Консультация для родителей «Книжки добрые читать».
консультация

Шипилова Наталия Васильевна

 Консультация для родителей «Книжки добрые читать».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx16.47 КБ

Предварительный просмотр:

                    Консультация для родителей

                                 «Книжки добрые читать».

        Все родители время от времени покупают своим детям книги. Но, выбирая их в современном книжном магазине, немудрено растеряться среди многообразия детских изданий. Одни родители предпочитают покупать модные новинки, другие – осторожничают, выбирая для своих детей классику, на которой воспитывались сами. А есть категория родителей, которые вообще не задумываются над этим и покупают что придётся или не покупают вовсе.

        Остановимся подробнее на старых добрых книгах. Почему же они до сих пор востребованы и любимы даже современными детьми?

         Безусловно, советские книги были написаны талантливыми писателями и поэтами, уважающими и любящими маленького читателя и воспитывающими в нём личность. Язык этих книг понятен каждому малышу. Они пробуждают в детских сердцах доброту, глубоко и надолго западают в умы и души детей. Ненавязчиво и с интересом они учат противостоять глупости, жадности, злу и расчёту. Героям этих произведений хочется подражать.

        А иллюстрации! Вы помните те добрые рисунки, чёрно – белые и цветные, которые можно было рассматривать по многу раз и каждый раз находить что – то новое. Всем нам известны такие замечательные художники – иллюстраторы, как В. Лебедев, ю. Васнецов, Е. Чарушин, Е. Рачёв,                     А. Савченко, В. Сутеев и др. Они очень разные, и у каждого из них особый творческий подход, но их рисунки не только полностью раскрывают содержание книги, они очень красивы, понятны и привлекательны для любого читателя.

        Советские книги издавались долго и тщательно огромными по современным меркам тиражами, стоили недорого, и все равно их на всех не хватало. А сейчас тиражи снизились вместе с качеством подготовки книг, зато значительно увеличился ассортимент и количество издающих организаций. К сожалению, нынешние издатели делают ставку не на качество, а на количество, поэтому несмотря на яркое разнообразие детских книг, родителям приходится быть начеку. Ведь среди всего этого книжного изобилия довольно трудно выбрать по – настоящему хорошую книгу.

         Самая острая проблема современной детской литературы – тот факт, что в книгах сейчас практически не встретишь талантливых поэтов, уважающих своих читателей. Как вам понравится такое стихотворение (не будем называть его автора):

         На крыльце хвалился гусь:

         Никого я не боюсь.

         Если только захочу –

         Индюка я растопчу.

         А козе – то, га – га – га,

         Обломаю я рога.

        Утоплю свинью в корыте –

        Вы со мною не шутите.

      Чему это стихотворение может научить маленького ребёнка? А сколько ещё выпускается нескладных жестоких и непонятных для малышей стихов! Если издательства и дальше будут печатать все без разбора, рано или поздно настоящая поэзия просто исчезнет, так и останется «в столе».

       Сейчас практически каждый человек может что – то написать и издать. Поэтом, зачастую «писателями» становятся люди, далёкие от детей и их интересов. Однажды в тоненькой книжечке для малышей современного автора (опять же не будем указывать его фамилию), среди нескольких рассказиков о то, как вести себя ребёнку в проблемной ситуации, попался один, под названием «Кто что делает?». Вот небольшой его отрывок: «Митя и его любимый зайка на полу сидят, мешочки на коленках держат. Митя уже свой мешочек развязал. Что в нём, как ты думаешь? Мама сидит в большом мягком кресле и разговаривает по телефону. Аня мешает маме. Она кричит: «Дай мне трубку, дай!» Громко кричит! Мишка за кресло спрятался. Он не любит, когда Аня кричит и капризничает». Согласитесь, весьма неприглядная семья. Во – первых, каждый занят своим делом. Почему бы не рассмотреть ситуацию, когда мама и дети что – то мастерят вместе? Во – вторых, получается странная мама: не понятно, сколько времени она уже проговорила по телефону и долго ли ещё собирается говорить? В – третьих, бедная Аня – наверное, она уже целый час так кричит и плачет, но мама не обращает на неё внимания, к тому же Аня ещё и мешает маме! Разве можно здесь говорить о детской психологии и педагогике?

         Остановимся ещё на одной проблеме современных книг. Сейчас распространена практика печатать тексты для детей в сокращении. С одной стороны, это правильно – ведь малышу ещё тяжело уследить за ходом длинного повествования. Но с другой, адаптация – это не бездумное кромсание текста. А когда из рассказов и сказок убираются «ненужные мелочи» и заменяются безвкусными и «упрощёнными» иллюстрациями, в итоге получаются какие –то обрывки сюжета, порой искажённые до неузнаваемости. Например, в одном издательстве решили, что для знакомства с известной сказкой Г. Х. Андерсена вполне достаточно вот такого текста: «В небольшом пруду около птичьего двора жил маленький Утёнок. Он был несчастным, потому что был некрасив. Обитатели птичьего двора смеялись над ним и называли «Гадким Утёнком». Однажды Утёнок не выдержал и ушёл куда глаза глядят. Он забрёл на ферму, где ему разрешили пожить в старой бочке. Так прошла зима. Наступила весна, и Утёнок захотел поплавать в родном пруду. Он вернулся. И никто не узнал в красивом лебеде «Гадкого Утёнка». В один прекрасный день он встретил стаю лебедей и улетел с ними в дальние края». Нам думается, комментарии излишне.

          Сегодня много действительно хороших, красочно и грамотно иллюстрированных книг, да и возможности современных типографий позволяют выпускать книги на высшем художественно полиграфическом уровне. Но все же к иллюстрациям в детских книгах тоже есть некоторые замечания. Хотелось бы, чтобы крокодил был похож на крокодила и был бы зелёного цвета, а не оранжевого. Бывает, художники рисуют очень сухо, схематично и однообразно, а бывает наоборот – слишком ярко, приторно и навязчиво, в то время как иллюстрации в детской книге должны помогать ребёнку накапливать знания об окружающем мире, стимулировать развитие интереса, воображения, пробуждать в ребёнке его творческие способности, давать пищу для размышлений.

          Поэтому, уважаемые родители и педагоги, давайте внимательно выбирать литературу для наших детей, скурпулёзно изучая содержание и оценивая оформление, чтобы не допустить возможной встречи детей с второсортными книгами. Ведь от того, какие книги читает ребёнок, во многом зависит, каким человеком он станет. Уже говорилось о том, что сейчас довольно сложно найти книги новых талантливых авторов, но, к сожалению, похожая ситуация складывается и с художниками – иллюстраторами. Очень бы хотелось, чтобы иллюстрации отражали сюжет произведения, а не были бы самостоятельной фантазией художника.

          Ведь иллюстрированная книга – это фактически окно в мир для малыша, она даёт представление об окружающем мире, будит воображение и творческие способности ребёнка, даёт пищу для размышлений.

(журнал «Воспитатель ДОУ» №3, 2010г., Стр.121)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

консультация для родителей. "Книжки в вашем доме"

«Книжки в Вашем доме»Консультация для родителей.Советы по оформлению детской домашней библиотеки.                            ...

Консультация для родителей "Книжки-малышки своими руками"

Книжка-малышка для детского сада своими руками может стать для малыша самой любимой игрушкой, ведь он тоже принимал участие в ее оформлении и вместе с родителями вложил в нее свой труд и частичку свое...

Консультация для родителей «Книжки для малышки»

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг....

консультация для родителей "Книжки в вашем доме".

Консультация на тему: "Книжки в вашем доме"....

Консультация для родителей «Книжки для малышки»

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Ещё несколько ...

Консультация для родителей «Книжки для малышки»

Всем родителям хочется, чтобы их ребёнок вырос умным и любознательным. Пока он ещё совсем мал, одним из немногих, на взгляд взрослых, занятием, развивающим малыша, является чтение книг. Ещё несколько ...