Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»
консультация

Васильева Анастасия Леонтьевна

Задачи трудового воспитания старших дошкольников в детском саду и семье.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.41 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

Задачи трудового воспитания старших дошкольников в детском саду и семье едины. Некоторые незначительные различия объясняются тем, что условия жизни и воспитания ребенка в группе детского сада и дома имеют свою специфику.

В детском саду воспитание ребенка происходит по определенной программе, в обществе сверстников, среди детей других возрастов, в их совместной деятельности, повседневном общении. В коллективе ровесников ребенку легче соотносить свои трудовые навыки и результаты труда с «трудовым поведением» своих товарищей. Воспитатель может активнее влиять на каждого ребенка и вместе с тем формировать черты коллективизма (например дежурства, еженедельная коллективная уборка комнаты вместе с воспитателей и помощником воспитателя).

В современном обществе в каждой семье родители на трудовое воспитание имеют индивидуальные взгляды и придерживаются позиций того круга социума, в котором они вращаются.

Задачи трудового воспитания старших дошкольников в семье таковы :

- воспитание интереса к труду взрослых и уважения к человеку-труженику на примерах доступных пониманию детей профессий, а также на примерах из жизни близких людей);

- формирование знаний, представлений о трудовой деятельности – ее цели, планирования, общественного значения, необходимости добиваться хороших результатов;

- воспитание желания и умения трудиться, устойчивой привычки к труду;

- формирование нравственно ценных мотивов труда, их общественной направленности;

- совершенствование имеющихся трудовых навыков и формирование новых, воспитание самостоятельности при выполнении различных поручений и несложных постоянных обязанностей, стремление ответственно к ним относиться;

- формирование старательности, добросовестности, привычки доводить дело до конца;

- воспитание культуры труда (умения подобрать необходимые инструменты и материалы, бережного с ними обращения, правильной подготовки рабочего места);

- обучение организации труда (с чего начать работу, какие ее главные этапы, как, чем закончить дело, какой способ наиболее рациональный для достижения поставленной цели (цель может определяться самим ребенком или родителями;

- развитие находчивости, инициативы, коллективизма в совместной работе с другими членами семьи;

- воспитание бережного отношения к результатам труда (например, после уборки комнаты не разбрасывать игрушки, беречь вещи, изготовленные другими членами семьи);

- формирование потребности в оказании помощи родным, соседям по собственной инициативе, а не только по просьбе взрослых.

Важное условие трудового воспитания – не перегружать детей физически, но и не облегчать труд, не сводить его к игре.

Как же добиться того, чтобы трудовое воспитание в семье проходило наиболее успешно?

Прежде всего для этого необходимы общая атмосфера в семье, положительный пример взрослых, наличие у ребенка постоянных обязанностей, вовлечение ребенка в совместный труд и др. Но взрослые, занимающиеся воспитанием трудолюбия, должны знать и о специфических способах трудового обучения и воспитания.

Назовем основные методы и приемы, необходимые для руководства различными видами детского труда :

• определить цель труда (если ребенок сам ставит цель – что он хочет сделать, каков должен быть результат, можно уточнить ее либо внести другое предложение);

• помочь ребенку мотивировать свой труд, обсуждать с ним, для чего и для кого нужна данная работа, в чем ее значение;

• учить элементам планирования работы (например, сначала приготовить таз с водой и тряпочку для мытья игрушек, потом выбрать место для чистых игрушек и т. д. ;

• показывать и объяснять, как лучше это делать, советовать как успешнее выполнять поручения, обязанности;

• пробудить интерес к предстоящему делу, поддерживать и развивать его в ходе работы;

• выяснить, что уже сделано и что еще можно сделать, чтобы добиться лучшего результата;

• вспомнить вместе с ребенком основные «трудовые правила» (работать старательно должен каждый, необходимо помогать старшим, младшим и т. д.);

• поощрять старательность, интерес к делу, стремление преодолеть трудности, добиваясь намеченной цели;

• систематически проверять вместе с ребенком ход, результаты работы и оценивать ее, уделяя особое внимание проявленному ребенком терпению, самостоятельности и инициативы, настойчивости в достижении цели;

• подключать ребенка к своему труду, подавать пример добросовестного отношения к делу, помогая советом или делом в случае затруднения (но не делать работу за него);

• поставить ребенка перед необходимостью сделать выбор и помочь принять правильные решения (например, можно идти играть, но сначала лучше закончить работу, иначе не успеть приготовить подарок к завтрашнему дню;

• читать художественные произведения, посвященные людям труда, рассматривать с ним иллюстрации, обращать внимание ребенка на то, как трудятся люди, какие трудовые действия они совершают.

Взрослый должен учитывать: разные задачи трудового воспитания требуют и определенной специфики используемых методов. Например, при обучении ребенка трудовым навыкам необходимо показать трудовые действия, объяснить способ их выполнения (порой неоднократно) систематически упражнять ребенка. В результате дети начинают обобщать трудовые действия, использовать приобретенные умения, навыки, опыт в разных видах труда, а это ценно не только для физического, но и для умственного развития.

Особого внимания требует оценка труда ребенка, для которого исключительно важно узнать мнение взрослого человека, о том, насколько успешно он выполнил работу, каких результатов добился, почему и для кого они важны.

Взрослые допускают большую ошибку, если перехваливают ребенка или предъявляют ему необоснованно высокие требования. Между тем, ребенок обязательно должен испытывать удовлетворение от своего труда и от оценки взрослого. Кроме того, он, как правило, прекрасно осознает несправедливость повышенной оценки. А другой будет очень огорчен, может даже потерять веру в свои силы, если мама или папа не отметит его желания хорошо работать, его старательности, а увидит только промахи, недостатки, будет критиковать.

Оценивать необходимо результат труда и отношение к делу, но не самого ребенка. Оценка должна помочь ребенку понять, что именно хорошего он сделал, почему и в чем ошибся, как исправить оплошность в данном случае или в следующий раз. Подобный подход помогает сформировать у детей старшего дошкольного возраста самооценку и самоконтроль, умение правильно относиться к своим ошибкам, а также самостоятельность, инициативу.

В заключении хочется сказать привлекая детей к выполнению домашних поручений, устанавливая этапы и сроки его выполнения, способствует воспитанию внимания, самостоятельности и организованности, ответственности за порученное дело, качеств важных для формирующейся личности ребенка, в недалеком будущем ученика первого класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "Роль семьи в трудовом воспитании"...

Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"

Консультация для родителей "Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников"...

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»

Консультация для родителей «Роль семьи в трудовом воспитании дошкольников»...