Консультация для родителей подготовительной группы «Подготовка детей с нарушениями речи к школе»
консультация

Хабарова Кристина Анатольевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konms.docx203.71 КБ

Предварительный просмотр:

https://o575.pskovedu.ru/download.php/pskovedu/files/PAGES/IMAGES/876236f8-2e3a-46fc-8545-38a6c3db241b/4F776C6519C0529B276EF9D8FEFECB05Консультация для родителей подготовительной группы

«Подготовка детей с нарушениями речи к школе»

Скоро Ваш ребёнок дошкольник станет школьником. Это новый социальный статус. Переход от игровой деятельности к учебной очень важен для ребёнка. Готовность к школьному обучению формируется задолго до поступления в школу и включает не только хорошее физическое развитие, достаточный запас знаний и представлений об окружающем, но и определённый уровень развития речи.

Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребёнком родного языка как средства общения.                                                                  Аэто:                                                                                                                                    1. Сформированность звуковой стороны речи. У ребёнка должно быть правильное, чёткое произношение звуков всех фонетических групп.                                                                           2. Сформированность фонематических процессов, умение слышать, различать фонемы родного языка.                                                                                                                                           3. Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу: умение выделять звуки в слове. Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, твёрдый, мягкий. Уметь работать со схемой слова и схемой предложения.                                                                                 4. Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, умение образовывать слова в нужной форме, выделять звуковые и смысловые различия между словами, образовывать прилагательные от существительных.                                                                                               5. Сформированность грамматического строя речи: умение правильно строить простые предложения, видеть связь слов в предложениях, распространять однородными и второстепенными членами; работать с деформированным предложением; составлять предложения по опорным словам и картинкам. Умение пользоваться развёрнутой фразовой речью, владеть пересказом рассказа. Самостоятельно составлять рассказ-описание. 

Формирование грамматически правильной, лексически богатой и фонетически четкой речи, дающей возможность речевого общения и подготавливающей к обучению в школе, - одна из важных задач в общей системе работы по обучению ребенка в дошкольных учреждениях и семье. 

Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, желания, задать вопросы, договориться со сверстниками о совместной игре. Невнятная речь ребенка затрудняет его взаимоотношения с людьми и нередко накладывает отпечаток на его характер. К 6-7 годам дети с речевой патологией начинают осознавать дефекты своей речи, болезненно переживают их, становятся молчаливыми, застенчивыми, раздражительными. Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет и к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.

https://psyh.info/wp-content/uploads/2021/01/456546546546456546464.jpg

Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется. Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения). Дети у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет. Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок. Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы. Подобных осложнений можно избежать, если с ребёнком проводить специальные коррекционные занятия, направленные на исправление дефектов речевого развития. Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе. Основная задача родителей — вовремя обратить внимание на различные нарушения устной речи своего ребенка, чтобы начать логопедическую работу с ним, предотвратить трудности общения в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе. Чем раньше будет начата коррекция, тем лучше ее результат.

Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?                                                                                                                          - создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;                                                                                                                                             - проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;                                                                                   - не ругать ребенка за неправильную речь;                                                                                                 - ненавязчиво исправлять неправильное произношение;                                                                                                         - не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;                                                            - осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами. 

Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей. Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением.                                                                                                                  

Это связано с двумя причинами:

1) родители не слышат недостатков речи своих детей;                                                                                                             2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.

https://lh3.googleusercontent.com/Cp5LW_3dvLm6-y-T35jCYEZgusWJPK0kPCJEKjofbJCl8LO8rg8OBi5SfF_lnv0LnH1-EkRSDjQ7ED8VkNvHktQEY-V6PyAXtLhLmypwi3Kog7I48wlc4TB8psiDn8HOM8U9pjGS9cvx2lQacQ

Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку. В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь.                                                                                                      

При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.

Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка;                     Во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.                                                                                                                    

Таким образом, благодаря совместной работе воспитателя, учителя-логопеда, педагога - психолога, - уважаемые родители у Вас получится своевременно и качественно помочь детям преодолеть речевые нарушения, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у детей с речевыми нарушениями уверенность в своих возможностях.

ЖЕЛАЕМ УСПЕХА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей :РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ

Воображение складывается в процессе жизни ребёнка, в его деятельности, под определяющим влиянием условий жизни, обучения и воспитания.Важную роль в pазвитии воображения имеет художественное воспитание...

Консультация для родителей подготовительной группы "Подготовка к обучению грамоте: Давайте поиграем"

Вполне понятно, что  родители дошкольников озадачены вопросом подготовки своих ребятишек к поступлению в школу. И   я считаю необходимым затронуть основные моменты речевого развития, которые...

Консультация для родителей. Артикуляционная гимнастика для детей с нарушением речи.

Артикуляционной гимнастикой называется комплекс специально разработанных специалистами упражнений для тренировки и укрепления органов артикуляции, к которым относятся губы, язык и нижняя челюсть....

Консультация для родителей подготовительной группы "Подготовка к обучению грамоте"

   Подготовить ребенка к школе, школьному обучению – задача не только педагогов детского сада, но и родителей.      Учить дошкольников грамоте необходим...

Консультация для родителей" Особенности музыкального воспитания детей с нарушением речи"

>Музыкальное воспитание в логопедических группах детского сада проводится с учетом «симптомов», характерных признаков детей с речевыми нарушениями и направлено помимо решения музыкальных задач, на реш...

Консультация для родителей подготовительной группы "Подготовка детей к школе"

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И УМЕТЬ РЕБЁНКУ, ПОСТУПАЮЩЕМУ В ШКОЛУ....