимодействия с ребёнком. Сотрудничество сплачивает семью.

Рекомендуется провести дома с детьми:

Эксперименты, которые семья ребёнка дошкольного возраста может проводить в домашних условиях.

Волшебные краски (от 3 до 7 лет)

На вопрос: «Чем можно рисовать?» - дети отвечают, что рисовать можно красками, карандашами, мелом, забывая, что в раннем возрасте пытались рисовать кашей и компотом. Можно обсудить вопрос: «Откуда берутся краски?», «Из чего люди делали краски?».

Важно отметить, что природа даёт нам разные натуральные краски. Если вы предложите ребёнку листы плотной бумаги, тёртую свеклу, морковку, зелень (петрушку, укроп, базилик и др.), несколько ягодок (клубника, малина, смородина и др.), у него появится возможность оставить след на листе бумаги с помощью овощей, ягод и зелени, проверить, когда рисунки получаются более яркими, какого цвета эти натуральные краски.

Волшебный материал (для детей старшего дошкольного возраста)

Предложить детям слепить что-нибудь из песка и глины, после чего проверить прочность построек. Дети делают вывод о вязкости влажной глины и сохранении формы после высыхания. Выясняют, что сухой песок форму не сохраняет. Рассуждают, можно ли сделать посуду из песка и глины. Дети проверяют свойства песка и глины, вылепив из них посуду и высушив ее.

Слепки с природы (от 3 до 7 лет)

Из глины или игрушечного теста можно делать не только фигурки, но и слепки. К примеру, кусочек глины, прижатый к коре дерева, передаст все изгибы и трещинки на его поверхности. Предложите ребёнку проделать это с разными породами деревьев в саду или в парке. Если деревьев поблизости не окажется, то можно снимать слепки с кирпича или бетонной поверхности. Такие игры – занятия знакомят детей с многообразием фактур материалов.

Песочные часы

Показать детям песочные часы. Пусть они последят за тем, как пересыпается песок. Дайте детям возможность ощутить длительность минуты. Попросить детей набрать в ладошку как можно больше песка, сжать кулачок и смотреть, как бежит струйка песка. Дети не должны разжимать свой кулачок до тех пор, пока не высыплется весь песок. Предложить поразмышлять над поговоркой "Время как песок", "Время как вода".

Музыкальные бутылочки (от 3 до 5лет)

Даже взрослые иногда получают удовольствие от музыкального эффекта, возникающего при помешивании ложкой в стакане с водой. Маленьким детям это нравится вдвойне: они в восторге и от производимого шума, и от чувства первооткрывателя этого явления. Если вы предложите ребёнку несколько одинаковых бутылок, поставленных в ряд, разных палочек и немного воды, у него появится возможность для собственных экспериментов: менять уровень воды в бутылках, подкрасить жидкость вареньем или соком. Развлекаясь, ребёнок постигает различную высоту звуков в соответствии с наполняемостью бутылки; у ребенка развивается мышление, воображение, интерес к исследованиям.

Реактивный шарик

Предложить детям надуть воздушный шар и отпустить его, обратить внимание на траекторию и длительность его полета. Дети делают вывод, что для того, чтобы шарик летел дольше, надо его больше надуть, т.к. воздух, вырываясь из шарика, заставляет его двигаться в противоположную сторону. Рассказать детям, что такой же принцип используется в реактивных двигателях.

Свеча в банке

Предложить детям выяснить, как можно погасить свечу (пламя), не прикасаясь ни к свече, ни к пламени и не задувая ее. Вместе с детьми проделать следующее: зажечь свечу, накрыть ее банкой и понаблюдать до тех пор, пока она не погаснет. Подвести детей к выводу о том, что для горение нужен кислород, который при этом превращается в другой газ. Поэтому когда доступ кислорода к огню затруднен, огонь гаснет. Люди используют это для тушения огня при пожарах.

Почему не выливается?

Предложить детям перевернуть стакан с водой, не пролив из него воды. Дети высказывают предположения, пробуют. Затем наполнить стакан водой до краев, покрыть его почтовой открыткой и, слегка придерживая ее пальцами, перевернуть стакан вверх дном. Убираем руку - открытка не падает, вода не выливается. Почему вода не выливается из стакана, когда под ним лист бумаги (на лист бумаги давит воздух, он прижимает лист к краям стакана и не дает воде вылиться, т. е причина - воздушное давление).

Волшебный человечек (от 4 до 6 лет)

Выберите небольшую неиспорченную картофелину и вырежьте немного мякоти с одного конца. Затем срежьте основание с противоположной стороны, чтобы картофелина могла ровно стоять. Лучше, если вся эта подготовительная работа будет проделана взрослым, хотя некоторые дети тоже смогут с этим справиться. Всю последующую работу ребёнок выполняет самостоятельно. Пусть он смочит ватный комочек водой (убедитесь, что комочек хорошо пропитан влагой) и поместит его в вырезанное в картофелине отверстие. Насыплет туда немного семян травы, горчицы или кресс-салата. А затем поставит картофелину в блюдце с водой. Через несколько дней у картофелины появятся зелёные «волосики», и ребёнок может сделать на ней глазки из кнопок или пуговиц, чтобы получилась рожица. Эта игра многоцелевая: кроме наблюдения за проращиванием семян ребёнок тренирует ещё и глазомер, совместно с родителями или самостоятельно (в зависимости от возраста) делает соответствующие выводы.

Опыт 

Дома вскипятить чайник, понаблюдать за ним, когда он кипит.

Старайтесь, чтоб ваш ребенок сам пытался ответить на вопросы:

- Что выходит из носика чайника при закипании воды? (пар)

- Откуда пар появился в чайнике - мы же наливали воду? (Вода при нагревании превратилась в пар.)

Поднесите к струе пара холодное стекло, подержите над паром, выключите чайник.

- Откуда появились капельки на стекле? Перед опытом стекло было чистым и сухим (когда пар попал на холодное стекло, он опять превратился в воду.)

Объясните ребенку: Вот так происходит и в природе. Каждый день Солнце нагревает воду в морях и реках, как только что она нагрелась в чайнике. Вода превращается в пар. В виде пара капли влаги поднимаются в воздух. Когда капелек воды набирается много, то они образуют облако, а потом выпадают в виде осадков на землю.

Задание

Нарисуйте с детьми, как вода из рек и морей возвращается обратно в реку или море.

Работа с детьми по опытнической деятельности находит отражение и в творческой деятельности детей.

 Опыты и эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивают наблюдательность и пытливость ума, развивают стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

И хочется закончить китайским изречением:

«То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!»



Предварительный просмотр:

Памятка

«Как сделать искусственный снег в домашних условиях»

Снег – один из главных атрибутов зимы. К сожалению, природа далеко не всегда радует нас белым пушистым снегом, но дома совсем не обязательно ждать милостей от природы, ведь можно своими руками сделать красивый снежный декор для интерьера, поделки с детьми. Лепить из снега – любимое зимнее развлечение у детей. Искусственный снег может помочь вам весело провести время с ребенком. Это и отличный массаж, и новые ощущения, и возможность проявить креатив. 

Вот несколько рецептов из доступных материалов.

1. Снег из соды и пенки для бритья

Это один из самых популярных рецептов приготовления снега, испробованный многими на практике, который легко сделать дома. Возьмите емкость для замешивания снежной массы и выдавите туда содержимое баллончика с пенкой для бритья. На такое количество пенки вам потребуется примерно 1-1,5 пачки пищевой соды. Начинайте всыпать соду постепенно в емкость, перемешивая массу до получения снега нужной консистенции. Снег из соды и пенки получается белоснежным по цвету и рыхлым на ощупь. Чтобы сделать его искристым, в массу можно добавить слюду или блестки.

2. Снег из мыла

Найдите самое белое мыло и отправьте его в морозилку на несколько часов. После этого брусок нужно достать и натереть на мелкой терке. Полученная снежная масса будет очень легкой, но при этом достаточно липкой для создания тематических фигурок. Для большей реалистичности в искусственный мыльный снег можно добавить эфирное масло мяты, которое будет охлаждать руки при работе с материалом.

3. Снег из туалетной бумаги и мыла

Чтобы сделать снег, возьмите рулон белой туалетной бумаги и порвите ее на мелкие куски. Переложите бумагу в емкость для микроволновой печи и добавьте туда целый брусок белого мыла. Включите микроволновую печь на 1 минуту, проверяя содержимое каждые 15 секунд. Бумага и мыло должны стать рыхлыми и сухими. После микроволновки массу нужно тщательно растереть руками и начать добавлять воду. Воды нужно столько, чтобы смесь формировала плотный ком. Приятный влажный и липкий снег для детских игр дома готов!

4. Снег из крахмала

Существует сразу несколько рецептов, как сделать искусственный снег из крахмала своими руками. Все они довольно простые и доступные:

  • Крахмал + пенка для бритья. Способ похож на вариант, где в пенку добавляется сода. Точно также в пенку нужно постепенно добавлять крахмал, добиваясь нужной консистенции.
  • Крахмал + клей ПВА. Ингредиенты смешиваются в равных пропорциях с добавлением блесток или серебряной краски по желанию.
  • Крахмал + масло. Для рецепта подойдет как косметическое жидкое масло, так и растительное. Рекомендуется брать рафинированное самого светлого оттенка. На 500 грамм крахмала (картофельного или кукурузного) нужно взять 100-150 миллилитров масла. Смесь тщательно смешивается и в результате получается хрустящий одновременно рассыпчатый и липкий снег.

6. Снежный пластилин

Ингредиенты:

2 чашки пищевой соды

1 чашка кукурузного крахмала

1 и 1/2 чашки холодной воды

Несколько капель мятного экстракта

Блестки

7.  Крахмал и кондиционер для волос

Этот снег невероятно приятный на ощупь, его так и хочется мять в руках. Для приготовления понадобится:

  • упаковка кукурузного крахмала (примерно 500 грамм);
  • 200 мл ополаскивателя для волос.

Насыпьте сухой крахмал в емкость, постепенно перемешивая, влейте кондиционер. Если вам покажется, что масса получилось слишком липкой, добавьте еще крахмала. Смесь должна формироваться в снежки.

8. Мягкий снежочек для рисования из пены для бритья и клея

Ребятам непременно понравится этот способ, с которым получаются воздушные новогодние рисунки на бумаге:

  • пена для бритья,
  • клей ПВА.

Перемешиваем стакан пены и целый тюбик ПВА до однородной консистенции, с этой работой справятся даже малыши. Если большой объем не нужен, то для 2-3 детей можно взять половину ингредиентов. Аккуратно переносим смесь на полотно кисточкой или ватной палочкой.

9. Детские подгузники и вода

  • подгузники;
  • 2 прозрачные ёмкости;
  • пластиковая карточка;
  • вода.

 Для этого нужен полиакрилат натрия, который можно найти в детских подгузниках. Разрезаем подгузник и достаем материал похожий на вату. Рвем его или режем на мелкие кусочки. Размещаем в какой-либо емкости, добавляем воду, любую, хоть водопроводную, небольшими порциями, чтобы он стал влажным и похожим на снег. Лучше под конец «снег» увлажнять из пульверизатора, чтобы не переборщить с жидкостью, иначе получим мокрый снег, который будет серый, слипшийся и грязный на вид. Для большего эффекта ставим в холодильник, и получаем белый, пышный, холодный снег! Если поставить в морозилку, то получится кусок белого непрозрачного льда.

Снег получается реалистичным и универсальным, самый удачный опыт.

Увлекательных Вам занятий с детьми!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация на тему "Математика дома"

О правильности применения математических способностей дома....

Консультация для родителей: "Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. Ч...

Консультация для родителей "Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе. Математика представляет собой сложную науку, которая может вызвать определенные трудности во время школьного обучения. К...

Консультация для родителей "Математика дома".

В дошкольном возрасте закладываются основы знаний, необходимых ребенку в школе....

Консультация для родителей «Математика дома"

Консультация для родителей по ФЭМП дошкольников....

Консультация для родителей " Математика дома"

Консультация для родителей. Для размещения в информационном уголке....